Российская стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 предназначенная для нанесения высокоточных ударов по стратегическим объектам в глубоком тылу врага.

История разработки

В 1975 году было предложено разработать малогабаритную ядерную крылатую ракету. Тогда коллектив МКБ «Радуга» выступил с инициативой создания нового типа малогабаритных ракет с ядерной боевой частью, позволяющих значительно повысить боевое могущество отечественных ВВС. Стратегические ядерные крылатые ракеты имели значительное преимущество перед атомными бомбами — бомбардировщик не входил в зону поражения средствами ПВО противника по причине большой дальности пуска ракеты от цели.

Неизвестно, по каким причинам, но изначально предложение было отклонено. Однако уже в следующем году его приняли, и, более того, завод начал работу по ускоренной разработке этого типа оружия. Таким образом, ракета Х-55 была задумана и воплощена в жизнь коллективом МКБ «Радуга». Однако, удалось это не сразу. Нужно было ещё наладить производство данных ракет и испытать их в войсках.

Первые образцы ракет стали собирать в Дубне, по причине загруженности Харьковского завода сборкой ракет Х-22 «Буря». Постепенно производство было полностью перенесено в Харьков. Полигонные испытания ракеты проводились до 1983 года. Ракета Х-55 официально принята на вооружение в декабре 1983 года, однако некоторые войсковые испытания проводились в 1984 году. В 1986 году производство было перенесено в Киров.

Описание

Ракета Х-55 имеет стартовую массу около 2 тонн. Высота пуска ракеты 200-12000 метров. Длина ракеты составляет около 8 метров, размах крыла более 3 метров. Ракета летит весь полёт на дозвуковой скорости, скорость ракеты 260 м/с. Фюзеляж ракеты на 70% состоит из топливного бака, за счёт чего достигается большая дальность полёта (от 1500 до 3000 км у разных модификаций).

Читайте также  Франция разрабатывает перспективную крылатую ракету

Силовая конструкция представлена шпангоутами, на которых крепятся все приборы, оборудование, они же отвечают за прочную стыковку отсеков ракеты. Так как требовалось максимально облегчить конструкцию, практически все элементы рамы были выполнены тонкостенными.

Ракета Х-55

Существует несколько модификаций ракеты. Базовая версия Х-55 имеет ядерную боевую часть и дальность 2500 км. Модернизированная версия Х-55СМ имеет дальность 3500 км за счёт большего объема топливных баков. Боевая часть ядерная, мощностью 200 килотонн (для сравнения на Хиросиму и Нагасаки сбрасывали бомбы мощностью несколько десятков килотонн, боеголовка самой мощной водородной «Царь-бомбы» более 60 мегатонн, одна мегатонна 1000 килотонн, мощность межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2МП «Тополь» 550 килотонн). Существует неядерный вариант Х-555 с дальностью 1500 км.

Ракета Х-55 способна уничтожать крупные неподвижные объекты. Целью может стать крупный промышленный объект в глубоком тылу. Также целью может стать портовая инфраструктура военно-морских баз, военные аэродромы. Ракета способна уничтожать командные пункты, штабы и узлы связи, создавать бреши в противовоздушной обороне.

Носители

Штатный носитель ракеты Х-55 стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Базовая версия самолёта Ту-95 принят на вооружение в конце 1950-х годов, первый полёт совершил в 1952 году. Самолёт эксплуатируется более 65 лет, за годы своей эксплуатации было разработано множество разных модификаций для различных задач.

Первые модификации самолётов должны были использоваться для ядерных бомбардировок вероятного противника. Существовала разведывательная модификация самолёта (Ту-95РЦ), было несколько пассажирских версий самолёта (Ту-114, Ту-116). Был разработан самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ту-126. Существует противолодочная версия Ту-142.

Ту-160 «Белый Лебедь» (сверху), Ту-95МС «Медведь» (снизу)

Современная версия Ту-95МС имеет совершенно другие задачи, концепция применения в корне отличается от первых модификаций. Первые Ту-95 использовали ядерные бомбы, бомбардировщики должны были сбрасывать бомбы над целью. Концепция применения Ту-95МС вообще не подразумевает применение бомб: задача самолёта быть «мобильной воздушной пусковой установкой» стратегических крылатых ракет.

Читайте также  Дистанционный смотритель

Де-факто ракета Х-55 важней чем бомбардировщик. Задача Ту-95МС лишь доставить ракету в определенную точку земного шара для большей оперативности. Ракета запускается из нужной точки планеты и летит тысячи километров до своей цели, координаты которой заранее известны. Большая грузоподъемность Ту-95МС (более 20 тонн) позволяет брать 6-12 таких ракет.

Фактически только кардинальное пересмотрение тактики применения этого «доисторического» самолёта позволяет ему до сих пор находится на вооружении ВКС России. Ту-95 пережил не одно поколение вражеских истребителей, одной из задач которых было уничтожение бомбардировщика. Мало того, ВКС недавно приняло модернизированную версию Ту-95МС — Ту-95МСМ, вооруженный крылатой ракетой Х-101, имеющей дальность пуска до 5500 км и использующей стелс-технологии.

Х-55 на фоне пропеллеров турбовинтового двигателя НК-12 бомбардировщика Ту-95МС

Ракету Х-55 также используют:
-стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый Лебедь»;
— стратегический бомбардировщик Ту-22М3;
— фронтовой бомбардировщик Су-34 «Утёнок» (самолёт берет два дополнительных подвесных топливных баков, что увеличивает его боевой радиус до уровня стратегического бомбардировщика).

AGM-86 «ALCM»

Сравнение с аналогами

AGM-86 «ALCM» — американская стратегическая авиационная ракета, предназначенная для нанесения высокоточных ударов на дальностях до 2800 км. Ракета существует в двух вариантах: ядерном и осколочно-фугасном. Ядерный вариант имеет боеголовку W80-1 с переменным энерговыделением, имеющим мощность 5-150 килотонн. Осколочно-фугасный вариант имеет боевую часть массой 950 кг. Скорость крылатой ракеты составляет 775-1000 км/ч.

Неядерная крылатая ракета Х-555 применялась Дальней Авиацией ВКС России во время военной операции России в Сирии.

/Александр Растегин/

15 КОММЕНТАРИИ

  1. единственное, что хотелось бы уточнить — на каждой фотографии различные ракеты. в бомболюке висит ракета без каких-либо выступающих деталей, на следующем снимке там уже крылышки и снизу какая-то байда, на очередном снимке ракета совершенно другой формы (классический цилиндр), зато крылышки куда солиднее… прошу уточнить — это одна и та же ракета, или просто для иллюстрации накидали различных крылатых не заморачиваясь? я не спец по ракетам, просто интересно…

      • ии-и-и-и??? кэп, это ты???))))) а чтоб худеть — надо не есть, а чтоб быть здоровым — надо не болеть…))))) коля — а чего потолковее сказать не можешь?((((( или так — засветиться захотел? ню-ню…

  2. Ракета Х-55 имеет длину 5.88 метра, а не около 8 метров. Массу Х-55 не около 2 тонн, а Х-55 1185 кг (Х-55СМ — 1465 кг).
    Про то что Су-34 или Ту-22М3 носитель данной ракеты, молчу : где фото доказательства.
    Одним словом пишет автор с потолка…

    • Су-34 и Ту-22М3 способны нести Х-55. Так пишут многие источники. Если не верите посмотрите сами. Даже чисто технически если, как вы говорите Х-55СМ имеет массу 1465 почему Су-34 не сможет взять эти ракеты при стандартной бомбовой нагрузке 8 тонн?

  3. Ту22м3 может нести ее только на внешней подвеске, она просто не влазит в бомбоотсек по длине. Но не более трёх штук, то есть не имеет смысла.
    Су-34 возможно и поднимет, но не более двух штук. Возможны проблемы с центровкой. В общем тоже не имеет смысла.

  4. Как форс мажор возможно, но у НАТО всё-таки ПВО есть и для звёздного налета нужно на порядок больше, то есть сотни три минимум.
    Не будем увлекаться невидимостью и несбиваемостью, ракеты такого класса легко сбиваются из ПЗРК. В 1991 иракцы так и делали. Для гарантированного поражения целей нужно две-три три сверхзвуковых ракеты на одну цель или восемь-десять дозвуковых, типа томагавк или х55. Все давно посчитано.
    В общем при большой войне, как форс мажор, пойдет.

  5. Вы путаете мух с котлетами. Су 34 никак не «стратег» он даже 4500 км не пролетит. Ту 22м3 тоже по нынешним меркам не чемпион по дальности если не ошибаюсь
    6 000км зато 24 000кг нагрузки….в 3 раза больше чем Су 34. Да и под Су 34 можно 2 штуки (как их там х-55 подвесить) но какой толк 12 машин гонять? Тут елемэнтарно посчитать….более 11 тонн карасину залить в один Су 34….а скока керосину надо залить в 12 машин?
    133 тонны выходит, а мож и больше. В один Ту22м3 влазит 55 535 литров. Он и дальше летит, и больше внутри таскает, и смысл гонять Су 34 (имеется ввиду на расстояние больше 4 000 км). Выкатят ЛК малозаметное и малоподвижное типа замена для Ту 95МС и Ту 22м3….так там же цена этого летающего крыла баснословная…

    • Для ПВО противника, чем больше носителей, особенно высокоманевренных, как Су-34, тем более вероятность их прорыва и успешного пуска, нежели тяжялые и заметные стратеги, и более загруженные. При уничтожении стратегов и количество уничтоженных Х-555 увеличивается значимо . И не надо забывать, что так спокойно будет дана возможность подходить к рубежам пусков.. Когда пойдёт такой крупный разбор, керосин только семечки и не в счёт…

  6. Х-55 только для уничтожения басмачей и подойдет. Любая более-менее современная ПВО помножит их на 0, независимо от количества ракет в залпе. Она технологически не сильно опередила Фау-1.
    Ни сверх-звука, ни маневра, ни малозаметности и про точность забавно написано: «крупные неподвижные объекты» — надеюсь, в Англию она попадет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя