Вооруженные силы всего мира должны продолжать модернизацию стоящих на вооружении устаревших бронемашин для того, чтобы сохранить высокие уровни защиты и их высокий боевой потенциал. Рассмотрим программы модернизации различных платформ, реализуемые в настоящее время.

Немногие армии сегодня могут позволить себе каждые 20 или 25 лет обновлять существующие парки гусеничных и колесных боевых бронированных машин (ББМ), закупая совершенно новые машины. Поэтому сильна тенденция модернизации платформ с целью продления их срока эксплуатации и одновременного повышения возможностей. Хотя подвижности бронированных машин придается большое значение, большинство модификаций направлено на повышение уровней защиты и огневого могущества.

Традиционно самый высокий уровень защиты для ББМ обеспечивается в лобовой проекции — самом вероятном направлении атаки. Впрочем, в современных конфликтах атаковать могут с любого направления, включая подрыв на мине или атаку сверху, что заставляет устанавливать дополнительную защиту. Это может быть броня пассивного типа, элементы динамической защиты или их комбинация. В кормовой проекции часто используются решетчатые экраны для обеспечения защиты от противотанкового вооружения с одной фугасной боевой частью.

Популярные доработки

Существуют ограничения по количеству брони, которую можно установить на ББМ, не ухудшив ее подвижность. По этой причине интегрируются комплексы активной защиты и оптико-электронного подавления с целью повышения уровня живучести платформ. Хорошим примером в этом отношении является израильский танк Merkava Mk4, оборудованный комплексом активной защиты Trophy от компании Rafael Advanced Defense Systems.

Задняя часть башни танка Меркава с установленным КАЗ Trophy. Видны задние радиолокационные станции

Радар КАЗ Trophy и симулятор пускового устройства

Устаревшие подсистемы должны заменяться, когда запасные части уже не изготавливаются головными исполнителями или когда технологии просто-напросто ушли далеко вперед. Оборудование ночного видения, которое многие годы относилось к пассивному типу и базировалось на электронно-оптических преобразователях, все чаще принимает в свои ряды тепловизионные системы, позволяющие значительно улучшить обнаружение потенциальных целей и соответственно их нейтрализацию на больших дистанциях и почти при любых погодных условиях.

Подобным же образом гидравлическое оборудование стабилизации и управления пушкой теперь заменяется более безопасными и надежными электрическими эквивалентами.

Современные ББМ просто напичканы электронным оборудованием, многие из них оборудованы системами кондиционирования, РХБ-защиты, системами управления боем, дистанционно управляемыми модулями вооружения (ДУМВ), компьютеризированными системами управления огнем, камерами кругового обзора и электронными средствами постановки помех самодельным взрывным устройствам.

Всем этим устройствам необходимо такое количество электроэнергии, какое существующая электрическая конфигурация не может обеспечить и поэтому необходима модернизация. Некоторые машины также имеют на борту вспомогательную силовую установку (ВСУ), которая позволяет всем основным подсистемам работать при заглушенном двигателе.

В большинстве случаев эти работы по модернизации выполняются головным изготовителем платформы в качестве профильного предприятия, хотя и другие подрядчики могут заняться ею, особенно это справедливо для более легких машин. Например, помимо головной производителя AM General еще несколько компаний предлагают варианты модернизации вездесущего бронеавтомобиля HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle).

За последние годы общая масса многих ББМ, стоящих на вооружении, значительно увеличилась. Это связано главным образом с тем, что с целью повышения уровня живучести устанавливают более тяжелую дополнительную броню. Это, как правило, влечет за собой установку нового, более мощного двигателя с модернизированной трансмиссией, а также необходимость обновления подвески и тормозов для восстановления прежних скорости и ускорения.

Ручные трансмиссии заменяются полностью автоматическими моделями, позволяющими водителю сконцентрироваться на своей основной задаче. Бурное развитие электроники дает возможность без проблем встраивать в машины будущие технологии и новые, автоматически конфигурируемые системы по мере их появления.

Трансформация танков

Французское агентство оборонных закупок в рамках программы Scorpion выдало в 2015 году компании Nexter Systems контракт на сумму 390 миллионов долларов, согласно которому будут модернизированы 200 танков Leclerc французской армии. На платформе будут заменены устаревшие системы, ее живучесть будет повышена, а после модернизации она получит обозначение Renovated Leclerc. Первые два прототипа по планам должны быть изготовлены в 2019 году, а поставки обновленных танков должны завершиться в 2028 году.

Компания Nexter продала Арабским Эмиратам 388 этих танков (плюс еще 46 ремонтно-эвакуационных машин), которые были изготовлены в улучшенном стандарте и оптимизированы для эксплуатации в жарком климате Ближнего Востока. На эмиратские ОБТ Leclerc установлен не французский, а немецкий силовой блок МТU EuroPowerPack мощностью 1500 л.с. наряду с немецкой ВСУ.

На выставке IDEX в этом году компания в Абу-Даби компания Nexter представила варианты модернизации танка, доступные для ОАЭ, включая противоминную защиту и улучшенные блоки защиты в передней части башни. Подобная модернизация была проведена на 100 ОБТ Leclerc из последней партии, поставленной французской армии. ОАЭ уже купили комплект защиты Azur, включая дополнительную защиту бортов и решетчатые экраны в корме, подписав контракт на выставке IDEX 2011.

Вариант модернизации танка Leclerc на выставке IDEX 2017

Модернизацию своих ОБТ также проводят немецкие вооруженные силы. Первый немецкий танк Leopard 2 был изготовлен компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW) в 1979 году и с тех пор эта платформа постоянно совершенствовалась. Все 62 машины в новейшем варианте Leopard 2A7 будут поставлены первому зарубежному покупателю, Катару, к концу этого года.

Все модели танка Leopard 2, вплоть до версии Leopard 2A5, вооружены 120-мм гладкоствольной пушкой Rheinmetall L44 (длина ствола в калибрах), тогда как варианты 2А6 и 2А7 имеют гладкоствольную пушку L55 со стволом длиной 55 калибров и множество других доработок. L55 имеет увеличенную дальнобойность при стрельбе бронебойным оперенным подкалиберным снарядом.

Немецкая армия получит 104 танка Leopard, модернизированных до стандарта 2A7V, отличающегося, в том числе, своей 120-мм гладкоствольной пушкой Rheinmetall L55A1, способной стрелять боеприпасами нового поколения, включая программируемый осколочно-фугасный снаряд Rheinmetall DM11. До нового стандарта будет доведено 68 танков Leopard 2A4 из наличия шведской армии, 16 танков 2А6 из наличия голландской армии и 20 танков 2A7, находящихся на вооружении Бундесвера.

Помимо головного производителя KMW компания Rheinmetall Landsysteme, изготовившая большое количество ОБТ Leopard 2, также занимается модернизацией этой платформы. Обновленная система, первоначально получившая название Rheinmetall Revolution, будет известна как Leopard 2 Advanced Technology Demonstrator (продвинутый образец для демонстрации технических усовершенствований).

Компания Rheinmetall уже поставила Индонезии 103 танка Leopard 2, из которых 61 машина в варианте Leopard RI (Republic of Indonesia) и 42 машины в варианте Leopard 2A4+, оборудованном системой кондиционирования. Вариант RI прошел расширенную модернизацию, в которую вошли система кондиционирования, электрические приводы вооружения, ВСУ, камера заднего вида, новый комплект пассивной защиты лобовой проекции и решетчатые экраны для защиты кормы танка.

Компания Rheinmetall выиграла конкурс по модернизации 110 ОБТ Leopard 2 для Польши. В этом танке оставлена 120-мм гладкоствольная пушка L44, но будет интегрирована улучшенная СУО и установлен новый комплект пассивного бронирования. Модернизацию намечено завершить к 2020 году. Представитель компании заявил, что этот модернизационный комплект подходит для стран, которые желают интегрировать свои собственные технологии и не ограничиваться технологиями, одобренными KMW и немецким правительством для операторов танка Leopard (так называемое сообщество Leoben).

Модернизация танка Leopard 2 RI включает комплект пассивной брони для защиты лобовой проекции

Немного о колесах

Несмотря на внешние отличия, модернизация колесных машин стремится сосредоточиться приблизительно на тех же сферах, что и модернизация гусеничных машин, а именно летальности, ходовых качествах, защите и более высоком уровне взаимодействия.

Финская компания Patria имеет большой опыт модернизации колесных машин. Ее представитель заявил, что «это очень важная cфеpa деятельности Patria» и размах этих модернизаций обусловливается потребностями заказчика и определяется в тесном сотрудничестве с конечным пользователем.

«Спектр услуг варьируется от замены одного устаревшего компонента до полномасштабного капитального ремонта и модернизации всей машины, включая возвращение к состоянию «как новая» и добавление новых возможностей за счет реализации новых технических решений».

Компания Patria повышает уровни защиты модернизируемых платформ за счет установки комплектов дополнительной брони, при создании которой используются последние достижения в области материаловедения, заменяет устаревшее вооружение более продвинутыми системами большего калибра и обновляет коммуникационные системы. Повышение общей массы компенсируется за счет установки более мощных силовых блоков и новых систем подвески.

Представитель компании добавил, что с годами эргономика экипажа и безопасность становятся всё более важными; это приводит к установке систем кондиционирования, взрывопоглощающих сидений с ремнями безопасности, а также систем обнаружения возгорания и пожаротушения.

В 2013 году компания объявила о том, что заключила контракт с финскими вооруженными силами на модернизацию бронетранспортеров ХА-180 Pasi 6×6, которые поступили на вооружение еще в начале 80-х годов.

Бронемашина ХА-180 на учениях Cold Responce 2010

Patria начала модернизацию, модификацию и капитальный ремонт машины и ее компонентов еще в 90-е годы. В основном это были машины из миротворческого контингента ООН в Ливане. «У нас есть опыт модернизации этой платформы, ведь мы серьезно занимались на нашем заводе обслуживанием машин, возвращавшихся с этой миссии».

Компания Patria испытала и утвердила несколько вариантов модификации ХА-180 с тем, чтобы их реализовать в качестве комплекта модернизации на среднем сроке эксплуатации. Финский проект модернизации ХА-180 в настоящее время находится на этапе серийного производства; идет процесс постепенного обновления техники финской армии.

Компания также предлагает модернизацию своих же машин серии ХА-200, которые после обновления получат обозначение ХА-220. Представитель компании Patria сказал, что «машины этой серии, изготавливавшиеся с 1997 по 2005 год, достигнут срока среднего ремонта уже в ближайшие годы».

Модернизация включает новую электрическую систему с аккумуляторами с пропитанными стекловатными матами и щитком управления электропитанием, обновленную подвеску с регулируемыми амортизаторами, светодиодные фары и сиденьями экипажа в стиле более новой бронемашины AMV. Дизельный двигатель Valmet будет также заменен дизельным же двигателем Cummins ISLe 8.9.

Разнообразные усовершенствования

В России было изготовлено свыше 21000 танков серии Т-72; кроме того, их лицензионным производством занимались в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии. Россия завершила их производство в 1990 году. Сегодня корпорация «Уралвагонзавод» предлагает множество модернизаций для танка Т-72 с включением технологий серийно выпускающейся модели ОБТ Т-90.

Одной из наиболее интересных российских модернизаций танка Т-72 является вариант для городского боя, который имеет защищенную башенку командира, вооруженную 12,7-мм пулеметом, установленный впереди бульдозерный отвал и улучшенный комплект бронирования с элементами динамической защиты.

Классика жанра — Т-72

Кроме «Уралвагонзавода» имеется еще несколько подрядчиков, которые пытаются закрепиться на рынке модернизации Т-72/Т-90, включая израильскую Elbit Systems, которая добилась определенного успеха со своими оптико-электронными системами. Французская компания Renk разработала силовой блок для этой платформы который включает новый дизельный двигатель, трансмиссию Renk (такая же стоит на танках Leclerc французской армии) и новую систему охлаждения.

Британская компания Vickers Defence Systems (сегодня BAE Systems Land UK) в свое время изготовила 400 ОБТ Challenger 2 (фото внизу) на своих теперь уже закрытых заводах в Лидсе и Ньюкасл-апон-Тайне. Ожидалось, что танк Challenger 2 пройдет программу поддержания возможностей Capability Sustainment Programme, но она была урезана до программы продления срока эксплуатации танка Challenger 2, LEP (Life Extension Programme), целью которой является замена устаревших подсистем.

Компании ВАЕ и Rheinmetall получили контракты на первый этап программы LEP. Ожидается, что контракт по второму этапу приведет к серийному производству. На данный момент запланировано модернизировать 227 машин, хотя это количество может быть сокращено.

Список модернизаций ОБТ не будет полным без упоминания американского танка М1 Abrams. Производство М1А2 на танкостроительном заводе компании General Dynamics Land Systems в штате Огайо завершено, но модернизации до новейшего стандарта М1А2 System Enhancement Package (SEP) V3 продолжаются. Усовершенствования включают дополнительную генерируемую электрическую мощность, больше сетевых возможностей, повышение живучести, канал передачи данных на боеприпас и ВСУ. Для операций в Ираке американская армия закупила комплекты дополнительного оборудования и бронирования, повышающие боевые возможности танка в городских условиях TUSK (Tank Urban Survival Kit), которые помимо всего прочего включают усиленную защиту и систему ситуационной осведомленности.

Новейший вариант американского танка М1А2 SEPV3

Также набирает популярность процесс, который нельзя назвать модернизацией в чистом виде. Он заключается в переделке излишков корпусов танков в новые платформы. Например, ОБТ Leopard 2 был переделан компаниями Rheinmetall и RUAG в инженерную бронемашину Kodiak, которая была продана в Нидерланды, Сингапур, Швецию и Швейцарию. Под руководством компании KMW лишние танки Leopard 2 также переделываются в танковые мостоукладчики Leguan.

Еще один пример платформы, базирующейся на шасси танка Leopard 2, — бронемашина Wisent 2, разработанная компанией FFG. Уникальная особенность Wisent 2 заключается в том, что она может использоваться как в качестве инженерной, так и в качестве ремонтно-эвакуационной машины. Эта платформа была продана в Канаду, Норвегию, Катар и ОАЭ.

Турецкая компания FNSS модернизировала бронетранспортеры М113 для Саудовской Аравии, установив на них новый комплект пассивной брони, установки дымовых гранат Galix в передней части корпуса и 120-мм минометную установку дульного заряжания

Боевой прикид

Еще не так давно стандартной боевой машиной пехоты немецкой армии была БМП Marder 1 производства Rheinmetall Landsysteme. До 1975 года было изготовлено в общей сложности 2136 машин и с того времени они множество раз проходили модернизации. Со временем БМП Marder 1 подверглась небольшой модернизации, в результате которой, на лафете справа от пушки была установлена пусковая установка противотанковых управляемых ракет «Милан», в кормовой части корпуса смонтирован 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением.

Базовая модель имела обозначение Marder 1A1 (фото внизу). Далее следуют модификации: Marder 1A2, снабженная тепловизионными системами наблюдения, системой стабилизации пушки в двух плоскостях, усовершенствованными баками и системой охлаждения двигателя, Marder 1A3 с усиленной броневой защитой, Marder 1A5 с усиленной защитой от воздействия поражающих факторов при взрыве мин. Кроме того, существует ряд промежуточных модификаций, различающихся в основном составом радиооборудования.

С целью замены устаревшего парка Marder в 2015 году немецкая армия начала принимать поставки новых БМП Puma; планируется принять на вооружение 350 этих машин. Впрочем, планируется оставить на вооружении более 100 бронемашин Marder 1. Эти машины пройдут обширную модернизацию, в том числе будет установлена новая башня с вооружением более крупного калибра.

Компания Rheinmetall также продала излишки машин Marder 1A3 в Чили и Индонезию; там они прошли скорее не модернизацию, а капитальный ремонт. Новейший вариант платформы получил обозначение Marder 1A51; 35 таких машин эксплуатировались в Афганистане.

Кроме того, компания Rheinmetall предлагает модернизированную БМП Marder с поднятой крышей, а также вариант среднего танка с такой же башней, как у итальянского 105-мм самоходного орудия Centauro (6×6) MGS.

На вооружении американской армии стоит БМП М2 Bradley производства ВАЕ Systems, последний вариант которой после многочисленных модернизаций получил обозначение M2A3 Bradley. В общей сложности армия приняла на вооружение свыше 6000 БМП М2 Bradley и боевых разведывательных машин МЗ Bradley; последняя платформа вышла из стен завода в Сан-Хосе в 1995 году. Саудовская Аравия также купила 400 бронемашин М2 Bradley. Машина оборудована двухместной башней, вооруженной 25-мм пушкой М242 с двойной подачей разработки Orbital ATK Armament Systems, 7,62-мм спаренным пулеметом и двумя пусковыми установками ПТУР Raytheon TOW на левом борту.

Многие модернизации Bradley были сосредоточены на живучести, с этой целью была установлена дополнительная пассивная броня и элементы динамической защиты. Из-за них масса машины увеличилась примерно до 39 тонн, вследствие чего ухудшилась подвижность, в том числе ускорение и удельная мощность. Проблемы были решены за счет реализации нескольких предложений о внесении технических изменений, направленных на восстановление характеристик.

Экипаж бронемашины M2A3 Bradley ведет стрельбу ПТУР TOW

Американская армия также является оператором большого парка бронетранспортеров серии М113, но они больше не имеют достаточной подвижности или защиты для действий в одних боевых порядках с БМП М2 Bradley и танками М1А1/М1А2. По этой причине они будут заменены многоцелевой платформой AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle), которая по существу представляет собой бронемашину М2 Bradley со снятой башней, оснащенную новым комплектом бронирования, включая блоки динамической защиты. Впрочем, программа AMPV нацелена на замену лишь 2897 машин М113 на уровне бригады и ниже в бронетанковых бригадах; в эту программу не войдут 1922 машины в частях боевого обеспечения выше уровня бригады. Будущее этих последних машин неопределенно, возможно, что вскоре они пройдут модернизацию.

Свыше 72000 бронетранспортеров М113 в различных вариантах было изготовлено в США и по лицензии в Италии. Много машин до сих пор остается на вооружении ряда стран. Несколько подрядчиков предлагает модернизацию этой платформы, включая, например, турецкую компанию FNSS Savunma Sistemleri, которая выполнила модернизацию свыше 1000 бронемашин М113 для Саудовской Аравии.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. нормальный процесс, деньги считать любят все… самый важный момент — что именно делается в виде модернизации, реальное повышение характеристик или только «для галочки». встречается как то, так и другое — в зависимости, как именно заказчики воспринимают свою армию, как что-то близкое и необходимое, или как средство повышения личного благосостояния.
    ну, и очень важный момент — сколько резерва для модернизации было заложено при проектировании исходной БМ и сколько уже ее «допиливали»… хороший пример уже полностью выработанного ресурса для модернизаций — американская М-113. турецкий вариант «модернизации», описанный в статье — это даже не косметические изменения, это классический пример «попила бабла». установить в БМ банальный ротный (ну, или полковой) миномет, и назвать это бронетехникой… стрельба только со стационарной позиции, открытый сверху корпус, огневая мощь на уровне пехотного подразделения… саудовские генералы лично на этой технике воевать не собираются!
    спасибо автору за информацию.

  2. «Базовая модель имела обозначение Marder 1A1 (фото внизу). Далее следуют модификации: Marder 1A2, снабженная тепловизионными системами наблюдения, системой стабилизации пушки в двух плоскостях»
    У Мардера нет стабилизации вооружения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя