Одной из основ надводного флота военно-морских сил Соединенных Штатов являются ракетные крейсера типа Ticonderoga. Корабли этого проекта, способные нести большое количество ракетного, артиллерийского и минно-торпедного вооружения, служат с начала восьмидесятых годов и решают широкий круг боевых задач. Тем не менее, часть этих крейсеров уже отличается достаточно большим возрастом, и потому в скором будущем должна завершить свою службу. Списание боевых кораблей может привести к определенным потерям в контексте общей боеспособности флота.

Головной крейсер USS Ticonderoga (CG-47), по имени которого была названа вся серия, заложили в 1980 году и передали ВМС в начале 1983-го. Летом 1994 года флот получил последний 27-й корабль проекта. Интересной особенностью проекта «Тикондерога» стала переработка комплекса вооружения. Так, первые пять крейсеров имели специализированные пусковые установки для ракет разных типов. Все последующие корабли, начиная с USS Bunker Hill (CG-52), оснащались универсальными вертикальными пусковыми установками Mk 41.

В 2004-2005 годах первые пять кораблей серии, отличавшиеся менее совершенными средствами хранения и запуска ракет, были выведены из боевого состава флота. Прочие, оснащенные универсальными пусковыми установками, продолжили службу. Тем не менее, в обозримом будущем флоту придется отказаться и от них. Сроки службы крейсеров приближаются к максимально допустимым значениям, что соответствующим образом сказывается на их перспективах.

В 2020 году корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53), принятые в состав ВМС США в 1985 году, отметят 35-летие службы. При этом максимальный срок службы крейсеров типа «Тикондерога» определен именно на уровне 35 лет. Таким образом, американскому флоту придется списать их и затем отправить на разделку. Кроме того, темпы поставок кораблей в восьмидесятых годах прошлого века должны привести к постепенному отказу от части оставшихся кораблей.

Американское издание Defense News не так давно смогло получить доступ к ряду документов, оговаривающих дальнейшее развитие надводного флота ВМС Соединенных Штатов. Согласно этим бумагам, командование ВМС намерено до 2026 года включительно списать 11 ракетных крейсеров Ticonderoga. Прочие корабли, однако, должны будут пройти ремонт и модернизацию, по результатам которых смогут продолжать службу в течение нескольких следующих десятилетий.

Крейсер USS Bunker Hill (CG-52) — один из первых кораблей, подлежащих выводу из состава ВМС

По данным Defense News, в 2020 году «на иголки» отправят корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53). В следующем 2021-м из состава флота выведут USS Antietam (CG-54) и USS Leyte Gulf (CG-55). В 2022 году завершится служба крейсеров USS San Jacinto (CG-56) и USS Lake Champlain (CG-57). 2023-й пройдет без сокращений, но уже в следующем году флот останется без кораблей USS Philippine Sea (CG-58) и USS Princeton (CG-59). В 2025 году службу закончат USS Normandy (CG-60) и USS Monterey (CG-61). Предлагаемая программа списания «Тикондерог» завершится в 2026 году вместе с выведением из боевого состава корабля USS Chancellorville (CG-62).

В результате подобного сокращения в составе военно-морских сил останется лишь 11 крейсеров из 27 построенных. По мере необходимости они будут проходить ремонт и модернизацию, которые позволят продлить сроки службы сверх 35 лет, установленных для первых кораблей серии. Согласно текущим планам, оставшиеся корабли, начиная с USS Cowpens (CG-63), будут оставаться в строю, как минимум, до середины тридцатых годов. Последние корабли могут быть списаны только в середине сороковых или позже.

По целому ряду причин, текущие планы по выведению части крейсеров из состава флота стали причиной споров на разных уровнях. Подобные планы, прямо связанные с состоянием техники, могут иметь серьезные последствия в области национальной безопасности. Существуют определенные риски в контексте количества и качества вооружения. Кроме того, возможны проблемы экономического характера. Очевидным выходом из подобной ситуации, позволяющим избавиться от возможных проблем, является сохранение имеющихся крейсеров в строю.

Бывший офицер ВМС США и ныне аналитик Center for a New American Security Джерри Хендрикс прокомментировал сложившуюся ситуацию и имеющиеся планы следующим образом. Правильным вариантом развития событий он считает включение самых старых крейсеров Ticonderoga в программу ремонта и модернизации Service Life Extension Program. Это, как минимум, будет дешевле, чем строительство новых кораблей с требуемыми характеристиками.

Кроме того, Дж. Хендрикс отметил определенные сложности, связанные с боекомплектом современных кораблей. Вертикальные пусковые установки крейсеров Ticonderoga могут одновременно нести до 122 ракет разных типов. Единственной реальной заменой подобным кораблям в настоящее время являются эсминцы типа Arleigh Bukre, так же оснащаемые установками Mk 41. Тем не менее, боекомплект эсминцев состоит лишь из 96 ракет.

Это означает, что при замене крейсера эсминцем флот теряет четверть доступных ячеек для ракет. По словам Дж. Хендрикса, военно-морские силы действительно нуждаются в этих ячейках. «Нам нужна массовость – нам нужна емкость».

Издание Defense News цитирует Брайана Макграта – специалиста по безопасности из аналитической организации The FerryBridge Group. Он тоже считает, что списание старых ракетных крейсеров может ударить по боеспособности надводных сил ВМС США. Он согласен с тем, что включение 11 кораблей в программу ремонта Service Life Extension Program является наилучшим решением имеющихся проблем.

Также Б. Макграт затронул тему финансов. Он отмечает, что текущие планы по сокращению надводных сил явно говорят об экономических проблемах флота. Для составления сбалансированной программы модернизации, обслуживания, закупок и т.д. необходимы серьезные суммы. При этом, однако, командование, образно выражаясь, теперь урезает не кожу и не жир, но кости флота. Причины этого кроются в неоднозначной политике властей. Новые хозяева Белого дома говорят о необходимости строительства флота из 350 надводных кораблей, но при этом не выделяют должного финансирования. Б. Макграт назвал такие действия властей печальными и безответственными, а также призвал остановить их.

USS Mobile Bay (CG-53)

В соответствии с имеющимися планами, все остающиеся в строю 22 ракетных крейсера типа Ticonderoga будут продолжать службу до 2020 года, после чего начнется постепенное списание самых старых представителей этой группировки. До 2026 года из боевого состава выведут 11 кораблей, прослуживших отведенные им 35 лет. Параллельно будет проводиться модернизация прочих крейсеров, по результатам которой они смогут продолжать службу до середины сороковых годов.

Главной проблемой планируемой программы сокращения крейсеров является уменьшение общего боекомплекта надводного флота с соответствующими последствиями в контексте его боеспособности. Корабли типа Ticonderoga отличаются наличием нескольких пусковых установок с 122 ячейками для ракет различных типов – на 26 больше, чем у эсминцев Arleigh Burke. Нетрудно подсчитать, что при выводе из эксплуатации 11 крейсеров флот в целом потеряет 1342 пусковые ячейки. При строительстве 11 новых эсминцев «Арли Берк» большая часть этих потерь удастся компенсировать, но суммарный боекомплект сократится на две с половиной сотни условных ракет.

Потери такого рода в некоторой мере могут быть компенсированы при помощи новых многоцелевых атомных подводных лодок, несущих крылатые ракеты семейства Tomahawk. Тем не менее, потенциал такой «компенсации» не слишком велик. АПЛ типа Virginia, строящиеся серийно, вне зависимости от модификации несут всего по 12 крылатых ракет. Кроме того, подлодки, по очевидным причинам, не могут нести зенитные ракеты разных типов, входящие в боекомплект надводных кораблей. Как следствие, эсминцы и субмарины – при всех их преимуществах – не смогут полноценно заменить списываемые корабли типа «Тикондерога».

Универсальная пусковая установка Mk 41 может использоваться для стрельбы ракетами разных типов. Среди прочих, в боекомплект такой системы могут входить ракеты-перехватчики, используемые в составе противоракетной обороны. Любопытно, что грядущее сокращение ракетных крейсеров не окажет негативного влияния на развитие американской флотской ПРО стратегического назначения.

Корабль USS Chancellorville (CG-62); его служба завершится в 2026 году

В прошлом, еще на стадии разработки необходимых проектов, командование приняло принципиальное решение: несмотря на определенную унификацию бортовых систем крейсеров Ticonderoga и эсминцев Arleigh Burke, основными носителями противоракетного комплекса Aegis BMD (Ballistic Missile Defense) станут последние. Впрочем, несколько крейсеров тоже получили подобную аппаратуру. Пять кораблей «Тикондерога», оснащенных средствами ПРО, пока не подпадают под действие программы сокращения и смогут продолжать службу в дальнейшем.

Еще на стадии проектирования срок службы ракетных крейсеров Ticonderoga был ограничен 35 годами. Первые корабли серии были выведены из эксплуатации задолго до выработки назначенного ресурса, тогда как оставшиеся уже приближаются к указанным датам. В соответствии с новыми планами Пентагона, половина имеющихся крейсеров пройдет модернизацию и продолжит службу, а остальным предстоит выйти из состава флота и в дальнейшем отправиться на утилизацию.

Намерение отказаться от устаревающих кораблей с завершающимися сроками службы не выглядит неожиданным или удивительным. При этом, однако, подобные логичные шаги могут иметь серьезные последствия для боеспособности надводного флота. Как именно предлагается их решать – пока до конца не ясно. Очевидно, что недостаток развернутых ракет придется компенсировать за счет новых кораблей.

Еще одним интересным последствием текущих планов станут определенные затруднения в ходе желаемого развития ВМС. В соответствии с указаниями властей, в обозримом будущем надводная группировка военно-морских сил США должна иметь в своем составе более трех с половиной сотен боевых кораблей. Реализация подобных планов связана с определенными трудностями, а сокращение числа наличных кораблей дополнительно усложнит решение поставленной задачи.

Очевидно, что имеющаяся группировка ракетных крейсеров типа Ticonderoga имеет заметные проблемы, а часть подобных кораблей может нуждаться в замене. Равноценная замена крейсерам, однако, отсутствует. Таким образом, перед американским командованием сейчас стоит несколько специфических проблем и вызовов, от решения которых зависит дальнейшее развитие военно-морских сил. До старта вывода крейсеров из боевого состава остается несколько лет. За это время Пентагон может найти оптимальные методы решения имеющихся проблем, способные сократить негативные последствия и привести к желаемым результатам. Тем не менее, пока нельзя исключать и негативные сценарии. Как именно будут развиваться события – покажет время.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. «новость» ни о чем. будут списаны устаревшие и «выходившие» свой срок полностью корабли… ну и что? вот если бы амеры отказались от строительства новых аналогов… а так — ну сократится количество «тикондерог» на десяток? зато количество «арли берков» (еще одна «…одна из основ…», и куда более основательная!) увеличится на два десятка — где-то было, что только к 2025 планируется спустить на воду то ли 9, то ли 12 единиц… а вообще планируется серия из двух с половиной десятков таких эсминцев, причем и сейчас-то их уже шесть с лишним десятков только введенных в строй. так что такая «новость», с тщательным подсчетом (причем крайне тенденциозным каким-то, 26х11=286, а в статье «…флот в целом потеряет 1342 пусковые ячейки…». это если зенитные ракетки ближнего радиуса считать? так и то — 286х4=1144, куда еще 1342-1144=198 шт пусковых у «проклятых пиндосов» девалось?!) «потерянных» этими жалкими пингвинами… если речь о общем количестве выведенных из эксплуатации пусковых 11х122=1342, так компенсируют новыми эсминцами, а то и превзойдут…
    так что стоило бы статью назвать несколько менее «громко» — например, «Пентагон проводит плановую замену устаревших кораблей на свежепостроенные, делая это в штатном режиме и полноценно выполняя программу перевооружения флота»… жаль, конечно, что это только «у них», ну так стоит поучиться и принять во внимание…

  2. в 93 в Владивосток такой приходил, были в оцеплении, потом нам «экскурсию» по нему провели, буклеты всякие пораздали, на них капитан расписался, когда мне такой давал охреневал как такой мелкий пиздюк, 19 лет, может быть рулевым на эсминце 956 проекта

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя