Американский журнал The National Interest рассказал о разработке в России нового перехватчика, который должен существенно превзойти по боевым возможностям легендарный и лучший в мире истребитель данного профиля МиГ-31. Издание ставит под сомнение возможность России реализовать этот амбициозный проект. И надо признать, сомнения отнюдь не беспочвенные.

Статья отталкивается от громкого заявления генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко на завершившемся на прошлой неделе Международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Заявление не только громкое, но и обескураживающее, которое должно показать, что корпорация вышла на прямо-таки гиперзвуковой режим проведения ОКР. Речь идет о проекте «Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП)». Разработка находится на этапе выбора концепции. И вдруг Тарасенко говорит, что готовый самолет начнет поступать в части ПВО в середине 20-х годов. То есть с 2025 года. То есть уже через 7 лет.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 Истребитель-перехватчик МиГ-31

Причем на достигнутом результате корпорация не остановится. Вскоре после начала поступления в войска ПАК ДП станет беспилотным самолетом.

Ускорение разработки феноменальное, сроки в сторону их сокращения корректируются прямо на глазах. В середине июня Илья Тарасенко говорил о том, что ПАК ДП находится на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. До получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет как минимум 10 лет. Следовательно, перехватчик может появиться не раньше 2028 года. И это, считает, гендиректор, абсолютно правильно и обосновано тем, что именно к этому моменту потребуется следующая модернизация перехватчика МиГ-31 (нынешняя модификация — МиГ-31БМ). И подтягивать характеристики самолета, который был принят на вооружение в 1981 году, будет не нужно. Появится новый с большим ресурсом для последующих модернизаций.

А, может быть, самолет окажется таким же опередившим свое время, как и МиГ-31, что о его модернизации не придется задумываться не один десяток лет. Действительно, на МиГ-31 впервые в мире была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. Второй такой прецедент появился лишь в 2000 году. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным самолетом в мире (3000 км/ч). Длительное время он был самым дальнобойным. Является таковым и сейчас после модернизации — дальность ракеты «воздух-воздух» у МиГ-31БМ достигает 300 км.

Составить конкуренцию МиГ-31 мог американский перехватчик F-14 Tomcat. Но он был снят с вооружения в 2006 году. При этом никакой конкуренции не получилось.

Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.

После списания F-14 его функции были возложены на палубный самолет F/A-18E/F Super Hornet. Однако это многоцелевой истребитель, и задачи перехвата он решает не самым лучшим образом. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют существенно меньшую дальность.

О новом перехватчике в РСК «МиГ» говорят уже давно. Вначале разговоры были достаточно реалистичными. О том, что среди не доведенных до конца разработок ОКБ есть задел по многоцелевому истребителю МиГ-1.44, который замышлялся как ответ на первый американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. И тоже должен был стать истребителем пятого поколения. Проект был доведен до полетов прототипа. Но тут же, в 2000 году, работа была свернута из-за прекращения финансирования. Что было связано с тем, что разработка истребителя пятого поколения была переадресована ОКБ Сухого. Результатом этой конкурентной борьбы стал Су-57.

Предполагалось, что многоцелевой самолет можно «обузить», усилив качества, необходимые для перехватчика — скорость, высотность, мощную РЛС. Малозаметность, которая характерна для истребителей пятого поколения, ему не важна, поскольку он всегда выступает в роли «охотника», а ни «дичи», на которую противник ведет охоту.

Скорость у МиГ-1.44 была подходящая — 3200 км/ч. Высотность — более 20000 м — тоже. Казалось бы, бери и делай. Однако ОКБ Микояна и Гуревича долгие годы сотрясали различные неурядицы, что привело к тому, что фирма потеряла доверие, а без доверия, как известно, денег на проекты не дают. Ситуация начала выправляться лишь сейчас, когда был предъявлен прекрасный легкий истребитель МиГ-35.

Но с 2014 года начались совершенно фантастические сообщения о том, что в инициативном порядке на базе МиГ-31 создается МиГ-41, скорость которого будет лежать в пределах от 4 М до 4,3 М. Говорилось и о всяких прочих чудесах. Можно предположить, что эти вбросы были вызваны желанием руководства ОКБ привлечь к себе внимание, продемонстрировав на словах, что компания готова совершать в самолетостроении подвиги.

И вот теперь на повестке дня ПАК ДП. Надо сказать, что этот проект опирается не только на опыт разработки МиГ-31. После запуска этого перехватчика в серийное производство, ОКБ в 80-е годы начало проводить активные работы по развитию линии как МиГ-31, так и тоже вполне успешного перехватчика МиГ-25. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов перспективного перехватчика. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое радиоэлектронное оборудование. Начались испытания прототипов. Однако вскоре закончились деньги, и всё остановилось.

Но что-то из этого было использовано в МиГ-31-БМ. Модернизация парка МиГ-31 началась в 2008 году. А что-то может быть использовано в ПАК ДП.

Надо сказать, что гендиректор РСК «МиГ» настроен весьма боевито. Его прогнозы относительно сроков создания нового перехватчика самые оптимистичные среди всех, кто заинтересован в этом процессе. Не в последнюю очередь заинтересован в том, чтобы получить новую высококлассную машину, главнокомандующий ВКС Виктор Бондырев.Он заявляет, что ОКР по теме ПАК ДП может начаться не раньше 2019 года. А до этого времени работы будут проводиться в инициативном порядке. То есть без государственного финансирования. Поэтому, как бы ни старались, как бы ни спешили инженеры МиГа, но, скажем, продувку макетов в ЦАГИ никто бесплатно делать не станет. То же относится и к радиоэлектронному оборудованию. Следовательно, перспективный перехватчик может появиться в лучшем случае в конце 20-х годов.

Что же касается создания беспилотной модификации, то это, думается, относится к жанру разговоров за праздничным столом. Атмосфера форума «Армия-2017» к этому располагает. ОБК Сухого, которое закончило создание Су-57, не намерено делать его беспилотную модификацию, перенеся эти работы на истребитель шестого поколения.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

11 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Какие к черту работы в «инициативном порядке», это стоит БАСНОСЛОВНО ДОРОГО.
    И вот еще что. Тарасенко надо полагать «марихуаны обкурился» что начал плести бред про беспилотность? Совсем нет. Был у «Миг» проект «Скат» вот там как раз и отрабатывали теоритические вопросы беспилотного управления. После будут практические испытания БПЛА.
    Далее материалы фюзеляжа. Это ранее было отработано и в теории, и на практике…
    С двигателями у нас большая и глубокая опа…, но опять таки если вспомнить изделие 30 и сколько сил УЖЕ ПОТРАЧЕНО, то это тоже не выглядит невозможным…
    Тут уже дело не в бравадных кричалках «РСК МиГ», а вообще говоря, могут ли эти конструкторы сделать летательный аппарат 5 поколения, который как выясняется ОЧЕНЬ НУЖЕН НАШИМ ВКС.
    Для чего он нужен? Это вопрос к руководству минобороны.
    Поверьте, не стали бы делать заявы о таких ТТХ, ЕСЛИ БЫ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ ИЗ-ЗА ОКЕАНА. И НАПРАВЛЕНЫ ЭТИ РАЗРАБОТКИ ПРОТИВ…УГАДАЙТЕ САМИ, ПРОТИВ КОГО ЖЕ?
    НАМ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ СИДЕТЬ РОВНО НА ПОПЕ, И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. БЫЛ У НАС ОПЫТ 90-Х ГОДОВ…

    • Беспилотное управление заданно в ТТХ, и Т-50, и Т-14/15, и ПАКДА и новый перехватчик и все новые разработки в том числе и бронетехника обязаны по ТТХ иметь беспилотное управление. И это уже практически реализовано, затык только в боевом ИИ и морально этическом соображении(надо ли вообще давать полное управление боевой техникой искусственному интеллекту и автоматики). Пока что по русски у наших разработок одно из условий полная автоматика управления.

      В следующем поколении будут уже полностью беспилотные образцы причём может даже без мест для человека, пока что проблема только в ИИ и готовности отдать управление армией не человеческому «разуму».

      Зы: 5 поколения не существует, это сказки журналамеров. По критериям 5 поколения даже сам ф22 не подходит под его определения(нет сверх манёвренности например), иными словами ф22 вполне себе поколение 4 с использованием технологии стелс и всё. Малозаметность не есть 5 поколение. Кароче есть Ф22 4+, есть Су-35С 4+++.
      Но вот следующему за Т-50 поколению наших самолётов вполне будет беспилотность, на Т-50 уже отработано не мало из этого перечня, самолёт уже умеет сам летать, сам садиться, сам принимать решения и вести управление.

      Для тех кто не верит в беспилотность, то почитайте про «Буран», Если что это космический челнок созданный в СССР, он слетал в космос и бес человека приземлился на аэродром, при этом самостоятельно принял решение в ходе посадки на уход на второй круг и сел на 2 попытки, всё без участия человека. И это многотонная космическая махина с минимум аэродинамический управлений, тем не менее НЕ ИИ, а просто автоматика беспилотного режима смогла в те далёкие года совершить на такой махине, почему на каком то Т-50 это невозможно? Просрать канешь у нас сейчас могли и даже такое… всякие уровень СССР 1980 года выше уровня РФ 2017-2025 года, но тем не менее что то просрали и забыли что то разучились делать но у Т-50 есть беспилотный режим, а если он есть, то полностью без человека полёты и война это уже вопрос не управления а создания ИИ, повторюсь управление уже есть.

  2. —от громкого заявления генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко —
    Он фефективный манагер — посмотрите его карьеру. После института почти сразу в директора группы компаний. Ни опыта у технаря ни работ ха плечами — ТАЛАНТ. Как и многие другие безде… не не так — гениальные и эффективные менеджеры.
    Т.о. ничего путного под его руководством не будет создано. А все его слова пыль — маркетинг и реклама. Попилить бы чего…..

  3. Россия осилит.
    Даже власть в РФ с помощью народа и страны Осилит создание нового перехватчика лучше и так лучшего миг-31БМ

    Вопрос только в одном. Захотят ли власти РФ создавать новый перехватчик?

    Вопрос только в одном. Захотят ли власти РФ создавать новый перехватчик, ведь им то наплевать на Россию на крайняк они тупо переедут в сша и гейропу если РФ разбомбят в пепел и убьют народ, по крайней мере все дети высших руководителей РФ уже давно живут на западе, и не только дети но и жёны, там же на западе у всех руководителей РФ до 99% всех своих денег, активов(домов, вил, и земель), там же на западе все их яхты стоят. Так на кой чёрт таким выблядкам новый российкий перехватчик? разве что только как тема для попила бабла, для кражи наших с вами денег для очередной яхты на западе.
    Вот и вся Правда, суровая и прямая.

    Но правда в том что даже у правды нет сомнений что Россия сможет что угодно если захочет(народ и патриотичное её руководство).

  4. Ну знаете, пыль пускать в глазенки все умеют, однако же РФ очень нужно присутствие в Арктике. Там и несметные богатства и углеводороды……..

    Как выясняется Арктика идеальное место для атак от стратегов типа B-2. Для прикрытия этого района от B-2 как раз таки нужен дальний перехватчик.
    Акромя того, в Прибалтике, Польше, очень много собралось войск НАТО, они там не в гольф играют….
    Возможностей Су 57 явно мало будет. И количество этих машин тоже недостаточно для эффективной САМООБОРОНЫ.
    Так оно и выходит, шо нужно увеличивать кол-во ИСТРЕБИТЕЛЕЙ 5 ПОКОЛЕНИЯ, ТАК КАК СОДЕРЖАТЬ 4 ПОКОЛЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ УЖЕ СЕЙЧАС НАКЛАДНО. А ПОСЛЕ 2025 ГОДА СОДЕРЖАТЬ 4 ПОКОЛЕНИЕ СТАНЕТ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. (МНОГИЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ ПЕРЕСТАНУТ ВЫПУСКАТЬ).
    Все это надо учитывать. А работу над новой машиной на МиГе начали задолго до прихода Тарасенко.
    Да и америка готовится испытывать 6 поколение истребителей. Нам «спать» никак низзя. Хоть с этим манагером, хоть бех этого манагера мы обязаны заменить отлетавший свое МиГ 31.

  5. Всё будет как всегда нормально. Как это практически всегда получается у России. Лично я не сомневаюсь. Сомневаться — удел Запада.

  6. —А работу над новой машиной на МиГе начали задолго до прихода Тарасенко.—
    Да Вы правы еще в СССР. Но просрут его манагеры. Он будет выпущен когда устареет — если будет. Базы на луне в 2015 построили ведь и с 2018 будем там добывать гелий3. А Федерация совершит рекордный 100й полет в 2017 г.
    —Акромя того, в Прибалтике, Польше, очень много собралось войск НАТО, они там не в гольф играют….—
    Их там милллиарды )))))))) Не смешите тапки )))) Прям вот в прибалтике 3-5 самолетов просто грознаЯ сила. При поддержке 10-20 списанных бронемашин ))))
    А вот денег в офшорах и детей чинуш и олигархов заграницей много собралось. И это правда СИЛА — против России. Но МИГ и СУ тут не помогут — которые есть и даже которые найдут в старых пыльных шкафах.

  7. Думаю, беспилотник из перехватчика сделать не трудно. Его главная задача выйти в заданный район и выпустить ракеты. Маневренный бой или скрытное проникновение на вражескую территорию не предполагается.
    «ПАК ДП находится на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика» — то есть рисуют картинки на перекурах и хвастаются у кого самый концептуальный. Наверное, это и есть «инициативная разработка». На самом деле задел со времен СССР вряд ли пригодится. Появились новые технологии, материалы.

  8. основные проблемы создания рабочего прототипа ПАК ДП :планер; материалы; электроника и ПО и главное двигатель

  9. Давным, давно этот проект вышел из «ХАЧУ» «ХАЧУ», «ХАЧУ». Никаких рисунков и близко быть не должно.
    Главком сказал, шо ОКР (летные испытания???) должны быть с 2019 г… Далее подтверждение характеристик, устойчивость, управляемость, ну и далее по списку…
    До 2027 года будут испытывать, затем испытают (у нас вначале по закону надо пилотируемый самолет испытать, далее БЕСПИЛОТНЫЙ ВАРИАНТ), а то не гоже «дедушку» МиГ 31 в середине 20-х годов 21 века гонять.
    Все те характеристики вполне реализуемы, были у МиГ ранее расчеты, но экономика не позволила реализовать это в металле.
    Сейчас несмотря не на какие «финансовые ограничения» надо доводить дело до испытаний и отработки технологий.
    Тарасенко не соврал не на грамм, иначе смысл нести такую….пургу???
    P.S. Если кто не в курсе ПАК ФА СУ 57 тоже многофункциональный перехватчик, но дальность совершенно не та что у ПАК ДП (дальный многофункциональный перехватчик), да и ПАК ФА никогда не рассчитывали на эксплуатацию в арктике, что очень важно для ПАК ДП, и для безопасности РФ КАК ГОСУДАРСТВА.

Ответить