На протяжении многих десятилетий отечественные вооруженные силы решают часть транспортных задач при помощи многоцелевой бронированной машины МТ-ЛБ или ее доработанной версии МТ-ЛБу. К настоящему времени эта машина успела устареть морально и потому может нуждаться в замене. Видя подобные нужды армии, предприятия оборонной промышленности регулярно предлагают различные варианты нового многоцелевого транспорта для войск. Не так давно был представлен очередной проект подобной бронемашины, получивший обозначение МГТ.

Напомним, многоцелевой бронированный транспортер МТ-ЛБ поступил в эксплуатацию в середине шестидесятых годов прошлого века, и остается в армии до сих пор. Столь длительному использованию этой машины поспособствовала удачная конструкция силовой установки и ходовой части, а также компоновка с кормовым размещением грузового или пассажирского отсека. Позже на базе машины МТ-ЛБ был создан проект МТ-ЛБу, сохранивший основные положительные черты базовой конструкции. Бронированные машины двух моделей использовались как самостоятельно, в базовом варианте защищенного транспорта того или иного назначения, так и в качестве основы для разнообразной специальной техники.

По ряду причин, замена машин МТ-ЛБ связана с определенными трудностями конструкторского и технического характера. Как следствие, несколько проектов подобного рода были закрыты за отсутствием реальных перспектив, а российская промышленность продолжает выпуск техники, созданной более полувека назад. Однако неудача предыдущих проектов не мешает разрабатывать новые машины, предназначенные для замены старой техники.

Новый проект многоцелевого гусеничного транспортера разрабатывается московским предприятием «Специальные проекты машиностроения» («СПМ»). Эта организация занимается различными проектами в области транспортных средств. Ее специалисты разрабатывают как полноценные новые образцы техники, так и отдельные агрегаты, пригодные для использования в подобных проектах. По имеющимся данным, проект перспективной транспортной машины основывается именно на наработках «СПМ» по теме силовых установок и трансмиссий.

Новый проект получил достаточно простое обозначение, раскрывающее его суть. Машину обозначили как МГТ – «Многоцелевой гусеничный транспортер». Какие-либо иные названия в официальных источниках отсутствуют. Нельзя исключать такой вариант развития событий, что имеющееся название сохранится даже после гипотетического запуска серийного производства.

Как следует из названия, проектом МГТ предлагается строительство многоцелевой машины на гусеничном ходу, способной решать разнообразные транспортные задачи. Кроме того, она может стать основой для специальной техники того или иного рода. Разработчик называет МГТ инновационной машиной, поскольку при ее создании планируется использовать технологии, пока не получившие широкого распространения в сфере техники военного назначения. В первую очередь, предлагается использовать гибридную силовую установку и электромеханическую трансмиссию.

В базовой транспортной версии машина МГТ должна получать корпус сравнительно простой формы, учитывающий основные требования. Возможно, машина в армейской конфигурации может оснащаться броневым корпусом, однако информация на этот счет отсутствует. Можно предположить, что бронекорпус для МГТ будет обеспечивать защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

Как следует из имеющихся данных, оригинальная силовая установка и трансмиссия позволила оптимизировать компоновку внутренних объемов корпуса. Так, ряд крупных механических агрегатов может заменяться компактными кабельными трассами. При этом силовая установка и различные элементы трансмиссии должны находиться в передней и центральной частях корпуса, рядом с отделением управления. Вся корма должна отдаваться под грузовой отсек.

Лобовая часть корпуса, фигурирующего на опубликованных изображениях МГТ, образуется несколькими крупными панелями. Предусматривается использование наклонного верхнего лобового листа, сопряженного с более крупным нижним. По бокам от них предлагается монтировать небольшие скуловые детали. Нижняя часть бортов корпуса, имеющая крепления для деталей ходовой части, должна располагаться вертикально. Верхнюю предлагается выполнять в виде крупных надгусеничных ниш, увеличивающих доступные объемы. Сзади корпус должен прикрываться вертикальным листом. Предусматривается использование горизонтальной крыши с небольшими наклоненными бортовыми участками.

Проект МГТ предлагает использовать гибридную энергетическую установку, включающую в себя дизельный двигатель и набор электрических агрегатов. В центральной части корпуса, у левого борта, должен помещаться дизельный двигатель ЯМЗ-536, сопряженный с генератором переменного тока ГВИТ-210 мощностью 210 кВт. Энергия от генератора должна поступать на систему управления, контролирующую работу всех систем, а также преобразующую электрические импульсы. Постоянный ток должен подаваться на два тяговых электродвигателя ДВИТ-110 мощностью 210 кВт. Тяговые моторы предлагается соединять с ведущими колесами.

Генератор, двигатели и системы управления были разработаны конструкторами «Специальных проектов машиностроения». Первые экземпляры изделий ГВИТ-210, и ДВИТ-110 не так давно были изготовлены Сарапульским электрогенераторным заводом. Отмечается, что основные агрегаты силовой установки и электромеханической трансмиссии были разработаны и производятся на российских предприятиях. Таким образом, реализация проекта не связана с закупками импортных комплектующих, что в нынешней ситуации может считаться определенным преимуществом.

Многоцелевой гусеничный транспортер должен оснащаться интеллектуальным комплексом бортового оборудования, включающим в себя ряд необходимых систем, в том числе средства управления. Контроль за работой силовой установки должен осуществляться при помощи управления параметрами питания тяговых электродвигателей. Отсутствие традиционной механической трансмиссии, имеющей определенные ограничения технического характера, позволяет получить новые возможности в контексте маневренности. В частности, машина сможет поворачиваться прямо на месте.

Широкое использование электрических и электронных систем управления в перспективе может дать новые преимущества. Так, в бортовые системы управления можно интегрировать средства дистанционного контроля. В таком случае машина МГТ, дополненная выносным пультом управления, сможет решать новые задачи того или иного рода. Положительным следствием использования дистанционного управления станет резкое снижение рисков для экипажа.

В существующем виде проект МГТ предлагает использовать ходовую часть, построенную на основе отработанных решений и конструкций. На каждом борту должно помещаться по пять опорных катков большого диаметра. Также опубликованы изображения машины с семью катками на борт. Вне зависимости от количества, опорные катки должны комплектоваться индивидуальной торсионной подвеской. Передние и задние торсионы предлагается дополнять гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса должны помещаться ведущие колеса с цевочным зацеплением, в корме – направляющие. Поддерживающие ролики не предусматриваются. Должна использоваться гусеница с резинометаллическим шарниром. Изображения транспортера позволяют предполагать, что его ходовая часть должна строиться на основе деталей, заимствованных у МТ-ЛБ.

Оптимизированная компоновка корпуса позволяет получить максимально возможные объемы для размещения полезной нагрузки, в том числе и в виде людей. Передний отсек корпуса должен вмещать двухместное отделение управления, оснащенное собственными люками в крыше. Непосредственно за отделением управления, сбоку от основного двигателя, в крыше предусматривается размещение крупного люка. Он может использоваться для монтажа того или иного оборудования. Центральная и кормовая часть крыши могут использоваться для размещения люков в той или иной конфигурации. Машину можно оснастить как один крупный проем с несколькими крышками, так и несколько небольших люков. Также следует использовать бортовые и кормовые двери для посадки или погрузки.

Габариты корпуса и объем обитаемых отсеков позволяет разместить на борту МГТ до 18 посадочных мест, включая водительское. Доступный объем также может использоваться для размещения груза эквивалентных размеров и массы. Для получения новых возможностей можно использовать доработанный корпус. К примеру, опубликовано изображение санитарной машины, отличающейся наличием дополнительной надстройки в кормовой части корпуса. Подобная надстройка может использоваться и при строительстве техники иного назначения.

Укороченный «пятикатковый» вариант машины МГТ на официальных изображениях демонстрируется вместе с гусеничным прицепом. Это изделие должно иметь крупный коробчатый корпус с собственной ходовой частью. Наличие характерных ведущих колес позволяет предполагать, что прицеп должен иметь собственные тяговые моторы. Подача энергии к ним, по-видимому, может осуществляться по кабелям от генератора самоходной машины. Конструкция ходовой части МГТ и прицепа для него идентична.

По своим габаритам перспективный многоцелевой гусеничный транспортер не должен отличаться от существующей техники своего класса. Длина машины (вероятно, в «длинной» версии) должна составлять 7,21 м, ширина – 2,85 м, высота – 2,235 м. База шасси равняется 4445 мм, колея – 2,5 м. Клиренс шасси задается на уровне 400 мм. Масса МГТ в рабочем состоянии определена в 12 т. Максимальная грузоподъемность самой машины – 4 т. Она способна буксировать прицеп массой до 6,5 т. Удельное давление на грунт при этом равняется 0,485 кгс/ кв.см.

Гибридная энергетическая установка, сопряженная с электромеханической трансмиссией, должна обеспечивать высокие характеристики подвижности. При помощи двух тяговых двигателей мощностью по 110 кВт транспортер должен разгоняться на шоссе до скорости 65 км/ч. Возможны подъем на склон крутизной 35° и движение с креном до 25°.

Перспективный транспортер, подобно его предшественникам МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, сможет преодолевать водные преграды вплавь. Достаточно крупный герметичный корпус должен будет иметь хороший запас плавучести. Перемещаться по воде предлагается за счет перемотки гусениц. Отдельные движители для плавания не предлагаются. Во избежание зарывания лобовой части корпуса в воду и заливания крыши машину предлагается комплектовать откидным волноотражающим щитком. В транспортном положении он должен лежать на верхнем лобовом листе.

На данный момент проект «Многоцелевой гусеничный транспортер» от компании «СПМ» находится на стадии проектирования. Сообщается, что специалисты уже завершили этап расчетов и математического моделирования. Сформированы несколько вариантов общего технического облика будущей машины. По результатам этих работ были опубликованы несколько трехмерных компьютерных изображений машины. Кроме того, опубликовано демонстрационное видео, показывающее особенности работы шасси на разных ландшафтах.

По информации разработчика проекта, новый транспортер МГТ полностью адаптирован к эксплуатации в сложных условиях Арктики. Возможно, машину можно будет использовать и в районах с иными условиями, в том числе в жарком климате. Кроме того, отмечается, что перспективный проект МГТ не имеет аналогов отечественной разработки.

Перспективная многоцелевая машина МГТ предлагается в качестве современной замены для старых МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Как следствие, она предназначается для решения схожих задач самого разного рода. В зависимости от конфигурации и комплектации, этот образец техники сможет участвовать в разнообразных операциях и работах, обеспечивая перевозку личного состава или грузов. Кроме того, ее можно использовать в качестве самоходной базы для специальной техники того или иного назначения.

Напомним, за полвека развития и эксплуатации транспортер МТ-ЛБ успел стать основой для техники нескольких десятков типов. На имеющемся гусеничном шасси монтировались радиоэлектронные системы, артиллерийские системы, специальное оборудование химических войск или санитарного назначения и т.д. Также было создано несколько вариантов легкого бронетранспортера с пушечным или пулеметным вооружением. На основе базовой военной машины разрабатывались некоторые образцы гражданского назначения. Более поздняя многоцелевая машина МТ-ЛБу так же стала основой для различных образцов. Как и ранее, на основе этого шасси строились радиоэлектронные комплексы, артиллерийские установки, транспортные и специальные машины.

Появление новой многоцелевой машины, построенной с использованием современных компонентов, но имеющей максимальное сходство с существующими образцами, способно оказать самое заметное влияние на дальнейшее развитие парка техники войск или военизированных структур. В случае успешного завершения текущего проекта МГТ различные заказчики смогут получить неплохую замену для имеющихся МТ-ЛБ или МТ-ЛБу. При этом новая машина, основываясь на иных идеях и решениях, будет иметь определенные преимущества перед существующими.

Впрочем, не следует забывать, что на данный момент проект «Многоцелевой гусеничный транспортер» находится на одной из ранних стадий. Завершена проработка некоторых основных вопросов и сформирован общий облик машины. Кроме того, уже изготовлены первые образцы основных электрических агрегатов. Отработка готовых изделий и дальнейшее развитие всего проекта должны занять некоторое время. Сложность подобных работ, прямо связанная с использованием новых идей и решений, может привести к заметному их затягиванию.

Тем не менее, несмотря на все возможные затруднения и сложности, проект МГТ и построенная по нему техника может представлять большой интерес для отечественных и зарубежных эксплуатантов. Таким образом, успешное завершение необходимых работ вполне способно привести к самым интересным результатам. Сможет ли компания-разработчик довести свой многообещающий проект МГТ до строительства и испытаний опытного образца, и сумеет ли такая техника заинтересовать потенциальных покупателей – покажет время. Остается надеяться, что «Специальные проекты машиностроения» будут продолжать работы и своевременно оповещать общественность о достигнутых успехах.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить