Америка обходит Россию на гиперзвуке?
Что мы можем противопоставить «неуязвимому» SR-72?

США находятся на пороге гиперзвуковой революции. Уже в 2020 году компания Lockheed Martin создаст рабочую версию SR-72 — перспективного гиперзвукового беспилотника, который будет способен летать на скоростях до шести чисел Маха (до 6,9 тысячи километров в час). Об этом 28 сентября заявил вице-президент по аэронавтике Lockheed Martin Орландо Карвальо, выступая на Международном аэротехническом конгрессе в Форт-Уэрт, штат Техас.

Напомним: SR-72 — это сверхбыстрый беспилотник-шпион. По данным Aviation Week, прототип гиперзвукового беспилотника был успешно протестирован в конце июля, причем полет аппарата сопровождался двумя сверхзвуковыми учебными самолетами Northrop T-38 Talon. Испытания прошли на полигоне около города Палмдейл (США), где находится штаб-квартира команды Skunk Works из Lockheed Martin, работающей над летательным аппаратом.

Америка обходит Россию на гиперзвуке?

По сути, SR-72 развивает идеи, заложенные в легендарном Lockheed SR-71 Blackbird (стоял на вооружении ВВС США в 1964—1998 годах). Его скорость достигала 3,3 Маха — так, в 1990-м Blackbird преодолел расстояние от Лос-Анджелеса до Вашингтона за рекордные 1 час и 13 минут. Вместе с тем, самолет не прощал малейших ошибок в пилотировании, в результате чего 18 машин из 38 было потеряно.

Беспилотный SR-72 шагает намного дальше. Он создан из титана и углеродного волокна, и в теории способен обогнуть Землю за шесть часов с небольшим. По словам руководителя программы Hypersonics Бреда Леланда, гиперзвуковые самолеты, имеющие на вооружении гиперзвуковые ракеты, смогут проникать в закрытое для полетов воздушное пространство любого вероятного противника, и наносить ракетные удары в любой части континента, долетев до места назначения менее чем за один час.

Естественно, возникает вопрос: что может противопоставить этой угрозе Россия?

О том, что Москва разрабатывает собственный гиперзвуковой беспилотник, практически ничего не известно. Вместе с тем, в апреле 2017 года Минобороны РФ подтвердило наличие работ по созданию гиперзвуковых ударных средств: в рамках программы вооружения на 2018−2025 годы предусматривается «завершение разработки и поставка в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия».

Каким будет такое оружие, видно на примере новейшей противокорабельной российской ракеты «Циркон». На испытаниях она достигла скорости в восемь Махов — около 9 тысяч километров в час. Вероятнее всего, уже в 2018 году эту ракету получат сразу несколько типов российских надводных, подводных кораблей и береговых ракетных комплексов.

Так проигрываем ли мы США «битву за гиперзвук» или нет?

— Когда в начале века США разрабатывали свою систему быстрого глобального удара (Prompt Global Strike, PGS), одним из направлений было как раз создание гиперзвуковых летательных аппаратов, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Но насколько близко подошли американцы к реализации этой системы, пока не вполне ясно. Чтобы это оценить, нужны практические результаты, а не заявления представителей отдельных американских фирм.

SR-72, как обещают, должен совершить первые полеты в 2018 году. Но даже при оптимистичном раскладе времени до момента, когда беспилотник примут на вооружение, пройдет еще немало.

Надо понимать: область гиперзвука, которая по современным понятиям подразумевает скорость 5−6 Махов и выше, — это новая область для всех. И для американцев, и для нас.

«СП»: — Насколько успешно продвигается в этой области Россия?

— Разработки идут по двум направлениям. Первое — это так называемый баллистический гиперзвук. Он подразумевает создание баллистических ракет с боевой частью, которая способна маневрировать на гиперзвуковой скорости на пассивном участке траектории.

Второе отдельное направление — создание как раз гиперзвукового летательного аппарата. Этим занимается ВПК «НПО машиностроения». О конкретной тематике работ почти ничего не известно, можно лишь предположить, что отечественный гиперзвуковой аппарат, как и американский, будет беспилотным.

«СП»: — Вы не раз говорили, что гиперзвуковой боевой блок МБР, осуществляющий маневры на траектории, невозможно перехватить. Означает ли то, что если у США появится гиперзвуковой беспилотник — аппарат, который гарантированно сможет маневрировать, — это создаст нам серьезную проблему?

— Проблема действительно серьезная. Современные противоракеты могут перехватывать цели, которые движутся по баллистической траектории, поскольку можно вычислить точку встречи противоракеты с целью.

Если же гиперзвуковой объект маневрирует, навести противоракету в заранее рассчитанную точку нельзя. Или же необходимо делать ракету, сопоставимую по характеристикам с перехватываемой гиперзвуковой целью.

Теоретически, такую ракету-перехватчик создать возможно. Но надо понимать: это будет куда более крупная ракета, чем современные перехватчики МБР. Между тем, масса и габариты даже современных ракет-перехватчиков мало отличаются от ракетоносителей, которые выводят грузы на орбиту.

Эти перехватчики уже не являются мобильными. Мы знаем, что и ракеты ПРО вокруг Москвы размещены на стационарных устройствах, и у американцев ракеты GBI (Ground-Based Interceptor) находятся в стационарных шахтах.

Получается, теоретически можно создать ракету, которая обеспечит перехват гиперзвуковой маневрирующей цели. Но фактически она будет стоить столько, что ни одна, даже самая богатая страна, не потянет систему ПРО с такими изделиями.

«СП»: — Допустим, у американцев есть гиперзвуковой беспилотник с гиперзвуковыми ракетами. В этом случае ядерный арсенал РФ сохранит функции инструмента сдерживания?

— Конечно, сохранит. Наш ядерный потенциал опирается на «триаду», из которой известны только координаты наземных шахт с МБР. Но у нас, кроме того, имеется много подвижных грунтовых ракетных комплектов, плюс стратегические силы морского и воздушного базирования.

В этом смысле, американское гиперзвуковое оружие ситуацию для нас серьезно не ухудшит.

— Разработки крылатых гиперзвуковых аппаратов велись еще в СССР, а потом и в России, — говорит гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Но подробно я не могу о них рассказать, поскольку это разработки секретные, и имеют оборонное назначение.

Могу лишь сказать, что принципы разработки таких аппаратов у РФ и США одни и те же, и подходы одинаковые.

«СП»: — Представим, что у американцев есть беспилотник, летающий на 6 Махах. Его можно сбить?

— Сбить такой аппарат в принципе возможно. Просто надо смотреть, как он управляется, и какая у него траектория. Надо понимать: аппараты, летающие на больших числах Маха, управляются очень плохо. По сути, они летят по баллистической траектории, и эта траектория неплохо просчитывается.

Повторюсь, американский беспилотник можно сбить. И когда российские КБ разрабатывают гиперзвуковые аппараты, они делают это, в том числе, чтобы сбивать аналогичные аппараты противника.

/Андрей Полунин, svpressa.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Тут надо смотреть…Гиперзвук такая очень сложная наука… Ну например…Если этот БПЛА SR 72 рассчитан на 80 тонн, то ему крылья большой площади нужны будут…с этим явная проблема, так как на скорости 6900 км/ч или 5.6м эти консоли создают очень высокое сопротивление…расход топлива УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КРАТНО… ФЮЗЕЛЯЖ ИЗ ТИТАНА… Этот металл очень трудоемок в обработке…цена тоже не маленькая. Нагрев опять же делает даже СТАЛЬ по свойствам как пластелин (при температурах 850-900 градусов). Титан более прочный, но тоже не ГАРАНТИРУЕТ ПОТЕРЮ ПРОЧНОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТИ БПЛА SR 72.
    Мы как то совсем не обращаем внимания на системы связи…там же «плазменное облако» и как этот SR 72 будет отправлять данные на землю???
    И еще не маловажный факт. Есть в РФ так называемые надувные войска… для введения в заблуждение вероятного противника. Кроме того, есть «иные системы маскировки» электронного противодействия и постановки помех (например возле систем ПВО/ПРО) и шо там можно разведать, если везде и повсюду помехи? Он же сам будет летать в «плазменном облаке» тут надо резко скорость сбрасывать…чтоб разведать и данные куда надо скинуть…
    Иной вопрос, что этот БПЛА можно оснастить перспективными КР, вот это как раз таки и плохо.
    Пусть в начале ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОКАЖУТ…УСТОЙЧИВОСТЬ К КЕНЕТИЧЕСКОМУ НАГРЕВУ ПРОДЕМОНСТРИРУЮТ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРОТЕСТИРУЮТ… ДА И НЫНЕШНИЕ КР НЕ МОГУТ » СТАРТОВАТЬ» ИЗ ОТСЕКОВ НА СКОРОСТИ БОЛЕЕ 3000КМ/Ч ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН.
    ОНИ МНОГО УЖЕ ЧЕГО СДЕЛАЛИ, НО ТАМ ТАКОЙ «ВОРОХ ПРОБЛЕМ» ШО НУЖНО МИНИМУМ ДО 2025 ГОДА ЭТИ ПРОЮЛЕМЫ РАЗГРЕБАТЬ….И ДВИГАТЕЛИ ТОЖЕ С НИМИ ПРОБЛЕМ…
    ТАК ЧТО…ПРЕПЯТСТВИЙ…НУ ПРОСТО УЙМА.

  2. Американцы еще не решили проблему с плазмой. Это плюс. Но в статье пишут наши гиперзвуковые ракеты сбить нельзя, а американские можно. Где логика? Ну и не стоит зацикливаться на противоракетах, тем более, что их эффективность низка. Ускорители масс могут дать скорость снаряда 10 км/с. Больше тоже могут, но резко возрастет сопротивление воздуха. Наверное, можно использовать ЭМИ-оружие.

  3. Серый Wolf проблема не только в «ПЛАЗМЕ» проблема в том, шо и так называемый ГПВРД (гиперзвуковой прямоточно-воздушно-реактивный двигатель) тоже испытывает ЧУДОВИЩНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. Там конструкторы «выкидывают» лишние ступени КВД, КНД, адаптируют ГАЗОГЕНЕРАТОР ПОД БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, но как гарантировать надежность когда ГПВРД по некоторым данным начинает работать со скорости 3,5 М?
    Далее, есть в аэродинамике т.н. скачки уплотнения это когда дозвукой самолет становится СВЕРХЗВУКОВЫМ, но попробуйте на сверхзвуке открыть внутренние отсеки, особенно если отсеки шире чем 1 метр!!!. Знаете шо будет??? Весь ваш самолет который вы «разогнали» до 1230км/ч так кажись это называется «разорвет» воздушный поток. Это законы аэродинамики. Поэтому большинство ракет выпускают из отсеков на ДОЗВУКОВОЙ СКОРОСТИ. Кроме того, для того, чтобы ракету выпустить из отсека, ее нужно ВЫТОЛКНУТЬ. Этим занимается спец система, логично если ракету аытолкнуть из отсека за 0,4с очень быстро, чтобы не «светить» отсеки для РЛС противника, еще логичнее вытолкнуть ракету еще быстрее. Но тут есть еще две ловушки.
    1. Фюзеляж ракеты не выдерживает такого «издевательства» и разрушается…
    2. Даже если «прочность» ракеты вне подозрений есть момент на кабрирование, то есть ракета на сверхзвуке очень может быть «попадет» в свой же самолет-носитель. Это тоже доподлинно установленно.
    Так что работы за «океаном» еще очень много.
    Скорее всего, часть проблем решена, но…двигатели….связь…нанесение ударов по целям на гиперзвуке. Все это требует миллиардных инвестиций, если не триллионных. Кроме того С-500 И А235 будут очень большой проблемой для SR 72.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя