Традиционно основная масса самоходных артиллерийских установок (САУ) в мире создавалась с применением гусеничного движителя. Благодаря его особенностям такие машины обладают высокой проходимостью и, как правило, хорошей устойчивостью при стрельбе. Тем не менее, есть у гусеничного движителя и определенные недостатки. В регионах с развитой дорожной сетью, а также в ходе так называемых «конфликтов низкой интенсивности» зачастую в выигрышном положении может оказаться более скоростная и экономнее расходующая топливо колесная САУ.

Если в годы Холодной войны подобные машины были экзотикой, проектируясь и принимаясь на вооружение от случая к случаю, то на начало XXI века пришелся их своеобразный расцвет. В этом обзоре предлагается познакомиться с восемнадцатью современными самоходными артиллерийскими установками на колесном ходу с калибром орудий от 122 мм и больше, принятых на вооружение в период с конца 1970-х годов до наших дней.

ShKH vz. 77 Dana, Чехословакия. В эксплуатации с 1977 года. Калибр 152 и 155 мм, дальность стрельбы до 41 км, боекомплект 40 выстрелов. Масса 29 тонн, двигатель 345–360 л.с., скорость до 80 км/ч, колесная формула 8×8, экипаж 5 человек. Построено, по разным данным, от 450 до 750 машин.

А-222 «Берег», СССР. Артиллерийская система береговой обороны. В производстве с 1988 года. Калибр 130 мм, дальность стрельбы до 23 км, боекомплект 40 выстрелов, скорострельность 12 выстрелов в минуту. Масса 43,7 тонны, двигатель 525 л.с., скорость до 60 км/ч, колесная формула 8×8, экипаж 8 человек.

G6 Rhino, ЮАР. В эксплуатации с 1988 года. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 42 км, боекомплект 45–48 выстрелов. Масса 46,5 тонн, двигатель 525 л.с., скорость до 85 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 6 человек. Построено около 150 машин.

ATMOS 2000, Израиль. В эксплуатации с 2001 года. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 41 км, боекомплект 27 выстрелов. Масса 22 тонны, двигатель 315 л.с., скорость до 80 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 4 человека. Построено не менее 30 машин.

CAESAR, Франция. В эксплуатации с 2003 года. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 42 км, боекомплект 18 выстрелов. Масса 17,7 тонн, двигатель 295 л.с., скорость до 100 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 5 человек. Построено не менее 200 машин.

Jupiter III, Куба. Впервые продемонстрирована в 2006 году. Калибр 122 мм, дальность стрельбы до 15 км. Масса 17 тонн, двигатель 240 л.с., скорость до 70 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 5–6 человек.

Jupiter V, Куба. Впервые продемонстрирована в 2006 году. Калибр 130 мм, дальность стрельбы до 27 км. Масса 20 тонн, двигатель 240 л.с., скорость до 70 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 6 человек.

Нора Б-52, Сербия. В эксплуатации с 2006 года. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 41 км, боекомплект 36 выстрелов. Масса 27–34 тонны (в зависимости от модификации), двигатель 360 −410 л.с., скорость до 100 км/ч, колесная формула 8×8, экипаж 4–5 человек. Построено не менее 78 машин.

SH1, Китай. В эксплуатации с 2007 года. Калибр орудия 155 мм, дальность стрельбы до 53 км, боекомплект 35 выстрелов. Масса 22 тонны, скорость до 90 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 5 человек. Машины поставлялись на экспорт в Мьянму и Пакистан.

SH2, Китай. САУ была представлена в 2007 году. Калибр орудия 122 мм, дальность стрельбы до 27 км, боекомплект 24 выстрела. Масса 11,5 тонны, двигатель 215 л.с., скорость до 90 км/ч, колесная формула шасси 6×6, экипаж 4–5 человек.

Semser, Израиль/Казахстан. В эксплуатации с 2008 года. Калибр орудия 122 мм, дальность стрельбы до 22 км, боекомплект 80 выстрелов. Двигатель 360 л.с., скорость до 90 км/ч, колесная формула шасси 8×8, экипаж 6 человек. Построено не менее 18 машин.

Zuzana 2, Словакия. Испытания в словацкой армии САУ прошла в 2009 году. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 41 км, боекомплект 40 выстрелов. Масса 32 тонны, двигатель 442 л.с., скорость до 80 км/ч, колесная формула 8×8, экипаж 4 человека.

PCL-09, Китай. В эксплуатации с 2009 или 2010 года. Масса 15,6 тонн, калибр орудия 122 мм, дальность стрельбы до 27 км, боекомплект 40 выстрелов. Скорость до 85 км/ч, колесная формула шасси 6×6, экипаж 5 человек.

Centauro 155 / 39LW Porcupine, Италия. Прототип представлен в 2011 году. Калибр 155 мм, заявленная дальность стрельбы до 60 км, боекомплект 15 выстрелов, скорострельность – 8 выстрелов в минуту. Масса 25 тонн, двигатель 520 л.с., скорость до 100 км/ч, колесная формула 8×8, экипаж 2 человека.

Artillerisystem 08 ARCHER, Швеция. В эксплуатации с 2013 года. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 50 км, боекомплект 40 выстрелов, скорострельность – 8–9 выстрелов в минуту. Масса 33,5 тонны, двигатель 340 л.с., скорость до 70 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 3–4 человека. Построено не менее 48 машин.

Khalifa, Судан. Первый прототип представлен в 2013 году .Советская гаубица Д-30, смонтированная на российском шасси КамАЗ. Калибр орудия 122 мм, дальность стрельбы до 17 км. Масса 20,5 тонны, двигатель 260 л.с., скорость до 90 км/ч, колесная формула шасси 6×6, экипаж 5 человек.

EVA, Словакия. Впервые представлена в 2015 году. Калибр 155 мм, дальность стрельбы до 41 км, боекомплект 24 выстрела, скорострельность – 5 выстрелов в минуту. Масса 22 тонны, двигатель 237 л.с., скорость до 90 км/ч, колесная формула 6×6, экипаж 3 человека.

AHS Kryl, Польша. Первый прототип построен в 2015 году. Калибр орудия 155 мм, дальность стрельбы до 40 км. Масса 23 тонны, двигатель 326 л.с., скорость до 85 км/ч, колесная формула шасси 6×6, экипаж 5 человек.

/По материалам warspot.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить