Су-35 vs F-22: кто сильнее в воздушном бою

Американский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.

Отдавая дань сверхманевренности Су-35С и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale. Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.

В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам. По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.

Су-35 vs F-22: кто сильнее в воздушном бою

Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе. С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным. И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.

Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35. И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги. Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.

Самый маневренный из американских «пятерочников» — F-22 Raptor — способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости. Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится. То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».

Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника. И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35. И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.

Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км. Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.

Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех. Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН. По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля. Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН. И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.

При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.

Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС — 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.

F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.

Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения приобрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».

Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США — AIM-9X Sidewinder.

Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным — самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты — управляемый вектор тяги.

Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.

К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 — РВВ-МД. В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

16 КОММЕНТАРИИ

  1. 1) «Самый маневренный из американских «пятерочников» — F-22 Raptor »
    Ф22 не пятого поколения, даже по придуманным самими же пиндосами критерии всё равно ф22 им не соответствует та же сверхманвренность например, сверхманёвренность один из критериев придуманного пиндосами типо 5 поколения, а ф22 не сверхманёвренный самолёт. То есть получается что Если говорить о «среди 5 поколения» то ф22 к нему не относится так что вычёркиваем вторую часть предложения процитированного мной, ну а среди 4 поколения ф22 даже среди пиндоских пепелиц один из самых утюгов летающих, тот же ф16 или ф15 сильно превосходят ф22, хоть и уступают нашим миг29 и су27.

    2) «И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35.»
    — Наоборот.
    Су-35 значительно раньше увидит на радаре ф22, чем ф22 увидит су35, это без учёта рэб.
    Радар Су-35 многократно сильнее радара ф22.
    При учёте РЭБ для ф22 всё становится очень печально, РЭБ России сильно превосходит пиндосов в развитии, так что при постановки помех сначала су35 увидит ф22 потом ф22 увидит су35, после чего ф22 будет долго мучатся видя на радаре ф22 но не понимая где именно и как на него нацелиться, в то время как су35 уже раз сто успеет навестись захватить и сделать пуски своих ракет.

    3) «В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.»
    — У США НЕТ РАКЕТ АИМ 120Д С ДАЛЬНОСТЬЮ 180КМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    НЕТУ!
    разработки идут давно но видимо не успешно, в армию/авиацию не поступило ни одной!

    4) «Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях)»
    — ЭПР Ф22 около 0,1 кв.м., а не 0,01. ЭПР Ф117 было в районе 0,01, при всём при этом ф117 в десятки раз превосходит в малозаметности своего ф22, ф22 не может быть равен или чуть лучше иметь незаметность по ЭПР чем у ф117, введу изначального заложенного проектирования где некоторая часть незаметности ф22 была отдана в угоду хоть каких то лётных характеристик, в то время как у ф117 всё было отдано ради малозаметности, так что летало то чудо как топор и просто от полёта по прямой на оптимальной скорости могло привести к тому что могли не справится с управлением и потерять машину.
    Вообщем приблизительные оценки ЭПР:
    Ф22 = 0,1
    Су35= 0,5

    Су35 с ракетно бомбовой нагрузкой = 1 и более.
    Зы: (Тот кто верит данным вики тот дебил, ну а тот кто вякнет про вику тот вдвойне дебил!)

    5) «Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км»
    — Дальность наших ракет применяемых Су-35С равна:
    — 110 км различные Р-27
    — 100 км Р-77
    — ??? км Р-77М (говорят 200 км)
    — 300 км Р-37 (???км Р-37М)
    — скоро будет 400 км
    И того на любой цвет и вкус.
    У Ф22 самая дальняя это АИМ120С с макс дальностью 120км по пиндоским данным которые как обычно преувеличены.

    6) » Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS»
    — Вроде бы нет.
    Если правда то тогда я поражаюсь тупости пиндосов. Но насколько я знаю, ракеты В-В летят к цели до начала работы ГСН без помощи ГПС(хотябы по тому что ракеты эти АИМ120 например разработаны задолго до появления ГПС)

    7) «При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели»
    — Наоборот!
    ОЛС не для большой дистанции, а для малой. Хотя 80км ОЛС Су35с не так уж и малая дистанция) Тот же АИМ 120С пиндосы будут пускать на дистанции 20-80км, а не 100км уж не говорю про 120км.
    80км это дистанция работы и наших ракет типа Р-27… То есть для пуска старыми Р-27 по Ф22 достаточно и ОЛС не включая радар. В этом случаи Ф22 вообще не увидит Су35С даже когда получит попадание ракетой Р-27.
    К слову сказать, те же индуские Су-30 разорвали как тузик грелку пиндосов именно благодаря ОЛС Сухова… пиндосы тупо так и не увидели наши самолёты летая с включенными радарами. Кстате даже с помощью авакс пиндосы всё равно облажались.

    8) «Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия.»
    — АИМ9 пиндосами был запущен по старому су22 в Сирии недавно, и АИМ не смог попасть по Су22!!!!!!!!!!!!! Так что чё бы там не пиздели пиндосы, практика, война! показала что пиндоское вооружение говно, а всё что пиздели пиндосы на деле чистой воды враньё. В Сирии абрамсы горели как спички и отлетали башни, отдельная боеукладка не хрена не помогала, леопард2 показал что он даже хуже старых М60 модернизированных. ПТРК Тор-2 который по заявлениям пиндосов должен был пробивать в лоб советские танки так и не смог пробить лоб Т-90А и даже старые советские экспортные Т-72 не раз не пробивал да чё там было и борта не пробивал. Война показала что старые Т72 и более менее новые Т-90А куда более живучи и не пробиваемы чем «хвалёные» в рекламных буклетах пиндоский абрамс и птрк.
    Самое прикольное что за все попадания по абрамсу и леопарду2 не было НИ ОДНОГО!!! не пробития!) эта мелкая деталь говорит о большом и очень важном факте.
    Так что даже по рекламным буклетам если АИМ-9М-Х сильно уступает Р-73М то в реале уж тем более АИМ просто ничто по сравнению с Р73.

    Теперь по поводу матричной ИК ГСН типо её почти не обмануть… лять это бред какой то. Во первых, все ПЗРК даже довольно древние типа стингера и иглы имеют эту вашу матричную ИК ГСН, тем не менее случаев поражения с ПЗРК довольно редкие! так что если считать кол-во пусков ракет с матричной ИК ГСН против кол-ву пусков ракет без матричной ИК то по кол-ву успешных попаданий матричная будет в полной жопе с одними из самых худших результатов. Во вторых. Матричная ИК это просто ИК с другой технологией производства в первую очередь, а не способа захвата цели. ИК что матричная что не матричная так же сбивается с помощью ИК ловушек. Другое дело что у матричной и не матричной немного разные диапазоны… эм… вообщем тут лишне это всё писать. Вообщем суть в том что любой кто заявляет что матричная ИК лучше и типо значительно лучше держит захват чуть ли не 100% то этот любой просто идиот! и не знает что несёт. Впрочем уши торчат скорее всего от туда же откуда торчат уши заявлений о превосходстве абрамсов леопардов типо отдельная боеукладка супе пупер технология… а на деле на весь мир война в Сирии показала что это чистой войны враньё(то что враньё это знали не тупые люди и так давно просто в Сирии все об этом узнали), то же самое касается заявлений пиндосов и про матричную ИК ГСН и про АИМ9 и про всё остальное что бы они там не п*дели.

    • Мне одному этот комментарий напоминает спор ребенка в детском саду — детишки в садиках всегда спорят у чьего отца тачка лучше, при этом ни капли не разбираясь в авто из-за чего приходится придумывать))

      • Я не виноват что автор статьи мало разбирается в авиации, из за чего любые мои уточнения смотрятся как спор с ребёнком, но я не спорю я уточняю то чего автор статьи не знает так что я лишь поправляю «ребёнка».

        Если ТЫ РЕБЁНОК в чём то не согласен и готов спорить со мной, п*дуй мат часть учить прежде чем заикаться, и только после чего можешь хоть что то вякать как любая прошмандовка пиндоская, но опять же всё по пунктам 1,2,3 и фактам и цифрам, без которых ты как любое пиндоское чмо как обычно одно тупое славоблудие без фактов типо ты не чмо потому что кирпич фиолетовый потому что вода квадратная.

      • Ну чё пиндос так по цифрам и по факту нечего ответить, только кукарекать бессвязную тупую воды и заготовки с методички можешь больше ничего… «как неожиданно!» на самом деле нет.

  2. ПРАВДА,
    Класс мужик! Глубокий и исчерпывающий ответ!!! Сразу видно профи в этом деле! Не по книжкам, а в практике как минимум. А таких, кто не любит, что есть кто-то умней его, надо просто в игнор, что тут делать страусу с его EQ?

    • Неравнодушен, упаси Бог лететь в самолёте, за штурвалом которого будет сидеть спец как Правда, который собирается переводить движки в режим реверса ещё в воздухе на подлёте к впп.

  3. Реверс применяется в основном на пробеге, после посадки, или для аварийного торможения при прерванном взлёте. Реже — на рулении, для движения самолёта задним ходом без помощи буксировщика. Небольшое число самолётов допускают включение реверса в воздухе.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Реверс_(авиация)

    • Включение реверса в полёте,отрабатывалось в одном известном мне случае,это когда отрабатывали посадку Бурана,на самолёте лаборатории Ту-154.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя