Разнообразием типов и моделей современных мини-беспилотников удивить уже трудно — число предлагаемых моделей измеряется десятками, а то и сотнями. Не затеряться в общей массе, выдержать конкуренцию можно, лишь предлагая что-то новое и оригинальное. Как например, сделала ижевская фирма ZALA AERO, входящая в концерн «Калашников», запустившая в серию бесшумный беспилотный летательный аппарат ZALA 421-16E2 самолетного типа с гибридной силовой установкой.

Базовая модель аппарата, мини-БПЛА ZALA 421-16 была создана с учетом опыта эксплуатации предыдущих комплексов ZALA (в том числе также выполненных по схеме «летающее крыло»: ZALA 421-04М и  ZALA 421-08) и обобщенных потребностей Минобороны, пограничной службы, МВД и МЧС, а также гражданских организаций ТЭК.

Укрупненный вариант БПЛА семейства ZALA 421-16. По некоторым данным, этот летательный аппарат уже используется в боевых действиях в Сирии.

Поэтому упор при его разработке был сделан на большую продолжительность полета, необходимую, например, при патрулировании границ или контроля состояния трубопроводов. В частности, 10 июля 2009 года БПЛА было достигнуто рекордное время полета, равное 12 часам 21 минуте. Кроме того, при конструировании  ZALA 421-16 использовались технологии обеспечения малой заметности, что делает его особенно пригодным для задач, решаемых в интересах МО РФ.

Он является прямым конкурентом мини-БПЛА «Элерон-10Д» казанского ЗАО «ЭНИКС» (2008 год, комплекс «Валдай» для МО и МВД РФ).  Выпуск ZALA 421-16 был серьезным шагом вперед в развитии миниатюрных дронов, поскольку благодаря своим возможностям этот легкий БПЛА практически поставил под сомнение необходимость более тяжелых беспилотных аппаратов аэродромного базирования.

Этот БПЛА послужил основой для ряда последующих вариантов:

ZALA 421-16E5 — оперативно-тактический комплекс воздушной разведки с увеличенной до 150 км дальностью применения и расширенным набором полезных нагрузок, оснащенный двигателем внутреннего сгорания;

ZALA 421-16E — вариант с толкающим двигателем (место впереди, которое ранее занимал двигатель занял унифицированный блок полезной нагрузки, совместимый с другими типами БПЛА, в том числе вертолетного типа);

ZALA 421-16EМ— облегченный до 6,5 кг вариант со стартом при помощи эластичной катапульты.

«Младший брат» — облегченный вариант ZALA 421-16EM Концерна «Калашников»

Последней модификацией данной серии стал мини-БПЛА ZALA 421-16E2, сохранивший габаритные размеры и технические составляющие модели ZALA 421-16E, однако с увеличенной еще на один час продолжительностью полета и возможностью передачи данных на расстояние до 70 км. Кроме того, состав прежнего оборудования (фото- и видеокамеры, тепловизоры, детекторы гамма-излучения, динамики для голосового оповещения населения) пополнила инфракрасная видеокамера с оптическим увеличением, дающая возможность ночью получать качественное изображение: например, разглядеть номерные знаки автомобиля или обнаружить горящие торфяники и так далее.

Для навигации аппарата не требуется использования спутниковых систем навигации, поскольку он сам может ориентироваться в пространстве при помощи бортовых датчиков. Кроме того, ZALA 421-16E2 управляется при помощи специального контроллера по зашифрованному каналу данных, исключающему возможность перехвата сигнала.

Но самой впечатляющей особенностью ZALA 421-16E2 стала уникальная, тестируемая на аппарате гибридная силовая установка, давшая возможность существенно увеличить дальность полета. Она имеет два режима работы: обычный и бесшумный, что особенно важно для силовых и природоохранных структур. Суть гибридной установки заключается в том, что электроэнергия для питания электродвигателя и целевой нагрузки поступает не от  аккумуляторных батарей,  а от генератора.

Генератор, же в свою очередь, соединен с двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания могут работать как самостоятельно, так и совместно, или же последний может подключаться по мере необходимости (например, на взлете).

Проекции БПЛА ZALA 421-16E Концерна «Калашников»

Данный аппарат впервые был представлен на выставке IDEX-2017 в Абу-Даби и запущен в начале января в серийное производстве, первые же поставки заказчикам ожидаются в конце текущего квартала. Комплекс разрабатывался в обстановке строгой секретности в течение двух лет, после чего в конце 2016 года прошел заводские испытания и опытную эксплуатацию в интересах ТЭК, совершив более 1000 вылетов. Впереди — государственные испытания и испытания иностранными заказчиками. Презентация ZALA 421-16E2 для широкой общественности будет проведена на выставке МАКС-2017 в подмосковном Жуковском и на форуме «Армия -2017» в Кубинке.

/Илья Шайдуров, all4shooters.com/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Отчего еще может работать генератор как не от двигателя? Если двигатель выключить откуда будет появляться энергия если батарей нет?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя