Сирия выявила слабые места лучшего российского истребителя, которые надо быстрее «подтянуть»

Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.

Казалось бы, этот самолет, относящийся к поколению 4++, доведен конструкторами, можно сказать, до совершенства. О чем, например, свидетельствуют результаты компьютерных боев с лучшими натовскими истребителями. Так вот, в соответствии с этими экспериментами, единственным для него конкурентом в воздухе является американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. И что же тогда в Су-35С надо менять?

Чем Су-35С бить американские F-22

Но дело в том, что решение о внесении изменений было принято в результате скрупулезного анализа опыта эксплуатации Су-35С в Сирии. Борисов указал на то, что за последние два года выявлено несколько проблем. Среди них — засасывание в воздухозаборники камешков со взлетно-посадочной полосы, проблемы с фонарем и с жидкокристаллическими экранами в кабине пилота. Однако эти недостатки конструкторами уже устранены.

Имел ли в виду замминистра, что на всех находящихся в строительстве Су-35С и на тех машинах, которые будут строиться в будущем, доработки будут ограничены оптимизацией воздухозаборников, фонарей и дисплеев? Или же дорабатывать придется что-то еще? Если это так, то перечисление проблем, выявленных при эксплуатации и пока еще не решенных, является военной тайной. Поскольку противник, зная уязвимые места истребителя, будет бить именно в эти точки. Так что эта тема для нас является закрытой.

Однако представляется интересным рассмотреть истребитель, проанализировав не только его достоинства, но и недостатки. Поскольку идеальных во всех отношениях машин не существуют. Правда, человечеству известна одна таковая — перпетум мобиле. Вот только множество энтузиастов никак не продвинется дальше вычерчивания «рабочих чертежей».

Самое сильное качество Су-35С — это, несомненно, сверхманевренность. Этот самолет способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые более никому не под силу. Уникальна фигура «блинчик» — разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда 35-й продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, его назвали «русским НЛО».

Чем Су-35С бить американские F-22

У сверхманевренности две составляющие — двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался «в наследство» от Су-27, который конструкторы вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит постоянного развития летных качеств истребителей по нарастающей.

Однако идеальный в летном отношении планёр вступает в конфликт с такой характеристикой как малозаметность самолета. Геометрию Су-35С, разумеется, изменить невозможно, чтобы как-то уменьшить видимость для РЛС противника. Чего-то реально добиться на этом пути разве что усовершенствовав радиопоглощающее покрытие самолета. Но особых новостей в области синтезирования новых материалов для этих целей не имеется. В ОАО «НИИ стали» сосредоточили свои усилия в области получения особо прочной композиционной брони, демонстрируя прекрасные показатели. Больше о новых материалах ничего не слышно.

Однако помимо геометрии самолета, большой прирост излишней заметности Су-35С дает электроника. И в первую очередь — РЛС «Ирбис», разработанная в НИИП им. Тихомирова. Станция прекрасная, позволяющая обнаруживать цели с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в 1 кв. м. на расстоянии в 300 км. РЛС AN/APG-77, установленная на, безусловно, лучшем на настоящий момент американском истребителе F-22, ту же цель может увидеть с расстояния лишь в 225 км. Но при этом американская станция, имеющая активную фазированную антенную решетку, за счет определенного набора приемов излучает в пространство существенно меньшую энергию. «Ирбис» же изрядно «фонит», что повышает радиолокационную заметность самолета. Таковой оказалась плата за реализацию возможности дальнего обнаружения самолетов, в которых по максимуму использованы стелс-технолгиии.

Чем Су-35С бить американские F-22 Летчик в кабине истребителя Су-35С

Снизить излучение «Ирбиса» за счет использования современных методов «частотных игр», то есть получения интегрированного отклика объекта на последовательность низкоэнергетических сканирующих сигналов, весьма проблематично, поскольку в Су-35С используется РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР). В ней используется один общий генератор, который «раздает» частоту на все излучатели, оснащенные фазовращателями. То есть — на антенную решетку. В РЛС с активной решеткой каждый излучатель имеет свой генератор и свой усилитель, благодаря чему и реализуются «частотные игры».

Эта проблема повлекла за собой меньшие возможности системы управления огнем. Правда, не качественные, а количественные. F-22 способен одновременно сопровождать 100 целей и обстреливать 20 из них, у Су-35С эти показатели соответственно 30 и 8.

Из-за отсутствия на Су-35С РЛС с АФАР истребитель нельзя отнести к пятому поколению. Понятно, что превратить «Ирбис» в РЛС с АФАР невозможно. Однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что проблема может быть решена бюрократическим методом, что стало возможно в связи с предстоящим поглощением компанией «Сухой» РСК МиГ. Так вот, возможно, что «суховцы» могут позаимствовать у МиГ-35 РЛС с АФАР «Жук-АЭ».

Еще один критерий, которому должны удовлетворять истребители-«пятерочники» — малозаметность. Есть и еще 12 критериев, которым Су-35С соответствует. Но это не значит, что у него и с этими показателями все идеально.

Например, имеет место несбалансированность возможностей РЛС и вооружения для воздушного боя или для поражения удаленных воздушных целей, не обладающих высокой защищенностью. Как, например, топливозаправщики, транспортные самолеты или АВАКСы. Дальность обнаружения «Ирбисом» целей с ЭПР 3 кв. м. — 400 км. В то же время ракеты «воздух-воздух» имеют дальность стрельбы почти в четыре раза меньшую.

Еще совсем недавно истребитель по этой характеристике шел практически вровень с F-22, у которого ракета AIM-120C-7 имела дальность в 120 км. У Су-35-С ракета Р-27, принятая на вооружение еще в конце 80-х годов, улетает на 110 км. Теперь на «американце» стоит следующая модификация — AIM-120D, — имеющая дальность в 180 км. К недостаткам Р-27 относится и невысокая по нынешним временам способность к маневру — она поражают цели, которые способны выполнить противоракетный маневр с перегрузкой не выше 8g. При этом перегрузочная способность современных истребителей — порядка 9g-9,5g.

Чем Су-35С бить американские F-22 F-22 ВВС США во время заправки в воздухе

В то же время у нас есть ракета «воздух-воздух», до которой американцам как до Луны. Это совсем новая ракета Р-37М, имеющая дальность в 300 км. И вот она может полностью соответствовать возможностям РЛС Су-35С. Однако этой ракетой вооружают перехватчик МиГ-31БМ. А также есть сведения, что она поступит на вооружение перспективного Т-50 (ПАК ФА). И если замена на истребителе РЛС — это серьезная модернизация, о чем Юрий Борисов не говорил, то дополнение вооружения более мощной ракетой — это вполне укладывается в понятие доработки.

Вес новой ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. Максимальная высота полета поражаемых целей — 25 км. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М. Ракета способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10g. То есть — увернуться от Р-37М крайне непросто даже F-22, маневрирующему с ускорением 9,5g.

Однако в скором времени ожидается прием на вооружение еще одной новой российской ракеты «воздух-воздух» — КС-172. Ее расчетная дальность — 400 км. Максимальная высота полета перехватываемых целей -30 км, перегрузка — 12g, скорость — 4000 км/ч. Эта ракета предназначена для Т-50. Если и ее удастся поставить на Су-35С, то многие проблемы этого истребителя тем более уйдут в прошлое.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

66 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очередной бред.
    На каком то либераском сми был вброс и всё… потянули по всем сайтам и сми.
    Мозгов что ли нет у людей понять элементарные вещи «Среди них — засасывание в воздухозаборники камешков со взлетно-посадочной полосы, проблемы с фонарем и с жидкокристаллическими экранами в кабине пилота» ну тут же видно что бред сивой кабылы!

    1) Засасывание в воздухозаборник… чё ***лять на су-35с какой то расширенный воздухозаборник стоит? НЕТ!!! тот же что и на простых су-27, летали себе су27 и прочие его модификации по всему миру… всё было нормально…. а тут бац…. и только на су35с и только в сирии вдруг нашли проблему ага… это как сегодня вдруг обнаружить проблему у ак-47 которую пол века до этого никак не обнаруживали…
    И ваще чё за бред… один и тот же воздухозаборник стоит на Су-35С и на Су-30 которые оба есть в Сирии но цук у су35с нашли проблему а у су30 нет… они ёпрст ИДЕНТИЧНЫ один в один..
    Я уж молчу что вопрос засасывание мусора всякого с полосы это один из первых вопросов стоящих перед конструкторами ещё со времён СССР, предполагая посадку и взлёт с автотрасс…. жили пол века всё норм причём в более сложных условиях, всё проверяли всё норм а тут бац… и где то кто то в либераской тырнет свалки обнаружил проблему ага… И главное обоснование проблемы такое дебильное рассчитанное на идиотов, но вот на тебе… а идиотов то вообще то охренеть как много, полный дебилизм и бред растиражировался по всему инету.

    2) экраны, ну опять же… какого чёрта эта якобы проблема возникла исключительно в Сирии там что солнце другова цвета чем в России или Сирия вообще не на земле находится? Тут канешь либераские дебилы со взбросом угадали.. в истории Су35с и правда с экранами были проблемы ещё в процессе первых самолётов серии, но их быстро решили, так что в Сирии уже с решёнными проблемами с экранами Су35С летали.

  2. Норм статья …. ее смысл не камешки, а ракеты с которыми у нас проблеммы…. Более того наши же истребители современные ракеты типа РВВ-АЕ использовать не умеют …. нужна модернизация ПО….
    Возмущение автора понятно, но он пытается противопоставить ракете средней дальности и весом 170 кг нашу ракету весом в 500 кг ….
    У нас есть разработки РВВ-АЕ с прямоточным двигателем который и должен конкурировать с AIM-120D.

    • Видать этот Тучков чего то курнул,прежде чем писать эту статью,начало только чего стоит,это я о камушках в воздухозаборнике!!?? Справка для Тучкова;что бы камушки и прочая бяка не попадала в движок самолёта,существуют аэродромные службы,которые на раз решают данную проблему. А ещё, с тех времён,на самолётах предусмотрены дополнительные воздуховоды,которые находятся в недосягаемости этих камней.
      Так что аноним прав,по теме либерального следа.

  3. Мужики, я не очень компетентен, поэтому задам несколько вопросов. Первый касается малозаметности. Года два назад где то прочитал, что японцы модернизировали собираемый у них F-15 именно с целью уменьшения малозаметности названного самолета. Что они сделали? Изменили форму килей и развалили их в стороны под углом. Так же изменили форму воздухозаборников, сделали их как на самолетах пятого поколения. Если при такой минимальной модернизации можно уменьшить малозаметность, то почему бы не повторить это на Су-35С?
    Второй вопрос касается засасывания посторонних предметов в двигатели. Каждый из нас умеет пользоваться домашним пылесосом и наверное пытался с ним эксперементировать. При постоянном сечении трубы и шланга пылесос может сосать пыль и различные мелкие предметы по разному. Добавили мощности он и камешки сосет, убавили, он и травинку не хочет засосать. К чему я эту галиматью пишу. Как я читал в ТМ, на Су-35С поставили более мощный двигун, вот он и стал, через разработанные еще для Су-27 воздухозаборники, подсасывать камешки и порхающих птичек. Как думаете, я прав или нет?
    Теперь, что касается фонарей. Тоже где то читал, что фонари -болезнь наших истребителей, особенно это относится к МиГ-31. Поставили новые движки, а они чуть тяжелея и мощнее прежних. Увеличились нагрузки на планер, как следствие увеличились амплидуды вибрацмй и появились претензии к фонарю, который спокойненько функционировал на Су-27. Может такое быть? По моему мнению фонарь на Су-35С надо разрабатывать заново. Появились новые материалы, современные виды различных стекол, ну и в конце концов новые технологии производства.

        • «Уважаемый Анонист-333. Вы как были, так и остались КОТом-333. Личину свою вы сменили, а педарастические замашки и поведение свое, как комментатора — нет. Я комментирую вас в том же ключе, как вы стараетесь комментировать чужие высказывания. «Уважаемый» КОТ-333, вы наверное хорошо помните, как сайт убирал ваши тупые и грубые комменты, как нормальные, адекватные люди призывали всех не дискутировать с вами. Вы не врач> Вы просто больной человек. Вам, дорогуша, необходимо лечится.

          • Кто о чём, а неудовлетворённые о своём любимом анонизме.
            А что касается Кота, то он называл всё своими именами, что и я делаю.

  4. Хочу немного добавить к ранее написанному. Современный самолет, это детище не одного человека, не одного КБ, это скопище мыслей собранных разными структурами в одном месте. И вот все эти разноплановые мысли, а в последствии уже и агрегаты должны стать единым целым- CАМОЛЕТОМ. Неудачной получилась техника — останется не востребованной, получилась удачной — пойдет в серию, а там и к потребителю в эксплуатацию. Cо временем, технику надо модернизировать, не летать же на старье. С Су-27 так и делали.
    Как мне кажется, делалось все по принципу-чем быстрее, тем лучше. Брался за основу хороший планер Су-27 и с годами менялась только начинка, ну и что то, по мелочи. О малозаметности самолета не думали, а надо было бы. Вносить в конструкцию планера какие то изменения, на основе новых материалов, мне кажется тоже не торопились. Не торопились вносить и изменения в самолет по улучшению его малозаметности. Зачем, ведь идут испытания самолета 5 поколения. Много ли композиционных материалов в планере самолета? Есть ли поглощающее покрытие радиочастотных волн? И то и другое наверное присутствует,но в мизерных долях.

    Считаю, что если уж принято решение внести изменения в конструкцию самолета, то надо делать это основательно, а не использовать метод полумер, тем более, что испытания самолета 5 поколения, как мне кажется, ЗАТЯГИВАЮТСЯ. Если же испытания искусственно сократят, то опять будут выявлены огрехи, после применения в боевых условиях в какой либо Лимпопо. По поводу авиационного ракетного вооружения, опять таки, как мне кажется, страхи преувеличены. Не так давно читал (вроде в газете ВПК) статью об авиационном ракетном вооружении. Статья хорошая, отставаний не прогнозировалось, а даже наоборот. т.Тучкову посоветую. Если хотите, чтобы ваши статьи возымели хоть какое то действо, пишите лучше в АиФ неделя или в газету ВПК. Армейский вестник хорош для профанов, таких как я.

  5. Ой, опять Миг поглотить? Да на здоровье, лишь бы не поперхнулись…Насчет воздухозаборника, ребятки так эта проблема решена….ставят внутри мотогондолы мелкоячеистую металлическую сетку, она камушки (очередное бредовое слово) и задерживает, попутно ЭПР снижает. АФАР ЖУК так он тоже фонит, просто у него долен быть режим пониженного радиоизлучения…

    И наконец непонятно…Прототип Су 35 начали испытывать аж в 1985 году. До сих пор проблемы…Это лидер нашей авиации…О других представителях (КБ живые трупы) говорить не приходится.

  6. Так и знал: Вы тута трындите о КС 172 а ее родимую уж несколько лет до ума довести не могут. Видать о тех характеристиках которые заявляли…тока перегрузка для этой ракеты должна доходить до +12g а скорость 4000км/ч не круто ли размахнулисся? И дальность 400км. И ваабче то вес у этой «байды» 750 кг. Под крыльями такое вооружение можно разместить в количестве…4 штук… Ох и испугается такого количества «супостат» аж коленки задрожали. В НАЧАЛЕ ДО СЕРИИ НАДО ДОВЕСТИ, А С ЭТИМ И ТАК МОРЕ ПРОБЛЕМ, А ПОТОМ И ГОВОРИТЬ О СВЕРХДЛИННОЙ РУКЕ НАШИХ ВВС. ТЬФУ ВКС. ДА КАКАЯ РАЗНИЦА. ТЬФУ НА ЭТИХ РАЗРАБОТЧИКОВ…ТЬФУ НА ПРОБЛЕМЫ…

  7. что сравнивать х с пальцем су 35 ни каким макаром не может противостоять ни ф 22 ни ф 35 так как не является самолетом пятого поколения хотя и очень хорошая машина.но что бы вы не ставили на запорожец он никогда не станет мазератти. да и прочтите общие требования к самолетам пятого поколения там не только скорость. по .ракеты. но еще и возможность работы всех родов войск через один самолет.а у нас нет такого и будет еще не скоро даже

    • твой сраный ф22 5 поколения никогда не сможет противостоять кукурузнику потому что я его назвал 6 поколением и всё тут… плевать на ттх главное это чтоб название поколений побольше цифра была… а ещё был такой И-16 он вообще 100500-го поколения так что вам пиндосам его никогда не переплюнуть!
      (пропиндос троль под ником алексей с настоящим именем майк? майкл? иди со своими бреднями про поколение к своим тупым пиндосам, вы своё население в даунов превратили они тебе охотно поверят одной тонной лапши больше меньше на их ушах особо разницы уже нет)

  8. Мне вот нравиться избирательность некоторых авторов, чего ж только на буржуев кивать.
    Когда буржуи декларируют такое-то, скажем, ЭПР — мы дружно опровергаем это вранье. Когда в какой-то «великой опытной военной державе» типа Австралии проводят какие-то левые компьютерные бои, то многие товарищи тут радостно подхватывают, а по результатом компьютерных боев су-30/35/666 победили то амеров на F-16/18/22/999 !
    Поэтому то булки можно расслабить, говно у них самолеты, вон, говорят, при компьютерном моделировании наша техника их порвала. ИДИОТИЗМ!

    • Дорогой аноним, а вы случайно в психушке не лечитесь? У вас явные признаки шизофрении. Кто такие пропиндосы?

      • это ты идиот и такие как ты, верящие что в сша дерьмократия и пиндосы феи розовые пони везде несущие одно только добро и радость ага…

        Яж уже писал(правда удалили) что статья написана явно либерастом и пропиндосом, а исходя из того сколько в поддержку статьи вылезло пропиндоских тролей говорит о том что явно 100% статья заказная и всякую тварь пропиндоскую пинками под зад бросили защищать эту статью и её пропиндоский бред.

        Ну а кто такие пропиндосы и пиндосы пожалуй не знает только даун и прикидывающийся дауном пропиндоский троль.

  9. Если коротко в противостоянии Су-35С против Ф22 победил в любом случаи Су-35С.
    СУ-35С видит на 400км. — Ф22 видит до 200км.

    Су35С стреляет до 300км и возможно уже сейчас есть готовая ракета до 400км.
    Ф22 стреляет до 120км, а ракета до 180км так и не существует и врядли появится.

    И того, су35 видит в 2 раза дальше, и лучше, стреляет в 3-4 раза дальше и лучше.

    Кроме того, су35с может пролететь без дозаправки дальше! и быстрее!
    Су35с увидит ф22 РАНЬШЕ чем ф22 увидит су35с, более того су35с увидев ф22 может тут же пустить по нему ракету, в то время как ф22 после обнаружения су35го придётся долго и мучительно сближаться чтоб достигнуть дальности пуска ракет своих, при всё этом под прицелом су35. Вообщем у ф22 нет шансов вообще!

Ответить