Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

В настоящее время на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии состоит колесный бронетранспортер «Тип 96». Эта боевая машина была создана в первой половине девяностых годов прошлого века и на протяжении последних двух десятилетий используется войсками. За прошедшее время такая техника успела морально устареть, и уже далеко не в полной мере отвечает современным требованиям. Сравнительно недавно японская промышленность начала работы над новым бронетранспортером, предназначенным для замены устаревающей техники. Перспективный образец создается в рамках программы под названием Wheeled Armoured Vehicle (Improved).

По разным данным, первые попытки создать новый БТР и заменить имеющуюся технику, в том числе машины «Тип 96», были предприняты японским командованием еще в прошлом десятилетии. Сообщалось, что компания «Комацу» ведет переговоры с швейцарской фирмой MOWAG, темой которых является приобретение лицензии на серийный выпуск бронемашины Piranha IV. Международные переговоры не дали никаких реальных результатов, из-за чего Япония временно лишилась возможности обновить парк бронетехники при помощи машин зарубежной разработки.

Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

В 2015 году был дан старт новой программе Wheeled Armoured Vehicle (Improved) – «Колесная бронированная машина (улучшенная)». Целью этого проекта является создание нового бронетранспортера, сохраняющего все положительные качества существующей техники, но при этом имеющего определенные преимущества перед ней. В частности, техническое задание на новый проект подразумевало усиление баллистической защиты и применение полноценных средств защиты от мин в соответствии с современными тенденциями в обрасти бронемашин пехоты. Кроме того, требовалось повысить огневую мощь и гибкость применения за счет использования новых вооружений.

Разработка нового проекта была поручена нескольким организациям из состава министерства обороны Японии. Кроме того, к проекту на правах субподрядчиков предлагалось привлечь некоторые коммерческие компании. Общий надзор за работами осуществляет оборонное закупочное управление Acquisition, Technology & Logistics Agency (ATLA). Эта же организация обеспечивает информационную поддержку проекта и отвечает за публикацию данных в открытых источниках.

До недавнего времени был известен только сам факт разработки перспективного образца бронетехники, тогда как технические подробности проекта не раскрывались. В начале января 2017 года агентство ATLA опубликовало новые данные о перспективной машине и достигнутых успехах. По официальным данным, к настоящему времени была завершена основная часть проектных работ, что позволило построить опытный образец нового БТР Wheeled Armoured Vehicle (Improved). Машина была изготовлена заводом «Комацу» и уже успела выйти на испытания. В обозримом будущем прототип должен будет пройти все необходимые проверки и обеспечить совершенствование проекта.

Японское военное ведомство не только рассказало о полученных результатах, но и опубликовало некоторые технические подробности, а также раскрыло внешний вид перспективного образца. В официальном пресс-релизе от ATLA приводились основные характеристики машины. Кроме того, к нему приложили несколько фотографий и видеоролик. Следует отметить примечательный подход к публикации данных. Несмотря на сокрытие некоторых параметров, пресс-релиз получился достаточно информативным, что позволяет составить определенное мнение о новой разработке.

Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

Как следует из опубликованных данных, заказчик пожелал получить новую колесную бронемашину, похожую на существующий БТР «Тип 96», однако отличающуюся улучшенными характеристиками. Повышать основные параметры предлагалось при помощи переработанной конструкции корпуса, усиленного бронирования и т.д. Также конструкторы учли современные тенденции развития бронетехники и использовали полноценную противоминную защиту. Комплекс вооружения так же предполагается формировать с учетом современных наработок.

Вновь было решено строить бронетранспортер «стандартной» современной архитектуры. С учетом зарубежного и собственного опыта был сформирован облик полноприводной четырехосной боевой машины с обитаемыми отсеками увеличенного объема. При этом, однако, традиционная для современных БТР компоновка с передним моторным отсеком была заметно переработана. Одновременно с этим были сохранены отделение управления в передней части корпуса и кормовой десантный отсек с высадкой через заднюю аппарель.

Одной из задач программы Wheeled Armoured Vehicle (Improved) является повышение общего уровня защиты экипажа и десанта от различных угроз. С целью решения такой задачи новый бронетранспортер получает сварной броневой корпус, дополнительно усиленный накладными панелями. Состав, толщина и уровень защиты основного или дополнительного бронирования пока не раскрывались. Вероятно, сам корпус способен выдержать попадание пули стрелкового оружия винтовочного калибра со всех ракурсов или крупнокалиберных систем в лобовой проекции. Использование дополнительных модулей позволяет предполагать заметный рост характеристик, вплоть до возможности защиты от малокалиберных артиллерийских снарядов.

Характерной проблемой вооруженных конфликтов последних лет стало широкое распространение взрывных устройств различных типов, закладываемых на путях следования техники. Такая угроза тоже была учтена в новом японском проекте. Для защиты от подрыва мины под колесом или корпусом используется днище V-образной формы, отводящее ударную волну в стороны. При этом необходимо отметить, что иные традиционные современные средства защиты экипажа и десанта не используются.

Защита машины и людей также обеспечиваются некоторыми другими средствами. Проектом предусматривается использование коллективной защиты от оружия массового поражения. Для своевременного оповещения о готовящейся атаке бронетранспортер несет набор датчиков лазерного излучения. Имеется автоматическая система пожаротушения.

Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

БТР Wheeled Armoured Vehicle (Improved) получил корпус сравнительно простой формы, образованной несколькими крупными броневыми листами. Лобовая проекция защищена четырьмя деталями разной формы, расположенными под различным наклоном. Из-за уменьшенной ширины передних листов используются установленные под углом к оси машины скуловые детали. Верхний лобовой лист, отличающийся большой длиной, также выполняет функции переднего участка крыши. По неким причинам он устанавливается с небольшим наклоном. Корпус имеет вертикальные борта, незначительно наклоненный кормовой лист и горизонтальную крышу с загнутыми вниз бортовыми участками. Над колесами предусматриваются развитые бортовые ниши.

Моторный отсек бронетранспортера располагается в центральной части корпуса и сдвинут к правому борту. В нем находится дизельный двигатель марки «Комацу» мощностью 500 л.с. С двигателем сопряжена трансмиссия неназванного типа. Ее задачей является распределение крутящего момента на все колеса, являющиеся ведущими. Ходовая часть новой бронемашины основывается на существующих зарубежных и отечественных разработках. В ее составе имеются восемь колес с индивидуальной подвеской на рычагах с пружинной амортизацией. Проектом не предусматривается возможность пересечения водных преград вплавь, из-за чего специальные движители для этого отсутствуют.

Экипаж БТР Wheeled Armoured Vehicle (Improved) состоит из трех человек: механика-водителя, командира и стрелка. Рабочее место водителя находится в передней части корпуса у правого борта. Непосредственно за ним расположен моторный отсек. Водитель имеет собственный люк в крыше корпуса, оснащенный набором перископов. Для большего удобства вождения на марше люк может оснащаться схемной рубкой с остеклением. Два других места экипажа расположены слева от моторного отсека друг за другом. Первый прототип получил традиционный люк на переднем левом месте и командирскую башенку на заднем. В дальнейшем подобное оборудование может быть заменено иными изделиями. Во избежание неприятных инцидентов перед люками могут монтироваться вертикальные резаки проволоки.

Бронетранспортер способен перевозить до восьми солдат с оружием. Все они располагаются в общем десантном отделении в кормовой части корпуса. Характерной чертой десантного отделения, отличающей новую японскую машину от аналогичных зарубежных образцов, является использование самых обычных лавок. Вдоль бортов устанавливаются четыре комплекта в виде двухместного сиденья и спинки такой же ширины. Специальные энергопоглощающие кресла на прототипе не используются. При этом утверждается, что крепление сидений к бортам корпуса позволяет снизить негативное воздействие взрывной волны на десант.

Машина получила традиционные для современных БТР средства высадки и посадки. Значительная часть кормового листа корпуса занята проемом для опускаемой аппарели. Последняя крепится на шарнире нижнего расположения и комплектуется двумя гидравлическими цилиндрами. Примечательно, что гидроприводы аппарели, как и в случае с БТР «Тип 96», помещены за пределами корпуса и могут подвергаться серьезным рискам. На случай поломки гидравлики в аппарели имеется обычная дверь. При посадке через дверь солдаты могут использовать подножку. В крыше десантного отделения находится шесть люков, по три над каждым бортом. При открытии их крышки уходят в сторону бортов, обеспечивая некоторую защиту.

Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

Десантное отделение бронетранспортера выполнено полностью закрытым. Какие-либо оптические приборы, окна или амбразуры для стрельбы из личного оружия не используются. Применение стрелкового оружия возможно только при открытых люках в крыше, однако это связано с понятными рисками для бойцов.

Представленный опытный образец пока не имеет никакого вооружения. Имеющаяся архитектура машины позволяет использовать различное оружие существующих и перспективных типов. Так, вполне возможно использование турели, заимствованной у существующего «Тип 96». В таком случае бронемашина может нести крупнокалиберный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. По данным ATLA, в будущем БТР Wheeled Armoured Vehicle (Improved) сможет получить дистанционно управляемый боевой модуль того или иного типа.

Список совместимых модулей и их возможное вооружение пока не уточнялись. Кроме того, остается неизвестным место установки модуля. Вероятно, посадочное место для боевого модуля разместят на крыше, рядом с люками экипажа и моторного отсека. Существование значительного числа подобных разработок в теории позволяет оснащать бронемашину самым разным оружием, от пулеметов винтовочного калибра до малокалиберных пушек и управляемых ракет. Как именно заказчик в лице японского военного ведомства распорядится возможностями, связанными с модульной архитектурой комплекса вооружений, станет известно позже.

На некоторых опубликованных фотографиях показано, что бронетранспортер Wheeled Armoured Vehicle (Improved) может нести дымовые гранатометы. Существующий прототип получил два набора такого вооружения. На скуловых листах корпуса были установлены две крупные опоры, на которых поместили по четыре направленных вперед ствола. Вероятно, количество и размещение дымовых гранатометов в дальнейшем могут меняться по тем или иным соображениям.

Поставленные перед проектом цели достигаются за счет разных методик и средств. В частности, ценой получения требуемых характеристик стало значительное увеличение габаритов в сравнении с серийной техникой существующих типов. Длина опытного БТР Wheeled Armoured Vehicle (Improved) составляет 8,4 м, ширина – 2,5 м, высота по крыше – 2,9 м. Боевая масса находится в пределах 20 т, однако может изменяться в зависимости от комплектации машины.

Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

Объявлены некоторые характеристики подвижности. Максимальная скорость бронетранспортера на шоссе должна достигать 100 км/ч. Запас хода, в зависимости от разных факторов, – 800-1000 км. Заявлена возможность подъема на склоны крутизной 30° и движения с креном до 9°. Преодолевается траншея шириной 2 м и стенка высотой 60 см. Машина не может плавать, но способна пересекать вброд водоемы глубиной до 1,2 м.

В соответствии с требованиями заказчика, новейший японский образец бронетехники должен стать основой для машин различного назначения. В представленной конфигурации, являющейся базовой, машина является бронетранспортером и предназначена для перевозки бойцов с оружием. Путем тех или иных доработок предлагается строить новые образцы. Уже объявлено о разработке командно-штабной модификации, отличающейся иным кормовым отсеком. Для решения новых задач внутри корпуса будут размещены средства связи, а также прочая целевая аппаратура. Путем переработки десантного отделения и установки новых внешних устройств также предлагается строить инженерные машины. В дальнейшем на базе платформы Wheeled Armoured Vehicle (Improved) могут быть созданы машины иного назначения.

К настоящему времени министерство обороны Японии определилось с целями и задачами перспективной бронетехники. Ее планируется передавать подразделениям Сухопутных сил самообороны, которые должны будут участвовать в защите от возможного нападения. В последние годы японское военное ведомство уделяет особое внимание концепции т.н. Counter Island Invasion, подразумевающей планирование защиты островов от возможных десантов условного противника. Перспективный образец бронетехники сможет найти место в подобной системе и в определенной мере усилить противодесантную оборону.

В начале 2017 года Япония огласила факт существования первой опытной машины, построенной в рамках проекта Wheeled Armoured Vehicle (Improved). Также были раскрыты финансовые аспекты проекта и текущие планы, касающиеся его ближайшего будущего. В 2015 году на разработку нового проекта, строительство прототипа и некоторые другие работы в рамках перспективной программы было выделено 4,7 млрд. иен (около 41 млн. долларов США). К настоящему времени, как следует из последних новостей, значительная часть этой суммы была израсходована.

Перспективный бронетранспортер для Сил самообороны Японии

К моменту появления первых официальных фотоснимков и данных о характеристиках опытный образец Wheeled Armoured Vehicle (Improved) успел выйти на полигон для проведения испытаний. Сейчас осуществляется проверка машины в сокращенной комплектации. В дальнейшем она сможет получить требуемый комплекс вооружения с теми или иными системами. Согласно сообщениям ATLA, проверки опытных образцов будут проводиться до 2019 года. После этого будет решаться вопрос дальнейшей судьбы проекта.

Из официальных данных о проекте следует, что серийное производство и поставки новой техники Силам самообороны начнутся не ранее самого конца текущего десятилетия. Таким образом, период активного серийного строительства техники придется на следующее десятилетие. В течение двадцатых годов новая техника должна будет заменить машины старых моделей, уже не вполне отвечающих современным требованиям. Напомним, в настоящее время Сухопутные силы самообороны Японии располагают бронетранспортерами двух моделей. Это гусеничные «Тип 73» и колесные «Тип 96» в количестве более 330 и 360 единиц соответственно. Нетрудно заметить, что для полной замены имеющейся техники понадобится длительное серийное производство с весьма высокими темпами.

К настоящему времени военное ведомство и промышленности Японии успели разработать, построить и показать общественности только опытную технику нового типа, созданную в рамках программы Wheeled Armoured Vehicle (Improved). Процесс проверки будет продолжаться около двух лет, и только после этого машина получит реальные шансы поступить в войска. Очевидно, что в ходе дальнейших испытаний военные и конструкторы смогут выявить те или иные недостатки конструкции, которые будут исправляться в дальнейшем. Таким образом, к концу испытаний и доводки некоторые черты техники могут серьезно измениться. Общие архитектура и облик, вероятно, останутся прежними. Какие именно элементы конструкции подвергнутся доработкам, и в какой конфигурации техника пойдет в серию – станет известно позже.

Сравнительно недавно Япония начала работы по очередному собственному проекту, целью которого является обновление парка бронемашин для перевозки пехоты. Вновь было решено использовать уже существующие идеи, сформированные и опробованные на практике другими странами. Результатом этого стало появление достаточно интересного образца бронетехники, вполне способного показать неплохие характеристики. Тем не менее, проект Wheeled Armoured Vehicle (Improved) пока успел дойти только до стадии испытаний опытной техники. Реальное его будущее удастся установить только в ходе проверок, которые будут продолжаться до конца текущего десятилетия.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Любят японцы строить большие и неказистые танки и БТР. Что во время войны, что после неё

  2. Надоела тесная машина, хотят просторную. Только ширину не увеличили. Наверно ширина дорог в Японии не позволяет выйти на три метра.

    • Думаю, тут не последнюю роль играет ширина железнодорожных платформ, на которых могут транспортироваться машины. Своих ходом далеко не уедешь, хоть Япония не Россия в плане обширности территории, но всё же, железнодорожные перевозки эффективнее «самохода» плане экономии как горючего, так и моторесурса. Ну, и времени, конечно же

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя