В 90-е годы прошлого века руководство КНР взяло курс на кардинальную модернизацию вооруженных сил. Растущая экономика и повышение роли Китая в мировой политике требовали новых качественных подходов в военном строительстве. В конце XX века ставка на немногочисленные баллистические ракеты и огромную мобилизационную армию уже не соответствовала современным вызовам.

Каким оружием была оснащена китайская армия 25 лет назад, наиболее показательно демонстрировал боевой состав ВВС НОАК и войск ПВО. Как известно, эти рода войск, где на вооружении состоят наиболее наукоёмкие образцы, отражают общий уровень научно-технического и технологического состояния оборонной промышленности. А вот с этим в КНР дела обстояли не очень хорошо. Прекращение военно-технического сотрудничества с СССР в первой половине 60-х и «культурная революция» сильно замедлили процесс оснащения армии современным оружием.

Основу китайского парка боевых самолётов фронтовой авиации до середины 90-х составляли истребители J-6 (МиГ-19), J-7 (МиГ-21), штурмовики Q-5 (на базе МиГ-19) и фронтовые бомбардировщики Н-5 (Ил-28). В войсках ПВО имелись многие тысячи орудий калибра 37-100-мм, примерно две сотни ЗРК HQ-2 (китайский вариант С-75) и триста перехватчиков J-8 разных модификаций (самолёты, очень похожие на Cу-9 и Су-15). То есть по технической оснащенности ВВС и войска ПВО КНР находились примерно на том же уровне, что ВВС и ПВО СССР во второй половине 60-х годов.

После нормализации отношений с нашей страной Китай стал крупнейшим покупателем самых современных российских вооружений. В первую очередь укреплению подлежали войска ПВО и ВВС. Были заключены многомиллиардные сделки на закупку ЗРС семейства С-300П и тяжелых истребителей Су-27СК.

Для управления действиями собственной авиации и выдачи целеуказания дальнобойным зенитным системам ВВС НОАК требовались современные самолёты ДРЛО и У. В конце 80-х в СССР был создан экспортный А-50Э с упрощенным радиотехническим комплексом и без аппаратуры ЗАС. Однако особого впечатления на китайских представителей эта машина с радиотехническим комплексом, построенным на не самой новой элементной базе, не произвела. В то же время китайцам очень понравились характеристики базовой платформы, и они изъявили желание создать самолёт ДРЛО с использованием Ил-76МД.

Так как готовых радиолокаторов в КНР не имелось, было решено создавать самолёт радиолокационного дозора с иностранной помощью. В 1997 году был заключён контракт на создание авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления с участием зарубежных разработчиков. Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г.М. Бериева. Российская сторона обязалась подготовить для переоборудования серийный А-50 из наличия МО РФ, а израильтяне должны были адаптировать для него радиотехнический комплекс с РЛС EL/M-205 PHALCON. В российских источниках А-50 с израильским РТК чаще всего упоминается как А-50И.

Особенностью импульсно-доплеровской РЛС EL/M-205, предназначенной для китайского самолёта, было применение грибовидной не вращающейся антенны диаметром 11,5 м (больше, чем у А-50), с тремя АФАР, образующими треугольник. Согласно рекламным заявлениям представителей фирмы «Элта», относительно низкая несущая частота РЛС дециметрового диапазона (1,2-1,4 ГГц), в сочетании с высокопроизводительными вычислительными средствами и специальными устройствами подавления шумов обеспечивали возможность обнаружения «трудных» маловысотных воздушных целей, таких как крылатые ракеты и самолеты, разработанные с использованием технологии малой радиолокационной заметности. Кроме того, китайский самолёт ДРЛО должен был нести современную аппаратуру радиотехнической разведки, что делало его способным осуществлять прослушивание радиопереговоров и вести наблюдение за наземными и корабельными радиолокаторами в районе боевых действий. Стоимость одного самолёта и с израильским РТК составляла $ 250 млн. Всего ВВС НОАК намеревались заказать четыре самолёта ДРЛО и У.

Совместный китайско-российско-израильский проект вступил в фазу практической реализации в 1999 году, когда А-50 с бортовым номером «44» вылетел в Израиль для установки РЛС, радиотехнической и связной аппаратуры. Самолёт должен был быть готов к передаче заказчику во второй половине 2000 года. Но уже при высокой технической готовности комплекса летом 2000 года израильская сторона объявила о выходе из программы. Это произошло в результате сильнейшего давления со стороны США, и нанесло большой урон репутации Израиля как надёжного поставщика вооружений. Как показали дальнейшие события, недальновидное решения о разрыве контракта обернувшееся финансовыми убытками для израильской стороны практически не сказалось на темпах реализации китайской программы ДРЛО.

Первый прототип А-50И, предназначавшийся для установки израильского РТК «Фалкон»

В результате уже оплаченный для переоборудования самолёт был возвращён в КНР. Китайское руководство приняло решение оснащать закупленные в России транспортные Ил-76МД радиотехническим комплексом национальной разработки. Судя по всему, китайским инженерам удалось ознакомиться со значительной частью технической документации РТК «Фалкон». Иначе трудно объяснить, то что аппаратура самолёта ДРЛО и У, получившего обозначение KJ-2000(«Кун Цзин» — «Небесное око»), во многом повторяла израильский комплекс. Как и планировалось с самого начала, на самолёт установили РЛС с АФАР в неподвижном дискообразном обтекателе.

Внутри обтекателя, охлаждаемого через специальные отверстия забортным воздухом, установлено три антенных модуля, благодаря чему достигается возможность кругового обзора. Каждый модуль способен просматривать пространство в секторе 120 °. Радиолокатор, созданный в Нанкинском НИИ № 14, работающий в диапазоне частот 1200-1400 МГц, способен обнаруживать цели на дальности более 400 км и одновременно сопровождать до 100 воздушных и надводных объектов. В ходе испытаний удалось обнаружить стартующую баллистическую ракету на дальности 1200 км. Как и на российском А-50, в верхней, передней части фюзеляжа имеется антенна спутниковой связи.

KJ-2000

В то же время, на KJ-2000 нет боковых плоских антенн станции радиотехнической разведки и штанги системы дозаправки в воздухе. Также ничего не известно о характеристиках аппаратуры, транслирующей информацию на наземные командные пункты, но в китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен управлять действиями нескольких десятков боевых самолётов.

Кабина KJ-2000

При создании радиотехнического комплекса самолёта KJ-2000 большое внимание было уделено условиям работы экипажа. При том, что кабина Ил-76МД практически осталась в неизменном виде, рабочие места операторов оборудованы цветными жидкокристаллическими дисплеями.

Численность экипажа KJ-2000 может составлять 12-15 человек, из них лётный состав – 5 человек. Самолет осуществляет патрулирования на высоте 5000 — 10000 м. Максимальная дальность полета 5000 км. Продолжительность полета 7 часов 40 минут. На расстоянии 2000 км от своего аэродрома самолет может оставаться на патрулирование в течение 1 часа 25 минут. Всего в ВВС НОАК имеется четыре самолёта ДРЛО и У KJ-2000. В прошлом они на постоянной основе базировались в восточной провинции Чжэцзян вблизи Тайваньского пролива. Самолёты часто привлекались для участия в крупных учениях в различных районах КНР.

Недавно просочилась информация о создании в КНР нового самолёта ДРЛО KJ-3000. По сравнению с KJ-2000 новый радиотехнический комплекс должен обеспечивать большие дальность обнаружения и количество сопровождаемых целей. В этом самолёте будут реализованы последние достижения китайской радиоэлектронной промышленности, что даст возможность одновременно управлять действиями нескольких десятков своих истребителей и бомбардировщиков. Предполагается, что KJ-3000 сможет работать не только по воздушным целям, а также будет выдавать целеуказания дальнобойным противокорабельным комплексам и участвовать в противоракетной обороне. За счёт использования более грузоподъёмной авиационной платформы и системы дозаправки в воздухе время нахождения на патрулировании и дальность полёта существенно увеличатся.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО и У KJ-2000 на заводском аэродроме Сиань

Платформой для KJ-3000 должен стать новый китайский тяжелый транспортный самолёт Y-20. Внешне Y-20 похож на российский Ил-76, но обладает удлинённым транспортным отсеком. В настоящее время построено 6 самолётов. Серийное производство Y-20 должно начаться в 2017 году. Строительство, испытания, ремонт и модернизация большинства китайских самолётов ДРЛО осуществляется на предприятиях Сианьской авиационно-промышленной корпорации в провинции Шеньси.

Новый китайский военно-транспортный Y-20 и самолёты радиолокационного дозора KJ-2000 и KJ-200 на заводском аэродроме Сиань

Для испытаний радиотехнического комплекса на авиазаводе в Сиане был переоборудован один KJ-2000. Судя по спутниковым снимкам, испытания идут очень интенсивно, и в ближайшее время следует ожидать появления в КНР нового многофункционального «стратегического» самолёта ДРЛО и У.

Одновременно с развитием российско-израильского проекта А-50И в КНР началось проектирование «тактического» самолёта ДРЛО на базе военно-транспортного Y-8-200 (модернизированная китайская версия Ан-12). Можно отметить, что Y-8 стал в КНР аналогом американского С-130 Hercules, и на базе машины, спроектированной в 50-е годы, созданы современные модификации с удлинённым грузовым отсеком и экономичными двигателями.

Прототип KJ-200

Первый полёт самолёта KJ-200 состоялся 8 ноября 2001 года. На самолёте в верхней — средней части фюзеляжа смонтирована РЛС с АФАР в «бревнообразном» обтекателе. Обтекатель радиолокатора, получивший неофициальное прозвище «коромысло», по форме напоминает шведскую РЛС Ericsson PS-890, но при этом гораздо крупней. В передней части обтекателя РЛС имеется воздухозаборник для охлаждения набегающим потоком воздуха.

Антенна KJ-200

Сообщается, что радиолокатор для самолёта ДРЛО KJ-200, разработанный в НИИ № 38, способен обнаруживать воздушные цели на дальности до 300 км. Радиолокационная информация по радиоканалу передаётся потребителям в лице КП ПВО и пунктов управления истребительной авиацией. Считается, что один KJ-200 способен одновременно наводить 10-15 перехватчиков. Так как угол обзора радиолокатора по каждому борту составляет 150°, в носовой и хвостовой частях самолёта имеются «мёртвые», не просматриваемые зоны. Это вынуждает использовать самолёты парой, или постоянно летать «овалом» или «восьмёркой». Но в ходе этих манёвров имеется вероятность, что будет потеряно сопровождение цели.

Рабочие места операторов РТК на самолёте KJ-200

По сравнению с более крупным и сложным KJ-2000 испытания и доводка KJ-200 шли гораздо быстрей, но 3 июня 2006 года второй прототип самолёта на базе Y-8F-600 разбился в провинции Аньхой, врезавшись в гору неподалёку от деревни Яо. Все 40 человек, находившиеся на борту, погибли. Это стало крупнейшей по числу жертв катастрофой в новейшей истории ВВС НОАК. Среди погибших были высокопоставленные военные и конструкторы.

KJ-200

Катастрофа серьёзно задержала процесс принятия KJ-200 на вооружение. Официально было объявлено, что предпосылки к катастрофе возникли в результате ошибок при проектировании самолёта. Для устранения недочётов пришлось экстренно привлечь специалистов украинского КБ имени Антонова. В ходе доработки изменения были внесены в конструкцию крыла и хвостовое оперение. При модернизации на самолёте установили более мощные и экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами, «стеклянную» кабину пилотов и дополнительные топливные баки. По сравнению с платформами Saab 340 и Saab 2000 с радиолокаторами сходного типа, планер Y-8F-600 предоставляет большие площади для установки радиоэлектронного оборудования, операторских консолей и мест отдыха персонала.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты-разведчики Ту-154МД и самолёты ДРЛО KJ-200 и KJ-2000 на аэродроме в окрестностях Пекина

При меньших размерах и стоимости по сравнению с «летающим радаром», созданным на платформе Ил-76МД, «тактический» самолёт ДРЛО благодаря более экономичным двигателям способен находиться в воздухе на 2 часа больше. При максимальной взлётной массе 61 000 кг с 25 тоннами топлива на борту, самолёт может покрыть расстояние 5000 км. Максимальная скорость 660 км/ч, потолок -10400 метров. Экипаж – 10 человек, из них 6 занято обслуживанием радиотехнического комплекса.

«Тактический» радиолокационный комплекс принят на вооружение в 2009 году, всего построено 10 экземпляров. По американским данным, KJ-200 активно привлекаются к патрульным полётам на северо-восточном побережье КНР и над спорными островами. В феврале 2017 года пилоты американского P-3С Orion заявили об опасном сближении с KJ-200 над Южно-Китайским морем.

За семь лет, прошедших с момента принятия на вооружение самолёта ДРЛО KJ-200, китайские военные успели оценить все достоинства и особенности этой машины. Опыт, накопленный разработчиками и лётно-техническим составом строевых частей, позволил сформировать понимание того, каким должен быть современный самолёт радиолокационного дозора и управления «тактического звена», и приступить к созданию более совершенных машин такого класса. Согласно взглядам командования ВВС НОАК, самолёт ДРЛО, действующий в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы, должен иметь радар кругового обзора, систему дозаправки топливом в воздухе и широкий набор средств радиотехнической разведки и постановки помех.

Продолжение следует…

/Сергей Линник, topwar.ru/

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить