Этот раздел посвящён тому, чтобы посмотреть на конкретные корабли, уничтоженные раньше времени и оценить всю тяжесть утраты, в зависимости от боевых возможностей.

Флоты России и США: статистика уничтожения. Крейсер «Мурманск» проекта 68-бис на камнях у побережья Норвегии в 2008 году

Флоты России и США: статистика уничтожения.

Авианесущие корабли

И сразу же резкий контраст, между США и Россией. Две крайности, два полюса отношения к собственному флоту. Россия потеряла раньше срока 4 авианесущих корабля проекта 1143. Американцы – ни одного.

Флоты России и США: статистика уничтожения. ТАВКР «Киев» в качестве аттракциона в Китае

Да, автор в курсе, что представляли собой советские авианесущие крейсеры. Не надо в сотый раз повторять все особенности этого проекта. Не надо пытаться доказать бесполезность этих кораблей и пользу от их преждевременного списания. Автор прекрасно понимает, что корабли были спорные, условия их эксплуатации сложными, а боевые возможности скромные. Только это не отменяет факта их досрочной отправки на помойку. В крайнем случае, есть такое слово – «модернизация». Бережливый хозяин в отношении столь дорогих и сложных изделий не принимает простых и быстрых решений. Как минимум, можно было проработать разные варианты. Законсервировать до лучших времен. Ну, а индийский проект перестройки проекта 11434 показывает, что можно при желании было бы сделать. Только в те годы это было никому не интересно. Намного интереснее была цена металлолома.

Итого счет 4:0 в пользу США.

Корабли океанской зоны

Наиболее болезненной потерей советской стороны можно считать списание кораблей проекта 1134 всех модификаций. Да, боевые возможности чистого 1134 без буквы были весьма скромными, и скорее всего модернизация не целесообразна. Но вот «А» и «Б» — вполне молодые корабли, прекрасные представители класса. Их вполне можно было доработать под современные задачи. Пример тому – модификация «БФ». Как показывает опыт «Очакова», корабли проекта 1134Б могли бы оставаться в строю и сегодня.

Второй тяжелой утратой стали корабли 956-го проекта. Все любители флота прекрасно знают проблемы с энергетикой данного типа кораблей. Но опять же, проблема страшна не тем, что она есть, а нежеланием ее решать. Почему-то до 1991 года этой проблемы не было. И во флоте КНР четыре представителя этого проекта чувствуют себя достаточно хорошо.

Флоты России и США: статистика уничтожения. На совместных учениях ВМС Мексики и США вертолет Во.105 тренируется в ведении огня при помощи НАР на корпусе списанного эсминца класса «Спрюенс»

В США наиболее серьезные потери понесли эсминцы класса Spruаnce. Моложе 25 лет было списано 17 кораблей серии. Эсминцы были по-настоящему выдающимися кораблями, изначально допускавшими модернизацию и развитие. В 80-х годах они получили вертикальные ПУ, часть кораблей получила возможность стрельбы ЗУР Standart, а в 2000-х еще несколько кораблей даже получили новейшие ЗРК RAM. Тем не менее, вся серия была выведена из эксплуатации, хотя отдельные представители класса вполне могли оставаться в строю и сегодня. При этом они не выглядели бы абсолютными динозаврами на фоне более современных кораблей типа «Арли Берк».

Кроме этого, ВМС США предпочли не модернизировать 5 первых крейсеров класса Ticonderoga, хотя никаких принципиальных препятствий для этого не было. Можно предположить, что причиной их досрочного списания стало отсутствие денег на модернизацию, а стандартизация требовала ухода от балочных наводящихся ПУ.

Единственным классом кораблей, о которых сожалеть не стоит – это эсминцы класса Kidd, изначально создававшиеся по требованиям ВМС Ирана, и реквизированные американцами для своего флота. Очевидно некоторая «экспортная» инородность изначально препятствовала полноценной модернизации, и корабли были быстро проданы в Тайвань.

В целом, обращает внимание, что даже досрочно утилизированные корабли США имеют больший срок службы (20-22 года), в то время как их советские противники пошли на иголки в возрасте 17-19 лет.

Счет 26:22

Корабли ближней морской зоны

Наименее чувствительной потерей СССР стали СКР проекта 159А. Несмотря на относительную молодость, они представляли собой явно устаревший проект, модернизация которого была вряд ли целесообразна.

19 кораблей проекта 1135 и 1135М пошли в утиль при среднем возрасте 19 лет. Это были добротные корабли, с достаточно сильным противолодочным вооружением. Установка ПКР «Уран» на один из кораблей серии продемонстрировала, как можно было бы усилить ударные возможности корабля. В любом случае, в классе сторожевиков это был добротный, надежный корабль.

21 малый ракетный корабль проектов 1234 и 12341 так же серьезно ослабил боевые возможности ВМФ в ближней зоне. В отличие от США, у России есть потребность в некотором количестве таких кораблей, так как в приграничных морях нам противостоят союзники США по НАТО. Они не имеют крупных кораблей, и основу их боевой мощи составляют корветы и ракетные катеры. Типичный пример — Норвегия. Симметричным ответом на данную угрозу были соответствующие советские силы — МРК и РКА. Поэтому их преждевременное списание достаточно болезненно для РФ.

Ну и печальный рекорд – 46 кораблей проектов 1124 и 1124М. Одни из самых эффективных противолодочных кораблей советского ВМФ. Конечно, звезд с неба они не хватали, обладая слабой ПВО, но их применение предполагало близость берега и поддержки с воздуха. Противолодочные возможности данных кораблей были вполне адекватны, а тактика применения не раз показывала свою высокую эффективность. Поиск ПЛ осуществлялся на стопе в точке дежурства, когда свои шумы сводились к минимуму. А после установления контакта корабль полным ходом сближался с целью, ведя допоиск второй ГАС. Одновременно могла быть вызвана береговая авиация. С точки зрения современного дня ценность таких кораблей может быть не велика — экономичнее и разумнее охранять свои воды при помощи стационарной системы обнаружения (вроде американской SOSUS), не тратя горючее и время экипажей. Но в 90-е годы это были еще вполне опасные для врага корабли.

США строили фрегаты, которые по большому счету нельзя считать кораблями «ближней» морской зоны, поскольку их основной задачей было охранение океанских конвоев от советских подводных лодок в случае начала глобальной войны. Как только опасность глобальной битвы исчезла, США принялись избавляться от всех кораблей класса.

Сожалеть о фрегатах класса Knox можно весьма условно. Особых запасов под модернизацию они не имели, размещение вертикальных ПУ на них было бы вряд ли возможно. Средний возраст у них составил 22 года, что явно больше советских аналогов.

А вот фрегаты класса O.Perry американцы не утилизировали столь активно. В 90-е годы они избавились от 21 достаточно нового фрегата, и это, конечно, с точки зрения здравого смысла выглядит преждевременно. Потом процесс списания данного класса кораблей был остановлен, и оставшиеся единицы прослужили до 2011-2015 годов. Последние корабли серии уходили на слом в 2015 году, отслужив внушительные 30 лет.

Итого счет 86:21

Ракетные катера

США практически не строили кораблей данного класса, а потому сравнивать нечего. Единственный представитель класса Pegasus, по сути, опытные корабли. Исходя из американских интересов, вряд ли это стоит считать серьезной потерей.

Флоты России и США: статистика уничтожения. Американская экзотика — катера типа «Pegasus». Зачем строили — не понятно.

Со стороны России наиболее чувствительной потерей является списание катеров проекта 12411 с достаточно мощным ударным вооружением из 4-х ракет «Москит». О катерах проекта 205У сожалеть особого смысла нет — списанные в возрасте до 25 лет 10 катеров были явно устаревшими.

А вот катера проекта 12411Т имели все шансы пройти модернизацию с заменой «Термитов» на те же «Москиты» или «Ураны». Тем не менее 9 катеров были списаны раньше срока. Такую же модернизацию могли пройти и катера на подводных крыльях проекта 206МР.

Итого, для России достаточно болезненной стала потеря 30 катеров.

Тральщики

США от минно-тральных задач отделались почти полностью еще в разгар холодной войны, спихнув это «не царское» дело на европейских союзников по НАТО. Но некоторое количество кораблей данного класса они продолжали строить. Тем не менее особого внимания им не уделяли, и с окончанием холодной войны постепенно избавились даже от таких относительно молодых кораблей, как Osprey. Также после 2010 года было выведено из боевого состава несколько более серьезных тральщиков класса Avenger.

У СССР минно-тральное дело спихивать было не на кого, и поэтому тральщиков мы строили очень много. И к окончанию холодной войны их было накоплено огромное количество, в том числе и весьма устаревших. Тральщики, вообще, достаточно долго живущие корабли, т.к. их оборудование может в процессе службы обновляться. Тем не менее в 90-е годы было списано большое число относительно новых морских тральщиков проекта 266М и еще больше базовых, проекта 1265. О кораблях проекта 266 «без буквы» сожалеть особо не стоит, их средний возраст был 24 года, т.е. они были достаточно старые.

Итого счет – 57:13

Десантные корабли

Единственной потерей «раньше срока» ВМС США среди десантных сил стали танкодесантные корабли типа Newport. Честно говоря, сложно охарактеризовать эту утрату с точки зрения пользы или вреда. Корабли были достаточно спорные по конструкции и почти не вписывались в концепцию «боя за высадку», принятую в США с ее массированным вертикальным охватом и перевалкой техники при помощи ДКВП. С другой стороны, по меркам десантных сил это были еще не старые корабли.

Флоты России и США: статистика уничтожения. Шесть американских десантных кораблей классов LHA и LHD. Имея такие силы, США могли забыть про советские БДК как о нулевой величине.

СССР таких мощных десантных сил не имел. Все досрочно списанные «десантники» были одинаково важны, т.к. именно множество относительно небольших кораблей и создавало более-менее внушительную силу. Это соответствовало концепции применения десанта — в отличие от США мы собирались высаживаться в рамках «содействия приморскому флангу сухопутных сил» — т.е. недалеко от своих берегов, с коротким переходом морем, но зато с хода — прямо на берег танками и бронетехникой. Такую концепцию принято сегодня критиковать, указывая на США, но это тема отдельного разговора.

Итоговый счет 19:18

Подводные лодки

Подводный флот СССР понес наиболее грандиозные потери. Среди дизельных ПЛ наиболее серьезной является потеря шести лодок проекта 877. Морально устаревшие лодки проекта 641Б, списанные раньше срока в количестве 15 штук, потеря менее значимая, хотя и эти корабли могли еще принести определенную пользу. Например, в качестве завесы на заранее подготовленных позициях вблизи своих берегов.

Ядерные силы потеряли целых 48 подводных лодок с баллистическими ракетами! В принципе о них можно и не сожалеть, сокращение ядерного оружия в любом случае неизбежно. Однако опыт США говорит о возможности менять квалификацию – перестраивать ПЛАРБ в носители крылатых ракет или специальных средств. В СССР подобная работа проводилась в рамках проектов 667АУ. Другое дело, что переделать все лодки типа 667А в количестве 19 штук и 667Б в количестве 15 штук в носители КР и подводных аппаратов – просто невозможно. Так что эти корабли в любом случае должны были понести невосполнимые потери. Несколько в меньшей степени это касается проектов 667БД и –БДР. А вот лодки проекта 941 могли бы еще послужить. И не надо приводить в качестве контраргумента их якобы титанические размеры – для подводной лодки-носителя КР или ПЛАРБ это не существенно.

Среди носителей крылатых ракет преждевременной потерей стали корабли проектов 670М, 949 и 949А. Правда, первые уже не совсем отвечали требованиям по шумности. Зато это были простые, недорогие и весьма надежные корабли, которые вполне могли еще принести пользу, если не в охоте за АУГ противника, то хотя бы в создании напряженности флотам-союзникам США в прибрежных морях.

Среди торпедных АПЛ неизбежной потерей стали корабли проекта 705 – их передовая и не слишком удачная конструкция при огромных затратах на содержание делала их списание неизбежным. Кроме них, достаточно устаревшими и шумными лодками были корабли проекта 671 «без буквы». А вот преждевременное уничтожение кораблей проектов 671РТ, 671РТМ и 971 не иначе как вредительством не назовешь.

Что касается США, то его потери на фоне СССР можно засчитать все без разбору. Тем более что все ПЛ США были достаточно совершенны и по оснащению и уровням шумов почти всегда опережали советские ПЛ.

Итого счет 62:24

Окончательные выводы

Итак, теперь мы можем расставить окончательные оценки. Повторим, уже ранее сделанные открытия и добавим новые.

Россия потеряла около 1200 тыс. тонн водоизмещения современных кораблей, 85% из которых пришлись на эпоху правления Ельцина. Одновременно было в 5-8 раз сокращено строительство. В результате флот потерял существенную долю боеспособности и перестал обновляться. США утилизировали всего около 300 тыс. тонн водоизмещения современных кораблей и снизили строительство новых примерно на 30%, благодаря чему численность их флота сокращается крайне медленно, а обновление с вливанием свежей крови не прекращалось никогда.

Помимо этого, теперь мы можем также утверждать, что принудительному уничтожению подверглись 254 корабля и подводные лодки в возрасте моложе 25 лет, имевшие еще значительный потенциал. Это потеря наиболее ценных единиц — фактически преступление против обороноспособности страны.

Вместе с тем, мы должны признать, что преждевременное уничтожение еще боеспособных кораблей имело место и в США, но в несоизмеримо меньших масштабах. Американцы списали раньше времени около 98 важных боевых единицы, т.е. в 2,6 раз меньше России.

Теперь мы можем не просто утверждать, что в 90-е годы всё было «плохо», но и применительно к военно-морскому флоту подкрепить это эмоциональное утверждение конкретными цифрами. Помимо этого, мы можем сделать и политическую оценку всех описанных выше событий. В эпоху Горбачева сокращения флота еще можно объяснить каким-то здравым смыслом, например, желанием сократить военную нагрузку на экономику, прекратить холодную войну и избавиться от устаревшего хлама вооружений, накопленных в предыдущие 30 лет. Но вот период правления Ельцина заслуживает однозначной негативной оценки, не подлежащей пересмотру, как итоги Второй мировой войны. Именно в этот период флот был вынужден уничтожить современные и боеспособные единицы в невиданных количествах, а промышленность практически полностью остановить производство.

После прихода к власти В.В. Путина ситуация не изменилась радикально, но в целом курс на скорейший развал флота очевидно перестал быть идеей и целью властей. Процессы бездумного уничтожения еще боеспособного вооружения медленно тормозились, прекратившись примерно в 2010 году. Строительство новых кораблей, хоть и возобновилось, но идет совершенно недостаточными темпами, что не может не огорчать. И хотя с 2011 года наблюдается медленный рост боевого состава, радоваться пока не чему. Пока речь идет лишь о достижении «дна» и прекращении непрерывного падения с 1987 года, но никак не о решительном возрождении.

Использованные источники:
Ю.В. Апальков: «Корабли ВМФ СССР»
В.П. Кузин, В.И. Никольский: «ВМФ СССР 1945-1995»
http://russianships.info/
http://www.deepstorm.ru/
http://www.navsource.narod.ru/
http://www.navsource.org
http://www.navysite.de

/Алексей Поляков, topwar.ru/

13 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Автор молодец, прекрасно показал насколько деградировал флот из за предательства руководства страны с 1986 по сей день.
    Настолько картина фактов сурова и бесспорно что заткнулись и не отсвечивают десятки явных пропиндоских тролей приписанных пиндосами на этот сайт вопящих от хитроплана(пропиндоского плана типо я патриот но давайте снова просрём страну ещё сильнее) до открытых «пиндосия с нами там всё лучше и трава зеленее».

    Дополню лишь автора.
    С 2012 примерно и по сей день 2017 года власти РФ снова начали реализацию уничтожения флота
    Кол-во закладок новых кораблей резко сократилось, кол-во спущенных кораблей та же резко сократилось те корабли которые давно уже должны вступить в строй до сих пор не могут достроить, все сроки сорваны. Да и вообще чтоб понять насколько большая разница верхушки власти к флоту от до 2012 и после 2012 года достаточно посмотреть принятые решения по любому проекту.
    Например 1144, до 2012 года из трёх в «отстойнике» планировалось вернуть в строй ДВА! таких корабля из трёх, и того планировалось к 2020 иметь во флоте 2 корабля пр1144, а к 2025 году уже 3 пр 1144. НО!!! после 2012 года вдруг отказались от восстановления третьего корабля, и того вместо 3 будем иметь тока 2, это на 30% меньше, одновременно с этим были отменены множество новых построек проектов кораблей. Сверху, как и в 1986-1991 годах, идёт явное предательство России и её народа.

    • Как уже достали эти клубные стратеги, а 40 или 60 000 км сухопутных границ тоже кораблями оборонять будешь ?

      • а ты само собой пропиндосник будешь оправдать любое ослабление России.

        Давай так. Скажи мне на сколько больше танков или ещё какой сухопутной составляющей было заказано с 2012 года больше чем планировалось.
        И конкретно укажи на сколько танков обменяли отмен модернизации корабля пр1144.

        Не будет конкретных док-в что отмена пр1144 привела к улучшению заказа на Сух армию, ты докажешь перед всеми что ты п*бол тупой, само собой любое п*больство и включение дурочка а так же вертение как угорь на сковродке так же докажет что ты п*бол. Только прямой ответ с фактами с тебя, не будет ты пропиндоский пи*бол.

        • Как видим, пиндостроль Аноним-333 заткнулось, стоило только потребовать док-во его тупым бредням.

  2. Да и вообще хотелось бы до кучи тогда уж узнать сколько танков будет закуплено на продажу 2-4 кораблей индии которые предназначались изначально для ВМФ РФ.
    То есть хотелось бы знать:
    а) сумма потрачены денег бюджета на постройку этих кораблей отданных индии и потраченное время, кто это всё компенсирует? идиоты вроде Анонима-333? нет канешь эти тупые троли тут только для того чтоб разводить лохов и обманывать население России чтоб они как лохи при лохотроне остались ни с чем.
    б) сумма на продажу кораблей, куда она денется кому в карман уйдёт? власти РФ продадут корабли предназначавшиеся нашему флоту, а что в замен получит флот или сухопутная армия? пока что понятно что ничего!!! в бюджет не заложены доп затраты на ГОЗ, а значит деньги от продажи боевых кораблей НЕ ПОПАДУТ В БЮДЖЕТ АРМИИ.

    • Опять же новость.
      http://flotprom.ru/2017/249182/
      Минобороны одобрило применение иностранных комплектующих в гидроакустической станции
      Волгоградское предприятие «Штиль» закупит для аппарата гидроакустической связи «Структура-35» преобразователи американской компании Danville Signal, выпускающей начинку для профессионального звукового оборудования. Представители компании напомнили FlotProm, что согласно действующему законодательству, все закупки по гособоронзаказу предварительно одобряют в военном ведомстве.

      импортозамещение? не не слышал… делать оружие из комплектующих той страны против которого это оружие и предназначено это канешь делебизм ещё тот, но куда дебильнее то что официально по телеку кукарекуют про импортозамещение, а на деле сами разрешают импорт делая по сути противоположное своим заявлениям по телеку и объявленному полит курсу.

      • аноним,то что ты в своей палате самый умный,совсем не значит что,ты умный на самом деле.

        • сразу видно что по своим меркам своей палаты оцениваешь, если ты даун в палате живёшь псих больнице то это только ты такой тупой, я тебя разочарую, но все остальные люди не живут как ты в психушке, и если кто то из нас людей умных в реальном мире на свободе умён то он значит умён и в рамках всей страны и в рамках твоей психбольницы, а ты же даун самый тупой и в своей лечебнице и на этом сайте и вообще походу во всём мире, это единственное где ты первое место занимаешь везде где не появишься.

          • Какие глубокие познания,у этого анонима,о палатной жизни в дур-больнице.

          • Какие глубокие познания,у этого Аноним-333,о глубоком заглатывании спермы грантодателей из пиндосии.

  3. последний! российский флот был еще при Ушакове и Нахимове! С тех пор прошло 150 лет, а флота нормального до сих пор нет — это политика виновата. С продажей Аляски и Калифорнии отпала необходимость в торговом, грузовом флоте в первую очередь и военном естественно тоже. Росия стала всех убеждать, что мол де Россия — сухопутная дежава и не пристало ей пачкаться в оеканы. но это отговорки — Россия до сих пор и жд нормальную не может построить — одноветочный БАМ на всю Сибирь, позорище и катастрофа!

  4. Попробу высказать крамольную мысль! Ну да, все правельно,а если подумать!? Зачем нужен военно-морской флот в принципе? А только для того нужен, чтобы сопровождать и охранять торговые корабли, т.е. для безопастности торговых морских путей и больше не для чего, все остальные задачи можно и нужно без флота решать! Какая опастность может подстерегать современные торговые корабли в открытом море? Да никаких, разве что морские пираты на жалких лоханках в районе Сомали. Но для отпора от них достаточно иметь на торговом судне пару ручных пулеметов или на худой конец охранную команду! С другой стороны,мы же не островное государство, большенство торговых сделок мы можем решать вообще без привлечения торгового флота, что интересно такого жизненнонеобходимого мы покупаем у островных государств? Сколько стоит один военный корабль? Сколько на нем людей? Сколько стоит обучить этих людей? Это огромные деньги! А теперь назовите какое-нибудь крупное морское сражение за последние 100 лет, которым мы могли бы гордиться? Да хотя бы просто крупное или мелкое или хоть какое-нибудь, только Цусимское на память приходит, да и то лучше не вспоминать. К сожалению Советский союз воспитал покаление империалистов (Империализм — государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии, в том числе для захвата территорий) Сильный морской флот нужен Японии,Новой Зеландии,Австралии,Англии,Америке,Мадагаскару и т.д. но нам зачем он нужен, когда мы можем ракетами достать куда угодно! При надичии современной техники позиционирования (глонас,джи-пи-эс и т.п.) и средств обнаружения, а так же средств доставки необходимость в любых крупных военных машинах и их соединениях, будь то танк или корабль,полностью отпадает! Объясняю: с помощью спутника,беспилотника, или любым другим методом, определяются координаты цели (наземной,воздушной,морской) в реальном времени и по этим координатам наносится удар, по неподвижным целям не управляемыми, а по движущим — управляемыми ракетами, минами, снарядами и т.п. К сведению: определить координаты видимой цели,при наличии определенных навыков, можно с легкостью и без каких либо вычислительных машин,буквально на коленке,был бы только носитель куда эти координаты можно было бы ввести! Третья мировая война, это война за города и только за них, все остальное будет легко уничтожаться, поскольку только плотная застройка из прочных огнеупорных строений, какими являются монолитные современные многоэтажки, является непреодолимым припятствием для поиска и уничтожения живой силы противника! Откройте карту гугл он-лайн, там все укрепрайоны украинской армии видны как на ладони, а положить такой снимок на координатную сетку и вычислить координаты это спецу пару пустяков,остается тока определить координаты своей батареи и внести поправки, а потом залп града, и хана любому соединению, главное различать реальные цели от ложных, но для этого и разведка имеется. И воовсе ненужно держать полки и дивизии, достаточно иметь разноплановую разведку и современные средства доставки! Это относится и к морскому флоту, сейчас все эти корабли и подлодки это по сути груда ненужного хлама и их строительство нужно только для того,чтоб пилить бюджет и больше не для чего! Помниться еще давно Сергей Иванов как то сказал, что мол танки нам не нужны, но его военное лобби поправило, мол так нельзя говорить, а то чем мы питаться будем? Поэтому мы до сих пор и делаем вид что что то там изобретаем, пипл требует чтоб мы вооружались, ну ладно,будет вам армата да еще чего-нито,тока в правительстве все прекрасно понимают,а люди наверно не очень. Наверно лучше 10 человек вооружить РПГ общей стоимостью 1 лям рублей,чем делать один танк стоимостью 300 лямов(приблизительно) которые эти 10 челов разберут на запчасти при помощи тех же рпг. На дворе XXI век, а многие задержались в веке XX-ом, доганяйте!

Ответить