Россия и Эмираты сделают конкурента ПАК ФА
Разработка истребителя пятого поколения — вопрос выживания для РСК «МиГ»

Россия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) вместе займутся разработкой легкого истребителя пятого поколения. Об этом 20 февраля заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

— Сегодня подписали соглашение о развитии промышленной кооперации в области военно-технической продукции. Это дает возможность развивать проект по легкому истребителю пятого поколения, который будет разрабатываться с участием эмиратской стороны, — сказал Мантуров на 13-й международной выставке вооружений IDEX 2017.

В свою очередь, глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил ТАСС, что разработка самолета находится на начальном этапе. Он отметил, что концепцию нового самолета еще предстоит определить.

— Пока еще не выбрали, каким он будет — однодвигательным или двухдвигательным. Но подписанное соглашение позволяет нам начать эту работу, — добавил глава ОАК.

Россия и Эмираты сделают конкурента ПАК ФА Производственный комплекс № 1 Российской самолетостроительной корпорации «МиГ»

В то же время, как сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, легкий истребитель пятого поколения будет создаваться на базе МиГ-29. «Работы по этому самолета, думаю, начнем со следующего года, они займут порядка семи-восьми лет», — добавил глава госкорпорации.

Отметим, что разговоры о легком многофункциональном фронтовом самолете (ЛМФС), который разрабатывает РСК «МиГ», идут уже давно. В январе 2014 года журнал Jane’s Defence Weekly опубликовал материал, в котором утверждалось, что РСК «МиГ», по-видимому, не поднимая лишнего шума, занимается разработкой концепта перспективного легкого истребителя — однодвигательного дешевого аналога Т-50/ ПАК ФА. Как отмечалось в заметке, всплеск спекуляций на тему статуса программы произошел в конце декабря 2013-го, когда представители «МиГ» в официальном заявлении сообщили, что единственный летающий прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44 будет законсервирован.

В начале февраля 2017 года военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на французский журнал «Air&Cosmos» опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) разработки РСК «МиГ». В сопроводительном описании сообщалось, что разработка самолета ведется за счет собственных средств КБ, причем самолет в будущем должен прийти на замену истребителям МиГ-29 и МиГ-35.

Отмечалось, что самолет имеет аэродинамическую схему «утка», его взлетная масса достигает 15 тонн, максимальный взлетный вес составляет 25 тонн. Истребитель будет оснащен либо двумя турбореактивными двигателями ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой 10 тонн каждый, либо одним двигателем неизвестного на сегодня типа. Возможно — двигателем «Изделие 30», разрабатываемым для Т-50 (ПАК ФА).

Россия и Эмираты сделают конкурента ПАК ФА Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50

Какие перспективы имеет ЛМФС, учитывая, что к этому проекту присоединились ОАЭ?

У КБ Микояна наработки по теме перспективного легкого истребителя, который заменил бы МиГ-29, были давно — еще с 80-х годов: МиГ-29 оказался не совсем легким самолетом даже в изначальных вариациях, а нашим военным хотелось более дешевый самолет в условиях, когда в Советском Союзе оборонный бюджет начинал сокращаться, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— В этом смысле я бы не стал говорить, что ЛМФС базируются на технологиях МиГ-29 или МиГ-35. Речь идет о новом самолете, но не о МиГ 1.44, который изначально проектировался как тяжелый самолет. Реинкарнировать его в том виде, в каком он был, смысла нет. К тому же, были претензии к аэродинамической схеме МиГ 1.44, которую тяжело совместить с критерием «малозаметность».

В общем, «мигари» давно и долго продвигали идею создания легкого истребителя. Конечно, российские военные хотели быть иметь такой самолет, но чисто по экономическим причинам реализация такого проекта была невозможна. Как известно, сроки принятия на вооружение тяжелого истребителя пятого поколения Т-50 постоянно сдвигаются, и сразу два проекта пятого поколения российский бюджет просто бы не потянул.

Тем не менее, в РСК «МиГ» от идеи легкого самолета не отказывались по одной простой причине — платформу МиГ-29 нельзя развивать до бесконечности. Именно поэтому перспективы разрабатываемого истребителя МиГ-35, который на самом деле является сухопутной версией корабельного МиГ-29, выглядят довольно неочевидными. А в РСК «МиГ», по большему счету, перспективных разработок нет — КБ «МиГ» на нынешних заделах (по обслуживанию и продаже МиГ-29) просуществует еще лет 10, и все. «Мигари» пытались безуспешно зайти на рынок гражданских легких самолетов, предлагали российскому и зарубежному заказчику учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, ведут работы по теме тяжелого беспилотника «Скат», которые идут довольно тяжело… Поэтому для них проект легкого истребителя пятого поколения — вопрос выживания.

И вообще: если мы не выйдем с таким предложением на рынок, то через 10−15 лет нам кроме Т-50 и Су-35 будет нечего продавать. Су-35 дешевле, чем полноценное пятое поколение, но, как ни крути, это не легкий самолет. А через 10 лет в линейке легких однодвигательных самолетов, скорее всего, будут следующие машины: истребитель F-35 (дорогой и для некоторых стран избыточный самолет, который, к тому же, не всем государствам будут продавать), китайско-пакистанский FC-1 и, возможно, шведский Gripen NG. Если к ним добавиться еще ЛМФС, то мы сможем выходить на экспортные рынки.

«СП»: — СМИ не раз отмечали, что разработка ЛМФС ведется за счет средств МиГ.

— Понятно, что у РСК «МиГ» не так много возможностей на свои деньги проектировать самолет, поскольку у них долгое время не было заказов. Корпорация держалась за счет ремонта и обслуживания МиГ-29 и индийского заказа «корабелок». Сейчас реализуется довольно крупный контракт на поставку самолетов в Египет. Египетские деньги и, возможно, некая сумма от Минобороны по проекту МиГ-35, по сути, открывают перед КБ единственное окно возможностей для развития корпорации. Если им не воспользуются, то в будущем мы можем потерять не только нишу на рынке легких истребителей, но и РСК «МиГ» как отдельную структуру.

Рынок легких самолетов не очень большой, но он есть — это страны СНГ, Африки и, возможно, Восточной Европы.

«СП»: — Если изменится политическая ситуация?

— Да. Все тендеры, которые проходят, например, в Болгарии или Хорватии, показывают, что этим странам не по карману европейские машины. Они могут либо покупать поддержанные F-16, причем не самых последних серий, либо брать самолеты в лизинг и т. д.

Поэтому сотрудничество ОАЭ с РФ по проекту легкого истребителя было бы хорошим ходом. Во-первых, у Эмиратов есть деньги. Во-вторых, они в последнее время с нашим авиационным кластером довольно активно сотрудничают, например, вошли в капитал «Вертолетов России» и т. д.

«СП»: — В свое время ЗРПК «Панцирь-С1» появился также благодаря деньгам из ОАЭ.

— История с этим контрактом уже довольно старая, но она хорошо показывает, что Эмиратам не в первый раз финансировать российские стартапы в военной сфере. Но тогда они заказывали ЗРПК для себя, а в случае с самолетом ОАЭ фактически выступают в роли некого соинвестора. Хотя если стороны договорятся о том, что какие-то части самолетов будут собираться в Эмиратах, то возможно, эта ближневосточная страна выступит в качестве стартового заказчика истребителя. То есть ОАЭ сначала могут приобрести небольшую партию самолетов для себя, а затем пытаться наладить экспорт.

Теоретически перспективы ЛМФС могут выглядеть так, но пока непонятно — какое может быть разделение труда, насколько Эмираты готовы вкладываться в проект, а главное — что мы им все-таки предлагаем? Красивую картинку или уже некий проработанный проект, который, возможно, по каким-то частям уже прошел испытания.

«СП»: — Один из ключевых вопросов — двигатель…

— Очевидно, что такой самолёт должен быть однодвигательным. Но РД-33, который стоит на МиГ-29, для перспективного самолета, наверное, слабоват, даже если ему еще полтонны тяги накрутить. Поэтому речь может идти либо о «движке» АЛ-31, либо об «изделии 117» (на Су-35), либо об «изделии 30» (двигателе второго этапа для ПАК ФА). В последнем случае не исключено, что экспорт двигателя на время будет ограничен, как это было в свое время с АЛ-21 для истребителя-бомбардировщика Су-17.

То есть может быть, что «изделие 30» будут ставить на Т-50, а на экспорт разрешат, например, в 2025 году. Если так, то разработчикам ЛМФС нет никакого смысла к нему привязываться и можно ожидать, что самолет получит либо «изделие 117», либо какую-либо модификацию АЛ-31.

«СП»: — Легкий МиГ-35 также формально ориентирован на экспорт. Почему бы не предложить ОАЭ совместно выпускать этот самолет?

— Потому что он им вряд ли интересен. Если у Эмиратов есть притязания на развитие технологий, то производство МиГ-35 им ничего нового не даст. Повторю, в основе МиГ-35 лежит платформа МиГ-29. Скажем, РФ сейчас реализует совместный с индийцами проект по модернизации МиГ-29 (МиГ-29UPG) — с нашим содействием и комплектующими. А Эмираты хотят что-то новое и у них есть для этого деньги и амбиции.

Да и нам нет смысла вкладываться в платформу МиГ-29 — самолета уходящего поколения, который не имеет шансов на развитие. Проект ЛМФС для нашего ВПК — единственная возможность в будущем иметь два новых самолета и два конкурирующих между собой КБ. Здесь много технических рисков, но если ОАЭ серьезно настроены, то проект вполне может быть реализован.

«СП»: — ЛМФС не помешает развитию российско-индийского проекта самолета пятого поколения на базе Т-50?

— Они разведены. Т-50 финансируется за счет российского бюджета, в котором нет денег для проекта легкого истребителя пятого поколения. А если «МиГ» с ОАЭ сделает этот самолет и предложит его Минобороны РФ, то военное ведомство гипотетически может его взять. Но спонсировать его оно явно не собирается — ни в одной программе ОАК нет проекта легкого истребителя пятого поколения.

Эмираты с начала 2000-х активно развивают свою военную промышленность, причем пытаются производить практически все виды вооружений и военной техники, замечает начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.

— В ОАЭ хорошо развита кораблестроительная, артиллерийская, бронетанковая промышленность. Например, налажен выпуск БТР Iguana (совместно с Бельгией), БТР Guardian. Кстати, в этой сфере РФ и ОАЭ сотрудничали по проекту NIMR (аналог российского ГАЗ-2330 «Тигр», который изначально разрабатывался на деньги Эмиратов). Развивается там и авиационная промышленность, но пока она нацелена лишь на выпуск беспилотников. Тем не менее, способность Эмиратов в короткие сроки строить заводы и привлекать специалистов со всего мира говорит о том, что выпуск ЛМФС вполне реален.

Для Эмиратов авиационные проекты — вопрос престижа. Через проект ЛМФС ОАЭ могут стать страной Ближнего Востока, которая выпускает собственный истребитель пятого поколения. Не факт, что Эмираты примут его на вооружение. На мой взгляд, если они и закупят истребители для собственных ВВС, то будут использовать их в качестве учебно-боевых самолетов, а также — производить и поставлять на экспорт в качестве конкурента китайским истребителям.

Также возможно, что Россия — это только один из участников проекта, к которому в дальнейшем будут подключены другие страны. Как это было в случае с бронеавтомобилем NIMR, который начинала разрабатывать российская компания, а доводили программу до серийного производства специалисты из других стран. Эмираты готовы вкладывать сразу солидные суммы в проекты и, в отличие от индийцев, стараются их быстро реализовывать. Но они требуют, чтобы техника соответствовала их взглядам и не любят «самодеятельность».

/Антон Мардасов, svpressa.ru/

14 КОММЕНТАРИИ

  1. Грустно, что вопрос быть или не быть новому самолету в некогда передовой стране, зависит от того, вложат ли даровые деньги вчерашние погонщики верблюдов или нет.

    • Что за узость мышления? Если сейчас идёт мировая кооперация производства, то что плохого в том что погонщики верблюдов вложат средства в Российскую промышленность, вспомним «Тигр», он так же разрабатывался на деньги ОАЭ. Чего в позу то становится и ворошить прошлый негатив, что было то прошло.

      • Тигр на деньги от ОАЭ? Даже самый больной человек бредящий постоянно и то более адекватный чем ты и твои сказки.

    • США, если помните, F-35 разрабатывают в очень широкой кооперации. Задайтесь вопросом; почему они это делают.

    • Денис,я вас умоляю,-при чём тут это,когда речь о том. И родится в СССР мало,в нём нужно ещё малость сознательно пожить и поработать.

    • Не путайте Объединённые Арабские Эмираты, о которых говорится в статье, с Саудовской Аравией. С Эмиратами у нас уже наработанные связи в военной технике (Панцырь С1 и БМП-3), а саудиты больше с американцами сотрудничают, и геополитических амбиций у вторых больше.

      • И чё? ОАЭ такие же как и саудиты, продажа им техники ничего не меняет саудитам тоже много чего продавали и продаём и продадим ещё.

        Да, факт есть факт, власти РФ готовы продавать всё что угодно кому угодно даже врагам России и даже во вред России, никто там о интересах РФ давно уже не думает. В этом плане даже пиндосы смотрятся на голову лучше, там хотябы интересы страны соблюдают порой даже в ущерб экономике, но в итоге получаются в выйграше не зря таки больше половины мира захватили уже

  2. Видимо, если не скооперироваться, то нового (относительно) самолета МИГовцы сами не потянут. А в будущем со старыми самолетами они вообще окажутся никому не нужными. Шаг с Эмиратами рискованный, но выбора у них особого нет — страна не потянет 2 проекта ПАК-ФА. Хотя можно было поступить, как американцы — на базе Т-50 сделать легкий истребитель (а нужен ли он вообще?). У МИГовцев еще есть вариант делать легкие гражданские самолеты типа Gulfstream.

  3. Вот Серый волк и правду говорит. Я не буду в сотый раз повторять, но кооперация нужна и важна, но ЛМФС для РФ и для ОАЭ я так думаю разные вещи, да и по срокам (МиГ-29 изношен) и его надо менять как можно быстрее.
    Эксперт видимо не эксперт, а ЖУРНОЛАМЕР и почему-то уцепился за одномоторную компоновку, так мол дешевле будет. Не намного дешевле где-то на 5 миллионов долларов дешевле…стоимость двигла изделие тип 30 именно 5 лямов. На авионике уже экономили, спасибо, второй раз на эти грабли МиГ не наступит ни при каких условиях, ну можно на боевой нагрузке сэкономить так как это же ЛФИ, ну и можно на топливе сэкономить ( просто меньше влезет из за малой длины фюзеляжа ) больше экономить не на чем…. А рисунки из французского журнала и вовсе с 2-мя моторами это основной вариант, и только как альтернатива проектировали с одним мотором….круг задач расширяется, и масса увеличивается до 25 тонн. Здесь явно предпочтительнее 2 моторная компоновка, и это НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ КОНЦЕПЦИИ ЛФИ…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя