Новости о штурмовике Су-25: предложения и вопросы

Обновление парка техники вооруженных сил связано не только со строительством и поставкой новых образцов, но и с отказом от устаревших машин. Подобные решения являются закономерными и не должны удивлять. Тем не менее, одна из последних новостей на этот счет стала поводом для споров и обсуждений. Как стало известно несколько дней назад, руководство российской промышленности намерено отказаться от производства одного из основных самолетов фронтовой авиации – штурмовика Су-25 «Грач».

Новости о штурмовике Су-25: предложения и вопросы

Важнейшее заявление о будущем самолета Су-25 прозвучало 7 февраля. Говоря о перспективах авиационной отрасли, министр промышленности и торговли Денис Мантуров затронул тему производства самолетов-штурмовиков. Он заявил, что Су-25 «в серийных объемах больше производиться не будет». Теперь промышленность будет заниматься только модернизацией «уже новой версии Су-25ТМ». В качестве потенциальной замены для «Грачей» министр назвал учебно-боевой самолет Як-130, который, при определенных доработках, может выполнять функции легкого штурмовика.

Любые новости о прекращении производства широко известных образцов вооружения и военной техники всегда привлекают внимание общественности. Последние сообщения о дальнейшей судьбе Су-25 не стали исключением. Специалисты и широкая общественность проявили интерес к заявлениям главы Минпромторга и, как всегда бывает, попытались предугадать, что они за собой повлекут. Действительно, сложившаяся ситуация представляет определенный интерес и должна быть внимательно изучена.

Новости о штурмовике Су-25: предложения и вопросы Штурмовик Су-25СМ

Прежде всего, необходимо отметить, что слова министра весьма специфически сочетаются с известной картиной. Утверждается, что Су-25 больше не будет производиться в больших количествах. Тем не менее, если речь идет о базовой модификации самолета, то она и так уже не производиться в течение многих лет. Дело в том, что самолеты первой модификации серийно выпускались на Тбилисском авиазаводе. В начале девяностых годов Грузия объявила о независимости, вследствие чего выпуск авиационной техники для ВВС России прекратился. Таким образом, последняя партия самолетов «Грач» первой версии была передана заказчику в 1991 году, после чего российские вооруженные силы технику этого типа не получали.

Незадолго до развала Советского Союза в Тбилиси было начато производство штурмовиков Су-25Т, имеющих повышенный потенциал в деле борьбы с танками противника. До известных событий завод успел построить около двух десятков самолетов, после чего производство остановилось. Впоследствии эти машины выработали свой ресурс, после чего все остававшиеся в наличии самолеты отправились на вечную стоянку.

С 1986 года «Грачи» учебно-боевой модификации Су-25УБ строились Улан-Удэнским авиационным заводом (У-УАЗ). Вскоре из сборочного цеха вышли первые самолеты Су-25УТГ, предназначенные для использования в качестве палубных штурмовиков. Тем не менее, уже в 1992 году массовое производство этой техники было свернуто в связи с экономическими проблемами вооруженных сил и страны в целом. Позже, в течение девяностых и двухтысячных годов, У-УАЗ принимал участие в нескольких новых проектах модернизации и обновления существующей авиационной техники. К примеру, было построено лишь несколько самолетов Су-39, один прототип Су-28 и т.д. Все эти проекты не удалось довести до серийного производства и эксплуатации в войсках.

Читайте также  Боевая мощь эскадрильи Су-25СМ

Таким образом, на данный момент прекращение серийного строительства самолетов Су-25 попросту невозможно. Массовая сборка такой техники прекратилась еще в начале девяностых годов, и после этого наша страна так и не смогла наладить выпуск штурмовиков на новой площадке. Даже с учетом всех прототипов общая численность «Грачей» всех модификаций, построенных в г. Улан-Удэ, не превышает нескольких десятков. Таким образом, остановить серийное производство Су-25 нельзя по причине его отсутствия.

Заявления о продолжении работ по модернизации более нового самолета Су-25ТМ тоже могут вызывать некоторые вопросы. Обозначение Су-25ТМ изначально носил самолет, ныне известный как Су-39. Эта модификация штурмовика разрабатывалась с середины восьмидесятых годов в качестве глубокой модернизации уже созданного Су-25Т. Техническое задание на проект подразумевало использование нового бортового оборудования, способного обеспечить возможность боевой работы в любое время суток. Кроме того, Су-25ТМ должен был нести более эффективное вооружение.

Новости о штурмовике Су-25: предложения и вопросы Опытный образец самолета Су-39

Серийное производство самолетов Су-25ТМ планировалось развернуть в Тбилиси, однако распад СССР помешал реализации этих планов. В дальнейшем предпринимались попытки создания совместного предприятия, однако они не увенчались успехом. Из-за этого производство самолетов предложили развернуть на У-УАЗ. В Улан-Удэ были построены опытные и предсерийные самолеты. Кроме того, именно на этом этапе проект получил новое название Су-39. В связи с ограниченными финансовыми возможностями военного ведомства такой самолет фронтовой авиации на вооружение не принимался и серийно не строился.

Что именно подразумевается под предложением продолжать модернизацию Су-25ТМ / Су-39 – неизвестно. Более того, сама возможность такой модернизации является поводом для сомнений. Было построено лишь несколько подобных самолетов, из-за чего их модернизация вряд ли сможет дать заметные результаты в контексте боевых возможностей всей фронтовой авиации.

Можно предположить, что в контексте модернизации существующей техники произошла элементарная путаница. В настоящее время действительно реализуется программа глубокой модернизации состоящих на вооружении самолетов, необходимая для продления сроков их службы и повышения боевого потенциала. Тем не менее, прошедшие модернизацию самолеты получают обозначение Су-25СМ3, а не Су-25ТМ. Названия двух проектов не слишком похожи, но путаницу исключать нельзя.

Проект Су-25СМ3 подразумевает кардинальную переработку комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, позволяющую значительно повысить характеристики техники. Основным средством навигации улучшенного самолета становится спутниковая система. Стандартный прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле, связанным с прицельно-навигационным комплексом. В состав последнего входит подсистема СВП-24-25, необходимая для более точного поражения целей. Учитывая различные параметры, как самолета, так и окружающей среды, эта подсистема определяет оптимальный момент отцепки неуправляемого оружия. Как следствие, значительно повышается точность попадания таких средств поражения, что позволяет экономить на управляемом вооружении, используя свободнопадающие бомбы.

Читайте также  Модернизация неубиваемого "Грача"

В течение нескольких последних лет отечественная авиационная промышленность осуществляет модернизацию имеющейся в ВВС техники по новому проекту. По имеющимся данным, к настоящему времени ремонт и обновление до модификации Су-25СМ/СМ3 прошли около половины штурмовиков из строевых частей. Нетрудно понять, как именно изменился боевой потенциал фронтовой авиации в связи с реализацией нового проекта, и в течение какого времени будут сохраняться подобные результаты.

Новости о штурмовике Су-25: предложения и вопросы Учебно-боевой самолет Як-130

Тем не менее, со временем даже модернизированные самолеты-штурмовики должны будут выработать ресурс, что заставит вооруженные силы отказаться от них. С учетом отсутствия массового производства техники семейства Су-25 на роль основного ударного самолета фронтовой авиации должны будут претендовать другие образцы техники с аналогичными или схожими характеристиками. Так, министр Д. Мантуров в своей недавней речи назвал возможным преемником «Грача» новый учебно-боевой самолет Як-130.

Следует отметить, что возможность адаптации (как минимум, теоретическая) учебного самолета к использованию в качестве ударной машины не является новостью. Почти с самого начала работ над проектом Як-130 организация-разработчик говорила о возможности решения разнообразных задач, в том числе связанных с атакой наземных объектов противника. Впоследствии даже был разработан проект такого легкого штурмовика. В 2011 году проект с обозначением Як-131 принял участие в конкурсе министерства обороны, целью которого был выбор перспективного штурмовика. Выбирая победителя конкурса, специалисты военного ведомства сочли более удачной модернизированную версию «Грача».

В связи с последними событиями, заявлениями и планами руководства промышленности, о проекте штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 могут снова вспомнить. Такая машина должна иметь заметные отличия от Су-25 всех модификаций, но при этом она действительно может представлять интерес для заказчика, в том числе и для российских военных. Главные отличия штурмовика на основе Як-130 от серийных «Грачей» в контексте боевого применения заключаются в размерах и, как следствие, в боевой нагрузке. Имея максимальную массу чуть более 10 т, Як-130 может брать на борт только 3 т вооружения. Для сравнения, у Су-25 базовой модели эти параметры составляли 17,6 и 4,4 т соответственно.

Як-130 имеет восемь внешних точек подвески, размещенных под крылом и фюзеляжем. На них могут перевозиться блоки неуправляемых ракет либо крупногабаритные неуправляемые ракеты, подвешиваемые непосредственно на пилоны. Также возможна перевозка и применение до четырех неуправляемых бомб калибром до 500 кг. Для самообороны самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73.

Также в качестве возможной альтернативы для существующих Су-25 может рассматриваться техника иных типов. В июне прошлого года главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев во время визита на Новосибирский авиационный завод рассказал о возможных путях дальнейшего развития фронтовой авиации. По его словам, новейший фронтовой бомбардировщик Су-34 в будущем должен будет заменить существующие самолеты Су-24, когда те выработают установленный ресурс. В перспективе планируется рассматривать Су-34 и в качестве самолета штурмовой авиации. Эта машина уже успела хорошо зарекомендовать себя, из-за чего ее можно рассматривать и в новых ролях.

Читайте также  ВВС РККА против Люфтваффе. Штурмовики

Новости о штурмовике Су-25: предложения и вопросы Фронтовой бомбардировщик Су-34

По объективным причинам, подробности возможной адаптации фронтового бомбардировщика к работе в составе штурмовой авиации пока неизвестны. Более того, этот вопрос может быть еще не проработан специалистами военного ведомства. Тем не менее, перспективы таких идей можно оценить уже сейчас. Действительно, Су-34 отличается высочайшими техническими и боевыми характеристиками. Эта техника показала хорошие результаты, участвуя как в учебно-боевых мероприятиях, так и в полноценной боевой операции в Сирии. Самолеты способны находить и поражать разнообразные цели с использованием любого оружия, входящего в совместимую номенклатуру боеприпасов.

Однако предложение о создании нового штурмовика на базе Су-34 можно и раскритиковать. Наиболее очевидным поводом для критики является специфическое соотношение стоимости техники и предполагаемых боевых задач. Одна только нецелесообразность отправки дорогой и сложной машины на штурмовку может поставить крест на подобном проекте. Также могут возникнуть определенные проблемы с обслуживанием: «Грач» более прост и удобен с этой точки зрения, что дает ему заметные преимущества в рамках полноценных конфликтов.

Как следует из слов главкома ВКС, адаптация Су-34 под штурмовую работу относится к перспективе. Таким образом, в обозримом будущем специалисты должны будут определить все плюсы и минусы имеющихся альтернатив существующим Су-25, после чего сделают необходимые выводы. Если та или иная техника нового типа действительно сможет стать хорошим конкурентом «Грачу» или превзойти его – она получит шансы попасть в войска.

Последние новости о развитии фронтовой ударной авиации и перспективах штурмовиков Су-25 оставили массу вопросов, а также стали причиной споров. Некоторые заявления прямо противоречили известной картине, либо могли вписаться в нее только с весьма серьезными оговорками. Тем не менее, сложившаяся ситуация может рассматриваться и с иной точки зрения. При всей своей неоднозначности и спорности, слова официальных лиц показывают заинтересованность руководства военного ведомства и промышленности в дальнейшем развитии авиационной техники. Предлагаются новые пути повышения боеспособности Воздушно-космических сил, в том числе и подразумевающие отказ от одних образцов в пользу других. Это говорит о том, что в будущем фронтовая авиация России сохранит и даже нарастит свой ударный потенциал за счет обновления имеющейся техники и строительства совершенно новой.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

25 КОММЕНТАРИИ

  1. Насколько на данный момент для штурмовика важна живучесть и бронированность конструкции, как правило, в войне с басмачами? Насколько легко из дшк или зу-23-2 попасть в самолет? От пзрк увернуться штурмовику не проще чем тому же як-130, но если попадет, як умрет гораздо быстрее. Гонять басмачей на су-34 как-то очень уж круто, вроде мы не имеем бюджет сша.

  2. Вот меня,таки ,всегда умиляет такоё выражониё: «поднялись цены на колбасные изделия» А правильно как? А вот так(например): » Владелец сети магазинов Абгам Шненрсон поднял продажную цену на колбасные изделия из свинины» или Председатель Н-ского РАЙПО г-жа Иванова подняла продажные цены на гречку,реализуемую в магазинах райпо» Как то так! Эрго: фразу » наша страна так и не смогла наладить выпуск штурмовиков на своей площадке» следует читать: «Правительство Медведева-Путина-Медведева под Чубайсом так и не захотели наладить выпуск штурмовиков на своей площадке»

    • То есть захотели наладить выпуск Су-35, Су-34, Ми-28, Ка-52, Як-130. Захотели разработать Т-50, платформы Армата, Курганец, Бумеранг, АПЛ Борей, Ясень. А Су-25 не захотели. Может были какие-то другие резоны? Может стоит подумать прежде чем писать гневные комменты? Конечно если негатив был самоцелью то вопросов нет.

      • Вот и я о том же самом;
        -не надо так категорично судить об строительстве чего либо,не принимая участия в строительстве чего либо.

        • Да тут, по моему, конкретный наброс, извиняюсь, говна на вентилятор. С какой целью только не пойму.

  3. Полностью с вами согласен, уважаемый. При И.В.Сталине такой ахинеи не писали. А было: директор завода такой-то НЕ ВЫПОЛНИЛ поручение народа и партии и сорвал выпуск того-то и того-то. В связи с чем нес заслуженное наказание. Страна знала своих героев.

    • Так у нас везде так: всеобщая безнаказанность и отсутствие ответственности за народные деньги. Не по военной теме, но пример с бомжовским стадионом — самый показательный. Та же олимпиада 2014.

  4. поддерживаю. иначе чем вредительством не назовешь! «…возможность адаптации (как минимум, теоретическая) учебного самолета к использованию в качестве ударной машины не является новостью…»! блин, возможность какой-никакой адаптации НИКОГДА не новость! из чего угодно можно сделать условно боевой аналог. только ключевое слово тут — УСЛОВНО! и никогда это нечто полноценный боевой вариант не заменит.
    м-да… особо убивает, что производство прекратили, даже толком не озаботившись заменой хоть и в эрзац-виде. то бишь — разговоры, и только, не про переделку/производство, а всего лишь про ВОЗМОЖНОСТЬ… или не возможность… или еще что-нибудь… блин, ну чем же тогда россия от прочих кретинов отличается?! ну, хихлы сбрендили, бяларусы ехать начинают — а равняться на кого?! где несгибаемые и всемогучие великороссы??? тот же маразм…

    • Эй пиндо-чухан-трорк,чего ты тут смрад то разводишь,прскакал свою батькивщину за печеньки,влез в задницу по самые тапки,так захлопни свою варежку.
      И при всех недостатках,Бульбаши и Великороссы, не такие тупые как у твоего отца дети-маразматики.

      • эй, онаним-333, это ты теперь расскажи тем бульбашам, что в минске майданят… а ты, у своего папаши, наверняка один — вряд ли таких мудаков твой производитель мог много настрогать! хотя… не руками ж работать, дурное дело нехитрое. а жаль: удавил бы тебя в колыбели — мог бы премию дарвина отхватить, вполне достоин, раз такое угребище вырастил…

        • Трорк, скачи по выше, если до потолка не достаёшь, сам знаешь что принять надо, не забудь кастрюлю напялить. Да и на лбу себе напиши УКРОП, что бы все видели инвалида майдана.

          • опять сернул? ну так понятно, онаним-очкующий, педриот из ванной, когда поедешь чичей гонять? а-а, забыл, никогда! ну, смельчак, тявкать в комментах, ну настоящий русский… или, все-так — «гузкий, газумеется»? вякай дальше, ничтожество.

  5. Все правильно. В Сирии они ниже 5-6 км не летают на бомбежку. Штурмовки — нет. ПЗРК рулят…

    Поэтому нужны беспилотники. Як-130 под беспилотник планировался, а Су-34 в Сирии ту же работу делает…

  6. А кто такой министр промышленности и торговли Денис Мантуров? какое право он имеет решать какие боевые самолеты будут выпускаться, а какие нет? Если бы такое заявление сделал министр обороны, то это имело бы какое-то значение, а так

  7. Ха, так Як 130 ни на миллиграмм не бронирован, и вообще-то от него уже наше (МО) уже отказывалось, ну нет бронезащиты, нагрузка всего то 3 тонны, а дальность?
    Таперича в СМИ уже были сообщения о проектировании на базе Су 34 штурмовика 5 поколения, но там боевая нагрузка до 9-10 тонн, это никак не ЛУС (ЛЕГКИЙ УДАРНЫЙ САМОЛЕТ) а нужен именно ЛУС. Я всегда удивлялся «разрухе в головах генералов минобороны РФ» которые 300 раз меняют свои планы, а ответственных не найдешь. Бардак и безобразие при Шойгу усиливаются, да и Як 130 никакой не стелс, к бабке не ходи, и внутренних отсеков на як 130 никогда не было. Уж лучше на базе Су 34 что нибудь по легче чем Су 34 с внутренними отсеками до 4 штук, и АФАР и бронирование, и стелс…но увы….пока только планы, не более.

  8. А Денис Валентинович вообще-то не должен знать обьем «переделок» на Як 130. Легче новый штурмовик с нуля лепить, чем не молодой Як 130 под настоящий штурмовик подгонять, да и то, модернизированный Як 130 лишь ЧАСТИЧНО будет соответствовать требованиям минобороны, но на все 100% изделие Як 130 НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЛЕГКИМ УДАРНЫМ САМОЛЕТОМ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ К 5 ПОКОЛЕНИЮ ШТУРМОВИКОВ…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя