Как компания «Локхид Мартин» гробит ВВС США

Корпус морской пехоты США начинает летать на списанных истребителях. Это вызвано тем, что компания Lockheed Martin срывает поставки самолетов F-35, и в американской армии начал ощущаться дефицит истребителей, которые удовлетворяют современным требованиям. Надо сказать, для флагмана американской оборонки это большая репутационная неприятность.

Разруливать сложившуюся ситуацию вынуждена компания Boeing, которая извлекает из авиационного отстойника, расположенного на базе Дэвис-Монтан в штате Аризона, выработавшие ресурс палубные истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F/A-18С Hornet и дает им «новую жизнь». Результаты такой реанимации предсказать непросто. Потому что эти самолеты не законсервированы, а списаны. И хранятся, если этот глагол уместен в данной ситуации, под открытым небом. Точно так же, как советские раритеты в Музее авиации в подмосковном Монине.

Однако «Боинг» гарантирует, что вводимые в эксплуатацию самолеты прослужат еще 10 лет. При этом компания не просто восстанавливает списанные самолеты, а модернизирует их, поскольку они начали летать в середине 70-х годов. То есть 40 лет назад. Соответственно, и авионика на них установлена тех лет — времен поражения США во Вьетнамской войне.

fa_18s_hornetF/A-18С Hornet

Восстановленные самолеты получили обозначение F/A-18С+. В них переоснащена кабина пилота, установлен новый радар AN/APG-65 и осовременено связное оборудование. Данная программа модернизации, которую «Боинг» намерен реализовать на 30 выработавших ресурс истребителях, получила название «C+ Program». При этом о замене силовых установок самолета речи не идет.

Но и ситуация с эксплуатирующимися и проходящими регламентное обслуживание F/A-18С довольно печальная. И их уже давно пора менять на новые машины. Аварии за последнее время происходят все чаще и чаще. Так, в этом году разбилось уже 6 «Хорнетов». Последний — самолет ВВС Канады — буквально на днях, 28 ноября. И в этом нет никаких козней злого рока: планёр самолета рассчитан на 6 тыс. часов налета, но многие машины уже налетали больше 8 тыс. часов.

В настоящий момент к Корпусу морской пехоты приписаны 375 самолетов F/A-18С. Есть и около сотни самолетов более ранних модификаций — А и В. Разговоры об их замене более современными самолетами палубной авиации начались уже давно. Волне реальным был вариант закупки истребителей Boeing F/A-18E Super Hornet. И закупки в 2001 году начались. Однако вскоре компания Lockheed Martin заморочила всему миру голову обещаниями скорого развертывания суперистребителя F-35. В числе трех его модификаций есть и палубная — F-35B.

Пентагон решил переориентироваться на журавля в небе, решив, что получит превосходное отношение цены к качеству. Хоть цена по сравнению с истребителем «Боинга» оказалась и запредельной — 108 млн. долларов против 67 млн. долларов. Качество же оказалось превосходным в основном в рекламных буклетах производителя. Правда, некоторое количество, в пределах трех десятков, F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой морпехи получили. И еще полтора десятка F-35C, которые работают с катапультой и аэрофинишером. Но пока это не боевые машины, они находятся в опытной эксплуатации из-за того, что разработчик не может полностью довести их до ума.

Несомненно, американское командование, принимая решение о том, какие самолеты необходимо закупать, сравнивало и характеристики, и боевые возможности, и консультировалось с экспертами. Однако на любой тендер влияют, порой очень существенно, действия лоббистов. В первую очередь они доказывали, что феноменальная малозаметность F-35 делает этот самолет лучшим в мире, что рядом с ним никто и близко не стоит. Да, у него низкая заметность, несомненно. Однако она не феноменальная — у F-22 (сугубо «сухопутного» самолета) она в 10 раз ниже.

Малозаметность является составной частью концепции «первый увидел — первый выстрелил». Но и насчет «увидел», то есть возможностей РЛС, у F-35 нет существенного преимущества перед «Супер Хорнетом». Обе РЛС — AN/APG-81 и AN/APG-79 — имеют активную фазированную антенную решетку, обе «видят» почти одинаково.

Поэтому соотношение цена/качество говорят не в пользу F-35. Об этом можно судить и по сравнительным характеристикам этих двух самолетов. И по тому, что продукт «Локхид Мартин» стоит в полтора раза дороже, чем палубный истребитель «Боинга». Приведем также характеристики российского палубного истребителя МиГ-29К.

ЛТХ самолетов F/A-18E, F-35В и МиГ-29К:
Масса пустого, кг: 13387 — 14650 — 12700
Масса снаряженного, кг: 14790 — н/д — н/д
Максимальная взлетная масса, кг: 29937 — 27215 — 22400
Масса топлива, кг: 6559 — 6125 — 4550
Максимальная скорость: 1,8М — 1,6М — 2,17 М
Боевой радиус, км: 726 — 865 — 850
Практический потолок, м: 15240 — 18200 — 17500
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g: 7,6 — 7 — 8,5
Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: 453 — 520 — 423
Скороподъемность, м/с: 230 — 240 — 300
Боевая нагрузка, кг: 8050 — 9100 — 5500

Надо сказать, что гигантский проект «Локхид Мартин» по созданию идеального самолета, который вылился в чудовищные расходы и технические достижения которого оказались весьма скромны, уже начинает подрывает мощь американской ударной авиации. Причем наибольшие проблемы начинают появляться не у Корпуса морской пехоты и не на авианосцах ВМС, а в частях ВВС. Поскольку «Боинг» своими палубными истребителями предоставляет альтернативный вариант замены износившегося парка самолетов. ВВС же оказались заложниками «Локхид Мартин».

Еще в середине 80-х годов прошлого века Министерство ВВС США приняло решение о замене тяжелых всепогодных истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle, у которых не за горами было достижение «пенсионного возраста». Этот самолет четвертого поколения был принят на вооружение в середине 70-х годов. Для замены при активнейшем участии компании «Локхид Мартин» был создан истребитель пятого поколения F-22 Raptor.

Самолет хороший во всех отношениях. Кроме цены — одна машина стоит 350 млн. долларов. Дороже только стратегический бомбардировщик В-2 (2 млрд. долларов). Но стратегических бомбардировщиков надо совсем немного. F-22 же собирались закупить почти 400 штук. Пентагон ужаснулся предстоящим тратам, которые могли сожрать половину военного бюджета, и ограничился закупкой 187 самолетов.

Но в сегменте тяжелых истребителей ситуация оказалась не столь плачевная, как в сегменте легких. Конечно, пришлось оставить в строю две сотни «перестарков». Но парк дополнили как «Рапторы», так и более свежие, чем простые «Иглы», истребители поколения 4+ McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, принятые на вооружение в конце 80-х годов. Впрочем, и F-15E в обозримом будущем придется тоже менять, но разработки в этом направлении не проводятся.

Еще раньше необходимо было задуматься о замене легких истребителей General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Они эксплуатируются с 1979 года. И сейчас в ВВС США их почти девять сотен. В 1993 году «Локхид Мартин» поглотил компанию «Дженерал Динамик» и до сих пор продолжает выпускать эти самолеты, теперь уже только на экспорт. Несмотря на то, что этот истребитель даже в молодости стал чемпионом по аварийности. Не случайно немецкие пилоты прозвали его «летающим гробом» и «делателем вдов».

Программа создания истребителя пятого поколения F-35 начала реализовываться в конце 90-х годов. Помимо истребителей F-16 он должен был заменить еще и штурмовики А-10, и палубные самолеты, о чем мы уже сказали, и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой «Хариер-2». В результате получилось, как говорится, «три в одном флаконе»: F-35A, F-35B, F-35C. Радикальная универсализация не пошла на пользу качеству каждой из этих машин. Самолет получился тихоходным, с посредственной маневренностью. Компьютерное моделирование воздушных боев F-35 продемонстрировало, что самолет проигрывает не только «Раптору», но и F-16, а также нашему Су-35. Многие эксперты относят F-35 к поколению 4+.

В Конгрессе США несколько раз поднимался вопрос о прекращении программы. У самолета и качество, не соответствующее стоимости, и неизвестно когда конструкторы добьются нормального функционирования всех его систем. Да и смогут ли они это сделать. Однако потрачены громадные деньги — почти 60 млрд. долларов, запланировано построить до 2043 года 3160 самолетов всех трех модификаций, чтобы внедрить их не только в авиацию США, но и в авиации почти всех стран НАТО. Поэтому этот чемодан с оторвавшейся ручкой приходится тащить во что бы то ни стало. До победного конца авантюры компании «Локхид Мартин». Но когда он наступит непонятно. И в ожидание него все большему количеству американских пилотов придется летать на отслужившем свой срок авиахламе. Потому что параллельной программы создания легкого истребителя в США нет.

Правда, ситуацию можно было бы несколько выправить, наладив закупки хороших и относительно недорогих французских, европейских или шведских истребителей. Однако компания «Локхид Мартин» всеми правдами и неправдами не допустит причинения ущерба своему бизнесу.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

27 КОММЕНТАРИЕВ

    • Да почти везде и у всех хлам. Новых самолётов, да и наземной техники, по пальцам пересчитать можно. Гонка вооружений эпохи Холодной войны закончилась (или только-только начинается), так что не следует ожидать многомиллиардных вливаний в новые проекты. Американцы не в счёт, у них зелёных денег куры не клюют, они могут себе позволить спускать их в унитаз на бесперспективные проекты. А для нас это болезненно обходится, вспомнить хотя бы эпопею с Бураном.

  1. Сколько переживаний за америкосов аж прослезился. Ф-18 самолёт уникальный, реально недорогой истребитель-бомбардировщик особенно в модификации супер-Хорнет. Да, косяки есть конечно у него, никто не спорит, но опыт огромный применения это факт. По сравним с ним Кузя с Су-33 это авиамодельный кружок. Су-33 даже как истребитель уже анахронизм, не говоря о его полной бесполезности для работы по поверхности. Вооружен примитивными ракетами Р-27, которые против AIM-120 шансов не оставляют никаких.
    Ждём статью «Дымящийся хлам Кузя превращает дно средиземного моря в свалку самолётов» — утопили уже второй аэроплан за три недели, слава богу никто не погиб.
    Уж по мне так лучше бы у индусов в аренду взяли МиГ-29 с французской авионикой и не позорились

    • А Вы наверное тот самый изобретатель этих ракет и в совершенстве знаете их ттх?
      Не поленитесь прочитать из нескольких источников инфу об этих ракетах…

      • Что завидуешь этим пиндосам? что они имеют допуск к пиндозаднице, а ты нет.

  2. Что вы говорите пиндосы же создают замволт который уже сломался, чтоб догнать наш непобедимый флот.
    Для НУБов- это сарказм.

  3. Поддержу мнение В.В. Действительно, автор всей душой ратует за бедных американцев и сопереживает. Это как бабки у подъезда, глазеющие и обсуждающие всех прохожих. Эй, автор. Какой налет у ВМС f-18 и у наших морских пилотов? Сколько в процентном соотношении вышло из строя авиагруппы на кузе по небоевым потерям? А самолеты то вылизывали перед походом. Автор попытался изобразить плевок мига с высокой колокольни в сторону локхида?). В своем приходе нужно смотреть за авиацией вмф, а не глазеть по сторонам. Нечего даже обсуждать.

    • Денис, а какой налёт у 18-го, и какова статистика лётных происшествий на одну авианосную группу у пиндосов, вы знаете? Так что не стоит так тупо подмахивать этим двум подпиндосникам, как ВВ и Аноним.

  4. Я один по Российским сми не видел сюжета про то как разбились самолеты на кузе?

    • Я так понял что ты на радостях сам себя имеешь. Не забудь о контрацептивах,а то подхватишь какую нибудь заразу.

    • Эй лизун,ты же сам говорил что телевизор не смотришь,как же ты мог увидеть сюжет на эту тему.

    • Так никто и не покажет такого. Меньше смотрите телевизор, там из годных передач только «Спокойной ночи, малыши», да и та детская. Остальное — блеватная масса, которую власти усиленно заливают в голову обывателей, сидящих перед экранами. Десятки развлекательных шоу и сериалов с одинаковыми сюжетами.

      • Доброжил,ни кто и ни чего специально показывать по телевизору,печатать в газетах и выкладывать в интернет не будет. И порой в новостных программах,при освещении свежих событий,проскакивает интересная информация. К примеру;в 2004 американцы в Ираке использовали Т-72 в одной линии с Абрамсами,в 1994м,амеры вдруг отстали от Югославии,и снова накинулись на неё в 1999м,а в 1991м был сбит первый 117й.
        Так что если вы не видите в телевизоре ничего кроме передачи «Спокойной ночи малыши»,а в газетах ничего не можете прочитать кроме жёлтых сплетен,то это ваши недочёты.
        Кстати,в какой то военной передаче показывали аварию СУ на посадочной палубе Кузнецова,где самолёт упал за борт из за разрыва троса аэрофинишёра,а на других кадрах СУ после того же самого,выкарабкался на высоту.

  5. Думаю никто спорить не будет, что налет у f-18 в хер знает сколько раз выше наших палубных 29 или 33. Ибо амеры десятилетиями гоняют авики по всему миру и, естественно, взлетают и садятся на них. И опыта у них на гораааздо выше чем у наших пилотов. Чего тут спорить с очевидным. Да, в палубной авиации мы дико отстаем и опыта практически не имеем. Взлетать с нитки, как оказалось, не тоже самое что с реального авика.

    • Ну так и о том статья,что 18е перешли в разряд старья. А опыт дело наживное,тут главное налёт,и даже с опытом самолёты за борт валятся. А что там касается отсталости,так это так же поправимо,методом строительства кораблей данного класса.

  6. 333, так постройте 12-13 тяжёлых атомных авианосцев; ,или сочините петицию со сбором подписей на эту тему. На вас трусы китайские и телефон тоже не из Зеленограда, да и ездите вы разве на Калине?? (мои соболезнования если это так). Но ваши брызгающие слюнями патриотические речи забавляют реально. Ехайте достройте Восточный космодром- гордость России. А то мигранты-узбеки 12лет не могут, ибо патриоты из москвобада вылазить не хотят от любви к отчизне))

    • Ну в области трусов я с тобой,спецом в этой области,спорить не буду. А твоим языком и слюнями наверное хорошо молочницу лечить? То то я смотрю что псака куда то пропала.

      • А что касаемо «Калины», то её бедную пинают те,кто гайку от болта не отличит,

        • А что касаемо «Калины», то её бедную пинают те,кто гайку от болта не отличит—ну НУБ есть НУБ, что с него взять

  7. Комментарий:Узаконьте коррупцию- лоббизм,а затем-распил-откат-см.историю.И всем хорошо-у всех прибыль.Плохо заказчику-и налогоплательшику.»А это наша корова и мы её доим.»

Ответить