В течение нескольких последних недель появился ряд новостей о ходе перспективного проекта Ми-28НМ. Целью этого проекта является модернизация существующих ударных вертолетов с использованием новых систем, узлов и агрегатов. Появлению новых сообщений поспособствовало начало летных испытаний вертолета-прототипа. Машина впервые поднялась в воздух в конце июля, вскоре после чего появились некоторые новые сведения о ходе работ, целях проекта и существующих планах.

О начале летных испытаний опытного Ми-28НМ стало известно в конце июля. Сообщается, что 29 июля летчики летно-испытательной станции АО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» (г. Люберцы) впервые подняли новый вертолет в воздух. Первые проверки машины проводились в режиме висения на малой высоте. Завершение проверок на таком режиме с подтверждением требуемых характеристик позволяло продолжить испытания, перейдя к изучению работы техники на иных режимах. Следует отметить, что в конце июля споттерам удалось сделать несколько фотографий вертолета-прототипа как на стоянке, так и в воздухе.

Через несколько дней после старта летных испытаний были оглашены планы военного ведомства, касающиеся дальнейшего будущего вертолетов Ми-28НМ. Главком Воздушно-космических сил генерал-полковник Виктор Бондарев 5 августа рассказал о планируемых сроках начала эксплуатации перспективной техники в войсках. По оценке командующего, серийные Ми-28НМ войдут в строй в конце 2017 года или чуть позже. Также главком затронул тему технических и эксплуатационных характеристик обновленного вертолета. В. Бондарев рассказал, что новый вертолет будет удобнее для пилотов, а также проще в управлении.

novosti_proekta_mi_28nm_1Первый полет Ми-28НМ

В целом, были улучшены основные характеристики, благодаря чему новый вертолет отличается увеличенной тягой двигателей и увеличенным боекомплектом. Кроме того, используется двойное управление, а также имеется полный объем средств защиты от переносных зенитных комплексов.

Немного позже появились новые сообщения о ходе испытаний, а также о возможных экспортных перспективах разработки. Как оказалось, еще до завершения испытаний ударный вертолет Ми-28НМ смог заинтересовать потенциальных заказчиков в лице зарубежных стран.

18 августа издание «Известие» сообщило, что опытный образец машины Ми-28НМ не так давно совершил первые испытательные полеты, которые предназначались для проверки работы двигателей и других элементов силовой установки, а также систем управления и прочей аппаратуры. Кроме того, от неназванного источника издание получило сведения о дальнейших планах промышленности. Так, завершить испытания планируется к концу текущего года, после чего опытную машину передадут вооруженным силам. В 2017 году перспективный вертолет должен пойти в серию.

Сообщается, что уже сейчас интерес к новому вертолету проявили вооруженные силы Алжира. В 2014 году эта страна уже заказала несколько десятков российских ударных вертолетов модели Ми-28НЭ и теперь, по-видимому, рассматривает возможность расширения и модернизации парка подобной техники за счет закупок более новых машин. Тем не менее, по понятным причинам, пока появление подобного контракта является делом отдаленного будущего. Вертолет еще не готов к серийному производству и передаче готовой техники отечественному или зарубежному заказчику.

28 августа известный профильный блог BMPD сообщил о появлении нового соглашения, заключенного в рамках модернизации ударного вертолета и связанных с ним систем. 15 июля этого года предприятие «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» опубликовало сведения о новом контракте, заключенном с Центром научно-технических услуг «Динамика» (г. Жуковский). В соответствии с этим договором, специалисты «Динамики» должны разработать комплексный тренажер для экипажей вертолета Ми-28НЭ. Цена контракта – 355,79 млн рублей.

По имеющимся данным, разработка проекта Ми-28НМ («Изделие 296») началось в 2009 году в рамках опытно-конструкторской работы «Авангард-3». Задачей нового проекта была модернизация существующего ударного вертолета Ми-28Н с использованием новых систем, узлов и агрегатов. Путем замены тех или иных комплектующих планировалось повысить основные летные, боевые и эксплуатационные качества машины. Кроме того, некоторые части проекта были связаны с упрощением производства техники за счет отказа от комплектующих, поставка которых может быть связана с теми или иными проблемами.

В рамках проекта модернизации сохраняется существующий планер вертолета, однако при этом используются некоторые доработки его конструкции. В итоге сохраняется как общая компоновка, так и большая часть «старого» внешнего вида. Тем не менее, отсутствие одних агрегатов и появление других приводит к заметным внешним отличиям существующего Ми-28Н и нового Ми-28НМ.

Наиболее заметным внешним отличием двух машин является отсутствие антенны системы управления противотанковыми ракетами семейства «Атака». Это устройство ранее помещалось на носовой части фюзеляжа и получало достаточно крупный обтекатель, придающий вертолету узнаваемый вид. В связи с отсутствием антенны и ее обтекателя носовая часть модернизированной машины имеет иные обводы, позволяющие с первого взгляда различать вертолеты двух модификаций.

В ходе модернизации вертолет получил новые двигатели с повышенными характеристиками. Серийные Ми-28 существующих модификаций оснащаются турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА с взлетной мощностью 2200 л.с. и 2400-сильным чрезвычайным режимом. Основное производство подобных изделий осталось за границей, а кроме того, поставки требуемых двигателей затрудняются политическими проблемами. Как следствие, проектом Ми-28НМ было предложено использовать двигатели ВК-2500П-01/ПС. От ТВ3-117ВМА они отличаются более высокими характеристиками. Кроме того, такие двигатели выпускаются российскими предприятиями.

Изделие ВК-2500П-01/ПС оснащается современной электронной системой управления работой, а также комплектуется противопожарной защитой. За счет новых конструктивных решений обеспечена повышенная надежность работы в районах с жарким климатом и в высокогорье. Также обеспечено превосходство в характеристиках над существующими двигателями своего класса. Мощность двигателя ВК-2500П-01/ПС на взлетном режиме составляет 2500 л.с. Чрезвычайный режим позволяет получать мощность до 2800 л.с. в течение 2,5 мин.

Ранее сообщалось, что в рамках нового проекта были разработаны улучшенные лопасти, предлагаемые для применения в составе несущего винта. За счет изменения конструкции этих изделий планируется поднять максимальную скорость полета примерно на 13%. Рост крейсерской скорости должен составить 10%.

Важной особенностью «Изделия 296» должна стать переработка комплекса бортовых радиоэлектронных средств. Так, предлагается штатная установка радиолокационной станции Н025 с размещением антенны в сферическом надвтулочном обтекателе. При этом, как сообщается, при создании нового вертолета существующая станция подверглась модернизации, направленной на повышение основных характеристик. Благодаря этому обновленная РЛС Н025 должна повысить некоторые боевые характеристики нового вертолета в сравнении с базовой модификацией.

Заявлено увеличение количества сопровождаемых целей и повышение точности определения их координат. Также разработаны новые алгоритмы работы аппаратуры, а производительность вычислительных систем увеличена в десятки раз. Подобные доработки должны заметно улучшить боевые возможности техники, а также в определенной мере упростить ее пилотирование.

В новом проекте ликвидируется один из основных недостатков предыдущих модификаций Ми-28. Ранее управлять машиной мог только пилот, тогда как кабина оператора имела иной состав оборудования. Проектом Ми-28НМ предлагается оснащение обеих кабин полным набором органов управления, необходимых для пилотирования машины. Таким образом, в случае поражения пилота оператор будет иметь возможность взять управление на себя и вывести вертолет из опасного района.

По сообщениям отечественной прессы, проектом Ми-28НМ предлагается набор средств, направленных на повышение безопасности экипажа и машины в целом. Используются новейшие наработки в области различных пассивных средств защиты, монтируемых на технику. Кроме того, концерном «Радиоэлектронные технологии» была создана новая лазерная станция подавления. При обнаружении атаки это устройство при помощи лазерного излучения должно отводить ракеты противника в сторону от вертолета.

Имеются сведения о планах по обновлению комплекса вооружения. В номенклатуру вооружения модернизированного вертолета по-прежнему должны входить управляемые и неуправляемые ракеты различных типов и т.д. При этом принято решение о применении некоторых новых систем. Как уже упоминалось, вертолет Ми-28НМ лишился носовой антенны радиокомандного управления противотанковыми ракетами. Имеются сведения, согласно которым теперь планируется использование управляемых ракет с наведением по лазерному лучу. Для этого будет использоваться излучатель, имеющийся в составе оптико-электронного оборудования. По-видимому, такое изменение вертолета приведет к необходимости использования ракетного вооружения новых типов.

Разработка проекта Ми-28НМ была завершена не позднее 2014-15 годов, после чего начались работы по строительству опытного образца. В прошлом году предприятие «Роствертол» (г. Ростов-на-Дону), занимающееся серийным производством техники семейства Ми-28, построило опытный образец машины Ми-28НМ, имеющий дополнительное обозначение ОП-1. Вскоре машину передали на летно-испытательную станцию для проведения требуемых проверок. Как следует из последних сообщений, до недавнего времени опытный Ми-28НМ проходил предварительные испытания, и лишь в конце минувшего июля впервые поднялся в воздух.

К настоящему времени, по сообщениям прессы, было выполнено некоторое количество полетов, позволивших проверить работу основных систем. После этого должны проводиться новые проверки, направленные на установление возможностей и характеристик различных узлов и агрегатов, а также их взаимодействия. На проведение всех необходимых испытаний требуется определенное время. Упоминается, что проверки завершатся к концу текущего года, после чего опытную машину передадут вооруженным силам.

Уже в 2017 году корпорация «Вертолеты России» собирается приступить к развертыванию серийного производства новой техники. По оценкам главкома ВКС, к концу следующего года строевые части смогут начать освоение новейших серийных вертолетов. В дальнейшем серийное производство и поставки Ми-28НМ позволят пополнить парк ударных вертолетов, дополнив, а со временем и заменив имеющуюся в войсках технику. Выполнение текущих планов приведет к определенному повышению ударного потенциала боевой авиации, использующей более новую технику с повышенными техническими, эксплуатационными и боевыми характеристиками.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить