Амфибии: от корабля к берегу

Переброска пехотного отделения на побережье во время морской десантной операции является, несомненно, сложной задачей… и не только для людей. В течение короткого времени функциональное назначение машины меняется: от пловца к бегуну, от бегуна к вооруженному бойцу. Требования к мобильности таких машин значительно отличаются от требований к остальным боевым машинам, а чтобы лучше понять это, посмотрим, что предлагается на рынке.

Плавающая (амфибийная) машина меняет свои традиционные характеристики, связанные с наземной мобильностью (скорость, запас хода, давление на грунт и т.д.), на специфические характеристики, связанные с подвижностью на воде (скорость, превышение над уровнем воды, мореходные качества, маневренность) и последующим выходом на берег (преодоление полосы прибоя, поддержание остойчивости во время перехода из одной среды в другую, подъем на крутой песчаный, илистый, галечный или скалистый берег).

Амфибии: от корабля к берегу Десантная плавающая машина корпуса морской пехоты США AAV-7 эффектно входит в воду

Как правило, в соответствии с процессом проектирования плавающие машины могут быть поделены на два основных семейства:

— первое семейство, сравнительно ограниченное, включает те машины, которые с самого начала проектируются специально для работы на океанских просторах;

— второе семейство существенно шире, в него входят боевые машины пехоты и бронетранспортеры, традиционно состоящие на вооружении армии, которые могут преодолевать реки (а также озера, болота и даже принимать участие в операциях «земля-море-земля»). Их мореходные качества обычно хуже, чем у специализированных машин для моря, но в тоже время некоторые наземные боевые машины прошли значительные модификации и доработку с целью дальнейшего улучшения их мореходных качеств.

Плавающие с некоторыми оговорками

В последние годы произошло общее снижение интереса к амфибийным возможностям многих боевых машин. На основных театрах военных действий отсутствовали большие водные объекты и десантные высадки на берег случались не так уж часто.

Кроме того, повышение требований к защите и более тяжелое вооружение, всё чаще встречающееся на новых машинах, не позволяют без предварительной подготовки получить плавающую машину. В результате, такие машины как BRADLEY, WARRIOR, PUMA, CV90, DARDO, STRYKER, VBCI, BOXER, FRECCIA и другие, предпочли защиту, вооружение и наземную подвижность, а не амфибийные возможности. Впрочем, некоторые модели колесных (и даже гусеничных) БТР и БМП имеют приемлемые водоходные характеристики.

Несмотря на наличие тяжелого вооружения, российские машины семейств БМП и БМД прекрасно преодолевают водные преграды с помощью двух водометов (БМП-2 и БМД). Как правило, на машине имеется телескопическая воздухозаборная труба, позволяющая двигаться на плаву при волнении моря Sea-State-3 (SS3, волны до 1,5 метра); кроме того, по данным разработчика, машина может вести огонь при волнении моря SS2 (до 0,5 метра), продолжая при этом движение.

БМД для воздушно-десантных войск имеют большую удельную мощность и на воде развивают скорость до 9 км/ч. Во время десантных операций автоматически включаются два электрических водооткачивающих насоса, поднимается волноотражательный щиток, что повышает остойчивость и водоизмещение машины в воде, водитель поднимает перископ, позволяющий видеть поверх волноотражательного щитка. Водометы обеспечивают хорошую маневренность на воде.

Корпус морской пехоты Индонезии купил БМП-3Ф (54 машины в 2007-2014 годы) и БМД-4 (54 машины начиная с 2015 года). Впрочем, российская морская пехота в основном эксплуатирует традиционные колесные БТР-80 и БТР-82AM, эти машины плавающие, но с некоторыми присущими им ограничениями. Российской десантной доктриной предусматривается, что десантные корабли подходят к берегу на несколько сотен метров или выходят прямо на берег, а затем амфибийные машины сходят с них и преодолевают довольно короткий участок водной поверхности, при этом мореходные качества не так важны.

Благодаря наличию мощных и надежных двигателей и использованию современных методов проектирования и производства многие современные колесные машины 6×6 и 8×8 также являются плавающими.

Турецкая компания FNSS разработала плавающую боевую машину PARS в различных вариантах. Несмотря на свою боевую массу 30 тонн это, несомненно, высокоманевренная машина, на суше развивает скорость до 100 км/ч и на воде 9 км/ч (вариант с водометами). Турецкая армия заказала 1000 таких машин, а турецкий флот 50 машин для бригады морской пехоты. Другим крупным заказчиком этой продвинутой машины является Малайзия, местная компания Deftech производит ее под обозначением GEMPITA.

Амфибии: от корабля к берегу Базовый вариант PARS компании FNSS, плавающий, в воде приводится в движение двумя водометами, установленными в корме. Скорость плава составляет как минимум 10 км/ч, стандартное оборудование включает все управляемые колеса, автоматическую коробку передач, вспомогательную силовую установку мощностью 2,2 кВт (16 л.с.) и гидравлическую лебедку для самовытаскивания мощностью 133 кН

БТР-3E1, разработанный харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова, несмотря на то, что довольно сильно напоминает вездесущий российский БТР-80 в 2001 году был представлен на суд общественности. Эта машина была выбрана таиландской морской пехотой и поставлена в Таиланд в 2011 году.

Можно назвать еще несколько новейших боевых машин 8×8 с хорошими амфибийными характеристиками: Бумеранг Военно-промышленной компании (показан на параде Победы в мае 2015 году), KESTREL индийской компании Tata, ENIGMA компании Emirates Defence Technology, CM-32 CLOUDED LEOPARD компании Timoney Technology, PIRANHA-IIIC (закуплена в разных вариантах испанской и бразильской морской пехотой) компании General Dynamics European Land Systems (GDELS), AMV финской компании Patria, TERREX AV81 сингапурской компании ST Kinetics, YAVUZ AV82 турецкой компании Otokar, ZBL-09 или VN-1 (куплена венесуэльской морской пехотой) китайской компании Norinco и VBTP-MR GUARANI компании Iveco.

Компания GDELS-Steyr-Daimler в 2005 году разработала вариант PANDUR-II для португальской морской пехоты, отличающийся от армейского варианта более легким бронированием (Уровень 3, STANAG 4569), двумя водометами, а также кормовой аппарелью, а не дверями. К сожалению, в 2012 году контракт из-за бюджетных ограничений был приостановлен.

При адаптации существующих проектов под амфибийные задачи был принят другой подход. Южнокорейская армия получает на вооружение новую БМП K21 NIFV (Next Infantry Fighting Vehicle) от компании Doosan. Эта современная машина массой 25 тонн почти целиком изготовлена из композиционного материала «стекловолокно-керамика», на ней установлена башня, вооруженная 30-мм пушкой, внутри размещаются 9 человек десанта и три члена экипажа. K21 должна была плавать без всякой подготовки, но пара происшествий во время испытаний привели к тому, что с целью повышения плавучести были добавлены два надувных понтона по бортам.

Китайские армия и морская пехота имели до недавнего времени на вооружении три амфибийных боевых машины: 105-мм легкий танк ZTZ-63A, БТР Type-63C с 13 десантниками и БМП Type-86B (копия БМП-1). Первая из них оборудована водометами, а вторая и третья являются развитием предыдущих армейских моделей, на эти машины были добавлены воздухозаборная труба, носовые и кормовые съемные понтоны. Также на них были установлены подвесные двигатели – простое решение, позволившее плавать на короткие расстояния с довольно высокой скоростью, хотя и на тихой воде.

Созданные для океана

Было спроектировано очень мало машин, в которых бы особое внимание было уделено морскому десантированию и в которых бы в полный мере был использован богатый опыт Второй мировой войны. Определенно самой распространенной и типичной машиной этой категории является десантно-гусеничная амфибия AAV-7A1 (Assault Amphibious Vehicle) компании BAE Systems, поскольку 13 стран приняли ее на вооружение. Новая машина десанта начала поступать на вооружение американского Корпуса морской пехоты (КМП) в 1972 году под обозначением LVTP-7 (в 80-х годах машина получила нынешнее обозначение).

AAV-7A1 может плавать со скоростью 8 узлов на расстояние 56 морских миль при волнении моря SS3 и оставаться на плаву при волнении моря SS5 (до 4 метров). За время долгой карьеры ее замечательные мореходные качества использовались весьма редко в связи с отсутствием «реальных» десантных операций, в то время как огромные размеры стали следствием требования по перевозке группы из 25 полностью экипированных пехотинцев.

Амфибии: от корабля к берегу Десантно-гусеничная амфибия AAV-7A1

После такой долгой и славной жизни машинам AAV-7 понадобилась срочная замена. В связи с этим была начата программа по модернизации AAV-7, получившая обозначение RAM-RS (Reliability, Availability, Maintainability-Rebuild to Standard – надежность, эксплуатационная готовность, ремонтопригодность – модернизация до стандарта). В марте 2015 компания SAIC получила контракт на модернизацию первой партии AAV-7A1 (10+52 машин). Этой программой предусматривается модернизация в общей сложности 390 машин за счет повышения уровня защиты и мобильности на земле и воде (капитальный ремонт двигателя, новая трансмиссия, модернизированная подвеска, новые водометы, улучшенная защита бортов и днища, энергопоглощающие сиденья и т.д.).

Первые модернизированные машины должны быть готовы к 2018 году, после чего срок их эксплуатации будет продлен примерно до 2035 года. Эта программа является своего рода промежуточной, поскольку оригинальная программа по замене под обозначением EFV (Expeditionary Fighting Vehicle – экспедиционная боевая машина) была отменена в 2012 году после того, как расходы по ней стали огромными, превысив 15 миллиардов долларов. При этом характеристики EFV были потрясающими: скорость на воде 46 км/ч, дальность плавания 65 морских миль, скорость на суше 72 км/ч, тяжелое вооружение и хорошая защита, машина была способна принять 17 пехотинцев и экипаж три человека. Следующая программа за ней программа будет описана далее (см. «В поисках решения»).

Удивительно, но китайская компания NORINCO смогла как это ни странно, несмотря на отсутствие опыта спроектировать и изготовить то, что сегодня является лучшей плавающей десантной машиной, состоящей на вооружении. Семейство этих машин идет под общим обозначением Type-05: БМП, вооруженная 30-мм пушкой (ZBD-05), командирский и инженерный варианты, 105-мм легкая противотанковая установка (ZTD-05) и 122-мм самоходная гаубица PLZ-07B, у которой на корпус ZBD-05 была установлена башня армейской гаубицы PLZ-07A.

Их общий корпус отличается длинным носом и самым необычным элементом – глиссирующим корпусом, позволяющий развить на воде ошеломляющую скорость 25 км/ч. Большой носовой щиток и кормовые закрылки с гидравлическими приводами вместе с плоским днищем корпуса образуют глиссирующую поверхность со значительно уменьшенным гидродинамическим сопротивлением. Два больших водомета приводятся в действие двигателем, развивающим мощность 1475 л.с. на воде и 550 л.с. на суше. На плаву также поднимается телескопическая воздухозаборная труба.

ZTD-05 перевозит экипаж три человека и семь пехотинцев. Двухместная башня, созданная на Украине, вооружена 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и двумя ПТУР RED ARROW-73C. Легкая противотанковая установка ZTD-05 имеет такую же систему глиссирующих закрылков, тогда как более тяжелая самоходная гаубица PLZ-07B естественно преодолевает водные преграды на меньшей скорости.

105-мм пушка у ZTD-05 может также стрелять ракетами с лазерным наведением на дальность 5 км, что позволяет во время плавания вести огонь по целям на побережье. Машины ZBD-05 и ZTD-05 в 2014 году были проданы в Венесуэлу для ее морской пехоты, заменив там устаревшие LVTP-7. В общем, ZBD-05, хотя и несколько менее продвинутая по сравнению с EFV, жива и хорошо себя чувствует.

В поисках решения

После отмены программы EFV КМП США начал программу по боевой плавающей машине Amphibious Combat Vehicle (ACV). По проекту эта высокомобильная машина 8×8 способна транспортировать 17 пехотинцев со скоростью 8 узлов на 12 морских миль; ожидалось, что первая партия из 573 машин поступит на вооружение в 2012 году.

Программа была разбита на две партии: ACV1 включает несколько сотен уже имеющихся машин, менее дорогих и менее сложных, развертываемых десантно-высадочными средствами на воздушной подушке LCAC (Landing Craft Air Cushion) и другими десантными судами. В 2013 году КМП выпустил набор из 30 требований, согласно которым перспективный вариант ACV2 должен иметь более продвинутые возможности, включая скорость 13-15 узлов и башню с 30-мм пушкой.

Амфибии: от корабля к берегу Претенденты на программу КМП по боевой плавающей машине ACV 1.1 (Amphibious Combat Vehicle, подэтап 1.1) сосредоточены на потенциальных требованиях подэтапа 1.2 – улучшенной плавучести и большом количестве мест, что позволяет предположить объединение этих подэтапов в будущем.

Подэтап ACV 1.1 предусматривает поставку начальной партии из 200 машин MPC (Marine Personal Carrier). Программа по машине MPC была начата еще в 2008 году, но была приостановлена в 2013 году, а реанимирована в 2014 году. Подэтапом ACV 1.2 предусматривается закупка еще 400 машин, включая MPC и другие специализированные варианты (командирский, эвакуационный, инженерный, огневой поддержки и т.д.).

В конце марта 2015 года КМП США выпустил запрос предложений, ожидая получить первые машины для оценки уже в течение 2016 года. В конце первой серии испытаний, скорее всего в 2018 году, будут отобраны два финальных проекта и у каждого, вышедшего в финал заявителя, будет заказано по 16 машин. Окончательное решение будет принято к 2020 году; предполагается, что оно будет основано на «оптимальном значении»: не самая низкая стоимость, но и не самые высокие характеристики.

Четыре конкурирующих проекта, базирующиеся на вариантах существующих зарубежных машин (следовательно с уменьшенным риском) уже проходили оценку во время испытаний MPC в 2013 году. Машина по подэтапу ACV 1.1 будет перевозить 10-13 пехотинцев и трех членов экипажа с двухдневным запасом, иметь мобильность на суше сравнимую с мобильностью танка M1 ABRAMS и иметь плавучесть сравнимую с нынешней машиной AAV-7A1. Она будет сходить с десантного судна примерно в 8 км от береговой линии, идти по морю с волнением SS3 и преодолевать береговой прибой высотой 1,2-1,8 метров. На машине будет установлен дистанционно управляемый боевой модуль в морском варианте M153 CROWS-II 12,7 мм компании Kongsberg.

Компании BAE Systems и Iveco предлагают свою машину SuperAV (Amphibious Vehicle – плавающая машина), представляющую собой немного удлиненный вариант итальянской машины Iveco VBA. Среди конкурентов SuperAV возможно является самой большой и тяжелой (26 тонн) машиной, но при этом имеет одни из лучших мореходных качеств. Она может перевозить 3+13 человек с трехдневным запасом, что является хорошей заявкой на следующий подэтап ACV 1.2. Машина имеет V-образный корпус, изготовленный из броневой стали, с превосходными противоминными характеристиками.

Решение компании General Dynamics представляет собой удлиненный вариант машины LAV 6.0 (базируется на LAV-IIIC, модернизированной канадской LAV-UP и опытной LAV 5.0), способный перевозить 2+10 пехотинцев с двухдневным запасом. По данным компании, ее инновационный двойной V-образный корпус предлагает лучшую защиту от мин. В свою очередь компания SAIC (в настоящее время отвечает за модернизацию парка AAV-7) совместно с сингапурской ST Kinetics предлагает машину TERREX-II. Это вариант машины TERREX пассажировместимостью 2+12, которая в настоящее время состоит на вооружении Сингапура.

Что касается других соперников, оказалось, что они уже выполнили требования MPC касательно мобильности, мореходных качеств, пассажировместимости и живучести. К нетрадиционным системам можно отнести систему камер кругового обзора, обеспечивающую экипажу повышенный уровень ситуационной осведомленности даже при закрытых люках.

Компания Lockheed Martin первоначально предлагала машину HAVOC, модификацию финского бронетранспортера Patria AMV, которая успешно прошла испытания. Затем в мае 2015 года сотрудничество было прекращено, а Lockheed Martin предложит другую машину, на данный момент так и необъявленную.

Кроме того, возник пятый неожиданный претендент – компания Advanced Defense Vehicle Systems (ADVS) со своей модернизированной машиной DESERT CHAMELEON 8×8.

Амфибии: от корабля к берегу Многоцелевая плавающая колесная машина 8×8 компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI) возможно базируется на боевой машине Manoeuvre Combat Vehicle (MCV) 8×8, которая была разработана японским Технологическим институтом и изготовлена MHI. Испытания запланированы на 2014-2015 годы, а поступление на вооружение на 2016 год

Нужно сказать также, что японская компания Mitsubishi Heavy Industries активно работает над амфибийным вариантом своей новой машины 8×8, которая должна предложить значительное увеличение скорости плава по сравнению с нынешней AAV-7A1. Экспериментальная модель базового варианта была показана на выставке Eurosatory 2014. Японская компания в настоящее время обсуждает возможное сотрудничество по разработке новой машины с BAE Systems и GD, включая перспективные экспортные сделки.

Вся программа ACV 1 с целью снижения рисков базируется на доступности новых быстроходных десантно-высадочных средств (ДВС), которые будут доставлять до берега амфибийные машины от десантной оперативной группы, действующей в 40-120 км от побережья. Перспективные ДВС будут способны выпускать машины в 6-8 км, а не высаживать их прямо на берег. К судам этого типа относятся LCAC (грузоподъемность три машины), LCAC-100 (четыре машины) и быстроходное судно класса SPEARHEAD (30 машин).

Реализация программы по десантно-высадочным средствам ВМС США

Программа по десантно-высадочным средствам SSC (Ship-to-Shore Connector) позволит значительно повысить будущие десантные возможности американских ВМС и КМП. Новые десантные суда на воздушной подушке LCAC (Landing Craft, Air Cushion) по программе SSC станут естественной заменой существующему флоту судов производства Textron Systems LCAC, срок службы которых приближается к концу.

Эта программа весьма значительна по масштабам, поскольку в ее рамках предусматривается замена 73 судов LCAC ВМС США (одно учебное и 72 рабочих судна).

Компания Textron Systems, основной подрядчик по программе SSC, собрала команду из опытных и квалифицированных американских и зарубежных компаний. Частичный список компаний включает: Rolls-Royce Naval Marine – разработка двигателей для новых судов; Alcoa Defense – алюминиевые конструкции; L-3 Communications – информационно-управляющие системы; и GE Avionics Dowty Propellers – гребные винты для этих судов.

Амфибии: от корабля к берегу Новое десантное судно на воздушной подушке Landing Craft, Air Cushion (LCAC), разработанное в рамках программы SSC (Ship-to-Shore Connector), придет на смену существующему флоту десантно-высадочных средств постройки Textron Systems, срок эксплуатации которых подходит к концу

Вице-президент отделения морских систем в компании Textron Systems Marine & Land Systems Билл Кизайя сказал, что «ближайшие и основные пункты контракта включают завершение постройки учебного и тестового судна LCAC 100 и рабочего судна LCAC 101 в 2017 году и восьми серийных судов, которые должны быть поставлены к 2020 году».

На первый взгляд значительных отличий между устаревшими LCAC ВМС США и новыми судами нет. Впрочем, Кизайя обратил внимание на не такие уж неуловимые отличия новых судов, строящихся по программе SSC, по сравнению с существующими средствами: более мощные двигатели с уменьшенным потреблением топлива, широкое использование композиционных материалов, более простой и более эффективный силовой привод, применение алюминиевых сплавов и двойное управление типа «рулевой-второй рулевой».

Господин Кизайя продолжил: «Кроме того, новые суда LCAC будут иметь полезную грузоподъемность 67 тонн, тогда как существующие LCAC могут принять груз массой всего 54 тонны. Экипаж новых судов будет состоять из двух человек (рулевой [командир] и второй рулевой) по сравнению с экипажем из трех человек существующих судов LCAC. Также новые суда будут иметь улучшенную конструкцию юбки (гибкой завесы), продвинутую юбку вместо широкой юбки, это позволит уменьшить гидродинамическое сопротивление и массу судна».

В документе Управления ВМС США, ответственного за программу SSC, говорится о полезной грузоподъемности 67 тонн следующее: «защищенный модуль транспортировки личного состава может быть погружен на борт, в нем смогут разместиться до 145 пехотинцев в боевой экипировке или 108 раненых». Еще одним значительным преимуществом судов по программе SSC станет то, что командующий экспедиционным корпусом сможет отправлять свои силы с десантных кораблей или мобильных десантно-высадочных средств на расстоянии 25 миль от побережья. Это расстояние позволит кораблям повысить возможности по борьбе с ракетами комплексов береговой обороны, которые стоят на побережье многих странах мира.

Компания Textron Systems имеет значительные возможности и все условия для того, чтобы изготовить суда по программе SSC и поставить их заказчику флоту и морской пехоте США. Кизайя отметил, что его компания располагает судовой верфью площадью более 560000 кв. метров, расположенной в Новом Орлеане, которая специально предназначена для постройки судов на воздушной подушке.

«Мы используем свой многолетний опыт и собственные исследования для того, чтобы процесс производства был высокоэффективным, мы консолидируем производство, чтобы выполнять работу достаточно быстрым при значительном сокращении трудозатрат. Сразу после постройки эти суда сойдут со сборочных стапелей в открытое море и будут готовы для поставки нашему флоту».

Кроме того, компания Textron Systems инвестировала более 50 млн. долларов в автоматизацию и роботизацию производства, приборы и инструменты, применяемые при строительстве судов, что позволит сэкономить тысячи человеко-часов и повысить безопасность персонала. Кизайя продолжил: «Наши новые системы, например панель автоматизированной сварки, роботизированная линия сборки и монтажа, линия сборки корпуса и прочие усовершенствования нашей верфи позволят поставлять построенные нами суда нашим заказчикам внутри страны и за рубежом, поставлять лучшие изделия по более конкурентоспособным ценам».

Программа SSC вполне способна выйти на международный простор. Кизайя сообщил, что в сотрудничестве с ВМС США компания Textron Systems ведет обсуждение поставок судов SSC на воздушной подушке ряду флотов и армий, включая потенциальных заказчиков в Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Он добавил: «Поскольку строительство подобных судов продолжается, мы видим пристальный интерес потенциальных заказчиков, стремящихся добавить эту систему десантно-высадочных средств мирового класса к своим флотам».

/Alex Alexeev, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя