АО «ВНИИ «Сигнал» — современное многопрофильное предприятие, на протяжении 60-ти лет ведущее успешную научно-исследовательскую и производственную деятельность в сфере вооружения и военной техники. Входит в состав холдинга «Высокоточные комплексы» Государственной корпорации «Ростехнологии».

Предприятие активно работает над созданием новых образцов техники с широким использованием последних достижений научно-технического прогресса. Одна из важных разработок последних лет — электромеханический стабилизатор танкового вооружения нового поколения.

Стабилизатор танкового вооруженияРис.1. Электромеханический стабилизатор 2Э58

Начиная с пятидесятых годов 20 века все отечественные танки оснащаются стабилизаторами вооружения (пушки и спаренного с ней пулемета). Стабилизатор вооружения позволяет сохранять неизменным положение пушки в пространстве, а также осуществлять наведение вооружения на цель вне зависимости от колебаний корпуса танка, возникающих при движении по пересечённой местности. Применение стабилизатора вооружения позволяет вести прицельную стрельбу при движении танка с высокой вероятностью поражения цели.

Во всех современных серийных отечественных танках (Т-72А, Т-80, Т-90) применяются стабилизаторы с электромашинным силовым приводом в плоскости ГН и гидравлическим дроссельным приводом в плоскости ВН.

В последние годы в мировом танкостроении отчетливо прослеживается тенденция отказа от гидравлического привода в канале ВН, применявшегося ранее в большинстве зарубежных танков, и применения в обоих каналах (ВН и ГН) электрических приводов с векторным управлением на базе синхронных электродвигателей.

Современный электрический привод с векторным управлением синхронным электродвигателем имеет существенные преимущества по сравнению с гидравлическим приводом, в частности:

— большой срок службы и высокий к.п.д.;
— отсутствие легковоспламеняющейся рабочей жидкости под большим давлением;
— меньшую трудоемкость и сложность технического обслуживания;
— высокую стабильность характеристик;
— малое потребление электроэнергии, особенно на стоянке («тихое наблюдение»).

Работы по созданию электрического привода ВН велись в АО «ВНИИ «Сигнал» давно, в результате чего был создан значительный научный и технический задел. Новые достижения в области электроники, приводной техники и механики позволили в последние годы выйти на качественно новый уровень разработки и создать современный высокоточный и надежный двухплоскостной электромеханический стабилизатор 2Э58 (рисунок 1), предназначенный как для модернизации серийных танков, так и для применения в новых ОКР.

Экспериментальный образец стабилизатора 2Э58 успешно прошел стендовые и натурные испытания в составе танка Т-72 (ОАО «УКБТМ», г. Н.Тагил).

В процессе создания стабилизатора был выполнен всесторонний анализ вариантов реализации электрического привода ВН, который показал, что применение в качестве механического подъемника традиционного цилиндрического редуктора с зубчатым сектором не позволит обеспечить перспективных требований по точности стабилизации и плавности скоростей наведения. Стало ясно, что необходим высокоточный, малоинерционный, обратимый, обладающий высокой жесткостью механическим подъемник с поступательным перемещением выходного звена, устанавливаемый на место гидравлического силового цилиндра. Последнее обстоятельство весьма важно при модернизации танков, находящихся в эксплуатации.

Рассматривались различные передачи поступательного перемещения (винтовые, шариковинтовые, роликовинтовые и др.). В итоге был разработан механический подъемник на базе планетарной роликовинтовой передачи с длинными резьбовыми роликами (РВПД) (рисунок 2), отвечающий необходимым требованиям.

Стабилизатор танкового вооруженияРис.2. Механический подъемник

РВПД оказалась лучше других передач поступательного перемещения по таким показателям, как удельная грузоподъемность, момент сопротивления, момент инерции, точность и плавность перемещения.

Не менее сложной и трудоёмкой задачей был поиск структуры коррекции привода, обеспечивающей требуемые динамические характеристики. Структура коррекции привода ВН, применяемая в гидравлических серийных приводах, оказалась недостаточно эффективной в электрическом приводе.

Резонансные свойства пушки, как объекта управления, в сочетании с упругостью механической передачи и моментом инерции якоря электродвигателя потребовали применения оригинальной частотно-зависимой коррекции. В приводах ВН и ГН была также применена двухканальная схема автоматической компенсации динамической ошибки, существенно повышающая точность стабилизации.

Алгоритмы управления и коррекции реализуются в цифровом блоке управления. Применение цифрового управления позволило также осуществить автоматизированный контроль характеристик приводов ВН и ГН, а также поиск неисправностей.

В результате достигнуты технические характеристики электромеханического стабилизатора 2Э58, отвечающие перспективным требованиям.

Созданный в АО «ВНИИ «Сигнал» технический задел позволяет осуществлять модернизацию в части СТВ различных типов боевых машин, тем самым расширяя их тактико-технические характеристики (повышение эффективности огня, надежности и эксплуатационных качеств). Модернизация бронетехники проводится с минимальными доработками (ЭСТВ может быть установлен на штатные места стабилизатора предыдущего поколения), а, следовательно, с минимальными финансовыми вложениями.

/Алексей Хлопотов, gurkhan.blogspot.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить