Ни для кого не секрет, что в современной войне на театре военных действий, насыщенным неисчислимым количеством переносных зенитно-ракетных комплексов, средств радио-электронных помех, дальнобойных зенитно-ракетных систем, авиации противника, победит не обязательно тот, который обладает численным перевесом, а прежде всего тот, на ком технологический перевес (более высокая пропускная способность радиолокационных прицельных комплексов, лучшая помехозащищённость, наличие оптико-локационных прицельных комплексов, станций обнаружения лазерного облучения и атакующих ракет, оборонительных систем).

В статье же рассмотрим несколько лучших образцов отечественного оборонного авиапрома и их перспективы.

1328586588_Mig35_154_090214-4

Индия готовится объявить очередной тендер на поставку национальным ВВС перспективного лёгкого фронтового истребителя. Трудно переоценить его важность для шести ведущих мировых авиастроительных корпораций: Boeing (F/A-18E/F Super Hornet), Lockheed Martin F-16IN Super Viper(Block 60), SAAB (Gripen IN), Dassault (Rafale), Eurofighter(EF-2000 Typhoon), Российская Самолётостроительная Корпорация МиГ (МиГ-35).

История нашего «Ястреба» началась ещё в далёком 1977 г., когда лётчик-испытатель А.В. Федотов 6 октября поднял в воздух МиГ-29 «самолёт 901», которому после снятия подфюзеляжных гребней присвоили имя МиГ-29А «изделие 9-12». Уже на то время машина обладала выдающимися аэродинамическими характеристиками планера: фюзеляж создаёт 40% подъёмной силы и выражен огромными наплывами в сопряжении с крыльями, что позволяет выполнят установившийся разворот с угловой скоростью 23,5 град./с (на сегодняшний день это под силу лишь французскому Rafale).

Также было реализовано традиционное для наших истребителей разнесение двигательных гондол для повышения живучести (невозгорания одного двигателя от другого в экстренных ситуациях). Как и все поколения МиГ-29 (вплоть до СМТ), новый МиГ-35 сохранил и высочайшую скороподъёмность 19800 м/мин благодаря новым двигателям РД-33 серии3М с тягой по 8800 кг/с каждый. В ближнем воздушном бою даже «старый» МиГ-29А способен превзойти в своём классе любой лёгкий истребитель четвёртого поколения благодаря как аэродинамическим качествам, так и наличию ОЭПрНК-29. Далее перед ОКБ МиГ была поставлена задача по доработке РЛПК и номенклатуры вооружения для решения задач дальнего воздушного боя в современных условиях, в соответствии с появлением новых угроз.

На серийный МиГ-29А был установлен доработанный РЛПК-29, в котором реализовали возможность целеуказания ракетам класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ (Р-77). С применением этих ракет появилась возможность одновременного обстрела двух воздушных целей, благодаря установленным активным радиолокационным головкам самонаведения 9Б1348Э с дальностью захвата цели с ЭПР 3 м2 – 20 км. В квантовой оптиколокационной станции ОЭПрНК-29-1 ввели режим обстрела воздушных целей из пушки с помощью нашлемной системы целеуказания.

Также не позабыли и об установке приёмника тактической обстановки от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, радиолокационных станций радиотехнических войск на земле, а также от корабельных радиолокационных обнаружителей; информация выводилась на дисплей в кабине. Бортовая радиолокационная станция Н019 «Рубин» обнаруживала цель с эффективной отражающей поверхностью 3 м2 на дальности 70 км, одновременно сопровождала на проходе 10 и обстреливала 2 цели. Усовершенствованная машина получила название МиГ-29С «изделие 9-13», и по сей день является самым распространённым фронтовым истребителем в ВВС России и стран СНГ.

По расчетам военных аналитиков в воздушном бою на средних дистанциях МиГ-29С по эффективности превосходит истребители F-16C и Rafale на 10%, а Mirage 2000-5 и JAS39 Gripen — на 25% (с первыми модификациями бортового радиоэлектронного оборудования).

С модификации МиГ-29С род «двадцатьдевяток» разделился на две ветви. В первой, в 1998 г., появился окончательный вариант доработанного МиГ-29С – МиГ-29СМТ (изделие 9-17): очень удачная машина поколения 4+, сохранившая все лучшие боевые качества по задачам ПВО от «С-ки», также получившая доработанную бортовую РЛС Н019МП (с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» 115 км) способную обстреливать уже 4 цели одновременно. По эффективности выполнения задач «воздух-воздух» МиГ-29СМТ значительно превзошёл даже Су-27 основной модификации, на что в большей степени повлияло ещё одно конструкторское решение: установка дополнительных внутренних топливных баков общей ёмкостью 2020 л (1585 кг) вместо верхних воздухозаборников. Благодаря им боевой радиус действия на большой высоте составляет 1100 км (с одним подвесным топливным баком) и 1700 (с тремя), а с одной дозаправкой 3400 км (была установлена выдвижная заправочная штанга для системы «шланг-конус»).

Но главной «изюминкой» изделия 9-17 стала возможность работы по наземным и надводным целям практически всей номенклатурой высокоточного ракетного и бомбового вооружения: Х-29Т(Л), Х-25МПУ, Х-35У, Х-31А(П), КАБ-500кр; это стало возможным благодаря введению режима картографирования рельефа местности, а также введению приёмников ГЛОНАСС, GPS, Navstar, реализации концепции HOTAS, установки двух цветных ЖК-дисплеев, снабжённых кнопочным обрамлением, функциями «электронной лупы» и «полупрозрачных изображений».

Вторая ветвь представлена машинами: МиГ-29М (МиГ-33), МиГ-29К (палубный), МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой), и главной звездой нашей статьи и индийского тендера — многоцелевым истребителем МиГ-29М2 (МиГ-35).

Два первых истребителя практически идентичны как по бортовому радиоэлектронному оборудованию, так и по спектру выполняемых задач; различие лишь в том, что МиГ-29К имеет конструктивные элементы, наиболее приспособленные к базированию и использованию с палубы тяжёлого авиа-несущего ракетного крейсера (упрочнённые опоры шасси, укреплённые стенки центрального бака и заднего силового отсека), главная особенность установка двигателя РД-33И с повышенной до 9400 кг/с форсажной тягой; МиГ-29М – наземный вариант МиГ-29К, но с менее мощным двигателем РД-33К (8800 кг/с) и стандартным планером.

МиГ-35 (МиГ-29М2) – настоящее чудо технологий! Во-первых, в нём воплощены все новаторские решения РСК «МиГ», использованные во всех модификациях МиГ-29; во-вторых, присутствуют элементы истребителя шестого поколения! По основным конструктивным особенностям планера и мест размещения экипажа самолёт почти идентичен МиГу-33КУБ. Почти полностью сохранены конструкция планера, система управления самолетом, силовая установка, кабина пилотов. Различия в отсутствии посадочного гака, тормозного парашюта и нескладываемых консолях крыла. МиГ-35 имеет более лёгкий планер.

 

Оптико-радиотехнические прицельно-навигационные системы наблюдения
Оптико-радиотехнические прицельно-навигационные системы наблюдения

Теперь вернёмся к главному – элементам пятого и шестого поколений.

На сегодняшний день на истребитель будет устанавливаться радиолокационная станция «Жук-АЭ» (FGA-29) с активной фазированной антенной решёткой, способная сопровождать на проходе 30 целей, обстреливать 4 цели при применении ракет Р-27ЭР(ЭМ) и 8 ракетами РВВ-АЕ на дальности 130 км, антенная решётка состоит из 680 приёмо-передающих модулей.

БРЛС "Жук-АЭ" является наиболее современной российской БРЛС с АФАР для ЛФИ. Наиболее вероятно, что именно МиГ-35 станет достойной заменой 150 китайским J-10A с менее совершенным БРЛК в модернизации ВВС Ирана, планируемой на ближайшую пятилетку. ВВС ИРИ смогут достойно ответить на все угрозы от ВВС Израиля и "аравийской коалиции"
БРЛС «Жук-АЭ» является наиболее современной российской БРЛС с АФАР для ЛФИ. Наиболее вероятно, что именно МиГ-35 станет достойной заменой 150 китайским J-10A с менее совершенным БРЛК в модернизации ВВС Ирана, планируемой на ближайшую пятилетку. ВВС ИРИ смогут достойно ответить на все угрозы от ВВС Израиля и «аравийской коалиции»

Истребитель оснащён новейшей оборонительной оптико-локационной системой, так называемой «Станцией обнаружения атакующих ракет» (отсутствует на всех истребителях поколения 5): это «всевидящее око» высокого разрешения способно обнаружить любую приближающуюся угрозу с огромных расстояний, независимо эффективной отражающей поверхности, поскольку работает в оптическом канале визирования. Цель типа «зенитная управляемая ракета» обнаруживается с 50 км, ракета «воздух-воздух» — с 30 км, зенитная ракета переносного зенитно-ракетного комплекса – с 10 км.

На самолёте установлено 2 объектива оптической системы с матрицами высокого разрешения: одна за фонарём кабины(верхняя полусфера), вторая в конформном отсеке левой мотогондолы (нижняя полусфера). Именно эта система безоговорочно выводит МиГ-35 в фавориты.

Также установлена станция обнаружения лазерного облучения: сенсоры на законцовках крыльев (дальность обнаружения источника облучения – 30 км).

Оптико-локационных комплекса уже два: уже известная, но доработанная станция переднего обзора с секторами обзора +/-90° по азимуту и -15/+60 по углу места, работает в инфракрасном, телевизионном и лазерном каналах; круговая оптико-локационная станция нижнего обзора с аналогичными каналами визирования но с дополнительным лазерным дальномером-целеуказателем и функцией захвата лазерного пятна для работы по наземным и морским целям.

Все оптико-локационные системы сконструированы НИИ Прецизионного Приборостроения, защитные стёкла объективов систем выполнены на высокопрочной сапфировой основе и не подвергаются быстрому помутнению, вследствие воздействия высокоскоростных частиц атмосферы.

 

1312786108_050688

Пришло время представить наш МиГ на любом ТВД. Этот истребитель не будет нуждаться в громадном серийном производстве для успешного завоевания превосходства в воздухе, он вполне сможет расправиться с любым воздушным противником при хорошей подготовке пилотов и рациональном использовании всех бортовых систем. Он сможет достойно выполнять и функцию «мини-AWACS», с помощью станции обнаружения атакующих ракет прицельный комплекс сможет выдавать координаты через оптоволоконную систему (пропускная способность 680 Мб/с) на малоразмерную цель радиолокационной станции Жук-АЭ, а затем перехватить эту ракету с помощью РВВ-АЕ, также сможет предать изображение тактической обстановки на дисплеи дружественных истребителей, оповестить о приближении средств воздушного нападения противника.

Поскольку истребитель двухместный, экипаж будет иметь больше «разгрузочного» времени, сможет более слаженно работать; два места оснащены семью широкоформатными ЖК-индикаторами, которые будут держать экипаж в полной осведомлённости о событиях на агрессивном информационном поле современного театра военных действий.

И это ещё только малая доля от всех возможностей этого великолепного истребителя поколения 4++ с элементной базой поколения 6. Его ждёт богатое будущее в XXI веке. Если индийские военные эксперты сделают правильный выбор — и тендер выиграет тридцатьпятка: Индия получит ВВС, превосходящие даже китайские, выйдя в региональные лидеры ещё до получения на вооружение многоцелевого истребителя поколения 5 FGFA (аналог Т-50 ПАК ФА). В мирное время он будет прекрасным оружием сдерживания, а на престижных авиавыставках многократно поднимет статус России на рынке высоких технологий.

31 КОММЕНТАРИИ

  1. Что-то я слабо верю в миг-35, да и не нравится он мне, по сути теже яйца только в профиль.

      • Смотря что смотреть, никто не говорит, что миг-35 кака, просто предпочтительней будет су-35, больше может взять и дальше лететь, а это условие в при размерах нашей страны одно из самых главных.
        А вот по цене миг-35 очень круто выигрывает и сушек, цена чуть ли не в 2 раза меньше. миг-35 с увт будет маневреннее чем сушка.
        Я бы закупал ограниченными партиями миг-35 в замен 29, у которых износ уже максимальный.
        Нам нужен абсолютно новый лфи нового поколения, но миг затянет этот проект очень на долго.

        • У МиГа были в своё время хорошие наработки по ЛФИ. Если им помочь кадрами то, я думаю, справятся. Сухого малость обезжирить, ничего страшного не случится. А большой проэкт МиГу нужен, только в большом деле можно вернуть утраченный класс.

  2. у миг29 в российских ввс уже изношены планеры (было несколько катастроф), их нужно менять, но нового лёгкого истребителя нет. таким образом миг35 это выход, но при условии быстрой постановки в серию для себя, а не выглядывания индийского тендера. и ещё ему нужен новый двигатель с тягой хотя бы десять тонн, вот тогда это будет Вещь!

  3. Ему бы еще планер из композитных материалов для снижения ЭПР. Грузоподъемность довести до сопоставимую с Рафалем, хотя бы в перегрузе. Вот тогда это будет лидер. А то Рафаль в классе миг-29, а по грузоподъемности как Су-35, поэтому и интересен.
    А вообще, пока мы миг-35 у себя на вооружение не поставим, другие на него не посмотрят.

    • Ага, планер новый из композитов, двигатель новый, грузоподъемность больше и получаем абсолютно новый самолет. Есть подозрение, что МИГ сейчас неспособен создать абсолютно новый планер.

      • Да вы правы, новый самолет.
        Но миг-29 очень удачная машина, видел как «стрижи» на нем крутят пилотаж. Это фантастика! Дух захватывает. Миг-29 просто делает все. Недавно кадры по всему миру прошли как поляк на миг-29 взмыл вверх. У «стрижей» это просто элемент шоу.
        Это все я к тому, может и не стоит полностью самолет перекраивать. Дешевле добавить ему элементы 5-го поколения, тогда и получим удачную машину 5-го поколения.

      • Да, одно удивило и не понравилось — постоянный черный след за машиной — копоть. По черному облаку, машину было заметно за несколько километров при подходе к аэродрому. Не покидает ощущение что что-то недоделано.

        • Да Миг-29 очень удачная машина….. его столько раз допиливали напильником со дня создания, что я уже со счета сбился (:, в хорошем смысле. Вроде Мигу поручено задание создать легкий самолет 5го поколения, я много где такую информацию читал, но про подвижки я не слышал.
          А про копоть двигателей, то это фирменная фишка наших отремонтированных двигателей мигов, самое интересное, что когда миг-29 только поступал в части, то он не коптил, а после прохождения ремонта двигатели начинали коптить.
          А вот и объяснение:
          «в камерах сгорания первых РД-33 стояли форсунки старой редакции «без аэрации» — на бесфорсажных (форсаж сам по себе ВСЁ дожигает…) режимах, когда включалась «предельная настройка» (по приведенным оборотам — около «максимала») у них резко падала эффективность распыла топлива внутри К.С., чем и обусловливалось повышенное дымление (как на автомобиле, когда из-за переобогащённой смеси бензин в движке сгорает не полностью). Этими форсунками было снабжено немеряное кол-во рем.комплектов … но т.к. на ТТХ движков и самолётов ЭТО практически не влияет — то не выкидывать же !
          Вот и решили :
          — в мирное время (когда демаскирующий дым ничем особым не чреват) можно использовать как старые, так и новые («с аэрацией» -> без дыма) форсунки …»

          Страшного ничего в этом нет, разве что демаскирующий фактор, но тоже спорное утверждение (:

      • Согласен. У Рафаля 9 тон — рекламный ход и наши 3.5 тонны боевой нагрузки. Но на покупателей это действует. И нам надо бы довести также до сопоставимой величины, хотя бы ради галочки, чтобы успешнее продавать машину.

  4. «это «всевидящее око» высокого разрешения способно обнаружить любую приближающуюся угрозу с огромных расстояний, независимо эффективной отражающей поверхности, поскольку работает в оптическом канале визирования.»

    интересно. правда облака мешать наверное будут

    • А еще говорят, что если самолет сильно разгонится, то может врезавшись в облако разлететься на куски 😉
      Учите физику, интересуетесь авиацией и не пишите чушь 🙂

      • вроде как никого не обидел. за что нападки???
        если знаете, объясните как оптический канал визированния работает

      • Метрологическое влияние тумана и дождя на производительность инфракрасной камеры

        При тумане Кат. IIIa и IIIc практически нет разницы между тем, как далеко вы можете видеть с помощью тепловизионной камеры и невооруженным глазом, поскольку ограничивающим фактором является атмосфера. Излучение не проникает сквозь такой густой туман во всех (видимом, MWIR и LWIR) спектральных диапазонах.

        PDFка компании-производителя тепловизоров: http://www.flirmedia.com/MMC/CVS/Tech_Notes/TN_0001_RU.pdf

  5. афар надо поставить от су-35 , антены дециметровые для обнаружения невидимок, и обязательно системы обороны рэб и подавления головок ИК во всех спектрах, это вынудит невидимки на ближний бой, где мигам и сухим нет равных

    • На миг35 как раз и установлен АФАР(чуть ли не единственный афар в России, т.к н036 белка еще только доделывается!)в отличии от су-35 на котором установлен бесперспективный ПФАР!

      • У АФАР и ПФАР функционал одинаковый, разница в цене. АФАР дороже в разы, так что ПФАР будут актуальны ещё долго. Но за АФАР будущее, с этим никто не спорит.

  6. Отстойный самолетик. По сути тот же МИГ-29. Новые модели в единичных опытных экземплярах. В армию новая техника не поступает. Отставание от Запада уже клиническое. А если завтра война? Опять как в 41-ом: просрем всю страну с такими руководителями и вояками-генералами.

  7. Конечно это старый аэроплан (МИГ-29) подшаманеный и получившийся в результате якобы совершенно новый МИГ-35. Смешно.

  8. Специалист
    Миг-35 модификации 9-61 и 9-67 являются глубоко модернизированными самолетами если их сравнивать с самолетами США то приблизительно соответствуют блоку F-16C Блок 50+ или 52 по уровню автоматизации уступают лишь F-16 Сито ВВС Израиля и F-16 блок 60 и 62+ ВВС ОАЭ.
    В режиме подавления ПВО он не много проигрывает модернизированной модификацией уже известного взломщика ПВО F-16J Блок 50+ однако имеет более так же высокие показатели маневренного ближнего боя и имеет более совершенную систему оповещения об облучении вражеским радаром если сравнивать его с обычными модификациями например F-16 блок 40 и блок 42 ВВС Южной Кореи или F-16C Блок-50 ВВС Польши.
    По поводу насколько он хорош это отличный самолет во всем смысле этого слова если его сравнивать с мигами ВВС Югославии или Ирака 9-12А или 9-12В или различные модификации так же и 9-13 или еще более мощными 9-17 или 9-18 с первым разница в управлении будит очень очень очень большая в бою самолет просто не подпустит к себе если войдут в его зону обнаружения РЛС. Самолет имеет мощнейшую компактную современную радиолокационную станцию и специальную многофункциональную систему ТВ обзора совмещенную с тепловизором которая способна работать как по воздушной так и по наземной цели в отличие от самолетов F-16C например блок 50 оснащенные только подвесными контейнерами обнаружения и целеуказания наземных целей. К тому же подобные подвесные контейнеры наведения целеуказания и контейнеры РЭБ могут устанавливаться и на Миг-35, если цель операции направленна больше на подавления ПВО или уничтожения каких то определенных точечных наземных и морских целей.
    Заметность для радаров противника на данной машине уменьшена в разы если его сравнивать с теми мигами 29 начиная с модификаций 9-12.
    Миг-35 поколение 4++ это большой шаг вперед и приближает данную машину уже в плотную к пятому поколению.

  9. Да, абсолютно точно, сейчас МиГ работает над «лёгким истребителем пятого поколения», работают над одномоторной версией изд тип 30 (по моему одномоторная авиация себя изжила), и есть вариант двухмоторный, РД 33+, от МиГ 29, сами миговцы утверждают, что тяга одного двигателя недостаточна, поэтому должен быть двухмоторный вариант (тяговитее, и надёжнее). Теперь говорят,Сухой Т-50 будет заметно дороже, МиГ дешевле, и не сравнить массу этих двух разных машин. У Сухого масса 37 тонн, у МиГ по прогнозам максимум 25 тонн, кроме того на керосине можно экономить не менее чем в 2 раза. Работать должны все КБ не только (Сухой), и не только машины Сухой должны выполнять функции фронтовой тактической авиации. Экономия важна и нужна, особенно сейчас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя