Ту-214Р убирает ранее невиданные грани воздушной разведки

Наверное, вы знаете о арабо-израильских войнах, а также о появлении в те «горячие» времена в небе Ближнего Востока высотного разведывательного самолёта МиГ-25РБ, который на скорости свыше 3000 км/ч молниеносно проносился над позициями израильских войск на высоте до 23 км и делал превосходные фотоснимки тактической обстановки на театре военных действий в районе Суэца и Порт-Саида.

Тогда были далёкие 60-е, и МиГ-25 являлся для Запада воистину грозной боевой машиной, которая была не только недосягаема для существующих ЗРК «Hawk» и стареньких «Фантомов», но и с ног на голову переворачивала тактическое преимущество в регионе на сторону египтян.

Ту-214Р убирает ранее невиданные грани воздушной разведки
Ту-214Р убирает ранее невиданные грани воздушной разведки

Сейчас век двадцать первый, и методика ведения воздушной разведки разительно изменилась. Повлияло на это появление на Западе более совершенных систем ПВО, таких как «Patriot PAC-2», “SAMP-T”, «Standard-2/3», а у нас С-300 и С-400, а также более совершенных истребителей четвёртого и пятого поколений. За основу стала браться тяжёлая дозвуковая воздушная платформа на базе гражданских авиалайнеров «Боинга» и «Туполева», на которую должно было устанавливаться максимальное количество радиолокационных и оптико-электронных средств наблюдения и целеуказания.

Действовать такие самолёты должны были с весьма солидного расстояния от разведываемой территории, подконтрольной противнику, вне радиусов поражения наземных и морских систем ПВО, а также при эскортировании звеном тактических истребителей для завоевания господства воздухе. Это потребовало от российских и американских инженеров использования принципиально новых высокоточных радиолокационных комплексов воздушного базирования, построенных на базе активных фазированных антенных решёток, а также создания передовой математической модели программного обеспечения для них.

В ВВС США таким стратегическим разведчиком стал самолёт дальнего наземного наблюдения целеуказания E-8CJointSTARS”, который был разработан компаниями «Northrop Grumman» и «Boeing», в наших ВВС – разведывательный самолёт Ту-214Р, построенный в сборочных цехах ОАО «КАПО им. Горбунова».

Американский самолёт E-8C был введён в эксплуатацию на целых 19 лет раньше нашего самолёта, и на тот момент являлся перспективной машиной, которая была способна не только на обнаружение радиоизлучающих и радиоконстрастных наземных целей в радиусе 250 км, но и на их идентификацию с чётким картографированием окружающего рельефа. Всё дело в том, что в первые в мировой практике военного авиастроения и радиолокации был применён принцип радиолокационной станции с синтезированной апертурой.

«Сердцем» самолёта стала РЛС с активной фазированной антенной решёткой бокового обзора AN/APY-3 высокого потенциала излучения. Для данного радиолокатора было разработано специальное программное обеспечение синтезирования апертуры, представляющее собой математическую модель суммирования излучающих и приёмных радиолокационных импульсов за момент времени, когда самолёт пролетает дистанцию, равную длине антенной решётки AN/APY-3. Благодаря этому суммированию операторы самолёта «J-STARS» получали РЛС с огромным «виртуальным» зеркалом, чёткость радиолокационного изображения которого практически ничем не отличалась от цифровых фотоснимков высокого разрешения.

Работает данная РЛС в сантиметровом диапазоне (Х) и позволяет до мелочей просматривать детали исследуемой территории. E-8 “J-STARS” получили «боевую обкатку» во время войны в Ираке, где успешно обнаруживали места дислокации и пуски иракских оперативно-тактических баллистических ракет «SCUD-B». Сейчас, в количестве 20 самолётов, «JSTARS» находятся на вооружении ВВС США и формируют разведывательный стратегический актив вместе с беспилотными разведчиками RQ-4 “Global Hawk”.

Российские ВВС на момент появления у американцев E-8C подобного самолёта не имели, ответить можно было лишь самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, которые могли лишь обнаружить наземные цели в виде простых «маркеров» на круглых многофункциональных индикаторах без всякой возможности идентификации или картографирования, сказалось отсутствие синтезирования апертуры. А-50 – узконаправленный самолёт, возможности которого сосредоточены лишь вокруг поддержки операций по завоеванию превосходства воздухе. И ВВС продолжали остро нуждаться в принципиально новом самолёте, и в итоге работы по такому изделию были начаты в 2002 году.

Пришло новое тысячелетие, где появились такие термины как «сетецентрическая война» и «системная увязка»; и именно на рассвет этой эпохи пришлось проектирование двух опытных образцов самолётов оптико-радиотехнической разведки Ту-214Р. Поскольку широкое понимание термина «сетецентрической войны» включает в себя объединение всех боевых элементов на поле боя в единый, оперативный и точный военный «организм», Ту-214Р по всем критериям соответствует данному понятию, а по некоторым уже и вырвался далеко вперёд. Утверждая это, я полагался на некоторые разглашённые данные о визирных системах нового разведчика.

0_efa48_97be14e4_XXXL

Первое, что нужно отметить, Ту-214Р имеет в составе наблюдательного оборудования телевизионный и инфракрасный комплекс оптико-электронной разведки «Фракция», который в хороших метеорологических условиях способен передать картинку наземной обстановки на территории противника за сотни километров от самого самолёта. E-3C подобной системой не обладает. Второе важное качество в том, что самолёт создавался гораздо позже американского аналога, а поэтому был учтён двадцатилетний опыт применения подобных систем за рубежом и использованы самые последние веяния российской радиолокации.

«Центральный научно-исследовательский институт им. А. И. Берга» разработал для Ту-214Р совершенно новый широкоугольный радиолокатор, который помимо использования активных фазированных антенных решёток и антенн пассивного наблюдения использует многочастотные режимы сканирования земной поверхности. Напомню, что РЛС американского E-8C одночастотная (Х-диапазон). Данный диапазон эффективен лишь по отношению к воздушным и поверхностным наземным целям, где преградой распространения электромагнитных волн является лишь атмосфера. Атмосфера имеет низкий коэффициент затухания радиоволн.

Но стратегические объекты на вражеской территории могут находится не только на поверхности, но и под водным, снежным, песчаным покровами определённой толщины, где сантиметровые волны абсолютно неэффективны. Этот момент требует более сложной и многочастотной радиолокационной станции, которая способна работать в декаметровом и метровом диапазонах (в среднем, от 20 до 300МГц). Такие волны имеют менее высокий коэффициент затухания в твёрдой среде и распространяются с достаточным потенциалом для отражения от цели, возврата и идентификации на борту разведывательного самолёта. Данный радиолокатор называется МРК-411. Многочастотный режим позволяет наблюдать цели, скрытые различными видами грунта, благодаря чему его ещё можно называть «подповерхностным радиолокатором».

Исследования подповерхностной радиолокации проводились геологами и военными США и СССР ещё со времён далёких пятидесятых. Для такого режима работы чаще используется нижняя граница метрового диапазона волн с частотой от 50 до 250МГц, в некоторых случаях верхних границ декаметрового диапазона и сейчас в этом направлении достигнут определённый прогресс. Между тем такие частоты всё ещё остаются «экзотикой», которая только зарождается в военной отрасли. Наиболее чётко вопрос рассматривается в книге Финкельштейна М.И., Карпухина В.И., Кутева В.А., Метелкина В.Н. «Подповерхностная радиолокация», изданной в 1994 году.

Как видим, отечественная инженерная мысль снова добилась огромных успехов в проектировании перспективных авиационных комплексов разведки нового века. А что же с началом испытаний и применением двух построенных бортов Ту-214Р. Эта история столь же интересна, как и недавняя уникальная операция российского ВМФ по сдерживания объединённых военно-морских сил НАТО перед планировавшемся массированным ракетно-авиационным ударом по правительственным войскам Сирии.

О первом выходе Ту-214Р в международное воздушное пространство стало известно 17 декабря 2012 года, тогда перспективный российских разведчик наделал немало «шума» близ берегов Японии. Первый опытный экземпляр Ту-214Р (бортовой номер «RA-64511») неожиданно появился над Японским морем, что заставило ВВС Японии поднять в воздух истребители F-2A на сопровождение. Полёт вдоль японских территориальных вод мог вызвать удивление лишь у дилетанта, ведь именно на территории этого островного государства развёртывается современные системы ПРО на базе «Aegis», а также базируются подразделения ВВС США, оснащённые разведывательными «Global Hawk». Эти факты свидетельствуют об увеличении опасности с Тихоокеанского стратегического направления как для российской, так и для китайской сторон.

Траектория Ту-214Р близ японских берегов
Траектория Ту-214Р близ японских берегов

Второй случай куда более интересный. Второй опытный экземпляр с номером «RA-64514» появился на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях, непосредственно на Европейском театре военных действий. Поздней ночью 17 июня 2015 года Ту-214Р, совершая испытательный полёт со взлётом и посадкой на ВПП ОАО «КАПО им. Горбунова», совершил «фигурный» облёт границы Северной Украины, а также границ Новороссии (ДНР и ЛНР). Траектория полёта проходила вдоль границы с Украиной и самопровозглашёнными республиками от Черниговской области до южного стратегически важного для ополчения и Киева города Мариуполь, находящегося на берегу Азовского моря.

Данный полёт был обнародован известным интернет-сайтом «www.flightradar24.com». Ту-214Р пролетал вдоль границ Сумской и Харьковской областей, Луганской Народной Республики, затем пересёк Таганрогский залив и продолжил полёт над Ейском в сторону Крыма. Покинув воздушное пространство Крыма, Ту-214Р приблизился к Одесской области и Приднестровью (именно там украинская сторона проявляет агрессию, блокируя ОГРВ в ПМР системами ПВО С-300ПС).

Как я считаю, такая траектория опытного самолёта разведки позволило наиболее чётко и оперативно осмотреть ситуацию в районе как Новоросси, где против русского нарда Юго-Восточной Украины киевская власть применила собственную и иностранную военную силу, так и Приднестровья, где ситуация с «блокадой» российских военных и миротворцев зашла в тупик и требует наиболее решительных действий со стороны России. Пролёт самолёта Ту-214Р близ города Мариуполь позволил достаточно правдоподобно оценить происходящее на линии разграничения между ополчением ДНР и украинской армией, ведь дальность действия радиолокационного комплекса МРК-411 превышает 250 км, а дальность до города составила чуть более 65 километров.

Траектория испытательного полёта Ту-214Р близ украинской границы
Траектория испытательного полёта Ту-214Р близ украинской границы

Начало испытаний Ту-214Р – очень хорошая новость для ВВС России. Отныне Россия имеет возможность наблюдения не только лишь за ограниченными оперативными и наиболее непредсказуемыми участками на ТВД, а и за всем театром военных действий: эффективность вскрытия намерений противника возрастает в несколько десятков раз. Но этот самолёт не является единственным воздушным командным пунктом в российской армии.

Существует ещё один вариант «Тушки», разработанный непосредственно для администрации президента России. Данный самолёт можно по праву считать главным воздушным командным пунктом – или самолётом «глобального конфликта». Такая классификация для нового Ту-214СР подходит наиболее, ведь он является одним из самых перспективных воздушных ретрансляторов в мире. Данных об этом самолёте ещё меньше, чем о разведывательном Ту-214Р, так как назначение воздушного штаба Ту-214СР попадает в список наиболее секретных грядущих военных операций стратегического назначения, согласованных напрямую с Верховным главнокомандующим ВС России – президентом Российской Федерации.

Аналогичными параметрами связного радиоэлектронного оборудования обладают ВКП Ил-87, которые разработаны для координации боевых действий на ТВД, где применяется ядерное оружие, только они были разработаны не для президентской администрации, а для Генштаба Вооружённых сил России. До 1997 года 4 Ил-87 находились в Отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции, после – были переведены 3-ю АЭ военной части 22737, базирующейся на аэродроме Чкаловский. Сейчас известно о 4 самолётах Ил-87, на первом из которых проводятся работы по ремонту силовых установок.

Воздушный командный пункт Генштаба Ил-87
Воздушный командный пункт Генштаба Ил-87

Ил-86ВКП(Ил-87) можно считать побратимом Ту-214СР. На верхней поверхности фюзеляжа самолёты имеют кок-обтекатель из радиопрозрачного материала, в котором устанавливается оборудование тактической и стратегической связи с военными спутниками и любыми самолётами ВВС России. У Ил-87 также имеется специальный модуль с троссовой сверхдлинноволновой антенной, которая предназначена для связи с многоцелевыми АПЛ, а также ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. Ту-214СР такого оборудования не несёт. Но Ту-214СР имеет важное достоинство перед Ил-87, его радиус действия за счёт двух более экономных двигателей ПС-90А и дополнительных топливных составляет около 5000 км: самолёт может дольше находится в воздухе.

Ту-214СР является самолётом-ретранслятором, который предназначен для обеспечения тактической и стратегической радиосвязи между различными родами войск ВС России с возможностью её корректировки в соответствии решениями администрации главы государства. Радиотехнический комплекс связи производится на Омском радиозаводе Попова и является наиболее секретной частью проекта ретранслятора. Система многоканальная и многочастотная, связывающая в единую боевую сеть юниты наземного/воздушного/космического базирования. В эксплуатацию первый «борт» серии был введен 1 июня 2009 года.

Один из самых запоминающихся неофициальных полётов Ту-214СР был проведён в августе 2013 года. Самолёт с бортовым номером RA-64516 совершил полёт из аэропорта Внуково в Южный военный округ (Краснодарский край, акватория Чёрного моря). Самолёт вышел на круговую траекторию с центром радиуса над Анапой. Дежурство проводилось в окружности диаметром 80 км, на высоте от 7000 до 8200 м и при скорости 700 км/ч. Судя по всему, проводились определённые испытания комплекса спецсвязи для проверки системной увязки с подразделениями ЮВО.

Данные об этом интригующем полёте были получены от всё того же web-ресурса «www.flightradar24.com». Применение ретранслятора в воздушном пространстве Европейского ТВД также указывает на большую важность этого стратегического направления, поскольку Чёрное море является совершенно непредсказуемым, в военном плане, регионом: сегодня там спокойно, а уже завтра может появится крупная корабельная ударная группировка ОВМС НАТО, а в акватории расположена стратегически важная инфраструктура Черноморского флота в Крыму и Новороссийске.

Полёт ретранслятора Ту-214СР над Краснодарским краем
Полёт ретранслятора Ту-214СР над Краснодарским краем

Как видите, самолёты «Туполева» являются сегодня неотъемлемой частью стратегической компоненты ВВС. Ту-214Р и Ту-214СР – самолёты, которые полностью изменяют концепцию действий ВС России в XXI веке, и показывают, кто в действительности доминирует в воздушном пространстве Восточной Европы.

Так, напряжённость и непредсказуемость ситуации на Донбассе и в Приднестровье заставляет российскую сторону действовать обдуманно, взвешенно, но и демонстративно. Применение самолёта стратегической разведки ТУ-214Р в этом регионе показывает всю решительность Генштаба ВС России по отношению к данному региону, где поддержка ощущалась ещё с незапамятных времён. В случае обострения ситуации в Приднестровье и на Донбассе можно ожидать дальнейших полётов этого самолёта по этой же траектории с целью дополнительной разведки и планирования ответных мер, ведь силовой акции со стороны Украины и Запада ещё никто не исключал.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. У нас есть только два надёжных друга: русская армия и русский флот! (Александр III), ну, а в наше время + авиация. Добрая статья, соединяющая три главных направления в развитии вооружённых сил России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя