Мировое военное кораблестроение XXI века уже не обходится разработкой боевых кораблей без использования конструктивных элементов, изготовленных по технологии «stealth». Такую концепцию жёстко диктует активное развитие передовых морских и воздушных обзорных радиолокационных комплексов, устанавливающихся на противолодочные патрульные самолёты и беспилотные летательные аппараты морской авиации, например, E-8 «Посейдон» или RQ-4C «Тритон».

На фотографии представлен многоцелевой малозаметный катер проекта "SMC" ВМС Сингапура стандартной компоновки
На фотографии представлен многоцелевой малозаметный катер проекта «SMC» ВМС Сингапура стандартной компоновки

Если большинство кораблей сейчас построены лишь с частичным использованием элементов с пониженной радиолокационной сигнатурой (ЭПР), то есть и такие, которые являются «чистокровными» стелс-кораблями, заметность которых на радарах не превышает обыкновенного рыбацкого катера или баркаса.

Одним из самых заметных кораблей такого типа являются американские ударные эсминцы следующего поколения класса DDG-1000 «Zumwalt». Боевые возможности эскадренных миноносцев этого класса сводятся на выполнении операций стратегического характера: МРАУ по военным и промышленным стратегическим объектам противника на глубину континента до 2000 км, а также на организацию ограниченной противоракетной и противолодочной обороны КУГ США от противокорабельных и противолодочных ракет противника и организацию закрытого воздушного над 80 – 100 — километровой прибрежной зоной для организации высадки морской пехоты и различный подразделений на территорию противника.

Но сегодня речь пойдёт не о «Замволтах» стоимостью 1400 млн. долларов за единицу, а о куда менее крупных кораблях, изготовленных по всем стелс-инновациям, — многоцелевых малозаметных катерах «SMC» («Specialised Marine Craft»), стоящих на вооружении ВМС Сингапура. Информация о данных катерах долго держалась в секрете, и часть её была обнародована в последние дни перед августовским военным парадом в честь 50-летия независимости государства.

Из ниш надстройки катера выдвинуты мачты оптико-электронного и радиолокационного комплексов наблюдения и целеуказания
Из ниш надстройки катера выдвинуты мачты оптико-электронного и радиолокационного комплексов наблюдения и целеуказания

Известно, что программа по разработке катеров специального назначения проекта «Specialised Marine Craft» стартовала ещё в 2003 году. Первый катер серии был спущен на воду в 2009 году; производителем является известная сингапурская компания «Singapore Technologies (ST) Marine». В данный момент построено 3 катера серии, которая будет продолжена. Степень секретности проекта «SMC» обусловлена уникальностью конструкции небольшого судна водоизмещением 40 тонн.

Конструкция является гибридной и сочетает в себе верхние (надводные) элементы как у эсминца «Замволт» и литоральных многоцелевых кораблей прибрежной зоны класса LCS-2 «Independence», а также и отечественных корветов и фрегатов пр. 20385 и 22350. Так, конструкторы применили обратный завал верхней (надводной) части бортов катера, благодаря чему ЭПР снижается в 35-40 раз, а также обратный завал надводной части форштевня, что также снижает радиолокационную заметность и способствует лучшей стабильности хода судна при сильном волнении.

Обратный завал бортов герметично сопряжён с наклонными бортами носовой или центральной надстройки катера (на изображениях присутствует два типа «SMC» — с носовым и средним расположением надстройки). Подводная несущая конструкция выполнена в виде умеренно глубокого «V»: способствует устойчивому высокоскоростному ходу и совершаемым манёврам. Всё бортовое радиолокационное и оптико-электронное обзорно – стрельбовое оборудование размещается на специальных выдвижных штангах, расположенных в нишах надстройки судна.

Один из катеров проекта «Specialised Marine Craft»; отличается передним размещением надстройки. Катер транспортируется на подготовку военного парада в честь 50-летия независимости Сингапура, который пройдёт 9 августа
Один из катеров проекта «Specialised Marine Craft»; отличается передним размещением надстройки. Катер транспортируется на подготовку военного парада в честь 50-летия независимости Сингапура, который пройдёт 9 августа

Длина катера составляет около 22 м, ширина – 5,5 м, осадка – около 1,5 м (катер может заходить на мелководье, в устья рек, действовать в небольших проливах и речушках). Установленные водомёты фирмы «Хамилтон» не только обеспечивают скорость хода в 35 узлов, но и являются относительно малошумными движетелями, уменьшающими дальность обнаружения катера гидроакустическими комплексами кораблей, подводных лодок и современных РГБ.

Высота катеров проекта «SMC» по верхней грани надстройки, с отсутствующими прямыми углами конструкции, составляет не более 3,2 — 3,5 м; при этом корпус имеет неизвестный габарит радиопоглощающего покрытия: оценочная ЭПР катера не сильно превышает сигнатуру водного скутера. Это даёт серьёзные преимущества перед другими европейскими и американскими штурмовыми и патрульными катерами спецназначения.

Четыре члена экипажа, - командир, штурман, рулевой и оператор обзорного комплекса и вооружения, размещаются в низкопрофильной герметичной надстройке с отличным обзором
Четыре члена экипажа, — командир, штурман, рулевой и оператор обзорного комплекса и вооружения, размещаются в низкопрофильной герметичной надстройке с отличным обзором

Оглашённое вооружение катеров «SMC» пока является слабой стороной замечательного сингапурского проекта. Установлен пулемётный боевой модуль «Oto Melara Hitrole G», «одетый» в специальный радиопоглощающий чехол с приплюснутым ромбовидным сечением «рукава» ствола пулемёта. Модуль управляется дистанционно и имеет индивидуальный оптико-электронный прицельный комплекс, работающий в ИК/ТВ-диапазонах, не исключено наличие лазерного дальномера. Пулемёт калибром 12,7-мм «FN Herstal M2HB QCB» является слегка доработанной бельгийской модификацией известного американского М2 «Browning», который способен поражать небольшие цели на дальности до 1900-2100 м и имеет скорострельность 10 выстрелов/с. Тип оптико-электронного прицельного комплекса и РЛС пока что неизвестны, подробностей можно ждать после парада 9 августа.

БМ «Oto Melara Hitrole G»
БМ «Oto Melara Hitrole G»

Сингапурские катера серии «SMC» являются одними из самых совершенных боевых суден ближней морской зоны начала XXI века, и по характеристикам малозаметности значительно опережают такие корабли как шведский проект «Висбю», норвежский «Скёльд» и даже отечественный проект 031160 «Раптор», построенный на лицензионной базе шведского катера пр. CB90. «Рапторы» более предназначены для переброски десанта, для чего в носовой части имеется специальная аппарель. Данным проектом шведского происхождения пользуются и американцы (особенными стелс-возможностями эти катера не отличаются).

Российский катер пр. "Раптор"
Российский катер пр. «Раптор»

НАША СИТУАЦИЯ

Между тем, не стоит забывать, что ВМФ России нуждается в катерах, аналогичных сингапурскому проекту «Specialised Marine Craft», и его вооружение не должно ограничиваться одной пулемётной установкой и следящей оптико-электронной системой. Наша разработка подобного класса должна иметь более внушительные габариты( с водоизмещением 60-70 тонн и длиной 30 – 32 метра) для размещения и ракетного ударного вооружения.

Наиболее целесообразным могло бы стать оснащение таких катеров многоцелевыми морскими модификациями ракетного комплекса «Гермес-К» с управляемой ракетой увеличенной дальности (до 100 км) и БПЛА с лазерным целеуказателем для самостоятельного применения такого вооружения против береговых объектов противника. Управляемая ракета комплекса «Гермес-К» имеет длину порядка 3,5 метра, при этом один компактный модуль может включать до 12 ТПК с ракетами (32-метровое судно, аналогичное «SMC» по конструкции, способно взять на борт 3 или 4 выдвижных модуля на 36-48 ракет и 1 – 2 беспилотника).

Такой катер имеет очень много возможностей по обороне береговой линии, способен уничтожать войсковую ПВО противника на глубине до 40 — 70 км. В качестве средств ПВО могут применятся новейшие установки ПЗРК «Игла-С»/«Верба».

В данный момент катера подобного класса отсутствуют в ВМФ России, хотя сложная обстановка на Чёрном и Балтийском морях, вызванная активностью НАТО, требует немедленного всеклассового увеличения корабельного состава двух флотов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя