Сколько бы не твердили специалисты компании «Локхид Мартин» о лучших в мире боевых качествах своего истребителя для завоевания господства в воздухе 5-го поколения F-22A “Raptor”, наблюдаемая программа модернизации передового истребителя Военно-воздушными силами США говорит о наличии некоторых существенных недостатков в системе управления вооружением F-22.

f22-raptor

Ещё с начала 80-х гг., когда в составе БРЭО советских истребителей Су-27 и МиГ-29А появились нашлемные системы целеуказания «Щель-ЗУМ» и сопряжённые с ними оптико-локационные прицельные комплексы ОЛС-27 ОЭПС-29, западные военные специалисты увидели явное отставание своей истребительной авиации от боевых машин ВВС СССР, которое наиболее ярко выражалось в способностях ведения ближнего воздушного боя.

Не мало опасений у англосаксов вызывала и совершенно новая сверхманевренная управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73, которая на голову превосходила американские AIM-9L “Sidewinder”. Боялись американцы и европейцы этого не зря, ведь полноценной и отработанной системы целеуказания, аналогичной «Щель-ЗУМ», у них нет и по сей день, по крайней мере, установлена она пока на ограниченном количестве тактических истребителей F-15E “Strike Eagle” и F-16D Block 50+ и Block 60. Причём данные истребители не имеют системы отклонения вектора тяги двигателей, что не позволяет добиться превосходства над современными модификациями «МиГов» и «Сушек» даже при наличии НСЦ.

Статья, опубликованная в предновогоднем номере журнала «Military technology» за декабрь 1995 года, стала отчасти пророческой для западной оборонки. В ней наиболее расширено обсуждаются вопросы, связанные с превосходством МиГ-29А в ближнем бою за счёт установленной ОЛС и НСЦ, а также ракеты Р-73. Научной основой для написания данной статьи стали учебные воздушные бои, проведенные между истребителями F-16C Block 52 ВВС США и МиГ-29А «Люфтваффе», оставшихся немцам от ГДР; также был проведён ряд научных анализов и исследований южноафриканскими, НАТОвскими и израильскими экспертами в области боевых прицельных комплексов воздушного базирования. В статье говорилось, что пройдёт ещё не менее, чем 20 лет, прежде чем западная боевая авиация получит подобные прицельные системы. В итоге, так и произошло.

Публикация интернет-ресурса «flightglobal.com» за 24 июня 2015 года сообщает о готовящейся модернизации авиапарка малозаметных истребителей F-22A. Модернизация заключается в интеграции в СУО самолётов новейшей нашлемной системы целеуказания, которая позволит улучшит потенциал «Раптора» в БВБ, такое решение принято руководством ВВС США спустя ровно 20 лет после написания статьи «Учиться трудно» в журнале «Military technology».

Первые серьёзные размышления американских ВВС по поводу установки системы ближнего воздушного целеуказания на «Рапторы» появились ещё в январе 2013 года. Тогда было два варианта: первый, «Scorpion HMCS», представлял собой упрощённую и «быструю» НСЦ, где осуществлялось стандартное наложение «фигуры захвата» на цель, как это сделано в «Щель-ЗУМ», второй, «JHMCS II», — более продвинутую систему визирования и захвата, которая имеет более широкоформатный прозрачный нашлемный индикатор, на который помимо строба захвата выводятся праметры удаления цели, а также расстояние до неё и собственные параметры высоты, скорости полёта, перегрузки и направления, продублированные с индикатора на лобовом стекле (ИЛС). Система «JHMCS II» рассматривается в качестве наиболее подходящей для установки на F-22A, поскольку уже рекомендована для оснащения авиапарка многоцелевых истребителей F-35A/B/C.

Какие возможности откроет НСЦ «JHMCS II» перед пилотами F-22A?

Мы уже не раз рассматривали тему боевых качеств «Раптора», и знаем, что в штатном оснащении машина в дальнем бою превосходит большинство других многоцелевых истребителей, исключением являются лишь Су-35С, Су-30СМ/МКИ, МиГ-31БМ с перспективными ракетами «В-В» и разрабатываемый Т-50 ПАК-ФА; в бою средней дальности (до 70 км) соперничать с ним могут все истребители-бомбардировщики поколения «4+» и «4++». Нашлемное целеуказание расширяет возможности самолёта исключительно в ближнем бою.

Из видео учебного боя, сделанного с борта французского истребителя «Rafale» видно, что французский пилот прилагает не мало усилий, чтобы «перекрутить» «Раптора», сделать это весьма непросто, поскольку F-22A имеет вертикальную систему отклонения вектора тяги, позволяющую реализовать угловую скорость разворота более 35 град/с, на что «Рафаль» не способен, очевидно, что F-22A не раскрывал полный потенциал ОВТ, иначе «француз» мог бы и не выйти в спину «Раптора»(на видео, сделанном на различных авиашоу, видно, что «Рапторы» уже даже освоили нечто вроде упрощённого «Колокола» и «Кобры Пугачёва» с разворотом по тангажу на 60-70 град.).

Т.е., маневренность F-22A на уровне лучших западноевропейских машин, которые достигают хорошей маневренности за счёт быстрой скорости устоявшегося разворота и отличных лётных качеств «бесхвостки», тяговооружённость 1,15 – 1,2 также не уступает им. Нашлемная же система целеуказания «JHMCS II» дополнит хорошие лётные качества самолёта F-22A в ближнем бою.

Предполагаемое изображение на нашлемном МФИ "JHMCS II"
Предполагаемое изображение на нашлемном МФИ «JHMCS II»

Одной из самых перспективных американских разработок для ВВС является ракета малой дальности AIM-9X «Sidewinder», в которой учтено большинство прогрессивных наработок в области инфракрасного самонаведения и полётной навигации при ближнем воздушном противостоянии, именуемом в США «собачьей свалкой».

Американские ВВС возлагают много надежд на AIM-9X и на данный тип воздушного боя, поскольку остаются уверенными, что ещё не менее 10 лет противостоять ему будут лишь истребители поколения «4» и «4+», которые врядли смогут успешно противостоять «Раптору» с ЭПР 0,07 м2 на дистанциях свыше 60 км, а опасные Су-30СМ и Су-35С в бой с ним в ближайшее время не вступят, так как США не пойдёт в прямой конфликт с РФ и нашими союзниками. Практически всему 4-у поколению F-22A способен навязывать ближний бой.

F-22A, оснащённый ракетой AIM-9X, но не имеющий нашлемной системы целеуказания имеет весьма ограниченные возможности в БВБ, сравнимые с последними версиями «Мираж-2000-5/9» и «Рафаль». Пилот может полагаться лишь на возможности инфракрасной ГСН ракеты AIM-9X, которые не безграничны. ИКГСН представляет собой высокочувствительную матрицу разрешением 128х128 пикселей, охлаждаемую хладагентом, способна захватывать цели с низким тепловым контрастом (в т.ч. в переднюю полусферу при выключенном форсаже, эффективная дальность при этом снижается до 8-10 км на фоне воздушного пространства и 5-6 на фоне земли).

В БВБ зачастую используется форосаж, поэтому и эффективность ракеты высока. Но если пилот F-22A без НСЦ будет действовать самостоятельно, без сторонних средств целеуказания, ИКГСН позволяет автоматически захватывать цели, находящиеся в телесном угле сканирования лишь до 45 град, поскольку угол прокачки координатора +/- 90 град требует наличия НСЦ «JHMCS II», по координатам которой ГСН будет наводится на полный угол. ИНС ракеты, а также система отклонения вектора тяги позволяет запускать её даже в заднюю полусферу, но при всё том же целеуказании НСЦ или других самолётов целеуказания в воздушных полках.

ELMENDORF AIR FORCE BASE, Alaska - A snow covered F-22A Raptor rests in a circle of snow as 3rd Civil Engineer Squadron Snow Removal members clear the runways Jan. 13, 2008. Elmendorf is the second operational base and the first in the Pacific Air Forces to have a permanent Raptor mission. (U.S. Air Force photo/Senior Airman Garrett Hothan)
ELMENDORF AIR FORCE BASE, Alaska — A snow covered F-22A Raptor rests in a circle of snow as 3rd Civil Engineer Squadron Snow Removal members clear the runways Jan. 13, 2008. Elmendorf is the second operational base and the first in the Pacific Air Forces to have a permanent Raptor mission. (U.S. Air Force photo/Senior Airman Garrett Hothan)

«JHMCS II» позволит пилоту «Раптора» атаковать цели находящиеся в боковых полусферах практически мгновенно («по одному взгляду») при углах до 90 град, поэтому будет обеспечено полное превосходство над истребителями французского, шведского и европейского производства, не оснащёнными даже вектором тяги. Достойными противниками F-22A по-прежнему останутся наши истребители Су-30/35, а также всё семейство МиГ-29, оснащённое оптико-электронными и нашлемными прицельными комплексами. Оснащение его «JHMCS II» выведет качество ближнего боя F-22A на второе место в мире, сразу после российских самолётов.

При этом, серийный и экспортный F-35A продолжит значительно отставать в этом плане не только от F-22A, но и от F-15SE и F/A-18E/F, поскольку низкие подъёмные качества крыла малого размаха и фюзеляжа не позволяют осуществлять высокую скорость разворота самолёта, а более совершенный и аэродинамически развитый F-35C будет поставлен лишь в ВМС и КМП США в количестве 340 самолётов. Кроме модернизации «Раптора» у американцев стоящей альтернативы пока что нет.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Ну вот, теперь этот супер летаг учат ближнему воздушному бою, интересно а чему его ещё учить будут, и чему до этого учили?
    Получается что амеры, наклепали сырые аэропланы, и сразу принялись за их модернизацию, то есть взялись за подтягивание фактических ТТХ, до рекламных.

    • Всё просто. Изначально расчитывали колотить всех из далека, а теперь поняли, что без ближнего боя не обойтись. Вот и суетятся теперь.

      • Кажется тут дело в другом. Штудируя литературу, я наткнулся на одну особенность свойственную ВПК США. Суть сей особенности заключается в следующем; вначале клепается энное количество образцов вооружения, которое сразу отправляется в артель, для проведения коренной модернизации. Пример; Абрамс-ведь не секрет что первые модификации Абрамса уступали по всем статьям самым первым модификациям Т-72.как по вооружению так и по защите, хотя ТТХ Т-72 для американцев особым секретом не были,но всё равно они поставили на поток Абрамса, типовой целью которого, был Т-62.

  2. Это же их маркетинг, выбрал себе зубную щётку тебе тут же-вот вам как раз самая клёвая паста-как раз ооочень именно к этой щётке подходит, а вот вам надёжный резиновый коврик, что бы вы ненароком не поскользнулись на нашей замечательной пасте и не разбили бы себе бошку, вот вам мобильник до кучи врача себе вызвать если уж вам не повезло и вы её себе расколотили. Сильно разбили-можем и место заранее на кладбище подобрать, мы работаем с отличным бюро похоронных услуг, вам в каком ряду больше нравится лежать?:))) Похоже и туда проникло нечто подобное…

  3. У «Хряптора» появилась дополнительная возможность вырваться вперёд. Он же «сливал» практически все учебно-боевые схватки, но цена естественно вырастет. Теперь стоимость «Хряптора» немного но подрастет, мало было $ 412 000 000. щас больше станет. Учитывая что у F 35 каждый божий день выскакивают всё новые проблемы, можно сказать единственным серийным 5 поколением будет Хряптор. Но в ближайшие годы у F 22 будет конкурентов, как огоньков на новогодней ёлке. Меня сильно раздражает, что наши сильно «откатились» назад (трудные годы в экономике), сильная нехватка специалистов. Если честно, надо проектировать 6 поколение, пятое поколение можно «поставить в войска в 2020 году»,(предположительно это будет 5++), а F22 можно «списывать на вечный покой » в 2025 году, в 2030 году первый полёт истребителя 6 поколения, кто не успел, тот опоздал.

  4. Нет, Раптор это уже вчерашний день. Тут доказательств не надо. Вон они вдоль Российско-финской границы летали, их видели, контролировали, но дело было зимой, и в мороз при -30 градусах это невыносимо тяжело для Раптора. Судя по инсайду, эти два Раптора встали на капремонт. Русская зима оказалась непосильной ношей, особенно для F 119, он и так проблемный, то перегревается, то останавливается, тут мороз жуткий, в общем хана «Хряптору», быстрее спишут за низкую эффективность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя