Боевая машина огневой поддержки «Торос»

В настоящее время вооруженные силы России увеличивают свое присутствие в Арктике. Ведется восстановление старых баз и аэродромов, которое позволит прикрыть стратегически важное направление и защитить северные рубежи страны. Для работы в условиях Крайнего Севера требуется соответствующая военная и специальная техника.

Свое видение подобной машины не так давно представило предприятие «Муромтепловоз». На недавнем форуме «Армия-2015» этот завод впервые показал боевую машину огневой поддержки и сопровождения «Торос», предназначенную для комплектования арктических бригад.

Новая машина предназначается для использования в подразделениях, которым предстоит служить в северных районах страны и на островах морей Северного Ледовитого океана. Предполагаемые задачи машины «Торос» состоят в транспортировке личного состава и грузов, а также оказании огневой поддержки подразделениям. Кроме того, предполагается использовать новую технику для инженерной подготовки путей движения колонн, а также для их сопровождения. Машина «Торос» получила набор специального оборудования, которое позволит ей эффективно выполнять все поставленные задачи.

Боевая машина огневой поддержки «Торос»Боевая машина огневой поддержки и сопровождения «Торос»

В качестве основы для боевой машины огневой поддержки и сопровождения выбрано многоцелевое гусеничное шасси МТ-ЛБу. Подобные шасси используются на протяжении нескольких последних десятилетий как самостоятельно, так и в составе различных комплексов. Использование такого шасси должно упростить эксплуатацию новых арктических машин, в том числе за счет применения имеющихся в достаточном количестве запчастей. Кроме того, схожие характеристики машин «Торос» и иной техники позволят войскам эксплуатировать их параллельно и без особых трудностей.

По данным разработчика, боевая машина «Торос» с полным набором нового оборудования в целом сохраняет габариты базовой МТ-ЛБу. Она имеет длину 7,21 м, ширину 3,15 м и высоту 1,9 м. Боевая масса машины не сообщалась. Исходя из характеристик базового шасси, можно предположить, что этот параметр «Тороса» находится в пределах 12-15 т.

В ходе переоборудования в вариант «Торос» шасси машины МТ-ЛБу не претерпевает особых изменений с точки зрения компоновки. В передней части корпуса остаются некоторые агрегаты трансмиссии, за ними располагается отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. Позади отделения управления располагается двигательный отсек. Средняя и кормовая часть корпуса отдана под размещение десанта или грузов. Кроме того, в центре крыши корпуса устанавливается боевой модуль с необходимым вооружением. Доступ в отделение управления осуществляется через люки в крыше, десантное отделение имеет дверь в кормовом листе.

Боевая машина огневой поддержки «Торос»Боевая машина огневой поддержки и сопровождения «Торос», вид сбоку.

В центральной части корпуса располагается дизельный двигатель ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью до 310 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент двигателя передается на ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса. Имеющаяся силовая установка позволяет развивать скорость на шоссе до 60 км/ч.

При необходимости машина «Торос» может пересекать водные преграды вплавь. За счет перематывания гусениц на воде машина разгоняется до 4-6 км/ч. Имеющиеся топливные баки обеспечивают запас хода до 500 км. Машина может забираться на склон в 35° и двигаться с креном до 25°.

Ходовая часть шасси остается без изменений. В ее составе имеется по семь опорных катков на каждом борту. Подвеска катков индивидуальная, торсионная. Передние и задние катки дополнительно оснащаются гидравлическими амортизаторами, разгружающими торсионы. Ведущие колеса находятся в передней части машины, направляющие – в корме. В составе ходовой части отсутствуют поддерживающие ролики: верхняя ветвь гусеницы лежит на опорных катках.

Машина «Торос» оснащается болотоходными гусеницами шириной 315 мм. Ходовая часть машины имеет колею 2,5 м и базу 3,7 м. По информации разработчика, удельное давление на грунт сокращено до 0,37 кгс/кв.см, что позволяет использовать машину на мягких грунтах и на снегу.

Одной из задач боевой машины «Торос» является расчистка путей для движения иной техники. Для этого новая машина оснащена бульдозерным отвалом грейдерного типа. На нижнем лобовом листе корпуса закреплен подвижный отвал шириной 3,09 м с гидравлическими приводами. Четыре цилиндра, соединенные с общей гидросистемой машины, позволяют поднимать и опускать отвал, а также изменять угол его расположения. Подобное оборудование, как ожидается, позволит машине «Торос» расчищать снежные завалы и тем самым обеспечивать возможность движения другой техники, в первую очередь, не имеющую достаточную проходимость по снегу.

Боевая машина огневой поддержки «Торос»Приводы бульдозерного отвала

Главной задачей машины «Торос» является перевозка людей и грузов. С учетом особенностей климата предполагаемых районов эксплуатации машина нуждается в наборе специального оборудования, которое должно обеспечивать удобство работы экипажа и десанта. Для этого базовое шасси МТ-ЛБу оснащается утеплителем, а также автономным отопителем «Полар» 4Д-24. Все это оснащение, как ожидается, должно обеспечить комфортную работу экипажа и десанта. Кроме того, машина имеет собственный автономный дизель-генератор ВСН-9ДН, предназначенный для энергоснабжения всех основных агрегатов.

Для поддержки пехоты и защиты конвоя боевая машина «Торос» оснащается боевым модулем МБ2. В настоящее время «Муромтепловоз» предлагает заказчикам несколько боевых модулей семейства МБ2, построенные с использованием общих комплектующих, однако отличающиеся некоторыми деталями. Боевые модули МБ2 могут оснащаться автоматической пушкой калибра 30 мм, 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами, автоматическим гранатометом или противотанковыми ракетами.

Основой боевого модуля МБ2, установленного на выставочной боевой машине, является поворотная платформа, устанавливаемая на погоне корпуса. На платформе имеются элементы лафета, на которых крепится вооружение и часть прицельного оборудования. Качающаяся часть боевого модуля крепится на двух вертикальных опорах. Между опорами располагается автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм.

На внешней поверхности правой опоры монтируется качающийся кожух с пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм. Аналогичный агрегат с автоматическим гранатометом АГ-17 располагается на левой опоре. На передней поверхности опор имеются два трехствольных дымовых гранатомета. Над пушкой располагается небольшая мачта с прожектором.

Боевая машина огневой поддержки «Торос»
Боевая машина огневой поддержки «Торос»Табличка с информацией о машине «Торос»

Боевой модуль МБ2 оснащается электромеханическими приводами со стабилизацией в двух плоскостях. При необходимости оператор-наводчик может использовать механизмы с ручным приводом. Любопытной особенностью боевых модулей «Муромтепловоза» является размещение всего боекомплекта внутри боевого отделения. Подача боеприпасов к оружию осуществляется специальными системами, расположенными внутри корпуса модуля.

Для прицеливания при стрельбе из всех видов оружия предлагается использовать комбинированный двухканальный прицел ТКН-4ГА. При использовании дневного канала без увеличения можно вести огонь на дальности до 700 м. Максимальное увеличение доводит дальность обнаружения целей до 5,5 км. Ночной канал с максимальным увеличением позволяет вести наблюдение и атаковать цели на дальностях до 1,5 км.

Таким образом, прицельное оборудование обеспечивает максимально эффективное использование всего имеющегося вооружения. Дальность стрельбы из пушки 2А42 достигает 2 км при использовании бронебойных снарядов и 4 км осколочно-фугасными. Автоматический гранатомет АГ-17 позволяет стрелять на дальность до 1700 м, пулемет ПКТМ – до 1500 м.

По утверждению организации-разработчика, боевая машина огневой поддержки и сопровождения «Торос» имеет достаточно высокий ресурс. Гарантийный срок машины составляет 6 лет. Жизненный цикл определен на уровне 30 лет. Таким образом, при своевременном обслуживании новая техника сможет оставаться в строю в течение нескольких десятилетий, решая возложенные на нее задачи.

Боевая машина огневой поддержки «Торос»Кормовая часть машины «Торос»

Перспективы проекта «Торос» пока до конца не ясны. Вполне возможно, что эта техника заинтересует российское министерство обороны и поступит в войска. В ближайшее время планируется восстановить полноценную группировку войск на стратегически важном северном направлении, что приводит к необходимости использования соответствующей техники. Предлагаемая предприятием «Муромтепловоз» боевая машина, судя по оглашенным сведениям, вполне способна выполнять возлагаемые на нее задачи в сложных условиях Арктики.

Пока существует, как минимум, один прототип подобной машины. При этом, однако, нельзя исключать существование нескольких опытных образцов. Так, машина, изображенная на информационном стенде предприятия, и представленный в металле образец имеют некоторые отличия. Можно заметить разницу в камуфляжной окраске и некоторых деталях на внешней поверхности корпуса. Тем не менее, можно предположить, что фото были сделаны до внедрения в проект некоторых изменений и перекраски единственного прототипа.

Информация о возможных заказах на поставку боевых машин «Торос» пока отсутствует. Эта машина была представлена сравнительно недавно, из-за чего потенциальные заказчики могли ознакомиться с интересным предложением только в ходе выставки. Таким образом, новые сообщения о дальнейшей судьбе проекта «Торос» могут появиться в любое время. С учетом нынешних планов министерства обороны такая техника или аналогичные образцы могут заинтересовать военных.

/Кирилл Рябов , topwar.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. идиотизм, с кем в Арктике собрались воевать??? С НАТО ??? Если с НАТО война начнется, то будет точно не до Арктики…

  2. С пиндосовскими захватчиками врангеля новосибирских островов и курил мтлб очень даже подойдет. Только прожорливый, зараза.

  3. как всегда из Г..на конфетку делают, спасибо СССР чтобы мы делали без твоих разработок, задолбали своей модернизацией пора уже делать новую современную технику

  4. очередная реинкарнация «мотолыги» в еще один «шушпанцер», или, как сейчас принято, «джихад-мобиль». помнится, где-то читал, что как-то И. Сталин в подобной же ситуации конструкторское бюро перевел на положение «шараги». тоже представили нечто, типа индивидуальной бронетележки для отдельного пехотинца. там что-то было наподобие того, что Виссарионыч в замену предложил велосипедиста, оборудованного винтовкой, ППШ, миной противотанковой, ружьем ПТР, «максимом» на прицепе и, кажется, на спину ему еще рацию посоветовал присобачить… вот и это диво мне напоминает тот же велосипед… как это еще на МТ-ЛБ не придумал никто реактивный движок с крыльями поставить, или пару торпед и перископ прицепить??? а чо, пусть ныряет и летает?! блин, конструктора теперь умеют только бабло пилить???

  5. > Кроме того, машина имеет собственный автономный дизель-генератор ВСН-9ДН, предназначенный для энергоснабжения всех основных агрегатов.

    В Арктике электричество ещё нужнее, чем где-либо. Электростанция в роли силовой установки была бы кстати. Конечно же, модульная, обязательно из нескольких одинаковых модулей, чтобы не дай Бог не вышла из строя вся.

    Внутренний объём не сомневаясь стоит увеличить. Много его всё равно не будет.

    Снаружи покрыть чем-то не примерзающим. Тефлоном каким-то, что ли.

    Наконец, для условий Арктики заманчиво попробовать топливо без водорода, не дающее воды при сгорании. Уголь? Можно ли научить силовую установку работать на угле?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя