Российская самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» станет одной из главных премьер предстоящего 9 мая военного парада на Красной площади.

Инновации под броней

Это скорее комплекс, чем самоходная артиллерийская установка в привычном понимании этого оружия. Генеральный директор ОАО «Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» — головного предприятия в стране по разработке и производству артиллерийского вооружения — доктор технических наук Георгий Закаменных называет «Коалицию» не просто высокоавтоматизированным, а практически роботизированным оружием.

САУ «Коалиция-СВ» ставит рекорды по дальности стрельбы

2С35 «Коалиция-СВ» отличается автоматическим формированием модульного метательного заряда с возможностью его воспламенения с помощью микроволновой системы, а также пневматическим механизмом заряжания, позволяющим вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия, с максимальной скорострельностью и без возвращения орудия на линию заряжания.

Выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов осуществляется автоматически. Также автоматизирован процесс загрузки боеприпасов на борт. Это стало возможным за счет введения в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины, оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу перезагрузить на борт машины все необходимые выстрелы за считанные минуты.

По степени инновационности разработка отечественных конструкторов не имеет аналогов среди серийных боевых машин мира. Управление вооружением осуществляется здесь дистанционно: экипаж хоть и находится в корпусе машины, но помещен в так называемый модуль управления, который размещен в носовой части и изолирован от боевого отделения с боекомплектом. Расчет комплекса из двух человек полностью контролирует процессы заряжания оружия, его наведения и производства стрельбы.

САУ «Коалиция-СВ» ставит рекорды по дальности стрельбы

Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позицирования и навигации. При этом каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций, которые отображаются на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа, находящегося в модуле управления, дублированы с модулем вооружения.

Машина также оснащена системами спутниковой навигации, топопривязки, скрытой передачи данных и интегрирована в автоматизированные системы управления тактического звена.

От штурмовых орудий до ядерных боеприпасов

Пик развития самоходно-артиллерийских установок пришелся на годы Второй Мировой войны. Штурмовые орудия и самоходные гаубицы фашистской Германии, такие как StuG, Wespe, Elefant и другие, а также САУ Красной Армии — СУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 стали классикой в своем роде. Кстати, две последние установки находились на вооружении Советской армии середины 1960-х годов.

В современной концепции боя главная задача самоходной артиллерии — та же, что и раньше. Это поддержка подразделений различных родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций и использование в качестве противотанкового средства. Мобильность дает САУ возможность наносить удары самостоятельно.

Современные «самоходки» предназначены для ведения кратковременного, высокоинтенсивного огня с быстрой сменой огневых позиций. Машины выдвигаются на позицию, производят стрельбу по удаленным целям, после чего перемещаются в другое место до того, как противник открывает ответный огонь. Оперативность современных САУ достигается, главным образом, благодаря автоматизации управления огнем, а также за счет применения радиолокационных средств разведки, когда данные для стрельбы готовятся заранее.

Кстати, даже одиночные САУ способны уничтожать довольно крупные объекты, например, аэродромы, железнодорожные станции, большие скопления войск противника. Дело в том, что помимо обычных снарядов в самоходной артиллерии, возможно применение и тактических ядерных боеприпасов. При этом в отличие от ракет или самолетов с ядерным оружием на борту артиллерийские снаряды практически не поддаются перехвату. В настоящий момент приоритет развития самоходной артиллерии видится разработчикам в увеличении огневой мощи и баллистических характеристик оружия за счет повышения его скорострельности, а также дальности и точности ведения огня.

Два ствола хорошо, но один – лучше

В комплексе «Коалиция-СВ» реализованы многие из этих подходов. Фактическая дальность стрельбы здесь составляет 40 км против 24 у ближайшего российского «родственника» — самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С». Интересно, что один из первых прототипов новой боевой машины имел два ствола калибром 152-мм, расположенных один над другим. Но затем от двуствольного варианта размещения оружия отказались, остановившись на классическом — одноствольном варианте. Два ствола предполагали более сложный механизм заряжания, к тому же в его надежности были сомнения.

САУ «Коалиция-СВ» ставит рекорды по дальности стрельбы

Современная самоходная артиллерия во всем мире развивается по схожему сценарию. Приоритет отдается уже упомянутой скорострельности, подвижности, дальности стрельбы, а также более совершенным системам автоматизации и управления огнем. В Германии ставка сделана на САУ PzH2000. Правда, знаменитый рекорд стрельбы с 56 км был поставлен при выстреле специальным активно-реактивным снарядом с улучшенной аэродинамикой. Серийные же снаряды этой установки стреляют на дальность от 30 до 40 км.

Кстати, далеко не все эксперты склонны разделять восторга по поводу этой машины. Дело в том, что применение данной артиллерийской системы в условиях реальных боевых действий, в том числе в составе коалиционных сил в Афганистане, выявило ряд проблем. Например, при стрельбе снарядами с газогенератором на дистанции свыше 30 км кучность огня превысила… километр!

САУ «Коалиция-СВ» ставит рекорды по дальности стрельбы

Гаубица M109A6 Paladin

В США приоритет самоходной артиллерии отдан модернизированному варианту гаубиц M109A6 «Паладин». Об этом американском оружии стоит рассказать особо. Дело в том, что исходный образец этого так называемого «глубоко модернизированного» САУ был создан еще в 1953 году! Целью нынешней (уже десятой по счету) модернизации является продление срока эксплуатации M109A6 на 30-40 лет.

На фоне этого оружия «Коалиция» показывает просто-таки радикальное преимущество. Помимо перечисленных новаций стоит взглянуть хотя бы на тактико-технические характеристики нашей и иностранных САУ, в том числе ключевую — дальность стрельбы. Она у «Коалиции» почти на 20 км больше показателей M109A6 «Паладин» (40 км против 22). Кстати, есть информация, что при стрельбе экспериментальным снарядом «Коалиция» показала дальность в 70 км!

Превосходит наша установка зарубежные аналоги и по объему загружаемого боекомплекта — 70 снарядов против 60 у PzH2000. Что говорить, — в «Палладине» только-только появилась цифровая система управления огнем, тогда как в российской самоходной артиллерии многие из ее элементов применяются уже давно, и не только в «Коалиции». Кроме того, новая российская САУ легче: ее вес 48 тонн, а самоходка PzH2000 тянет на все 55.

С гусениц — на колеса и обратно

Основой для артиллерийского модуля «Коалиция-СВ» может стать платформа перспективного российского танка «Армата». Интересно, что полтора года назад была представлена и первая «Коалиция» на колесном шасси. Машина с литерой «СВ-КШ» стала продолжением линейки самоходных гаубиц на колесах. При создании «Коалиции-СВ-КШ» был использован опыт разработки 152-мм самоходной гаубицы 2С21 «Мста-К» на колесной базе автомобилей КрАЗ-6316 и Урал-5323.

САУ «Коалиция-СВ» ставит рекорды по дальности стрельбы

По информации представителя ОАО «КАМАЗ» Юрия Кухаренко, гаубицы «Коалиция-СВ-КШ» смонтированы на четырехосном колесном шасси автомобиля КамАЗ-6560 «Торнадо», который уже используется в качестве базы для боевых машин зенитных ракетно-пушечных комплексов 96К6 «Панцирь-С1». Чтобы разместить достаточно тяжелую башню артиллерийской системы, шасси серийного полноприводного бортового тягача КамАЗ-6560 претерпело некоторые изменения.

«Был усилен каркас рамы автомобиля, позволяющий выдержать отдачу при выстреле, а также установлен двигатель мощностью 400 лошадиных сил, который позволяет машине передвигаться в условиях сложно-пересеченной местности», — рассказал Юрий Кухаренко.

Интересно, что САУ в колесном исполнении — также полностью автоматическая. Номера расчета находятся в бронированной кабине, а заряжать и производить выстрел можно дистанционно. Время развертывания орудия не превышает полутора минут.

/Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/

12 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Лично мне совсем не нравится компановка гаубицы. Если орудие автоматизированно и роботизировано, то зачем делать такой огромный и тяжеловесный боевой модуль. Уменьшив его размеры и как следствие уменьшив его вес, можно добиться универсальности данного модуля. Снизится центр тяжести всей установки и как следствие, момент опрокидывания на пересеченной местности. Появится менее затратная возможность его установки на колесное шасси. Мне всегда нравились самоходки советской эпохи. Низкий приземистый силуэт, размещение боевого модуля в кормовой части корпуса самоходки. Такая компановка, как мне кажется, позволяет сделать ниже и корпус самоходки, да и загрузка, и подача боеприпасов будет намного облегчена. У таких самоходок обязательно должна быть гидравлическая подвеска. В ровном поле, при стрельбе можно присесть, на различных склонах можно выровнить боевой модуль, или изменить угол возвышения ствола. Я думаю, что используя узлы и агрегата «Арматы» можно создать такую самоходку.

    • Логичное замечание. Надо было начинать лепить Коалицию СВ используя уже новые, аналогичные узлы и агрегаты танка Т-14, а не старенького Т-72. Отлично подошло бы шасси Т-15 с передним расположением ДВС. Конечно его необходимо доработать, именно под САУ. Мне тоже непонятно, если экипаж управляет вооружением дистанционно, из изолированной капсулы, то нахрена тогда такой огромный боевой модуль. Не в ущерб защищенности экипажа необходимо бороться за снижение веса САУ. 6-8 тонн при рассматриваемом варианте можно свободно скинуть.

      • Кто со мной поделится информацией, достоверной информацией, о том , почему в Индии Мста-С проиграла тендер?

    • А боезапас куда девать? Помимо подачи боеприпасрв автоматически из транспортно-заряжающей машины, должен быть ещё и солидный боезапас в самой САУ.

      • Количество боеприпасов в боевом модуле должно быть минимальным. Подумайте своей головой, а сколько их нужно, этих снарядов, в забронированном пространстве, при заявленной скорострельности орудия. Никакого объема боевого модуля для этого не хватит. Боезапаса должно быть столько, чтобы можно было отразить внезапную танковую атаку на батарею, или открыть скоротечный огонь батареи по обнаруженному противнику. Повторюсь. Количество возимого боеприпаса должно быть МИНИМАЛЬНО, и только для скоротечного ОГНЯ вблизи вражеских позиций. Иначе — каюк. Засекут и уничтожат.

        • Размеры боевого модуля зависят еще и от казенной части орудия. Наверное эта интимная часть, данного орудия, очень велика, и чтобы удовлетворить требованиям заказчика по превышению и принижению ствола сварганили такой огромный боевой модуль.

    • Потому что ты Шурик дилетант. После каждого выстрела необходимо произвести заряжание . Если угол возвышения большой – то приходится сначала опускать ствол в положение для заряжания.
      Чтобы этого не делать необходимо иметь механизм заряжания позволяющий производить зарядку под любым углом. А для этого размер его должен быть увеличен. Проще говоря, размер башни гаубицы говорит о том что заряжание автоматическое и происходит под любым углом

  2. Если бы все, что вы пишите, читали бы те, для кого вы пишите. До создателей военной техники, ваша писанина, не доходит. Сайт, такого вида полемикой,только отнимает ваше время.

  3. Компоновочная схема и уровень её защищённости мне не нравиться !!! (она выдержит попадания крупнокалиберных пуль и крупных осколков снарядов как немецкая сау?)Защищён ли экипаж от взрыва боекомплекта в случае его детонации неизвестно (на северном кавказе, такие случаи были)
    На базе автомобиля это вообще бред !!! При взрыве крупного снаряда вблизи, как минимум колёса пробиты будут. По проходимости однозначно хуже! Впечатление такое , как будто торопились при её создании и принятии на вооружение .

  4. Ни одного разумного коментария. Вы видимо вообще не понимаете в артиллерии, в ее боевом применении. Ни одна даже самая низкая самаходка не сможет тягаться с танком. Стрельба из этой самаходки прямой наводкой это уже от безысходности. Ни один адекватный командир не поставит ее на передний край. Самоходки предназначены для поддержки мотострелков ведением огня из глубины. Поэтому у них только противопульная и противоосколочная броня. Если возимый боекомплект будет маленьким, то САУ с ее заявленной скорострельностью придется часто заряжаться. В этом случае бойцы часто и на долго будут оставаться без огневой поддержки. Но ни кто из Вас не оставался один на один с противником. Поэтому вы и пишете всякую чушь.

Ответить