Уже не одно десятилетие муссируются вопросы, связанные с появлением вокруг российских границ перспективных НАТОвских разведывательных БПЛА, в числе которых такие стратегические беспилотные дроны как RQ-4 “Global Hawk”, которые сейчас перебрасываются и развёртываются в Японии и Южной Корее, а также разработанные на их основе морские разведчики MQ-4C “Triton”, которые в скором будущем заполонят воздушное пространство над водами Тихого и Северного ледовитого океанов с целью наблюдения за действиями «арктических сил» России и обновлением корабельного состава Тихоокеанского флота ВМФ РФ.

Это не является вымыслом из области фантастики, а есть самый настоящий факт, который, как ни крути, является очень серьёзным аргументом стратегической разведывательной деятельности Запада, направленным против наших географических, политических и экономических интересов. Но если эти летательные аппараты, сопоставимые по размерам с авиалайнером «Боинг-737», имеют достаточно большую радиолокационную заметность (ЭПР RQ-4 более 5 м2), что позволяет заблаговременно обнаруживать их приближение с помощью наземных и воздушных РЛС дальнего обнаружения и своевременно осуществлять скрытие наиболее важных военных объектов, чьё наличие в той или иной степени должно быть секретным. Обычно заранее известные и оперативные воздушные направления, с которых стоит ждать «прихода» таких незваных гостей. Но технологии беспилотной разведывательной авиации с каждым днём шагают всё дальше, и порой приспособится к этому прогрессу становится всё сложнее.

Военные действия в Новороссии являются самым ярким примером использования недорогих тактических беспилотников в разведывательных целях. Как ВС Новоросии, так и войсками киевской хунты –ВСУ применяются различного рода дроны (квадро-, окто-, и гексакоптеры), увешанные фото и видеоаппаратурой высокого разрешения для ведения ближней тактической разведки, позиционного вскрытия военной техники, ДОТов, укрепрайонов, живой силы, а также для оперативного обнаружения противника, находящегося за естественными и искусственными преградами, при ведении ближнего стрелкового боя.

Но разведка не ограничивается использованием лишь коптеров, сейчас стороны перешли к применению таких аппаратов территориальной разведки как X-8 «Skywalker», он может барражировать в воздухе до 2,5 часов и имеет радиус действия 10-12 км, что говорит о значительно расширенном спектре и важности решаемых задач. Цена их невелика (порядка 300-500 долларов), а поэтому доступными такие дроны становятся для простого обывателя среднего класса, но это ещё далеко не всё.

Достаточно долгое время в тени своих больших турбореактивных «собратьев» оставались весьма интересные, наводящие на массу размышлений, изделия румынской фирмы «ARCA Space Corporation» — семейство БПЛА «AirStrato». В данный момент программа предусматривает разработку и доводку двух беспилотных летательных аппаратов, отличающихся размерами и основными ТТХ: «AirStrato Pioneer» и «AirStrato Explorer». Опытные образцы находятся на стадии лётных испытаний и доводки систем управления и навигации.

AirStrato Pioneer
AirStrato Pioneer

Основной упор разработчиков сделан на максимально возможное увеличение ЛТХ беспилотников, что при условии оснащения «AirStrato» винтомоторными электрическими установками при питании от солнечных батарей, является очень непростой задачей. Электровинтовая силовая установка на больших летательных аппаратах по-прежнему остаётся «экзотическим» решением, реализация которого связана со множеством проблем эффективности тяги винта в верхних слоях атмосферы.

При полёте в условиях разряжённой стратосферы (более 12200 м) эффективность винтов резко падает, из-за чего для поддержания нормального полёта крупного ЛА необходимо прибегать к увеличению количества винтов и электродвигателей для достижения хороших тягловых показателей; при этом масса аппарата должна сохраняться очень небольшой, а жёсткость конструкции позволять выдерживать порывы воздушного потока и турбулентность атмосферы. Для реализации таких возможностей планер самолётов должен быть изготовлен из сверхлёгких и прочных композитов.

Электрические двигатели имеют ряд преимуществ перед турбовинтовыми и турбореактивными, главным из которых является относительно одинаковый расход электрической энергии аккумуляторов независимо от высоты полёта. Силовая установка «Эксплорера» и «Пионера» сейчас представлена 6 электродвигателями «Robbe 8085/10» тягой по 20 кгс каждый. Данные двигатели опытных образцов в данный момент используют лишь аккумуляторную энергию, а оснащение солнечными панелями мощностью 1,8 кВт (для «Пионера») и 2,8 кВт (для «Эсплорера») ещё предстоит.

Первый раз поднялся в воздух «AirStrato Explorer» 28 февраля 2014 года. Примечательно, что после первых успешных испытательных полётов, осенью 2014 года, все производственные и научные мощности компании «ARCA» было решено переместить в американский Лас-Крусес. По всей видимости румынское изделие приглянулось и американским спецам авиакосмических технологий, а это говорит о начале дальнейшего развития проекта и задействовании крупного американского капитала, естественно, с понятными целями.

БПЛА «Пионер», при весе 170 кг, имеет одинаковую длину фюзеляжа – 7 м, при этом размах и площадь его крыла на 26% меньше, чем у «Эксплорера»: 12 м и 13,8 м2 против 16 м и 19,2 м2 соответственно. Оснащённое элеронами крыло также имеет компактные встроенные мотогондолы с электродвигателями вращающими толкающие винты; мотогондолы утоплены в крыльевое пространство и не создают аэродинамического сопротивления. При этом пустой вес «Пионера» — всего 170 кг, со снаряжением – 200 кг, а «Эксплорера» 185 и 230 кг соответственно.

Как видите, при минимальной весовой разнице двух беспилотников, подъёмные качества 16-метрового крыла «AirStrato Explorer» значительно выше, чем объясняются высотные характеристики машин. Расчётный практический потолок «Пионера» составляет около 8500 метров, в то время как у «Эксплорера» он должен достигать «границ ближнего космоса» — 18200 м (как у «Глобал Хока»)! Крейсерская скорость последнего порядка 155 км/ч, первого – 100 км/ч. Учитывая, что аппараты могут находится в воздухе в течении 12 и 20 часов соответственно, а также время на подъём до практического потолка, радиусы их действия будут составлять в пределах 400 км (у «Пионера») и 800-1000 км (у «Эксплорера»)…за счёт дальнейшей оптимизации зарядки аккумуляторов эти цифры могут возрасти вдвое. О чём это говорит?

Оба аппарата смогут применяться для ведения региональной разведки в радиусе более 1000 км. При этом, в отличии от таких махин как RQ-4, им не нужны специально подготовленные километровые ВПП аэродромов для взлёта и посадки. Взлёт осуществляется с помощью проектируемой мощной пневматической катапульты, а посадка – на лёгкое трёхстоечное шасси с помощью небольшого тормозного парашюта. Запуск и посадка может производиться на небольших вертолётоносцах, неподготовленных наземных участках, и, по всей вероятности, даже на подготовленной палубе небольших торговых контейнеровозов и барж.

В связи с этим, появление «Эксплорера» с 45-киллограммовым разведывательным оборудованием можно ожидать практически в любом месте и в любое время. БПЛА имеет вес снаряжённого мотоцикла «Урал Волк», и в разобранном виде может быть доставлен в любую точку мира даже на среднем грузовом автомобиле или небольшом транспортном самолёте, что показывает всю гибкость его применения на разных ТВД.

AirStrato Explorer
AirStrato Explorer

Отдельным моментом является невысокая стоимость изделий: «AirStrato Explorer» с катапультой и автоматизированным пультом управления стоит порядка 175 тыс. долларов, а «AirStrato Pioneer» около 115 тыс. долларов, поэтому закупить такой дрон сможет любое войсковое формирование и даже не в одном экземпляре.

Вот небольшой пример-расчёт: запускаемые с румынского города Бабадаг «Эксплореры» могут пересекать всю акваторию Чёрного моря на высоте более 17 км, собирая различные разведданные близ морской границы с Крымом или Краснодарским краем, а затем приземляться в том же грузинском Поти и…обратно. Смогут они взлетать и с турецкого побережья или территории Украины. Фактор не очень приятный, но и с ним придётся считаться.

Композиционный планер имеет малую ЭПР (менее 1 м2), из-за чего дальность обнаружения радиолокационными средствами будет на 20-30% меньше, чем по обыкновенным истребителям, кроме того, потолок в 18 км делает «Эксплорер» недосягаемым для тактических ЗРК малой дальности типа «Оса», «Тор-М1». Радует лишь тот факт, что 45 кг полезной нагрузки никак не позволяют разместить на беспилотнике какие-либо мощные РЛК наземного обзора или целеуказания, а только пассивные инфракрасные, телевизионные камеры и лазерные станции, а также небольшую станцию радиоэлектронной разведки.

Проблема распространения «беспилотных» угроз остаётся. Возможное появление таких дешёвых средств ведения дальней разведки у различных неизвестных воинских формирований противника может поставить под вопрос не только информационную безопасность собственной и союзнических армий, но и региональную военную стабильность в целом.

/Евгений Даманцев/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить