Ввиду сложившейся военной ситуации в Новоросии, где ВСН чуть-ли не каждый день вынуждены разрабатывать новые тактические решения, принимаемые для сдерживания войск хунты, а также для более успешных будущих наступательных операций, мы с каждым разом всё более убеждаемся, что более совершенная диверсионно-разведывательная деятельность на территории, временно контролируемой противником, способна повысить шанс наступления не менее, чем на треть. А деятельность эта зависит от технологического уровня боевой техники ДРГ.

БРМ-3К "Рысь"
БРМ-3К «Рысь»

В одной из наших осенних публикаций мы описывали достоинства итальянских полноприводных легкобронированных боевых машин «Puma» (колёсные формулы 4х4 и 6х6), которые обладают малой оптической сигнатурой, отличной подвижностью и возможностью установки перспективных оптико-электронных средств наблюдения, включая возможность оперативной переброски лёгких миномётов и крупнокалиберных пулемётов, ПТРК и т.д.

Известно и о весьма перспективной боевой разведывательной бронемашине «Феннек», разработанной нидерландскими «Vehicle Systems BV» и «SP Aerospace», а также немецкой компанией «Krauss-Maffei Wegmann»,и , конечно же, отечественной командирской боевой разведывательной машине БРМ-3К.

Последняя, помимо надёжного бронирования, защищающего от попадания 30-мм снарядов с лобовой проекции с расстояния 500 м, оснащена перспективными дневными и ночными визирами 1ПН61 «Печенег» и 1ПН71 «Пособие-2», а также съёмной РЛС наземного обнаружения и целеуказания 1РЛ133-1 «Кредо-М», которая способна обнаружить бронетехнику противника на дальности 10-12 км, и пехоту 3-5 км. Этот момент резко повышает функциональный потенциал БРМ-3К «Рысь» перед европейскими «дозорниками» «Феннек» и «Пума», так как позволяет действовать в любых погодных условиях.

БРМ "Феннек"
БРМ «Феннек»

Но даже с учётом всего вооружения БРМ-3К (АП 2А72 и ПТРК «Корнет-Э»), она больше относится к стандартному поколению боевых машин, и не предназначена для нестандартного ведения боевых действий, чего не скажешь о перспективной белорусской боевой разведывательно-диверсионной машине БРДМ-2Т «Сталкер», которую в РБ часто называют РДМ-2Т, во избежание путаницы со знаменитой колёсной БРДМ-2.

РДМ-2Т "Сталкер"
РДМ-2Т «Сталкер»

В отличии от всех известных модификаций БМП и БРДМ, белорусская РДМ-2Т – принципиально новая боевая единица, относящаяся к следующему поколению разведывательных машин. Машина разработана примерно в середине 2000-х гг. фирмой «Монитор-Сервис», на счету которой уже более 13 разработок и усовершенствований в области лёгкой бронетехники, а также вся обслуживающая деятельность, включающая ремонт и модернизацию зенитно-ракетных и артиллерийских самоходных комплексов («Шилка», «Бук», «Тор» и «Тунгусска»).

Изначально конструкция РДМ-2Т была задумана под максимально долговременное пребывания на вражеской территории, что требовало высокой живучести боевой единицы. Поэтому «Сталкер» не является модернизацией старого типа бронемашин, а есть концептуально новое конструкторское решение.

В отличии от других известных разведывательно-дозорных боевых машин, РДМ-2Т обладает значительно лучшим бронированием, ходовыми качествами, вооружением, современной электроникой, многократно уменьшенной заметностью в оптическом, тепловизионном и радиолокационном каналах визирования. По данной боевой машине пока нет полной информации, но имеющаяся позволяет сделать многоплановый обзор.

1244403

Вышеперечисленный достоинства обуславливаются географическим положением Республики Беларусь, которая ещё со Второй мировой является ТВД и передовым наступательным и оборонительным рубежом России и союзников (сейчас по ОДКБ) перед «западным лагерем» в Восточной Европе.

Запас топлива «Сталкера» позволяет экипажу из 5 человек совершать марш-броски глубиной до 1000 км (в тыловые зоны противника), либо проводить разведку и диверсионные мероприятия на территории врага удалённостью 300-350 км от линии соприкосновения сторон. Официально заявленная максимальная скорость составляет 95 км/ч, предельно допустимая в боевых условиях – 115 км/ч, это просто превосходно для гусеничной бронемашины.

Все знают, что наши «летающие танки» Т-80У и Т-90С способны совершать головокружительные прыжки с трамплина; РДМ-2Т также способна на это, но с заметно большей дистанцией и динамикой. «Монитор-Сервис» решили не скупиться, и установили на боевую машину более дорогую гидропневматическую подвеску, которая более эффективно гасит колебания корпуса при езде по пересечённой местности: ведь машина должна, на относительно высокой скорости езды по бездорожью, поражать наземные скопления сил противника и также воздушные цели с помощью установленного ракетно-артиллерийского вооружения.

«Сталкер» имеет столь высокую динамику хода за счёт 39-литрового V-образного 12-цилиндрового дизельного двигателя В-46 с запасом крутящего момента 18%. Данный двигатель известен в составе СУ ОБТ Т-72 и имеет высочайшие эксплуатационные показатели в самых неожиданных метеоусловиях. Боевая масса БРМ-2Т – 27400 кг, поэтому удельная мощность составляет 28,5 л.с./т., а вместе с гидромеханической трансмиссией это решение позволило снизить износ деталей МТО за счёт сниженных гидротрансформатором динамических нагрузок, а также добиться быстрого преодоления сложного бездорожья за счёт отсутствующих срывов вращающего момента во время перехода с одной передачи на другую. Это является очень важным фактором в самых важных моментах, например, если «Сталкер» попадёт в грязевой участок на линии возможного огня противника, он сможет наиболее быстро покинуть его.

1338699548_7

Очень многих удивляет боевая масса в 27,4 тонны, для боевых разведывательных машин это считается много, но на современном ТВД все «приёмы» хороши. Причина такого почти «танкового» веса является хорошее бронирование корпуса машины, особенно его лобовой проекции. Не указываются точные габариты и эквиваленты, сообщается о стойкости против 35-мм БПС НАТО, а это порядка 80-100 мм стального эквивалента, борта и корма защищены от 12,7 – 14,5-мм БПС, т.е. порядка 45-55-мм стального бронелиста. Это одни из самых высоких показателей среди подобного класса техники.

Пониженная заметность РДМ-2Т «Сталкер» обеспечена комплексным конструктивным решением. Все элементы корпуса отсеки ракетного вооружения покрыты специальным радиопоглощающим прорезиненным слоем, который значительно снижает возможность обнаружения контрбатарейными, вертолётными и самолётными РЛК.

Снжается также и дальность идентификации РДМ с помощью самолётов дальнего целеуказания типа Е-8 «J-STARS», а также сводятся к минимуму возможности поражения ракетами с АРГСН мм-диапазона типа AGM-114L “Hellfire”. Для уменьшения радиолокационной сигнатуры все углы корпуса и башни соблюдены наклонными, башня сконструирована неимоверно плоской. Собственно, архитектура башни предусматривает наименьшие размеры и количество одновременно функционирующих оптико-электронных прицельных систем, большая из которых, и даже фары, утоплено в специальные ниши-крышки, также покрытые радиопоглотителем.

Для максимального снижения поражения средствами с лазерным наведением, в оборонительный комплекс введена СОЛО, сопряжённая с устройством отстрела ГПД. При высокоскоростном режиме со всеми включенными оборонительными системами, «Сталкер» является очень сложной мишенью для любого современного западного танка на удалении более 2000 метров, особенно в условиях рельефа Восточной Европы и Прибалтики. В то же время, вооружение БРМ-2Т позволяет уничтожать любую бронированную цель на удалении 6-8км, а в перспективе и 10000 метров.

Противотанковый ракетный комплекс 9М120 «Атака» имеет радиокомандный канал наведения и огромное разнообразие боевых частей ракет. ПТУР 9М220 способна поражать воздушные цели на дальности 7 км стержневой БЧ, 9М120М может уничтожать поражать всю лёгкую и среднюю НАТОвскую бронетехнику, а также практически все ОБТ вне углов безопасного маневрирования и в верхнюю бронеплиту башни (свыше 15 градусов от курсового направления и канала ствола), бронепробиваемость данной ракеты составляет 950 мм за ДЗ. 9М120Ф предназначена для разрушения опорных пунктов и блокпостов противника на дальности до 6 км.

Данный комплекс не нуждается в подсвете цели, а поэтому противнику не поможет станция обнаружения лазерного облучения, а спасти сможет лишь КАЗ, установленный сейчас на малое количество техники, к тому же скорость ракеты комплекса «Атака» составляет 1,8М, что позволяет экипажу «Сталкера» не находится на линии визирования противником более 12 секунд. Помимо того, что ракеты способны работать по самолётам и вертолётам, вооружение РДМ-2Т имеет и ПУ, способную применять ЗУР ПЗРК «Игла-С». Всего на РДМ-2Т предусмотрено 2 выдвижные ПУ, на которые может быть установлено либо 2 ПТУР 9М120 «Атака» либо 3 ЗУР 9М39 «Игла». Игла способна работать по большинству типов СВН со скоростями до 1500 км/ч, включая практически все типы крылатых ракет и некоторые беспилотники на удалении 6 км и высоте 3,5 км.

Если для управления ПТРК оператору требуется ведение ракеты с помощью оптического/тепловизионного визира и перекрестия указателя, то «Игла» после захвата теплоконтрастной ВЦ на ПУ, перехватывает цель автономно, а экипаж может переключиться на работу АП 2А42 или другие задачи. 30-мм АП 2А42 – неожиданное вооружение для «Сталкера», благодаря чему РДМ сможет оказывать поддержку ОБТ и пехотным подразделениям, она способна вести эффективный огонь с помощью ОФ снарядов на 4 км и бронебойных – на 2 км, пушка имеет спаренный 7,62-мм пулемёт. Существует и возможность крепления АГ АГС-17, 30.

Оптико-электронные системы представлены 2-канальным дневным/ночным всеракурсным визиром, способным работать как в дневных, так и в ночных условиях, с ним сопряжён лазерный дальномер, для управления и езды имеется система камер, включая 2 камеры заднего вида, позволяющие механику водителю управлять «Сталкером», не прибегая к стандартным смотровым приборам. Экипаж машины из 5 человек может как вести самостоятельные боевые действия, так и минировать местность противотанковыми минами, которых может быть до 12, в отсеке для мин могут транспортироваться и катапультировавшиеся раненные лётчики, объёма достаточно для одного человека.

РДМ-2Т так и не пошла в серию для СВ Республики Беларусь, и будем надеяться, ожидает своего звёздного часа. Дороговизна программы заставила руководство страны временно свернуть проект, но армия РБ, находящаяся на самом опасном рубеже, по прежнему будет нуждаться в боевом изделии, которое по функциональности и надёжности опередило практически все имеющиеся в Мире боевые разведывательные машины.

/Евгений Даманцев/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Что,за детская наивность?Где на машине именно разведывательный комплекс?Чем она лучше выпускаемых на базе БТР или БМП,бмд,?Есть сведения о испытаниях?Нет ни чего,так зачем она нужна?

Ответить