Впервые идея оснастить подводные лодки баллистическими ракетами пришла немцам, в частности они прорабатывали вариант нанесения удара ракетами по Нью-Йорку со специально оборудованных подводных лодок, которые должны были тащить за собой специальный контейнер с этими ракетами. Впервые осуществить пуск ракеты с подводной лодки удалось в 1955-м в СССР, со специально переоборудованой лодки пр.661, на которую был установлены переделанные тактические ракеты Р-11. Кстати, работы по этой теме возглавлял лично Королёв.

Сама идея оснащения подводных лодок баллистическими ракетами была очень перспективной, т.к. позволяла доставить БР близко к территории противника, что особенно актуально было в виду того, что к концу 50-х межконтинентальные БР только появлялись и были ОЧЕНЬ далеки от совершенства.

1428760796_03777483

Несмотря на первенство в осуществлении первого пуска БР с подлодки, СССР быстро утратил лидерство в этой области. До конца 60-х годов основу подводных ракетоносцев в СССР составляли дизельные подлодки пр.629(к этому проекту относится лодка К-129, затонувшая у Гаваев в 1968-м, ради подъёма которой американцы провели беспрецедентную в истории операцию) и пр.658(одной из лодок этого проекта была печально знаменитая К-19).

Однако возможности этих лодок были крайне слабыми — они вооружались первоначально ракетами Р-13 с дальностью полёта всего около 600 км, а после модернизации — ракетами Р-21 с дальностью полёта в 1400 км. Ракеты эти при этом имели слишком большие габариты и массу, что позволяло размещать их только в ограждении рубки, в кол-ве всего трёх штук, а запуск был возможен только в надводном положении. Для нанесения удара по США подлодке требовалось преодолеть все противолодочные рубежи НАТО, подобраться почти вплотную к американскому побережью, всплыть, осуществить длительную подготовку к пуску. Всё это снижало шансы на выживание, не говоря уже об успешном выполнении задачи фактически до нуля.

К началу 60-х американцы ввели в строй по 5 подводных ракетоносцев класса «Джордж Вашингтон» и «Итан Аллен», вооружённых 16 ракетами «Поларис» с дальностью полёта в 2,5 тыс. км и самое главное с подводным стартом. Создание этих подлодок дало американцам огромное преимущество, т.к. они могли достаточно легко развернуть их на значительном удалении от СССР, держа под прицелом большинство городов евпропейской части СССР, при этом время подлёта их БР было значительно меньше, чем у МБР и составляло всего около 10-15 минут. Создать их аналог СССР смог только в 1967-м, введя в строй первую лодку пр. 667 с ракетами Р-27 с дальностью полёта в 2,5 тыс. км. Из-за полного сходства с американскими «Вашингтонами», эти лодки получили прозвище «Ваня-Вашингтон».

Но в 70-х годах американцы уже имели более 30 лодок класса «Лафайет» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейдон», имевших дальность уже в 4,5 тыс. км и самое главное — разделяющиеся боеголовки индивидуального наведения. В 70-х Советский Союз, однако, начал достаточно быстро навёрстывать упущенное, создав ракеты Р-29 с дальностью в 7800 км и Р-29Д с дальностью уже в 9000 км — ими вооружались подводные лодки пр.667Б и пр.667БД. СССР последовательно «прокачивал» ракету Р-29, последняя из которых Р-29РМУ составляет основу современных морских ядерных сил России, а также последовательно создавал целое семейство подлодок пр.667 — пр.667Б, пр.667БД, пр.667БДР(они были выведены из состава флота не так давно) и пр.667БДРМ — составляют основу российских подводных ракетоносцев.

Американцы в течении всей холодной войны опережали СССР в «гонке» подводных ракетоносцев . Подлинный прорыв американцы осуществили в конце 70-х, приняв на вооружение новую ракету «Трайдент» и начав строительство подлодок класса «Огайо», составляющих по сей день морскую составляющую американской «ядерной триады» и по сути являющихся основной американских ядерных сил — большая часть американских боеголовок размещена именно на этих лодках. «Огайо» имеют аж 24 МБР, и крайне низкую шумность, в 80-х их вообще было практически нереально “услышать”.

В конце 80-х, американцы приняли на вооружение ракету «Трайдент-2D5». Это поистине шедевр среди МБР — она может нести 8 боеголовок мощностью 475 килотонн или 14 по 100, дальность полёта в 11 тыс. км, и рекордно низкое КВО(круговое вероятностное отклонение) всего в 120 метров, а также рекордную надёжность. Ни один из этих показателей никому не удалось превзойти до сих пор. На данный момент американские «Трайденты» оснащаются 6 боеголовками в следствии договоров СНВ, а из 18 построенных лодок, опять-таки из-за всё тех же договоров, 4 переоборудованы в носители КР «Томагавк», неся от 98 до 140 КР.

Советскому Союзу, надо сказать, тоже удалось добиться весьма впечатляющих результатов в области создания МБР морского базирования, приняв на вооружение в 86-м году ракету Р-29РМ — до сих пор она является непревзойдённой по энергомассовому совершенству — соотношению массы ракеты к забрасываемому весу. Единственный минус данной ракеты — это то, что она жидкостная. Перед пуском требуется её заправить горючим, а это создаёт сильный шум за счёт работы различных насосов и демаскирует лодку, пусть и на короткое время. Американский “Трайдент» при этом твердотопливный.

Твердотопливная БР имеет гигантское преимущество в том, что не требует никакой предварительной подготовки к старту, однако твёрдое топливо менее эффективно в энергетическом отношении, чем жидкое, что требует создания особых конструктивных и инженерных решений с целью компенсировать этот недостаток.

Тот факт, что американцы делали твердотопливные МБР морского базирования, вызвал адское беспокойство и негодование у советского руководства, в результате чего были начаты масштабные работы по созданию советского аналога «Трайдента». Ставилась задача любой ценой создать свою твердотопливную ракету, но глядя на ситуацию с современных реалий, можно сказать, что это едва ли было столь остро необходимо, особенно учитывая колоссальные затраты. Увы, возможности советской промышленности не позволили создать ракету в требуемых габаритах.

Созданная ракета Р-39 имела гигантские размеры и массу в 90 тонн, в 1,5 раза больше, чем Трайдент при этом с более худшими характеристиками. Специально под неё пришлось создавать гигантские подлодки пр.941, самые большие в истории, и кроме того перестраивать инфраструктуру военно-морских баз под них. Подвезти ракету можно было только по железной дороге, поэтому пришлось прокладывать прямо к пирсам ж\д пути, а также специальные краны особой конструкции для погрузки этих ракет на лодку. Ввиду диких сложностей и огромной стоимости эксплуатации все 6 построенных подлодок пр.941 были выведены из состава флота в конце 90-х — начале “нулевых”. Одна из подлодок — «Дмитрий Донской», переоборудована для испытаний МБР «Булава».

В конце 60-х своими подводными ракетоносцами обзавелись Англия и Франция, введя в строй подлодки класса «Резолюшн» и «Редутабль». Причём Британия решила себя не утруждать созданием собственных МБР, в отличии от Франции и отдаться в полную зависимость США в этом плане(как и по многим другим сферам ВПК). Британские «Резолюшены» вооружались американскими ракетами «Поларис».
В 80-х Англия ввела в строй 4 подлодки класса «Вэнгард», вооружённых 16 ракетами «Трайдент-2D5», а Франция — 4 ракетоносца класса «Триумфан» с ракетами М45 с дальностью полёта в 6 тыс. км.

Возросшая дальность полёта МБР позволила отодвинуть районы патрулирования британских и французских субмарин из Северного моря, где они были весьма уязвимы для советских ударных подлодок и противолодочных сил, в Бискайский залив, фактически ликвидировав угрозу их уничтожения советскими противолодочными силами. Недавно одна из «Вэнгардов» была выведена из состава флота, и сейчас у Англии 3 подводных ракетоносца, а на ракетах стоит всего по 3 боеголовки. Т.о. ядерный арсенал Англии состоит из 48 ракет со 192 боеголовками.

У Франции – 4 подводные лодки с 16 баллистическими ракетами на каждой. Каждая из ракет несёт по 6 боевых блоков. Таким образом у Франции ядерный арсенал состоит из 384 ядерных боеголовок. Стоит заметить, что всё ядерное оружие Англии и Франции размещается исключительно на подлодках…

/Павел Румянцев, voenpolit.su/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «Перед пуском требуется её заправить горючим, а это создаёт сильный шум за счёт работы различных насосов и демаскирует лодку, пусть и на короткое время. Американский “Трайдент» при этом твердотопливный.»

    Афффтар дебил.
    Какая заправка ракет на подводной лодке?! У данной ракеты «мокрый старт», т.е. происходит заполнение шахты забортной водой перед стартом. А не заправка.
    «Созданная ракета Р-39 имела гигантские размеры и массу в 90 тонн, в 1,5 раза больше, чем Трайдент при этом с более худшими характеристиками. Специально под неё пришлось создавать гигантские подлодки пр.941, самые большие в истории, и кроме того перестраивать инфраструктуру военно-морских баз под них. Подвезти ракету можно было только по железной дороге, поэтому пришлось прокладывать прямо к пирсам ж\д пути, а также специальные краны особой конструкции для погрузки этих ракет на лодку.»

    Что значит с худшими характеристиками? По точности, весу и размеру — да. Но по забрасываемому весу и количеству блоков и дальности — нет.
    Ракета сразу проектировалась как комплекс Лодка-Ракета-База. Видимо это самая страшная военная тайна.
    Еще более страшная тайна, что МБР прибывают на базу хранения по железной дороге и тд.

    И еще, если вам верить, так оказывается, у нас всё руководство в стране, прям мочилось от страха, узнав что в Америке что там, такое сделали… а мы типа лохи конченные раз у нас такого нет.
    Даже есть отдельные личности, которые на основании того, что горизонтальные рули у лодки 677 проекта расположены на рубке, говорят, что ГРУ прямо из под подушки американцев выкрали проект Вашингтонов и передали нашим в Рубин. Прям один в один как у АК-47 ))
    Диванные эгсперты форэва.

Ответить