Пока Россия испытывает истребитель пятого поколения, США берется за шестое

Заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл сообщил, что в проект военного бюджета на 2016 финансовый год будет включено финансирование «next-generation X-plane» — программы разработки истребителя шестого поколения, который придет на смену F-35 Lightning II.

111339Какая именно сумма будет выделена на разработку этого супер-самолета, Кендалл не уточнил. По его словам, создание истребителя будет вестись в рамках «авиакосмической инновационной инициативы», которая должна гарантировать превосходство ВВС США в воздухе несмотря на разработку боевых самолетов пятого поколения Китаем и «некоторыми другими странами».

Напомним, проект военного бюджета США на 2016 финансовый год, который начнется 1 октября 2015 года, будет представлен 2 февраля. Администрация США попросит у Конгресса утвердить оборонный бюджет в размере 534 млрд. долларов, что превышает бюджет 2015-го на 35 млрд.

Базовыми исследованиями по проекту истребителя шестого поколения занимается Агентство исследовательских проектов (DARPA) Пентагона. Какие именно требования к перспективному боевому самолету планируется предъявить, пока неизвестно. Ранее некоторые военные заявляли, что истребители шестого поколения, возможно, будут гиперзвуковыми, с возможностью опционального пилотирования. При этом машина должна будет работать в одном палубном звене с истребителями пятого поколения и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) с возможностью разведки, рекогносцировки, наблюдения и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

В СМИ просачивались сведения о том, что гиперзвуковой самолет X-plane должен быть оснащен интегрированной ракетой, которая придаст ему дополнительный импульс во время полета.

Эксперт в области беспилотных систем и роботизированной техники Денис Федутинов в интервью «СП» рассказал, что программа X-Plane, реализуемая Агентством по перспективным разработкам министерства обороны США DARPA, подразумевает создание системы с БПЛА, имеющими возможность вертикального взлета и посадки, а также зависания над заданной точкой.

— То есть, фактически речь идет о создании беспилотного конвертоплана, — замечает Федутинов. — В 2014 году Агентством DARPA были рассмотрены предложения компаний в данной области. В результате отобраны проекты четырех компаний: Boeing, Sikiorsky совместно с Lockheed Martin, Aurora Flight Sciences и Karem Aircraft. В дальнейшем выбор будет сужен.

В целом, стоит отметить, что программа X-Plane — лишь одна из программ в области создания тяжелых БЛА для военных заказчиков в США. Она должна дополнить разрабатываемые БЛА самолетного и вертолетного типов. Прежде всего — для ВВС и ВМС США. Программа может быть реализована в среднесрочной перспективе.

— Для России данная тематика также актуальна, — добавляет эксперт. — Возможность взлета-посадки с использованием небольших, малоподготовленных площадок была бы весьма нелишней при российских просторах. Где дефицит аэродромов вообще и аэродромов с хорошими взлётно-посадочными полосами. Замечу, что некоторое время назад проекты беспилотных конвертопланов имелись у КБ им. Яковлева. Однако это в то время, когда КБ руководил Николай Долженков. И я не исключаю, что идеи создания подобного типа аппаратов теперь переместились вместе с ним в российскую компанию «Транзас».

Отметим, что американская компания Boeing в 2010 и 2013 году выставке Sea-Air-Space Exposition представляла проект истребителя F/A-XX, который способен выполнять взлет и посадку на укороченные ВПП и оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Концепт F/A-XX не имеет вертикального оперения, то есть выполнен по схеме «летающее крыло», напоминающего бомбардировщик В-2. Самолет оснащен двумя воздухозаборниками для сверхзвукового крейсерского полета (как у F-35 Lightning II).

Отметим, что российский истребитель пятого поколения Т-50, сочетающий в себе функции ударного самолета и истребителя, ориентировочно должен начать поступать в войска в 2016 году. Однако есть одно «но»: сейчас на прототипах Т-50 используется модернизированный вариант двигателя АЛ-31Ф, который стоит на Су-27 и Су-30. Дело в том, что принципиально новый мотор для Т-50 отечественными разработчиками пока не создан. Представители «Объединенной двигателестроительной корпорации» обещают, что он будет разработан к 2015 году, а серийные истребители для армии с этим двигателем появятся только через пять лет.

Военный эксперт Владимир Щербаков замечает: еще в 2001 году, когда у американцев пошел в серию F-22 Raptor и уже была выбрана конструкция F-35, в Штатах уже заявляли, мол, это все хорошо, но пора бы уже думать и об универсальном самолете шестого поколения с возможностью беспилотной эксплуатации.

— И это вполне объяснимо: если в серию пошел самолет пятого поколения, то надо думать о будущем. Тем более, последние десятилетия научно-технический прогресс идет стремительно и скачкообразно. Временной промежуток между появлением самолета пятого и шестого поколения будет существенно меньше, чем, к примеру, между третьим и четвертым поколениями.

Да, еще одним крупным направлением в США стал проект создания многоразового полуорбитального ракетоплана для выполнения военных задач. Об этой идее в Штатах активно начали говорить еще в 70-х годах. Так что США уже давно начали движение в сторону самолета нового поколения. Просто выделять на это много денег из оборонного бюджета было не с руки — не были решены проблемы F-35.

Теперь же можно считать, что F-35 почти доделали. Испытали все модификации. Осталось исправить некоторые недочеты и перевести его в крупносерийное производство.

Что касается нас, то до распада Советского Союза отечественные разработки не только соответствовали западным, но где-то их опережали. Но нынешние негативные тенденции в экономике не дают возможности вкладывать миллионы в разработку перспективных технологий. Поэтому, скорее всего, когда у американцев появится самолет шестого поколения, то мы его будем только разрабатывать.

Другое дело – что если так действительно произойдет, то это существенно не скажется на обороноспособности России. У Штатов, в отличие от нас, большие проблемы с системой ПРО. А поскольку есть проблемы с эффективным поражением боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, то имей самолеты хоть шестого, хоть седьмого поколения, все равно – в случае крупного конфликта твоя страна обречена.

К тому же не исключено, что к тому времени, когда Т-50 пойдут в серию, произойдет какой-нибудь научно-технический прорыв, который заставит США серьезно скорректировать свой проект самолета шестого поколения. Мы же в этом случае приступим к его разработкам, опираясь на новые достижения науки.

Если посмотреть, сколько американцы работали над своими F-22 и F-35, то даже если Штаты начнут в 2016 году серьезно заниматься футуристическим X-plane, то в лучшем случае такой самолет появится в 2025 году. А на вооружение будет принят к 2030-му, говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.

— И это несмотря на то, что у США уже есть определенные наработки по шестому поколению. Скорее всего, самолеты шестого поколения будут беспилотными. Потому что человек просто не выдержит полета на околоземной орбите.

В отличие от пятого поколения — F-22, F-35 и Т-50 – перспективные машины вряд ли будут применяться в воздушном бою. Скорее всего, они будут вписаны в знаменитую американскую концепцию «быстрого глобального удара». А, может быть, будут служить этаким средством устрашения: самолеты будут действовать единичным образом для демонстрации силы. Ну не будут же американцы гоняться за террористами на гиперзвуке?

— Разработки самолета шестого поколения у американцев находятся еще на ранней стадии, — замечает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Если Штаты хотят вкладывать деньги в какие-либо подобные проекты – пусть вкладывают. Для нас сейчас принципиально важно продолжить работу в трех направлениях: массовая поставка в войска истребителей поколения «4++» (Су-35, Су-30СМ) начало серийного выпуска истребителя пятого поколения (Т-50), а также разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации — нового стратегического бомбардировщика.

Кто там что делает на Западе – Россия, конечно, будет отслеживать. Но пока мы должны четко придерживаться тех приоритетов и параметров, которые уже заложены. В конце концов, американцы пугали всех СОИ (Стратегической оборонной инициативой – долгосрочной программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которую объявил президент США Рональд Рейган 23 марта 1983 года). Ну и где эта СОИ? Ничего не реализовано.

— В октябре 2014-го гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев заявил, что российские учёные уже приступили к работе по созданию истребителя шестого поколения — новую модель будут производить из композитных материалов.

— Российские ВВС еще даже концептуально не определились: каким будет самолет шестого поколения и какой набор требований к нему должен быть предъявлен? Поэтому разговоры вокруг этой темы – всего лишь разговоры. Пока мы можем только фантазировать, будет ли он пилотируемым или беспилотным и т.д.

— На самом деле под X-plane подразумеваются разные вещи: эта программа Агентства DARPA объединяет и работу по гиперзвуку, и по системам «воздух-космос и обратно» и т.д., — поясняет главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

— Конкретно в рамках этой программы называются такие модели, как Northrop Grumman X-47 Pegasus X-47 (в 2013 году совершал взлет и посадку на авианосец).

Что касается заявления заместителя министра обороны США, то речь идет об истребителе, который призван в перспективе заменить самолет пятого поколения F-35. Вопреки первоначальным планам этот самолет получился очень дорогим: план закупок из-за удорожания и по программе F-22, и по программе F-35 резко сокращены.

Планировалось, что F-35 станет единым самолетом для ближайших союзников США. Но эти союзники тоже резко сократили показатели закупок. А если прибавить к этому и технические проблемы, которые сейчас американцы устраняют, то получается, что эта программа оказалась не совсем удачной. Поэтому у американцев есть идея сделать более дешевый самолет, который мог бы использоваться и в авианосной авиации, и в ВВС, и для нужд морской пехоты.

— На ваш взгляд, самолет шестого поколения в исполнении американцев – футуристический аппарат или просто самолет с усовершенствованными характеристиками?

— Я думаю, что речь идет о традиционном самолете. Все эти футуристические аэродинамические схемы (которые, испытываем и мы, в том числе – например, программа Су-27 «Беркут» с крылом обратной стреловидности) требуют очень точной и дорогой системы управления.

По сути дела, такой самолет управляется не летчиком, а компьютерной системой, которая поддерживает его аэродинамические показатели на том уровне, чтобы летчик мог управлять аппаратом в полете. Если отключить эту систему, самолет будет просто невозможно удержать в воздухе. Поэтому я не думаю, что подобные технологии будут внедрять в самолет шестого поколения. Тогда это будет не массовый самолет, а штучный товар.

/Антон Мардасов, svpressa.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Шестое поколение будет летать в ближний космос, и будет спроектировано как в пилотируемом варианте, так и беспилотном. Будут продолжены работы по увеличению скорости и дальности полёта.
    Будет увеличена боевая нагрузка для превосходства над истребителем 5 поколения. Будет установлена система защиты от кибератак. Будет установлена система «заражения» вирусами вражеского ПО и устаревших машин (4++, 5+), будет очень широко применяться оптоволокно, системы охлаждения обшивки, мощные кондиционеры, не исключена возможность проектирования сверхнизкого профиля машины 6 поколения (толщина фюзеляжа будет предельно снижена) для снижения аэродинамического сопротивления, увеличения скорости полёта, дальности, и предельно малой заметности машины.
    Остаётся добавить, что полностью готовая машина появится не ранее 2025 года

Ответить