Несмотря на то, что министерство обороны Израиля всё же решило «попробовать» немножко 5-го поколения, и заказало у «Локхид Мартин» для национальных ВВС 33 малозаметных многоцелевых истребителя F-35A, оценка заключённого контракта на текущий момент более чем взвешенное. Такой вывод можно сделать по информации, предоставленной ресурсом «flightglobal.com».

Сообщается, что ВВС Израиля проведут модернизацию 25 стоящих на вооружении тактических многоцелевых истребителей F-15I «Ra’am»(«Thunder»), модернизационные работы коснуться СУО и БРЛК. Планируется замена БРЛС со щелевой антенной решёткой  AN/APG-70 на куда более современную БРЛС с АФАР  AN/APG-82(V)1 (аналог AN/APG-63(V)3). F-15I является экспортной модификацией F-15E «Strike Eagle», поэтому модернизация будет производиться по такому же принципу, как и у машин, стоящих на вооружении ВВС США.

IAF продолжают держаться на F-16I и F-15I

Как и AN/APG-70, новая БРЛС имеет синтезированную апертуру, но разрешение картографируемой поверхности на порядок выше, а пропускная способность в 2 раза больше благодаря использованию АФАР из 1500 ППМ (известно, что предыдущая РЛС AN/APG-70 позволяет обнаружить воздушную цель с ЭПР 3 м2 на удалении 150 км, а наземные с размером 2,5 м -40 км, 35 м – 290 км). AN/APG-82(V)1 сможет обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на расстоянии 170 км, и сопровождать на проходе до 20 с возможностью обстрела 6.

Таким образом, боевой коэффициент обновлённого F-15I, по сравнению со стандартной версией, станет 1,7-1,8, что будет немного меньше, чем у разработки «Boeing» — F-15SE «Silent Eagle», в последнем повышенные боевые качества достигнуты ещё и за счёт применения радиопоглощающих материалов (его ЭПР около 0,8 – 1 м2).

Таким образом, по словам одного из пилотов ВВС Израиля, F-15I останется главным «стратегическим активом» с радиусом действия свыше 1300 км. Этот самолёт является такой же многофункциональной единицей, как и F-16I «Sufa», но более крупная и мощная БРЛС, наличие 2-х ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-229, повышенная живучесть и скорость в 2,45М делают его более приоритетным в качестве дальнего высотного перехватчика и истребителя для завоевания господства в воздухе, а также для тактических скоростных ударных операций.

Известно, что IAF имеет на вооружении и более старые и узкопрофильные модификации F-15A, B, C, D, которые используются лишь для перехвата и господства в воздухе, в Израиле они получили название «Баз», всего в составе ВВС их около 58 (точных данных нет). Принимая во внимание их более простую архитектуру БРЭО и более примитивную РЛС AN/APG-63, вместе с улучшенными F-15I они будут использоваться, как ведомые, а сами F-15I займут роль командно-штабных ударных истребителей.

IAF продолжают держаться на F-16I и F-15IМаневренные качества и общий боевой потенциал F-15I идентичны с F-15E «Strike Eagle», нормальная тяговооружённость соответствует 1,0

Но наиболее многочисленным и интересным многоцелевым истребителем в ВВС Израиля продолжает оставаться F-16I «Sufa». Учитывая его невысокую стоимость в 45 млн. долларов, его боевые качества сравнимы с тем же американским F-16C Block 60 или японским F-2B. Израильские специалисты, имеющие большой опыт обслуживания и применения истребителей F-16 A,B «Нец» и C, D «Барак», захотели получить на их базе более совершенный самолёт поколения 4+, который по своим характеристикам не будет уступать таким истребителям, как «Еврофайтер», и в 2001 году ВВС Израиля заказали 102 F-16I, которые сейчас вместе с F-15I составляют современный боевой авиапарк Израиля.

Важным моментом создания самолёта считается использование израильской элементной базы БРЭО, кроме БРЛС. Двухместный многоцелевой истребитель имеет 2 абсолютно взаимозаменяемых места пилотов (лётчика и оператора систем), которые оборудуются 3 МФИ для вывода тактической и навигационной информации. Из особенностей можно отметить использование нашлемной системы целеуказания, которой F-15I пока не имеют.

Из лётно-технических достоинств выделяется радиус действия без дозаправки в 1,5 тыс. км, а также практический потолок в 18500 м. Достигается это применением конформных топливных баков и композиционных материалов в конструкции. Ведь «Sufa» разрабатывался с учётом американского опыта создания таких вариантов F-16, как «Enhanced Strategic» и «Block 60», которые разрабатывались в основном в качестве дальних тактических ударных истребителей.

Установленная на «Sufa» БРЛС AN/APG-68(V)9 хоть и не имеет ФАР, включает режим синтезированной апертуры с повышенной дальностью обнаружения, как и у AN/APG-70 (около 150 км). Учитывая более компактную сигнатуру истребителя, его заметность по сравнению с F-15I  значительно меньше, и его обнаружение более затруднительно радиотехническими средствами противника.

Номенклатура вооружения, принимаемого на подвески F-16I почти ничем не отличается от F-16Block 60 и F-15E, а ещё и дополняется израильскими ракетами «В-В» с ИКГСН «Питон-5» для БВБ, с АРГСН «Дерби» для воздушного боя средней дальности. Из ВТО присутствует высокоточная планирующая авиабомба AGM-154 «JSOW», которая при применении ракетного ускорителя имеет дальность в 200 км.

IAF продолжают держаться на F-16I и F-15IБоевой радиус действия F-16I «Sufa» израильских ВВС с одной дозаправкой составляет свыше 2000 км (конформные топливные баки делают своё дело)

Таким образом, Израиль ещё долго будет оставаться лидером по милитаризации на Ближнем Востоке. С его авиапарком в 396 истребителей, где доля авиации поколения 4+ составляет 32%, не могут сравниться даже ВВС Турции, на вооружении которых почти 399 частично устаревших F-16C, D и F-4E, доля полноценного 4-го поколения в ВВС 60% (истребители 4+ в Турции вообще почти не представлены). Ещё замечу, что израильтяне опираются на двухместные боевые машины, а поэтому эффективность их ВВС ещё более сильная.

/Евгений Даманцев/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить