История приобретения Пакистаном у Китая лицензии на производство многоцелевых истребителей FC-1 «Super-7» (JF-17 «Thunder») берёт своё начало в далёком 1990 году, когда очередной пакет американских санкций коснулся и этого арабского государства. В результате под эмбарго попал и лёгкий многоцелевой истребитель F-16, который Пакистан рассчитывал закупить к середине 90-х.

А между тем, Индия, являющаяся заклятым врагом Пакистана, уже давно опередила Исламабад  по геополитическому и стратегическому влиянию в Центральной и Южной Азии. И последнему, наконец, выпал шанс остаться в «игре». На этот раз на помощь пришла КНР, которая, видя в Индии своего прямого конкурента, а в недалёком будущем – даже вероятного противника, была готова поделиться своими наработками в области боевой авиации, тем более что сама Поднебесная какое-то время также испытывала определённые трудности из-за западных санкций.

В чём главный недостаток истребителя JF-17?

Ещё одним везением для Пакистана стало  то, что FC-1 «Super-7» не являлся для Китая «стратегическим активом», так как полным ходом шла разработка, испытания и передача в ВВС многоцелевого высокоманевренного истребителя J-10A, а также лицензионное производство J-11 (Су-27); данные самолёты не уступают, а по большинству параметров и превосходят нынешний JF-17.

Очень важным фактором для будущего экспорта в Пакистан нового самолёта, и тем более, приобретения лицензии на производство, стала кооперация пакистанской компании PAC (Pakistan Aeronautical Complex) с китайской «Chengdu» в 1998 году, где на тот момент инвестиционная доля пакистанской стороны составила 50% (150 млн. долларов); сейчас она уже превысила 0,5 млрд. долларов. Ещё одним немаловажным аргументом в пользу ускорения темпов сотрудничества стала разработка Индией лёгкого многоцелевого истребителя LCA «Tejas».

На тот момент Китай, являющийся в основном реципиентом технологий, взял за основу будущего самолёта два самых популярных истребителя в истории мировой авиации: МиГ-21 (китайский вариант J-7), а также F-16A. У первого было позаимствовано треугольное крыло, у второго – усечённые законцовки крыла для размещения точек подвески, а также современное заднее горизонтальное оперение (рули высоты), выполненные полноповоротными.

Я, конечно, считаю, что не обошлось здесь и без применения концепции планера F/A-18E: присмотритесь внимательнее на огромные аэродинамические наплывы у корневой части крыла, носовая часть и обтекатель, на мой взгляд, тоже ближе к «Супер Хорнету».

Массогабаритные показатели наиболее приближены к семейству  «Мираж-2000» и Jas-39 «Gripen» (длина самолёта — 13,95 м, размах крыла – 9 м, площадь крыла – 35,3 м2; масса пустого снаряжённого – 6330 кг, нормальная взлётная – 9100 кг, максимальная – 12700 кг). Планер имеет весьма неплохую эксплуатационную прочность, поэтому перегрузка может достигать 8,5 ед.

В чём главный недостаток истребителя JF-17?Наплывы у корней крыла очень напоминают «суперхорнетовские», а небольшой мидель определяет достаточно низкую ЭПР самолёта в 1,8 м2

Катапультирование может производится даже с поверхности земли на нулевой скорости (установлено кресло Martin-Baker Mk.10, либо китайский аналог). Максимальная скорость JF-17 составляет около 1,62М, поэтому в качестве эффективного перехватчика он может быть использован лишь при использовании современных ракет «воздух-воздух»  с АР- или ПАРГСН, а также современной БРЛС типа FGA-29 или хотя бы «Жемчуг» (которая сейчас и устанавливается) с дальностью обнаружения и захвата целей типа «F-16» — 70-75 км.

Имеется и информация об оснащении FC-1 ОЛПК «Хонгуанг-1», который, по заявлениям китайцев, превосходит ОЛС-27 (Су-27) и примерно соответствует КОЛС ОЛС-35 (Су-35С), разглашённая дальность обнаружения в заднюю полусферу составляет 75 км. Но из-за компактности самолёта китайцы и пакистанцы пока не могут разместить её перед кабиной лётчика и используют для этих целей подвесной контейнер, как в системе «LANTIRN».

Реализована схема управления самолётом HOTAS, кабина лётчика, в отличии от наших самолётов, практически полностью лишена аналоговых механических и электрических приборов и индикаторов, установлены 3 широкоформатных цветных МФИ вертикальной ориентации. В составе СУВ имеется и встроенный лазерный целеуказатель, а также нашлемная система целеуказания, также встроены приёмные модули СПО с памятью на 500 типов облучающих сигналов РЛС, включая корабельные, наземные и авиационные (ПВО, ДРЛО и др.).

В чём главный недостаток истребителя JF-17?Приборная панель истребителя JF-17 «Thunder»

Казалось бы, совершенно современный, даже перспективный бюджетный истребитель-бомбардировщик (цена всего 15-18 млн. долларов), но до поколения 4+ немного недотягивает.

Согласно публикации, сделанной 25 января «defensenews.com», Пакистан, предлагающий Египту контракт на закупку JF-17 «Thander» («Гром», как его чаще называют в Пакистане), может в очередной раз остаться не удел, поскольку Египет планирует закупить у ОАЭ глубоко модернизированные и более маневренные и скоростные «Мираж-2000-9», а также рассматривает в качестве главного претендента наши МиГ-35, что вполне адекватно, зная характеристики нашего истребителя поколения 4++ и его невысокую цену.

Всё дело в том, что JF-17 оснащается силовой установкой РД-93 с форсажной тягой всего 8300 кгс, и даже если брать класс лёгких истребителей, для обеспечения нормальной тяговооружённости в 1,0 – 1,1 при нормальной взлётной массе, необходимо парное использование этого двигателя, а конструктивно JF-17 – однодвигательная машина. И при нормальной взлётной массе в 9100 кг, тяговооружённость составит всего 0,9, что будет даже меньше, чем у F-16 Block 25 1984 года выпуска (при проектировании самолёта специалисты «Ченгду» утверждали, что FC-1/JF-17 по основным ЛТХ не будет уступать F-16C). Поэтому PAC должна искать новые пути к решению проблемы.

В нынешней геополитической обстановке очень маловероятно, что Россия будет помогать проамериканскому Пакистану разработать более «тяговитую» версию РД-93, например РД-133 с нижним расположением топливных агрегатов тягой 9300 кгс, поэтому, для достижения большей тяговооружённости, PAC рассматривает оснащение своих экспортных JF-17 европейскими ТРДДФ  Eurojet EJ200, тяга которого на форсажном режиме составляет 9180 кгс и позволит достигать тяговооружённости не менее 1,01.

В такой комплектации PAC предлагала свои «Громы» ВВС Саудовской Аравии, но те, в силу своих «королевских» амбиций и больших капиталов, больше склоняются в сторону более перспективных и сверхдорогих модернизированных EF-2000. Вот такая ситуация складывается вокруг конкурентноспособности JF-17.

/Евгений Даманцев/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Какое же Пакистан арабское государство? Это отколовшаяся мусульманская часть Индии, а также там живут афганские племена, но где же там арабы?

Ответить