25 сентября 2014 года интернет-просторы облетело фото Google Earth, где запечатлён российский экспериментальный дальний разведывательный БПЛА «Альтиус-М», стоящий на аэродроме КАПО им. Горбунова в городе Казань. На фотографии чётко виден планер беспилотника, по очертаниям точно совпадающий с моделью БПЛА «Алтиус-М», представленной на экспозиции МАКС-2013.

Дизельное будущее российской беспилотной разведывательной авиации

БПЛА дальнего радиуса действия – именно то, что нужно ВВС России для долговременного наблюдения за континентальным шельфом, да и всей Арктикой в целом. Ведь объявив недавно созданные «арктические силы» главным инструментом контроля и защиты нашего континентального шельфа на территории более, чем 5000 км в поперечнике, одной лишь тактической авиации будет всё же не совсем достаточно для господства, а применение стратегической авиации понесёт за собой необходимость привлечения не малых финансовых средств(обслуживание, персонал, авиатопливо), которые, в это кризисное время не могут не отразится на нашей экономике далеко не в лучшую сторону.

Именно для этого казанское ОКБ «Сокол», а также питерская компания «Транзас», в соответствии с 1-миллиардным контрактом с Минобороны, начали работы над летательным аппаратом «Альтиус-М».

Дизельное будущее российской беспилотной разведывательной авиацииД. Медведев и М. Погосян в цеху «КАПО-композиты» обсуждают с делегацией новый стратегический БПЛА «Альтиус-М»

Размер планера имеет внушительные размеры: длина фюзеляжа — 11,6 м, размах крыла – 28,5 м и размах оперения – 6 м, при этом масса не должна превышать 5–5,5 тонны. Данные массогабаритные рамки полностью оправданы, так как продолжительность полёта должна быть не меньше 10000 км, а время полёта – 2 суток.

Естественно, чтобы добиться минимального взлётного веса конструкции, в данном случае не будет достаточно только использования композиционных материалов, необходимо и сокращение количества массы топлива, чего можно добиться лишь за счёт использования наиболее экономичных двигателей. В итоге было найдено весьма нетрадиционное решение, которое открыло «второе дыхание» для всей дизельной авиации.

Дизельное будущее российской беспилотной разведывательной авиации

Известно, что ещё во времена Второй мировой войны российские бомбардировщики Пе-8 (ТБ-7)  и немецкие Ju.86R-1 были оснащены мощными дизелями ПД Швецов АМ-35А(1350 л.с.) и Jumo-207B-3 (1000 л.с.), которые ещё тогда позволяли подниматься на высоты 9500 – 14300 м без применения сверхлёгких композитов. Сейчас же огромнейшую популярность набирает высокоэкономичный лёгкий пассажирский Cessna Turbo Skylane JT-A, который в 1,4 раза экономичнее и значительно надёжнее своих бензиновых модификаций.

Этим же путём пошли и российские инженеры: для «Альтиус-М»  решено использовать экономичный дизельный двигатель RED A03 / V12 с крейсерской мощностью 460 л.с. и максимальной взлётной 500 л.с., при этом крутящий момент составит 1688 и 1650 Н*м соответственно. Объём двигателя составляет 6134 см3, а удельный расход топлива около 220 гр/кВт*ч.

БПЛА «Альтиус» — двухдвигательная машина, а поэтому полётная надёжность, с учётом дизеля, будет на порядок выше, чем у однодвигательных БПЛА с одним поршневым двигателем, как например MQ-1 «Predator». Разработчиком двигателя является немецкая компания «RED aircraft GmbH», возглавляемая известным в автоспорте Владимиром Райхлином. Получая инвестиции от холдинга «ФИНАМ», компания «RED aircraft GmbH» имеет возможность стабильной работы без втягивания в «рыночные гонки».

Дизельное будущее российской беспилотной разведывательной авиацииАвиационный керосиновый дизель RED A03/V12

Двигатель имеет множество инновационных решений, которые были очень успешно апробированы на экспериментальном Як-52, который, по сообщениям лётчиков-испытателей, не потерял ни в скорости, ни в маневренности. Двигатель RED A03/V12 полностью оцифрован: электронная система управления «EECU» наделяет двигатель отличной отказобезопасностью; а двухконтурная схема охлаждающей, топливной, электрогенераторной и турбонаддувной систем позволяет избежать полной остановки двигателя при выходе из строя одной из систем, тем более безопасна такая конфигурация, когда летательный аппарат несёт два таких силовых агрегата, как «Альтиус-М».

Представьте себе, если бы «Альтиус-М» был оснащён 2 турбовинтовыми двигателями с подобной мощностью, то часовой расход топлива превышал бы существующий на 90-100 кг, и такое длительное патрулирование не представлялось бы возможным даже теоретически, либо пришлось пожертвовать полезной нагрузкой или практическим потолком, чтобы «набить» баки достаточным для прожорливых ТВД количеством топлива, и это при ещё более низкой надёжности, так что выигрыш концепции «Альтиуса» на лицо.


В данном видео представлены первые лётные испытания экспериментального пилотажного самолёта Як-52 с дизельным 12-цилиндровым двигателем RED A03/V12: отмечены высочайшая безотказность, выносливость и экономичность по сравнению с двигателем ПД ВМКБ М-14П, также отмечена и более высокая энерговооружённость Як-52 с новым двигателем

Дизельное будущее российской беспилотной разведывательной авиацииСкороподъёмность Як-52 до высоты в 2 км (с новым двигателем) составила 20 м/с, со стандартным ПД М-14П она не превышает 7,5 м/с!

Многофункциональность беспилотника тоже стремится вверх.

Носовая часть БПЛА «Альтиус-М» имеет длину около 4 м и обладает достаточным полезным объёмом для размещения широчайшего спектра современного радиоэлектронного оборудования для ведения разведки. По предварительным данным, в ней будет размещаться перспективная РЛС бокового обзора с АФАР и синтезированной апертурой: впервые у наших ВВС появится возможность использовать дистанционно пилотируемый летательный аппарат в качестве самолёта ДРЛОиУ, а также для целеуказания по удалённым морским и наземным целям с фотографической чёткостью получаемой радиолокационной картины ТВД, также станет возможным точнейшее картографирование рельефа местности.

Дизельное будущее российской беспилотной разведывательной авиацииБольшая носовая часть фюзеляжа позволяет разместить в 2 раза больше БРЭО, чем, к примеру, в израильском БПЛА «Hermes-1500»

Также возможно размещение оптико-электронных прицельных комплексов высокого разрешения с ТВ/ИК каналами наблюдения, благодаря которым можно будет обнаружить стартующие БРПЛ по их факелам, отслеживать малозаметные стратегические КР противника в десятках-сотнях километров от берегов Северного Ледовитого океана и в других регионах планеты.

Конечно, учитывая век активно развивающейся реактивной авиации, «Альтиус-М» имеет и некоторые недостатки: при максимальной скорости около 350-400 км/ч, практический потолок будет составлять около 10500 м, а поэтому использование аппарата в непосредственной близости к средствам современной вражеской ПВО недопустимо даже при поддержке многоцелевой истребительной авиации с ПРЛР на борту.

Перспективность данного проекта уже не раз подчёркивалась визитами Д. Медведева и С. Шойгу в стапельный цех «КАПО-композиты». Некоторые интернет-обозреватели часто сравнивают «Альтиус» с израильским многоцелевым БПЛА «Hermes 1500», но его дальность в отличии от нашего БПЛА на 25% меньше, также меньшая полезная нагрузка, габариты, мощность двигателей (ПД Rotax 914, всего 100 л.с.). «Альтиус-М» — более универсальная, надёжная и сложная система, которая сможет действовать на обширных территориях РФ для защиты государственных границ, воздушного пространства и морских границ государства.

/Евгений Даманцев/

2 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ничего нового, был такой ИЛ-12 с дизельными движками. У тех дизелей был один недостаток, воздушное голодание, поэтому они не прижились в авиации. Но думаю сейчас эта проблема успешно решаема.

    • ничего подобного, дизель менее подвержен «высотной болезни», а не прижились в авиации дизели из-за таких тупых школят, как ты и прогресса в скоростных самолетах с РД (во времена Холодной Войны скорость была более востребована, чем экономичность или ресурс)

Ответить