Происходят в жизни военных лётчиков такие ситуации, когда приходится либо действовать непосредственно над территорией сильного противника с мощной ПВО, либо противостоять одним дружественным звеном против более совершенной эскадрильи противника.

Представьте ситуацию, когда по плохому стечению обстоятельств, звено из четырёх Су-34 вынуждено противостоять, к примеру восьми F-22A, а поддержка более подходящих Су-35 или Су-30СМ далеко из-за сложившейся оперативной обстановки в воздухе. Неприятно, но шанс успешного противостояния есть: Су-34 без всяких особых «снаряжений» может вести дальний воздушный бой благодаря мощной БРЛС с ПФАР и неплохой маневренности. А если в аналогичной ситуации окажется звено Су-24М, к примеру, исход может быть печален.

Во избежание больших потерь, а также для подавления ДРЛО и многофункциональных боевых РЛС противника разрабатываются специализированные авиационные комплексы РЭП в различных форм-факторах и архитектурах и непосредственно самолёты РЭБ, которые с каждым годом всё более востребованы ВВС многих государств.

США, традиционно, относились к вопросам РЭБ своей авиации очень щепетильно, это вполне объяснимо статусом настоящего всемирного «агрессора», наши же ВВС имеют больший потенциал РЭБ наземной компоненты — войск ПВО и РТР, т.е. ведётся радиоэлектронная защита наземных оборонительных систем от ударов с воздуха.

Самолёты РЭБ: выжить за «густой пеленой» помехEA-6B помимо комплекса AN/ALQ-99 может оказать и прямое огневое воздействие по РЛС противника ПРЛР «Харм»

Поэтому абсолютно понятно, почему США не ограничиваются созданием относительно недорогих и эффективных контейнерных средств РЭП, как Россия, а освоили целое семейство самолётов РЭБ разных поколений: от EF-111 «Raven», который на конец 70-х являлся «мастером» прорыва ослабленной ПВО противника для безнаказанного вторжения ударных тактических истребителей-бомбардировщиков в воздушное пространство неугодных американцам государств, до целых воздушных командных пунктов РЭБ и психологического подавления на базе ВТС C-130 «Hercules», названных EC-130E «Commando Solo», способных подавлять системы ПВО, вести стратегическую разведку и пагубно воздействовать на психику человека посредствам подрыва государственных каналов вещания, внедряя свой более мощный радиоканал с угнетающей информацией и проамериканской пропагандой. Управляют  радиоэлектронным комплексом этого западного «чудовища» всего несколько операторов.

Теперь заострим внимание на главной теме статьи – самолётах РЭБ. Признанным «ветераном» в этой области считается палубный EA-6B «Prowler», который успешно эксплуатируется уже более 46 лет, данный самолёт в различных модификациях успел поучаствовать в большинстве военных конфликтов, проводимых в интересах США.

Последняя и наиболее совершенная версия этого самолёта — EA-6B «Prowler ADVCAP» (Advanced Capability), которая предусматривает установку обновлённого радиоэлектронного комплекса, представленного мощным комплексом активных шумовых помех ALQ-99F(V) и станцией РТР AN/ALP-42, которая выполняет и функцию СПО(системы предупреждения об облучении) и передаёт координаты источников излучения на ЦВМ ALQ-99F(V). Также от  станции РТР AN/ALP-42 координаты получают и две подсистемы РЭБ:

-комплекс AN/ALQ-126, генерирующий ответные помехи импульсного типа для срыва «захвата» самолётов в ближайшем звене и непосредственно «Проулера» ПАРГСН, АРГСН и МРЛС ЗРК противника;

-система AN/ALQ-92 предназначена для подавления тактических радиоканалов связи и обмена данными между истребительной авиацией противника и самолётами ДРЛО, а также другими средствами системной увязки, работающими в частотном диапазоне (УКВ) или 0,03 – 3 ГГц.

Комплекс активных помех ALQ-99F(V) способен поставлять шумовые, заградительные и прицельные помехи с частотами от 64 МГц до 40 ГГц в ППС и ЗПС с помощью двух антенн, сопряжённых с ЦВМ 4Pi и двумя передатчиками мощностью 1000 Вт/МГц и усилением 13 дБ каждый. Усилители для передатчика определённых частот питаются от универсального генератора типа UUEU. Данные на ЦВМ 4Pi поступают от бортового компьютера системы типа AN/AYK-14.

В 1993 году появилась информации об интеграции в контейнеры КАП AN/ALQ-99 ещё одной станции активных помех AN/ALQ-149, передающие антенные решётки которой устанавливались непосредственно в контейнер первой. Цена новой подсистемы составляла около 800 тыс. долларов, а необходимость установки заключалась в охвате средних и нижних частот метрового диапазона для успешного подавления РЛС ДРЛО типа П-14 «Лена» и других.

По сути, самолёты РЭБ EA-6B «Prowler» стали одними из самых эффективных и популярных в ВВС наряду с F-4G «Уайлд Уизл» и F-111A «Raven», последние отличились в операции «Буря в пустыне», представив передовой ударный эшелон МРАУ, который за считанные часы «отключил» устаревшую систему ДРЛО-ПВО Ирака.

Прослужив в ВМС США до ноября 2014 года, «Прулер» всё ещё оставаясь на продвинутом уровне технологий с точки зрения БРЭО, стал устаревать «физически»: тяга двух  ТРД Pratt Whitney J52-P-408 составляла 10000 кгс, но конструкция планера ограничивала максимальную скорость 1100 км/ч, а большая масса создавала тяговооружённость не более 0,5, поэтому самолёт не мог самостоятельно выйти победителем из ближнего боя, навязанного истребителями противника, ЭПР «помеховика» тоже оставляла желать лучшего.

Поэтому 15 ноября этого года звено «Проулеров» из эскадрильи РЭБ VAQ-134 Garudas (палубное базирование, авианосец USS «Д. Буш») совершило прощальный перегоночный полёт на аэродром Уидби-Айленд ВМС США, завершив свою палубную историю. На смену «Проулера» пришёл в 2 раза более быстрый, маневренный и высотный самолёт РЭБ EA-18G «Growler», который изначально создан на базе двухместного F/A-18F, но оптимизирован под использование комплексов РЭП.

В ядре «Гроулера» всё тот же КАП AN/ALQ-99F(V), но в отличие от устаревшей информационной станции РТР AN/ALP-42, на новом самолёте установлена новейшая система AN/ALQ-218(V)2 (LR700), которая в пассивном режиме имеет азимутальное разрешение пеленгации источников излучения 20, а разрешение по дальности около 8%. Эта РТР способна выдавать более чёткое целеуказание основному КАП AN/ALQ-99F(V),  а также отслеживать  МРЛС с быстрой цифровой перестройкой частоты без срыва пеленгации координат.

Самолёты РЭБ: выжить за «густой пеленой» помехБРЭО обмена тактической информацией и радиоэлектронной борьбы на самолёте EA-18G

Вместо станции активных помех каналам тактической связи противника AN/ALQ-92 устанавливается AN/ALQ-227(V)1, которая частично является автономной системой, поскольку обладает собственной антенной ненаправленного типа и может работать независимо от станции РТР AN/ALQ-218(V)2.

Помимо всех нововведений самолёт обладает мощной БРЛС с АФАР AN/APG-79, которая может обнаружить  истребитель с ЭПР 3 м2 на удалении 160 км, при работе КАП AN/ALQ-99F(V) создаётся множество электромагнитных помех и гармоник в БРЭО самого «Гроулера», по этой причине для нормальной радиосвязи и работы БРЛС в состав оборудования «Гроулера» введён модуль электромагнитной совместимости INCANS, который оптимизирует частотный резонанс электронных систем самолёта. При необходимости мощного точечного подавления небольшого участка радиотехнических средств противника может использоваться и антенная решётка AN/APG-79.

Самолёты РЭБ: выжить за «густой пеленой» помехПомимо «помехового» и противорадиолокационного воздействия «Гроулер» абсолютно без проблем может проводить операцию по завоеванию превосходства в воздухе благодаря мощной БРЛС с АФАР

Американские авиационные средства РЭП являются одними из лучших, особенно при использовании против ЗРК и РЛС старых типов. Что же наша отечественная оборонка может противопоставить против радиоэлектронных «убийц» из США?

Россия, сделавшая акцент на наземных комплексах радиоэлектронного противодействия типов СПН-2, СПН-4 и мобильном автоматизированном комплексе РЭБ для прикрытия РЛС СПРН, ДРЛО и ЗРК, разработала лишь один наиболее совершенный комплекс РЭП «Хибины» в нескольких модификациях для разных носителей:
Л-175ВЭ «Хибины-10В» — для высокоточного фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34;
Л-265М10 «Хибины-М» — для сверхманевренного истребителя поколения 4++ Су-35С;
Л-265 «Хибины-У» — для двухместного высокоманевренного истребителя Су-30СМ;
КС-418Э «Хибины» — для Су-24МК.

Самолёты РЭБ: выжить за «густой пеленой» помехСу-34 с полным комплексом «Хибины-10В», включая контейнер группового противодействия

Данный комплекс представляет собой систему из двух контейнеров, установленных на законцовках крыльев для собственной обороны, а для групповой радиоэлектронной борьбы – третьего контейнера на центральном подфюзеляжном пилоне, с более мощным излучателем, способным создавать заградительные и шумовые помехи для дружественного звена или эскадрильи при значительном удалении разведывательной и истребительной авиации и наземных или корабельных позиций ПВО противника.

Модуль РТР «Хибин» имеет частотный диапазон наблюдения 1200 – 40000 МГц, а станция постановки помех 4-18 ГГц — для контейнеров самообороны, и 1-4 ГГц – для контейнеров групповой защиты. Таким образом САП контейнеров самообороны (законцовки крыла) полностью подавляют весь частотный диапазон стрельбовых МРЛС целеуказания и подсвета (G, H,X, Ku, J), а САП контейнеров групповой защиты подавляют диапазоны (L, E, S), что позволяет добиваться подавления радиолокаторов обнаружения и целеуказания, которые будут выдавать ложную информацию по составу группы, «прячущейся» за помехами.

Стоит отметить и недостаток  комплекса, который заключается в малых углах обзора передней и задней полусфер (по 900 на полусферу), у американской AN/ALQ-99 обзор всеракурсный. Совершенное оборудование Су-34, Су-35 и Су-30СМ по логике вещей, способно обеспечить качественную и точную работу «Хибин» и прикрыть обороняемое авиасоединение от ЗРК «Patriot» или «Standard-2(3)», а также поставить помехи, прикрывающие полёт ПРЛР Х-58 или тактических КР-ПКР типа Х-59МК2 (Х-35У), что на деле подтвердилось на операции двух Су-34, уничтоживших ключевую грузинскую РЛС и ЗРК «Бук-М1» и С-125.

На сегодняшний день «Хибины» является одним из самых эффективных комплексов РЭП, но американская САП AN/ALQ-99F(V) с приданными её системами РТР нисколько не уступает нашей системе, а по обзору точности даже превосходит, поэтому «Хибины» нуждаются в доработке, которая ведётся в рамках проекта Калужского НИРТИ под названием «Тарантул».

/Евгений Даманцев/

2 КОММЕНТАРИЕВ

  1. хибинами надо оснащать обычные су27-30, они будут слепить рапторы и вынуждать их идти на ближний, средний бой, где им ничего не светит

  2. Специалист
    Сдесь есть одо но Хабина хоть и универсальное средство РЭБ но она все же больше заточена для радиоэлектронного противодействия с земли или на море во вторых F-22 Раптор мало заметен его координаты движения будут отслеживаться в очень узких секторах в третьих если ты не видешь противника подавлять средствами шумовых помех будит достаточно сложно. Его можно будит подавлять только в том случии если самолет F-22 включит свой радар на высокое излучение во тличее от корабля типа Дональд Кук который облучался достаточно успешно средствам РЭБ Хабины F-22 Раптор постоянно меняет положение в пространстве а значит его координаты будут постоянно меняться в отношении диаграммы излучения шумовой помехе и обратно импульсной помехе а как только самолет F-22 сменит режим на короткие с низкой вероятностью перехвата сигналов или на высокие с мак изменением повторения засечь его станет совсем не просто к та муже F-22 серии Блок 30 уже имеет очень неплохую оборонительную систему активного противодействия и переход на пассивный режим и в данном случае самолет превратится в хорошо защищенную но в тоже время мишень. А последние модификации ракет AIM-120 -6 Е AMRAM приемопередатчик данной ракеты пассивного действия способен наводится на сам источник шумового сигнала помехи и в данном случае если самолет не примет контор меры по уменьшению сигнала может сам стать жертвой такой ракеты.

Ответить