Хотя семейство боевых машин Bradley задумывалось для европейских боевых сценариев, но его развитие этим не ограничилось. Модернизированные машины хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях в пустыне и современных операциях по стабилизации военно-политической обстановки по всему миру.

Семейство бронированных машин Bradley не было уж столь успешным по продажам за исключением относительно небольших экспортных поставок в Саудовскую Аравию, но немногие боевые машины могут соответствовать быстро меняющемуся боевому окружению лучше, чем пехотный (M2) и разведывательный (M3) варианты.

Изначально разработанные и испытанные с целью соответствия воображаемым боевым сценариям холодной войны 70-х годов, сегодняшние модели выполняют важные оперативные задачи в городских противоповстанческих операциях и операциях по поддержанию мира.

Первая партия из 2300 моделей А0 была впервые развернута в американской армии в марте 1983 года в варианте БМП с отделением для перевозки 9 солдат и разведывательном варианте CFV (Cavalry Fighting Vehicle) с отделением для 5 человек. Огневое могущество обеих вариантов составляют установленная в башне 25-мм пушка M242 Bushmaster от McDonnell Douglas (ныне ATK), сдвоенная установка ПТУР TOW от Hughes (ныне Raytheon) и спаренный 7,62-мм пулемет.

Первые из 1371 улучшенных и модернизированных моделей A1 начали поступать на вооружение с мая 1986 года. Модернизация включала:
— подсистему TOW II;
— газопоглощающий фильтр с вентилируемой лицевой маской;
— блокировку комплекса вооружения, прекращающую ведение огня во избежании повреждения машины или стрельбу при углах превышающих допустимые;
— изменения конструкции варианта CFV;
— улучшения в боеукладке;
— защитные крышки для перископов экипажа;
— доработанную топливную систему;
— доработанную систему пожаротушения и бортовые редуктора взятые у РСЗО M270, члена растущего семейства Bradley.

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемBradley со снятой дополнительной броней

За этими машинами с мая 1988 года последовали около 3000 машин в варианте A2 с новой силовой установкой мощностью 600 л.с.; броневой защитой от огня 30-мм пушки; новыми броневыми плитками; внутренним противоосколочным подбоем; и измененными местами боеукладки. Эти машины варианта A2 воевали в операции «Буря в пустыне» и уроки, полученные в пустынях Кувейта и Саудовской Аравии, послужили толчком к разработке еще одного модернизационного комплекта, известного под обозначением A2 ODS (Operation Desert Storm), включающего различные улучшения, начиная от системы GPS и до блока видеоусиления водителя.

Нынешняя деятельность компании BAE Systems US Combat Systems (сегодняшний преемник оригинального производителя, FMC Corporation) в сфере структурных изменений сосредоточена на переделке и модернизации вариантов M2/M3A2 до современной конфигурации M2/M3A3.

В соответствии со стандартом A3 добавляется две инфракрасные камеры второго поколения, независимый тепловизор командира CITV (commander’s independent thermal viewer) и улучшенный прицел для захвата целей IBAS (Improved Bradley Acquisition Sight); улучшенная система положения и навигации; базовая электронная архитектура; и цифровая система командования и управления.

Прицел IBAS, созданный компанией DRS Technologies, имеет подсистему захвата цели на сопровождение и подсистему управления ракетой для повышения летальности за счет автоматизированных баллистических решений и программы слежения за целью. В прицеле IBAS применена технология SADA II (Standard Advanced Dewar Assembly) (обеспечивает высокое соотношение сигнал/шум и получение высококачественного, близкого к телевизионному ИК-изображения).

В состав прицела IBAS входят инфракрасная камера Block 1 B-Kit второго поколения (в рамках программы внедрения передовых технологий); оптика прямого видения; дублирующие функции слежения за целью; безопасный для глаз лазерный дальномер; дневная телекамера; стабилизированная головка блока зеркал стабилизированная по двум осям. Очень важно, что IBAS обеспечивает улучшенные характеристики ведения огня в движении для основного орудия Bradley.

Параллельно с бесчисленным количеством модернизационных пакетов последние два с половиной десятилетия произошло значительное изменение размеров парка M2/M3, от первоначального количества в 6882 системы до современного «модульного и окончательного» парка Bradley, который включает в общей сложности 4561 машину в конфигурациях A3 и A2 ODS. Последняя включает некоторые модели ODS-SA (Situational Awareness – ситуационная осведомленность), модернизированные частично, то есть обладающие возможностями цифровой связи варианта A3, но без CITV.

«С тех пор как машины впервые были выпущены, для большей части Bradley визуально ничего не изменилось, – рассказывает руководитель программы по Bradley в американской армии подполковник Вильям Шихи. – Мы разработали Bradley частично в ответ на советскую БМП и впервые мы получили транспортер десанта с «боевыми характеристиками». Bradley создана поражать танки и БМП, и с того времени машина стала надежной рабочей лошадкой. Впрочем, по прошествии времени и по мере развития, мы сделали многое для модернизации машины и облегчения выполнения новых боевых задач».

«Оригинальная машина была аналоговой, к примеру, но мы совершили большой скачок с моделью A3 для того, чтобы внедрить внутри машины цифровую основу и шину передачи данных, соответствующую стандарту MIL-STD-1553. Такой шаг вперед принес за собой инфракрасные приборы передового наблюдения и те категории оборудования, которые реально двинули машину далеко вперед, оставив наших противников позади. Мы могли обнаруживать цель, четко идентифицировать и уничтожать ее таким способом, который еще не видели на поле боя. Так что это было своего рода последнее большое развитие – оцифровка машины, упрощение коммуникационного взаимодействия и повышение эффективности систем вооружения», — продолжил подполковник Вильям Шихи.

«Как только мы вступили в операцию «Иракская свобода» в 2003 году, первые бои просто походили на сценарии, для которых она была создана, – заметил он. – Затем мы перешли к городским боям и противоповстанческим операциям и в результате, при следующей модернизации машины, мы добавили ряд изменений с целью повышения ее живучести».

Вопросы живучести

Эти элементы были добавлены в последующих пакетах в соответствии с программой «комплект повышения живучести в городских условиях для Bradley» — BUSK (Bradley Urban Survivability Kit), который может быть установлен в полевых условиях.

«Первое правило, которое мы выучили, это то, что нет «волшебного средства», – признал подполковник Шихи. – Люди могли вспомнить V-образные корпуса или различные типы бронирования, но нет ни одного решения, которое даст вам всю ту необходимую защиту от угроз, перед лицом которых вы действуете».

Описывая некоторые работы по новой защите, он отметил, что машина всегда имела бронирование днища еще со времен Холодной войны, поскольку угроза мин не нова, но лист из высокопрочной стали толщиной 19 мм был продлен на всю длину машины и на спонсоны.

«Мы также обнаружили, что могли бы укладывать некоторые боеприпасы на днище Bradley, но в то время в прошлом мы были сосредоточены на защите от разрывов корпуса, теперь мы обнаружили, что основная угроза состоит не в разрушении корпуса, а той энергии, которая передается на корпус, вызывая подрыв боеприпасов на днище и их опустошающий разлет внутри машины. Поэтому мы поместили их в теплоизолированный ограничительный контейнер, который не дает разлетаться боеприпасам в случае взрыва под днищем».

По словам подполковника Шихи, крепление ремнями теплоизолированного контейнера является неотъемлемой частью конструкции, так как оно медленно расходится при деформации днища, поглощая энергию, и затем переходит в устойчивый разрыв. Каждый боеприпас хранится в мешке из Кевлара, который не разрывается и не рвется также легко как при креплении ремнями.

Машины также были оборудованы взрывобезопасными сиденьями в комплекте с опорами для ступней с целью предотвращения распространения энергии взрыва через днище на ноги людей. Подполковник Шихи сказал, что: «У нас есть некоторые озабоченности насчет солдат, головы которых ударяются о крышу машины и получают увечья шейного отдела, поэтому, когда проводили боевые учения, мы намазывали мелом шлемы манекенов для того, чтобы видеть есть ли удар о крышу. Они не двигались. Вместо этого сиденье сжималось, когда днище шло вверх, а затем оно снова возвращалось назад в исходное положение. Конечно, манекены тряслись, но перегрузки напоминали обычную тряску во время движения машины».

Он определил защиту как концепцию «вложенной» живучести, начина с бронирования днища и заканчивая укреплением крыши башни.

Впрочем, он признал, что существуют ограничения на объем бронирования, который может принять машина и американская армия не контролирует сам уровень угрозы. «Враг ограничен только тем, насколько большую яму он может выкопать и как много взрывчатки может туда затолкать для того, чтобы попытаться взорвать нас. Поэтому мы также смотрим на то, что еще может случиться, если он пробьет машину».

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемНовейший стандарт Bradley демонстрирует комплект ДЗ BRAT и другие новшества на выставке AUSA 2013

Одной из главных обеспокоенностей по поводу последствий пробивания брони является возгорание топливных баков под башней. «То, что мы усвоили из опыта боевых операций: когда происходит подрыв и корпус деформируется, но не разрушается (растрескивается), может случиться «разлом» топливных баков, распыление топлива и выброс огненного шара в заднюю часть машины. Поэтому мы связались с авиационным сообществом – ребятами создавшими Chinook и Black Hawk. У них не было возгорания топлива, вызванного жесткой посадкой или крушением, в течение 10 лет». В результате машины Bradley в настоящее время оборудованы самозатягивающимися топливными баками.

Борьба с угрозой РПГ

Кроме противодействия угрозе подрыва мин под корпусом, защита также развивалась в направлении противодействия реактивным противотанковым гранатам (РПГ) и зарядам типа «ударное ядро» (направленным фугасам) которые регулярно встречаются в Ираке. В итоге компаниями General Dynamics и Rafael был разработан законченный комплект BRAT (Bradley Reactive Armour Tiles – блоки динамической защиты для Bradley). В мае 2009 года американская армия заказала серию комплектов BRAT у компании General Dynamics Armament and Technical Products, поставки которых начались в этом же году.

Подполковник Шихи отметил, что это комплекс защиты с малочувствительными компонентами, некоторые участки спроектированы для противодействия РПГ, а другие как РПГ, так и «ударным ядрам». «Вы может стрелять по этой броне весь день 5,56-мм или 7,62-мм пулями и не будет никакой реакции. Впрочем, если вы стреляете кумулятивным боеприпасом, то блок динамической защиты (ДЗ) взрывается и разрушает кумулятивную струю, до того как она ударит в борт машины».

Он добавил, что «мы провели боевые испытания на Абердинском полигоне, мы снимали видео снаружи и внутри машин, наблюдая за тестовыми манекенами. При выстреле испытателями из РПГ по машине, целевой блок ДЗ поражал снаряд, но при этом ни один из соседних блоков не детонировал. Внутри машины это ощущалось как вождение по улицам. Манекены трясло, но по сравнению с «неистовством силы» снаружи машины, можно сказать, ни один из манекенов реально не двигался. Все это устанавливалось и устанавливается в настоящее время вместе с комплектами бронирования днища на флагманскую машину A3».

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемBradley M2A3 оборудована улучшенными броневыми панелями и всем тем, что предусмотрено для флагманского варианта A3

Процесс модернизации проводится по программе полного восстановления, согласно которой машины Bradley, которые интенсивно эксплуатировались на театре военных действий (ТВД), восстанавливаются и модернизируются до общего стандарта. Как пример, компания BAE Systems получила крупный заказ от Пентагона стоимостью 601 млн. долларов в мае 2009 года на полное восстановление 606 БМП Bradley, 346 машин Bradley A3, 141 машину A2 ODS и 119 машин A2 ODS SA.

Армия является полноправным партнером по этой работе, она выполняет первоначальную разборку и ремонт подсистем на своем заводе Red River Army Depot, перед тем как дальнейший демонтаж и конструктивные изменения и окончательная сборка выполняются на заводе компании BAE Systems в Пенсильвании. Поставки восстановленных по этому контракту машин начались в середине 2009 года и завершились уже к марту 2010 года.

По словам подполковника Шихи, программа BUSK в настоящее время находится на третьем этапе модернизации парка Bradley. «Например, BUSK I включала днищевое бронирование, мощную проволочную защиту наверху и экраны перед нашими FLIR [forward-looking infrared — тепловизионная система переднего обзора] для защиты от брошенных камней, – пояснил он. – Это следствие полученного ранее опыта боев в городских условиях».

«BUSK II включает дополнительные элементы, например, теплоизолированный контейнер для боезапаса, новые сиденья, сиденье водителя, крышу башни. Он также включает открывание рампы в случае экстренной ситуации, чем мы действительно гордимся. В прежней конструкции машин, единственной точкой, откуда можно было опустить рампу, было место водителя. Впрочем, если у вас экстренный случай, когда водитель может быть выеден из строя, этим ребятам необходимо выбраться наружу через дверь для десанта в аппарели. Но когда солдаты полностью экипированы, то пролезть через эту дверь быстро, особенно когда происходит что-то невообразимое, очень трудно.

Конструкторы спроектировали систему, позволяющую десанту при выведении водителя из строя, самому опускать кормовую аппарель. Эту схему не предполагается использовать в ежедневных операциях, но она позволяет быстро покидать машину. Это здорово и это работает на боевых машинах с комплектом BUSK II».

В связи с неотложным требованием о «преодолении угроз в реальных условиях», сначала в передовые подразделения были отправлены первые два модернизационных комплекта BUSK, затем за ними последовали «следующие системы». В настоящее время ведется установка этих комплектов на новых машинах.

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемBradley A3 в городской операции прикрывает пехотинцев, зачищающих улицы в Багдаде. Совершенно иная задача в сравнении с теми, что первоначально планировались для этого семейства машин

«Каждая машина уже имеет BUSK II или получает его в настоящее время», – отметил Шихи. BUSK III прошел испытания боевыми стрельбами и работа продолжается; армия планирует пройти поэтапную модернизацию.

По словам Шихи нынешнее планирование в большей степени связано с повышением массы, полученным в результате проведенных на сегодняшний день модернизаций, особенно в области бронирования. Общая масса машины Bradley увеличилась примерно на 5400 кг свыше первоначальных 30000 кг, что очевидно влияет на подвижность машины. За столь сжатые сроки немногое было сделано для того, чтобы уменьшить массу машины, поэтому с целью решения проблемы работы были сосредоточены на повышении мощности силового блока и соответственно восстановлении удельной мощности.

Системы вооружения Bradley

За весь срок ее эксплуатации на базовую машину Bradley с переменным успехом устанавливались самые различные системы вооружения.

Несмотря на то, что экипаж был очень доволен стандартной 25-мм пушкой Bushmaster, также на машину постоянно устанавливалось и испытывалось самое различное вооружение с целью повышения уровня летальности, включая стрельбы из 35-мм пушки с цепным приводом Bushmaster III Chain Gun, созданной компанией ATK Gun Systems на свои средства. Этот процесс начался в 1997 году, и пушка уже считалась готовой для установки, но заказчик так и не рассмотрел это предложение.

Двумя годами позже, Bradley прошла успешные испытания с системой вооружения с телескопическими боеприпасами CTAI 40 мм, предназначенной для британских программ Warrior Capability Sustainment Programme (WCSP – программа продления срока службы Warrior) и проекта Specialist Vehicle – Scout от General Dynamics UK, но США не планируют устанавливать это вооружение на свои машины Bradley.

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемМашина Bradley на посту наблюдения в Ираке. Стандарт A3 включает днищевое бронирование и ряд компонентов, повышающих уровень живучести

Несколько лет назад на вариант БМП M2A3 была установлена пушка 30-мм Mk 44 от ATK при минимальной доработке конструкции башни. Они в основном связаны с системой обработки боеприпасов, необходимой для более крупных снарядов. Последние включают бронебойные и осколочно-фугасные типы, также как они имеют потенциал для будущих модернизаций, заключающийся в возможности ведения огня 40-мм боеприпасами Super Forty из этой же пушки. Впрочем, что касается других вариантов, то на данный момент американская армия не имеет планов по установке Mk 44.

В докладе американской армии по итогам операции «Иракская свобода» был сделан вывод об эффективности существующей 25-мм пушки Bradley, особенно касательно ее скорости реакции, стабилизированной точности и эффективности боеприпасов, осколочно-фугасного для пехоты и бронебойного для легких ББМ. Как следствие, она, скорее всего, останется в обозримом будущем на вооружении.

Были изготовлены два зенитных варианта, Bradley Stinger и Bradley Linebacker, но оба в настоящее время выведены из эксплуатации и переделаны под другие задачи. Вариант Linebacker был соответствующим образом переделан под установку ПВО на базе стандарта M2A2 ODS, но был оснащен четырехтрубной пусковой установкой ракет Stinger «земля-воздух» вместо установки TOW. В варианте Stinger вместо стандартного пехотного отделения было размещено отделение ближней противовоздушной обороны для обслуживания установки Stinger .

Также рассматриваются модернизации ракеты TOW с одной возможной альтернативой – широко распространенной ракетой Javelin, которая отстреливается в режиме «выстрелил-забыл». Ее стоимость сравнима со стоимостью обычной ударной боеголовки, но при этом ее можно увести в сторону от цели, если ситуация изменилась после пуска. Хотя над этой характеристикой еще продолжается работа в рамках модернизации Javelin.

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временем
Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемОдной из отличительных характеристик Bradley по сравнению с современными западными БМП является сдвоенная пусковая установка TOW, дополняющая 25-мм пушку Bushmaster

На одном из вариантов Bradley, M7 FIST (Fire Integration Support Team – группа объединенной огневой поддержки), пусковая установка TOW заменена комплектом целеуказания, состоящим из лазерного указателя AN/TVQ-2 и ночного прицела AN/TAS-4B TOW. Это позволяет M7 FIST поражать цели точнее, чем любому другому варианту Bradley, так как в нем совмещены комплекс целеуказания с полноценной системой командования, управления и связи, включая усовершенствованную систему тактических данных полевой артиллерии (Advanced Field Artillery Tactical Data System), предназначенную для вызова огня прямой и непрямой наводки.

Другие модифицированные варианты Bradley включают командирскую машину M4 и медико-санитарный вариант Armored Treatment Vehicle, который успешно прошел испытания, но из-за постоянного недофинансирования так и не вошел в серийное производство.

Восстановление внутреннего объема

Подполковник Шихи также сообщил о том, что помимо восстановления удельной мощности он пытается найти пути восстановления внутреннего объема машины, уменьшившегося в связи с модернизациями. «Прямо сейчас мы рассматриваем два разных варианта решения этой проблемы. Один из них, для расчетных размеров, если мы сможем объединить некоторые из линейных сменных блоков в линейные сменные модули, подобно серверу с набором плат в нем, то мы сможем вернуть назад определенный объем утраченного пространства и возможно получить некоторую дополнительную мощность».

Более смелый вариант, затрагивающий вопросы пространства и массы, может включать переделку корпуса машины. «Башня является самым сложным компонентом машины, в ней вся вычислительные мощности, в ней пушка, в ней инфракрасная оптика передового наблюдения FLIR. Так, если я уберу башню, сделаю корпус больших размеров и поставлю башню обратно, я сниму множество проблем, так как смогу установить больший двигатель с большей мощность, плюс получу больше внутреннего пространства. Мы рассматриваем несколько вариантов укрупнения корпуса. Мы увеличим его по ширине? Или в длину? Или и так и так?»

«Мы ведем «предэтапную» работу. С этой точки зрения мы проводим большой объем аналитической работы по нашим дальнейшим действиям для того, чтобы попытаться выяснить по какому пути идти. Но важнейшей целью является, насколько это возможно, сохранение унифицированности во всей бронетанковой бригадной боевой группе HBCT (Heavy Brigade Combat Team). Например, у нас есть Paladin PIM [Paladin Integrated Management – комплексное управление Paladin] на шасси Bradley. Также как и мы, они хотят иметь гусеницу с двойным пальцем, то же касается балансиров и опорных катков. Всё это позволит упростить материально-техническое снабжение и обучение».

В то время как нет непосредственного влияния на программу Bradley, оказываемого начатой армейской инициативой по наземной боевой машине GCV (Ground Combat Vehicle), но тот факт, что первый вариант GCV был определен как Боевая Машина Пехоты, определенно повышает вероятность выбора того или иного варианта Bradley. Тем временем, семейство Bradley продолжает увеличиваться за счет новых вариантов и будущих потенциальных применений.

Семейство боевых машин Bradley идет в ногу со временемПехотинец спешивается с кормы Bradley. Одной из новейших мер направленных на повышение живучести является дополнительное управление аппарелью из десантного отделения в том случае, если водитель выведен из строя

Новейшим вариантом Bradley является уже упомянутая гаубица M109A6 Paladin PIM, которую планируется оставить на вооружении до 2050 года. Как сказал директор программ по огневой поддержке в компании BAE Systems Рон Хейуорд: «Мы берем 50-летнюю платформу и даем ей еще 50 лет планируемой эксплуатации. PIM началась как программа по продлению срока службы в связи с имеющейся массой «отставного железа» и устаревших деталей, которые перестали поддерживаться и стали слишком дорогими». В сущности, по программе PIM в настоящее время предусматривается совершенно новое шасси Bradley, которое на 90 процентов унифицировано с существующими машинами, но при этом отличается меньшей стоимостью владения и меньшим объемом материально-технического обеспечения.

Цифровые стандарты

«С производственной точки зрения мы введем стандарт [M109] «Alpha 6» на заводе в Аннистоне, – добавил Хейуорд. – Там снимут кабины с шасси и используют его компоненты для нынешнего парка Paladin с целью продления срока эксплуатации до того тех пор, пока он не будет заменен вариантом PIM. Также разберут кабины и переделают их под новый цифровой стандарт, при этом капитальному ремонту подвергнутся также пушка M284 и ее орудийная установка M182».

Между тем, компания BAE Systems изготовит новые «коробки» шасси в Пенсильвании и запустит линию по сборке силового блока наряду с выпуском готового шасси. На новом заводе в Оклахоме на укомплектованное шасси установят отремонтированные пушки и кабины. По соседству, в Форт Силл будут проведены все соответствующие огневые испытания.

Работы по PIM стали чем-то вроде процесса концептуального развития за прошедший год. Участники программы PIM как в армии, так и в промышленности определили ее как программу по повышению «надежности», а не работы по «модернизации».

Впрочем, исходя из меморандума о принятии решения по закупкам, который определил компоненты наземной обитаемой машины, программа выбрана из-за своего модернизационного потенциала. Например, PIM отличается новой общей модульной энергосистемой и по словам Хейуорда «70 кВт мощности создают много «свободного пространства» для реализации любой «сетецентричности» сейчас или в будущем».

«Для работ по созданию «сетецентричной» архитектуры вам необходимо много энергии, аппаратная часть, цифровая магистраль, и вам нужно чистое электромагнитное пространство. Для того, чтобы иметь чистое электромагнитное пространство мы должны были избавиться от контактного вращающегося устройства, так как щетки и якорь создают сильные электрические помехи, после этого мы перешли на систему управления по кабелям внутри кабины».

Рассказав о множестве других возможностей, он добавил: «Мы с выгодой используем инвестиции, которые налогоплательщики в свое время вложили в NLOS-C/FCS и мы создали машину, которая примет большую массу по сравнению с тем, что сейчас мы имеем. Это то, что нужно для будущего роста. Все суть в этом».

Кроме работ по PIM, представляющей собой значительное развитие общей платформы Bradley, другие усилия компании сосредоточены на потенциальном расширении парка, включая рассмотрение текущей инициативы армии по ликвидации нынешнего парка M113.

«Одно из предложений, которое мы представили армии в качестве части работ по ликвидации M113, это возможность замены парка на машину Bradley без башни», – объяснил руководитель департамента боевых систем Bradley в компании BAE Systems Адам Зарфосс.

Например, чтобы заменить существующий командный пункт M577 [на базе М113], «вы может отрезать верхнюю плиту у Bradley, поднять крышу и получить подвижный командный пункт. Вы также можете сделать санитарную машину, машину оказания медицинской помощи и транспортер миномета. Как следствие, 77 % техники в бригадах HBCT будут иметь общее шасси. И опять же, «эта коробка» не увеличивает ваши расходы. Поскольку у вас есть такие же ремонтопригодные компоненты, такой же силовой привод, такие же гусеницы, вы не только облегчите жизнь своим солдатам, но и сэкономите деньги налогоплательщиков».

«Мы не собираемся выходить с этим перед армией, – заявляет он, – и армия скоро примет свое решение, но более 1000 машин Bradley A0 до сих пор болтаются на складе Sierra Army Depot. Они могли бы послужить значительным «посевным материалом» и помочь армии вывести из эксплуатации парк M113 и сэкономить свое время и средства».

/Alex Alexeev, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ну ты кот333 га***! Все что лучше и эффективнее русского это рекламный проспект?! Желаю тебе встретится с БМП Бредли А2 на поле боя в Донбассе славной Украины на своём ржавом БМП-2!!!!

Ответить