Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»

M1 Abrams — основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Является ветераном множества военных конфликтов: от операции «Буря в Пустыне» и миротворческой операции ООН в Сомали, до иракской кампании 2003 года и Афганистана.

Анализ боевого применения танка в этих конфликтах вызвал шквал критики его боевой эффективности (особенно бронирования), породил множество мифов и открыл львиную часть засекреченных фактов. Так ли уж плох этот танк, и справедлива ли его критика? Давайте разберёмся.

Танк M1 Abrams имеет мощное пассивное комбинированное лобовое бронирование обеспечивающее комплексную защиту как от кинетических так и от кумулятивных угроз. Толщина лобовой проекции башни первого M1 (1980 г) составляет 663 мм (62 мм наружная стальная плита + 500 мм комбинированного бронирования + 101 мм тыльная стальная плита), защита корпуса представлена в виде 563 мм габарита (аналогичных по толщине тыльных и наружных плит и 400 мм композитного габарита).

На последующих модификациях, начиная с IPM1(1984 г) и заканчивая M1A2 SEPv2 (2008 г), толщина лобовой брони башни составляет (62 — 700 — 101) 863 мм, и корпуса (62-500-101) 663 мм.

Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»

Эффективность наполнителей бронирования различна для каждой модификации машины: m1a1 (с 1985 г) имеет наполнитель из корундовой керамики AD92. M1A1HA (с 1988 г) корундовую керамику AD92 и уранокерамику UO87, (1990 г) M1A1HA+\D\M1A2 корундовую керамику AD95, и уранокерамику 2-го поколения UO100, (с 2000 г) M1A2SEP\SEPv2\M1A1SA\FEP имеют AD95 и уранокерамику 3-го поколения UO100 c графитовым напылением и титан в качестве облицовки пакетов сменного бронирования вместо алюминия. Также, помимо основных наполнителей бронирования, в незначительной мере применяется кевлар, стеклотекстолит, титан, резина и прочие материалы.

Показатели стойкости наполнителей против различных угроз:

AD90 — 0.84 — 0.95 от ОБПС и 1.37 от КС
AD99 — 1.13 — 1.08 от ОБПС и 1.42 от КС
UO87 — 1.93 — 1.75 от ОБПС и 2.9 от КС
UO100 — 2.67 — 2.4 от ОБПС и 4 от КС

Стойкость лобового бронирования у различных модификаций:

M1 (1980 г)
БАШНЯ: 420 мм от БОПС / 800 мм от КС
КОРПУС: 380 мм от БОПС / 700 мм от КС

IPM1/M1A1 (1984 г)
БАШНЯ: 450 мм от БОПС / 900 мм от КС
КОРПУС: 470 мм от БОПС / 800 мм от КС

M1A1HA (1988 г)
БАШНЯ: 680 мм от БОПС / 1100-1320 мм от КС
КОРПУС: 630 мм от БОПС / 900 мм от КС

M1A1HA+/D/AIM/M1A2 (1990 г)
БАШНЯ: 880-900 мм от БОПС / 1310-1620 мм от КС
КОРПУС: 650 мм от БОПС / 970 мм от КС

M1A2SEP/SEPv2/M1A1AIMv2/FEP (2000 г)
БАШНЯ: 940-960 мм от БОПС / 1310-1620 мм от КС
КОРПУС: н/д / н/д

Эти цифры характерны для участков лобовой проекции, оснащённых комбинированным бронированием, помимо них также значимую часть составляют участки с простым монолитным бронированием и ослабленные, уязвимые для огня противника зоны. Разберём и их: очень часто именно эти зоны становятся объектом критики и считаются уязвимыми для огня современных ПТС, разберём каждую зону по отдельности:

1) ВЛД и нижняя часть НЛД корпуса:
Имеют толщину 50 мм в районе механика водителя и 80 мм (50 мм + 30 мм защита топливных баков) с двух сторон от места механика водителя. Имеют наклон в 83 градуса от вертикали. На первый взгляд очень слабая защита, но в переводе на эквивалентную толщину составляют 360 мм и 570 мм соответственно. Но, тем не менее, даже переведённые данные являются чрезвычайно низкими для уровня защиты современной боевой машины.

Теперь обратимся к свойствам противотанковых боеприпасов. Начнём с бронебойных: даже современные ОБПС имеют свойство к рикошету и отклонению от траектории при преодолении наклонных преград.

Снаряды с удлиннением стрелы ОБПС 10:1 на скорости 1,7 км/с рикошетят при углах 78 град, 15:1 — 82-83 гр, 30:1 — 84-85 гр. (+- 1-2 гр в зависимости от материала ОБПС). Таким образом, только самые современные ОБПС смогут избежать рикошета, но столкнутся со следующим препятствием с отклонением от траектории. Даже небольшое отклонение в 3-4 град. от направления приведёт к тому, что стреле ОБПС придётся преодолеть вдвое большее расстояние в толще брони. Таким образом, даже 50 мм преграда может быть чрезвычайно трудно уязвимой.

Кумулятивные снаряды и боевые части ПТУР также сталкиваются с большими сложностями при столкновении с препятствием под экстремально большим углом: поражающие факторы кумулятивной струи сильно зависят от угла встречи боеприпасов с целью (при углах встречи, отличающихся больше чем на 30 градусов от нормали возможно отражение струи от преграды, рассеивание и отклонение). При контакте с бронёй под столь экстремальным углом в 83 градуса, около половины материала кумулятивной струи рассеится в воздух от преграды, оставшаяся часть войдёт в броню, отклонившись на несколько градусов от направления, в результате чего пробиваемость может упасть в 3 — 4 раза.

При таком угле также очевидно, что первым делом контактировать с бронёй будет не головная часть и контактный взрыватель, а борт ПТУР или КС, это вызовет деформацию кумулятивной воронки, её детонацию в незапланированной точке и, как следствие, — невозможность формирования кумулятивной струи. (Только для БЧ с контактным подрывом и её расположением в передней части).

2) Верхний лобовой лист башни, прикрывающий крышу до люков командира и заряжающего:
имеет толщину в 70 мм, расположен под углом 84-85 град. (свойства аналогичны (1) ).

3) маска орудия:
Также считается уязвимой зоной «Абрамса».

Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»
Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»
Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»

Российские аналитики оценивают её стойкость от 250 мм до 300 мм против ОБПС и КС. Наименьшая толщина до орудия около 70 мм, наибольшая — около 550 мм. Состоит из 2-х деталей, представленных на фото. Наружная имеет сменные пакеты с корундовой и урановой керамикой, тыльная — гипотетически представлена исключительно монолитной стальной бронёй, не отрицается, что в ней также имеются пакеты со сменным бронированием.

За маской пушки бронирование представлено в виде около 300 мм сплошного стального габарита механизма крепления, поворота и стабилизации орудия в вертикальной плоскости. Гипотетическая стойкость этой области лобовой проекции оценивается в 850-900 мм от ОБПС и 1100-1200 мм от КС (при условии, что тыльная деталь маски орудия состоит из монолитной катанной стали средней твёрдости).

ОСЛАБЛЕННЫЕ ЗОНЫ!:
Занимают 8,9% лобовой проекции.
1. Вырез в маске орудия под голову механика водителя (толщина около 300мм).
2. Вырез между корпусом и башней: представлен нижней лобовой деталью башни, идущей до погона (толщина плавно снижается от 850мм до 300мм.

БРОНИРОВАНИЕ БОРТОВОЙ ПРОЕКЦИИ
КОРПУС:
В районе механика водителя до БО 70 мм бортовой противокумулятивный экран + 25 мм основного бронирования с наваренным 30 мм листом, идущим до чуть далее середины БО + 30 мм бронирования топливных баков.

В районе борта аналогично до 1/3 его части (противокумулятивные экраны падают в толщине до 6,5 мм – 30 мм дополнительного листа) в районе МТО 25 мм основного бронирования и 6,5 мм противокумулятивный экран.

Как показывает практика, до ослабленной зоны рядом с МТО включительно, бронирование эффективно противостоит огню 30 мм пушек и старых модификаций РПГ-7, в ослабленной задней части бронирование уязвимо для огня 14.5 мм пулемётов и самых первых РПГ.

БРОНИРОВАНИЕ БАШНИ:

Имеет толщину от 450 мм до 500 мм в различных зонах. Физическая толщина по правому борту 450 мм, по левому 450 мм в районе боеукладки, к лобовой броне увеличивается до 500 мм.

Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»
Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»
Анализ бронирования танка М1A2 SEP «Абрамс»

СОСТАВ: 30 мм наружная плита из катанной броневой стали средней твёрдости, 20 мм воздушный зазор, 3×19 мм пластины уранокерамического наполнителя между 2-мя резиновыми прокладками в титановых матрицах, между пластинами также зазор 19 мм, дальше идёт воздух 180 мм и 120 мм тыльная стальная плита.

Стойкость последних модификаций «Абрамса» — 240…250 мм от ОБПС. Под углом 60 градусов может выдержать попадание с 2000 м российского ОБПС 3бм32 и с 1000 м попадание 3бм42. От кумулятивных с учётом последствий воздействия 3-х урановых пластин на струю а также разнесённой конструкции с воздушными зазорами + поправка на угол наклона, стойкость около 400 мм (берёт только РПГ-7ВЛ (500 мм) и тандемный (650 мм) а также РПГ-29 «Вампир» (650 мм), РПГ-22 (440 мм) и РПГ-32 (650 мм). Для остальной номенклатуры боеприпасов РПГ-7, РПГ-18, РПГ-22 такая преграда не по зубам.

У борта башни в районе б/к наполнитель другой. Вместо внешней 30 мм стальной пластины стоит алюминиевая пластина толщиной несколько миллиметров, а в воздушном зазоре между пакетом и тыльной плитой расположен ещё один пакет из пластин под большим углом. Общая стойкость около 300 мм от ОБПС и 500 мм от КС. С учётом ящиков ЗИП добавляем ещё миллиметров 5 от бронебойных и миллиметров 50-100 от КС. В этом месте защита ещё более мощная. Также для защиты бортовых проекций возможна установка комплексов динамической защиты ARAT (для корпуса) и ARAT2 (для корпуса и башни), что повышает противокумулятивную защиту бортовых проекций «Абрамса».

БРОНИРОВАНИЕ КРЫШИ И ДНИЩА
Бронирование крыши корпуса до БО – 50 мм и 80 мм, защита крыши башни до люков – 70 мм и 35 мм до боеукладки, толщина вышибных панелей и брони, прикрывающей МТО, ещё более мала. Такая защита является сомнительной против кассетных боеприпасов с кумулятивными субэлементами. Бронирование днища – 80 мм 50 и 20, в зависимости от области, возможна установка V-образного 12,7 мм листа для дополнительной противоминной защиты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
1. Лобовые топливные баки, встроенные в систему защиты, имеют толщину стенок в 30 мм, повышают стойкость лобовой и бортовой проекции. Помимо этого, само топливо обладает свойством гашения характеристик кумулятивной струи до 40-45% по сравнению со стальной преградой, и бронебойных на 10-15%.

Топливные баки внутри имеют конструкцию в виде пчелиных сот. При лобовом пробитии возгорание невозможно в связи недостаточным доступом кислорода. Лишь пробитие в бортовую проекцию может привести к возгоранию.

2. Защитные стенки, отделяющие боеприпасы, топливо и МТО от экипажа, повышают его шансы на выживание.

3. Большой заброневой объём свыше 19 м, минимализирует эффективность заброневого воздействия боеприпасов, преодолевших броню. Конструкция бронирования минимализует поражающее действие осколочного поля кумулятивных и кинетических боеприпасов после пробития.

4. Индивидуальные средства защиты экипажа: обязательно ношение бронежилетов с керамическими пластинами и кевларовых шлемов.

5. Система пожаротушения.

/По материалам topwar.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Это не анализ, а ТТХ. Для анализа не хватает выводов. Специалисты, возможно, сделают их сами, а вот основной массе читателей сухие цифры мало о чем говорят…

  2. Специалист
    Эта информация не представляла особого секрета после Иракской компании в 2003 и 2008 г.
    Есть небольшие ляпы в ней но ладно, все в одну кучу в словах можно сказать так информация для специалистов которые немного знают. Но в целом знают не все можно сказать так поверхностно так сказать вот им и для размышления.

  3. Непонятен смысл данной стать, тем более что «для тех кому надо» вся эта информация уже давно есть в интернете и некоторых печатных издания, а для остальных не нужна(ну разве для общего развития и то очень спорно). Печалит тот факт что таких «СтАТЕЙ» здесь очень много, явно пишутся для «галочки» и массовости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя