Одним из наиболее интересных проектов международного европейского консорциума MBDA является семейство управляемых ракет Brimstone. Боеприпасы класса «воздух-поверхность» предназначены для вооружения самолетов и беспилотных летательных аппаратов и отличаются друг от друга различными особенностями конструкции.

К примеру, ракета Brimstone Dual Mode отличается от первой ракеты семейства Brimstone использованной головкой самонаведения с пассивным лазерным и активным радиолокационным каналами. Одновременно с этим компания MBDA испытывает другую новую ракету – Brimstone 2.

Ракеты «воздух-поверхность» семейства MBDA Brimstone

На ранних стадиях разработки управляемая ракета Brimstone («Сера») рассматривалась в качестве модернизированного варианта американской ракеты AGM-114 Hellfire, разработанного с учетом производства в Европе. Тем не менее, проработка требований к проекту и обновление различных компонентов боеприпаса привели к тому, что проект Brimstone стал самостоятельным. У ракеты AGM-114, ранее считавшейся базовой, были заимствованы только некоторые общие черты облика.

Первая ракета семейства, Brimstone, имеет стартовый вес 48,5 кг и полную длину 1,8 метра при диаметре корпуса 17,8 см. В головной части боеприпаса располагается прозрачный обтекатель головки самонаведения и лазерная полуактивная система. За головкой самонаведения в корпусе расположена тандемная кумулятивная боевая часть весом 6,2 кг с ударным взрывателем, а также аппаратура управления. Хвостовая часть корпуса отдана под твердотопливный ракетный двигатель.

На боковой поверхности ракеты Brimstone расположены две группы Х-образных стабилизаторов, в средней и хвостовой частях корпуса. Хвостовые стабилизаторы оборудованы рулями для управления полетом. Следует отметить, что подобная компоновка агрегатов, как и часть бортовых систем, была разработана для первой ракеты Brimstone, но используется и на последующих ее модификациях. Основным способом обновления и улучшения боеприпасов стала замена некоторых агрегатов на новые с более высокими характеристиками.

Система управления ракеты Brimstone выполнена в соответствии с концепцией «выстрелил-забыл». Для этого ракета первой модели оснащена инерционной навигационной системой для выхода в район цели и полуактивной лазерной головкой самонаведения. Алгоритм применения боеприпаса выглядит следующим образом: бортовая аппаратура самолета или вертолета, вооруженного ракетами Brimstone, вводит в оборудование боеприпаса данные о расположении цели. После запуска ракета самостоятельно выходит в заданный район и включает лазерную головку самонаведения. Далее наведение осуществляется на подсвечиваемый лазером с земли объект.

Ракеты «воздух-поверхность» семейства MBDA Brimstone

Твердотопливный двигатель позволяет ракете Brimstone развивать сверхзвуковую скорость полета. Точная информация о максимальной скорости полета не оглашалась. При использовании ракеты в качестве оружия самолета или беспилотного летательного аппарата максимальная дальность стрельбы превышает 20 км. Если носителем боеприпаса является вертолет, то этот параметр сокращается до 12 км.

Разработка ракеты Brimstone стартовала в 1996 году и продолжалась около трех лет. В августе 1999 года состоялся первый испытательный запуск с наземной пусковой установки. Примерно через год был произведен первый тестовый запуск с самолета Tornado GR4. Доводка ракеты продолжалась в течение нескольких следующих лет. В середине двухтысячных началось серийное производство новых управляемых ракет, принятых на вооружение Королевских ВВС Великобритании. Первыми их носителями стали ударные самолеты Tornado GR4.

Сообщалось, что программа разработки новой управляемой ракеты MBDA Brimstone обошлась заказчику в лице британского военного ведомства примерно в 370 млн. фунтов стерлингов (более 600 млн. долларов США). Стоимость одной ракеты первой версии не превышает 100 тыс. фунтов (около 150-160 тыс. долларов США).

Первое боевое применение ракет Brimstone состоялось в Ираке вскоре после их принятия на вооружение. Боеприпасы использовались для атаки различных стационарных целей. Несмотря на достаточно высокие характеристики, новая ракета получила ряд рекламаций. Прежде всего, британских военных не устроила лазерная система наведения, требующая участия человека. Далеко не во всех ситуациях имелась возможность послать бойцов, которые могли бы подсвечивать цель лазером.

В 2008 году в соответствии с новыми требованиями заказчика была создана ракета Brimstone Dual-Mode. Она сохранила все основные агрегаты базового боеприпаса, но получила новую двухканальную головку самонаведения. Для поиска цели и наведения на нее Brimstone Dual-Mode может использовать как пассивную лазерную систему, так и активную радиолокационную, работающую в миллиметровом диапазоне. Разработка новой ракеты потребовала дополнительных вложений и обошлась примерно в 10 млн. фунтов (16 млн. долларов).

Интересной особенностью проекта Brimstone Dual-Mode стал подход к изготовлению ракет. Заказчик может приобрести новые ракеты этой модели или специальные комплекты оборудования, путем установки которого ракета базовой модификации получает двухканальную головку самонаведения. Такое переоборудование одного боеприпаса обходится заказчику примерно в 35-40 тыс. фунтов (55-65 тыс. долларов).

Управляемая ракета Brimstone Dual-Mode впервые была использована в бою в Афганистане в 2009 году. В 2011 году британская авиация активно использовала этот боеприпас во время операции в Ливии. Только за первый месяц боевой работы самолеты Великобритании израсходовали около 60 ракет с двухканальной головкой самонаведения и поразили несколько десятков стационарных и подвижных целей.

При этом ракеты базовой модели с лазерной полуактивной головкой самонаведения использовались крайне ограничено. Первый запуск такого боеприпаса по цели в Ливии произошел только в сентябре 2011 года. В общей сложности во время ливийской операции британские военные израсходовали более 200 ракет Brimstone двух модификаций.

С 2012 года консорциум MBDA разрабатывает противокорабельный боеприпас Brimstone Sea Spear. По имеющимся данным, эта ракета крупнее базовых изделий и может нести более тяжелую боевую часть (до 100 кг). Кроме того, противокорабельная ракета получила турбореактивный двигатель и летает с дозвуковой скоростью. Дальность полета была заявлена на уровне 100 км.

Утверждалось, что ракета Brimstone Sea Spear оснащена двухканальной головкой самонаведения, а также системой управления с использованием инерционной и спутниковой навигации. Первый испытательный пуск противокорабельной ракеты семейства Brimstone состоялся в июне 2012 года. Опытная ракета успешно поразила 6-метровую надувную лодку. Окончание работ по проекту Brimstone Sea Spear запланировано на 2014-15 годы.

Осенью прошлого года компания MBDA провела ряд испытательных запусков новой ракеты Brimstone 2. Этот боеприпас является дальнейшим развитием ракеты с двухканальной головкой самонаведения. Целью последней модернизации было увеличение дальности стрельбы, а также повышение потенциала ракеты при атаках движущихся объектов. Благодаря новому ракетному двигателю максимальная дальность полета была увеличена до 60 км (40 км при запуске с вертолета). Ракета оснащена новой боевой частью большего могущества.

Солидным доработкам подверглась радиолокационная головка самонаведения, получившая активный и пассивный каналы. Теперь радиолокационная ГСН способна находить и сопровождать скоростные и маневрирующие наземные цели, в том числе с пониженной радиолокационной заметностью. Сохранена пассивная лазерная система.

Во время испытаний на одном из полигонов США, проведенных осенью прошлого года, тестовые ракеты без боевой части запускались по движущимся автомобилям-мишеням. Во время одного из тестовых пусков мишень-грузовик двигалась со скоростью 110 км/ч и была окружена другим транспортом. Все пять ракет-прототипов успешно поразили свои цели прямым попаданием. На основном участке траектории управление ракетой осуществляла пассивная лазерная система, затем за наведение отвечали оба канала радиолокационной, а на конечном участке работала только активная радиолокационная головка самонаведения. Серийное производство ракет Brimstone 2 должно стартовать в начале 2015 года.

В конце марта 2014 года появились сообщения о завершении очередных испытаний ракеты. На этот раз носителем боеприпасов семейства Brimstone стал беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper. Условной целью были движущиеся автомобили-мишени. Запуски производились с высоты 20 тыс. футов (6 км) и с дальности 7-12 км. Все ракеты успешно поразили цели прямым попаданием.

Для использования с ракетами Brimstone, Brimstone Dual-Mode и Brimstone 2 разработана специальная пусковая установка. Этот агрегат монтируется на пилоне самолета-носителя и позволяет нести и применять три ракеты. Благодаря этому одним ударный самолет способен нести достаточно большое количество ракет. Так, на истребитель-бомбардировщик Eurofighter Typhoon может быть подвешено шесть пусковых установок с 18 ракетами. Боевая нагрузка самолетов Tornado GR4 обычно состоит из 3 или 6 ракет Brimstone в сочетании с боеприпасами иных типов.

Первым зарубежным эксплуатантом ракет Brimstone стала Саудовская Аравия. Контракт объемом около 10 млн. фунтов (16 млн. долларов) был подписан в 2011 году. По некоторым данным, саудовские военные выбрали британскую ракету, увидев ее высокую эффективность при использовании во время операции в Ливии. Другие страны пока ведут переговоры и обсуждают подробности возможных контрактов. Интерес к британским ракетам проявили Франция и Индия. Кроме того, ракетами Brimstone в ближайшем будущем могут пополниться арсеналы ВВС США.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить