Смерть основного боевого танка (ОБТ), как мы знаем, предсказывалась уже несколько раз. Предполагалось, что его заменят управляемые ракеты и более легкие машины, которые проще развертывать и которые больше подходят для городских операций. Впрочем, превосходное сочетание у ОБТ летальности, подвижности и защиты плюс исключительные возможности модернизации касательно ситуационной осведомленности, средств связи и управления боем спасло его от «вымирания».

Дальнейшие пути развития основного боевого танкаВоеннослужащие из 12 бронетанкового полка патрулируют на танках LEOPARD C2 по маршруту Route Hyena, обеспечивая безопасность местных жителей, солдат из союзного контингента и афганской армии во время дорожных работ

Способность вести бой несмотря на множественные попадания реактивных гранат и защищать экипаж от всех угроз, кроме крупных СВУ, демонстрирует уместность применения этого класса боевых машин против повстанцев на узких городских улицах, несмотря на то, что их первоначальным предназначением было ведение боя со своей «ровней» на открытой местности на дальних дистанциях.

Но всё могло бы пойти по другому сценарию; российские потери ОБТ в городских боях в Чечне в 1995 году стали зловещим предзнаменованием, не сулившим ничего хорошего, но позднее танки ABRAMS и CHALLENGER 2 доказали свою эффективность в Ираке наряду с ОБТ LEOPARD из голландского и канадского контингентов впоследствии показавших себя во всей красе в Афганистане.

Самые авторитетные военно-промышленные державы рассматривают ОБТ в качестве основы своих сил, поэтому они и создали собственные танки третьего поколения, при этом их экспортный потенциал отходит на второй план. Серия израильских танков MERKAVA, итальянский C-1 ARIETE, японский Type 10, корейский K2 BLACK PANTHER, турецкий ALTAY (базируется на корейском BLACK PANTHER) является тому примерами. Британский танк CHALLENGER 2 и французский ОБТ LECLERC почти соответствуют этому шаблону, каждый стоит на вооружении страны-разработчика и одного зарубежного покупателя.

Некоторые восточные державы, например Китай со своим Type 99, Индия с ARJUN и программой FMBT по перспективному ОБТ и Иран с танком ZULFIQAR взяли на вооружение подобный подход. Единственными западными моделями третьего поколения, которые широко продавались на экспорт, являются ABRAMS и особенно LEOPARD 2, но даже они теряют позиции на рынке новых машин перед натиском восточных проектов.

Новое восточное превосходство

В своем последнем ежегодном исследовании Forecast International прогнозирует до 2021 года объем рынка новых ОБТ в количестве свыше 5500 штук общей стоимостью примерно 24,25 миллиарда долларов. Более половины этого объема, говорится в исследовании, будут составлять китайские Type 98, пакистано-китайские AL-KALID и изготовленные в России или в Индии по лицензии танки серии T-90С. Ожидается, что они составят почти 55% рынка в количественном выражении, но только менее 44% по стоимости. Новое производство «передовых» танков, представленных семействами ABRAMS и LEOPARD, как предполагается в докладе составит долю около 23% рынка в количественном выражении и 36 % в стоимостном.

Большинство операторов, однако, скорее модернизируют свои танки, чем меняют их на новые. Это дает широкие возможности компаниям специальных систем, например Elbit Systems, которые много инвестируют в электронику, опто-электронику и комплексы защиты платформ ОБТ. «Зная наш рынок, я мог бы сегодня сказать, что на Западе … производство новых танков фактически остановлено», – сказал Меймон Иферган, вице-президент подразделения по наземным системам в Elbit Systems, хотя и полагает при этом, что бизнес по модернизации продолжится еще несколько десятилетий.

«Мы видим еще один феномен, что такие страны как Германия, США, Россия, Украина отдают почти задаром существующие платформы с устаревшими системами на них», – сказал он. – Через несколько лет эти системы устареют и все танки подвергнутся модернизации».

Компания Elbit модернизирует электронику и оптоэлектронику средних танков ТАМ немецкой разработки в Аргентине, а также участвует в гораздо более масштабном проекте по модернизации танков T-72 в Индии (и посматривает рынок модернизации T-72 по всему миру). В каждом проекте компания устанавливает полноценный комплект, состоящий из новой СУО, продвинутых тепловизоров для приборов наблюдения стрелка и командира. Оптика стрелка с панорамным обзором, тепловизионным и лазерным дальнометрированием обладает теперь разумной избыточностью и становится все более востребованной. «Это также то, что я бы сказал за последние три года стало обязательным требованием на рынке для всех типов танков».

Он также дает комментарий по все более популярной тенденции устанавливать камеры вокруг машины для обеспечения непрерывного покрытия 360° для экипажа работающего с закрытыми люками. «Наряду с системой управления боем вопрос ситуационной осведомленности стал очень важен для работы танка», – сказал Иферган.

Дистанционно управляемые боевые модули (ДУБМ) стали массовым явлением. Кроме предоставления вспомогательного вооружения, которое может обслуживаться заряжающим или командиром, ДУБМ может также стать основным прицелом командира, совмещая две функции в одной системе. «Это то, о чем компании и заказчики начинают думать», – заметил Иферган.

Американская армия намерена оставить ОБТ M1 ABRAMS на вооружении примерно до 2050 года. Это представляет собой значительное изменение в стратегии, поскольку она собиралась заменить его гораздо более легкой машиной в соответствии с программой Боевые Системы Будущего (FCS). Отмена FCS определенно сыграла свою роль в смене приоритетов, но и реальный мировой боевой опыт оказал, конечно, большее влияние.

Непрерывное круговое покрытие 360° также находится в сфере интересов компании Schott. Поле зрения внутри защищенных машин весьма ограничено и создает неудобства для солдат. Schott за счет своего танкового перископа с углом зрения 180° расширила нормальное поле зрения, увеличив его с 8° до 28°. Для получения такого эффекта три линзы установлены вместе так, что они дают панорамную картинку от 180° до 360°, когда их изображения выровнены рядом друг с другом. Изображения передаются с помощью оптоволоконных стержней, это уже достаточно зрелая технология, которую Schott уже применяет на практике многие годы.

Канада выбирает БРЭМ WISENT 2

Канадское Минобороны после трехлетнего конкурса выдало недавно компании Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft (FFG) контракт стоимостью 81559692 долларов на 13 БРЭМ WISENT 2 AEV (Armoured Engineer Vehicle). Эти 13 машин будут взяты из излишков голландских и швейцарских танков LEOPARD A4 и затем переделаны в конфигурацию БРЭМ с использованием опыта FFG.

Дальнейшие пути развития основного боевого танка
Дальнейшие пути развития основного боевого танкаБРЭМ WISENT 2

В соответствии с начальной заявкой БРЭМ должна буксировать на тросе или с помощью других буксирных устройств машину с массой равной боевой массе самой БРЭМ; подготовка буксировки БРЭМ экипажем должна составлять не более 10 минут; лебедка либо одинарная, либо двойная, должна обеспечивать тяговое усилие 70 000 кг с использованием не более одного полиспаста с двойной укладкой троса. После победы в конкурсе компании FFG среди всех участников была, разумеется, выбрана машина WISENT 2.

В соответствии с компенсационным регулированием эта машина будет в значительной степени канадской, компания FFG Canada стала основным подрядчиком. БРЭМ WISENT 2 – инновационная машина для военных инженерных задач, она может применяться для помощи в создании, разработке и расчистке основных маршрутов снабжения, плацдармов для пересечения водных преград и подъездов к мостам. Обычно она также используется для удаления или постановки препятствий и баррикад на поле боя.

Эта универсальная инженерная машина особенно полезна в миротворческих операциях для восстановления национальной инфраструктуры, разрушенной во время конфликта. К специальным рабочим системам WISENT 2 относятся современная шарнирная рука-экскаватор и высокопроизводительный бульдозерный отвал. Ковш экскаватора имеет объем 1,3 м3, производительность более 300 м3 в час, рабочее заглубление до 5,3 м и вылет 10,2 м. Машина может также оборудоваться минным плугом.

WISENT 2 является одной из самых современных многофункциональных платформ в мире. Она базируется на ОБТ LEOPARD 2, который развертывается во многих странах и считается одной из самых успешных гусеничных машин стоящих на вооружении. WISENT 2 выгодно отличается тем, что является технически зрелой и проверенной системой, зарекомендовав себя чрезвычайно маневренной, мощной и надежной в бою.

Переделка ОБТ в БРЭМ WISENT 2, а также в бронированную эвакуационную машину ARV (Armoured Recovery Vehicle) начинается с разборки и модернизации стандартного танка LEOPARD 2. За расширенными сварочными работами и установкой современной гидравлической системы следует установка современного модуля экипажа. В результате получается легко адаптируемая платформа WISENT 2 имеющая высокий уровень защиты уже в базовой конфигурации.

За счет переделки LEOPARD 2 компания FFG создала многофункциональную платформу, которая отвечает чрезвычайно высоким требования современного поля боя и быстро меняющимся боевым задачам. Подобная модернизация позволяет машинам обеспечения WISENT 2 работать с максимальной гибкостью и быстро выполнять задачи в оперативных районах. Заново разработанная платформа также расширяет возможности командиров на оперативных просторах.

Важная особенность WISENT 2 – это модернизируемое и адаптируемое решение по бронированию. Даже в базовой конфигурации экипаж защищен до Уровня 5 в соответствии с НАТО STANAG. При использовании стандартизованных мест крепления базовая броня может быстро модернизироваться для защиты от РПГ за счет добавления пассивной или решетчатой брони, SidePRO LASSO или ERA (Explosive Reactive Armour – блоки динамической защиты).

Улучшенная противоминная защита достигается за счет установки дополнительного противоосколочного подбоя и второго броневого листа на днище машины. Дорожный просвет при этом не меняется. Улучшенная баллистическая защита для WISENT 2 достигается за счет установки брони под небольшими углами и внутреннего противоосколочного подбоя.

Машина WISENT 2 не только предлагает превосходную защиту и адаптируемость к боевой задаче она также очень надежна и имеет низкую стоимость всего срока эксплуатации. Варианты WISENT 2 AEV и ARV на 95% идентичны с точки зрения логистики и имеют преимущества, связанные с доступностью общих запчастей, что снижает затраты за весь срок службы.

Ключевым улучшением WISENT 2 является специально разработанная интеллектуальная гидравлическая и электронная система. Эта продвинутая электронная и гидравлическая архитектура спроектирована FFG, гарантирует, что оператор может быстро и легко сменить задачу и с уверенностью переключиться на другое оборудование.

Дальнейшие пути развития основного боевого танкаОБТ MERKAVA Mk IV на выставке Eurosatory 2010

WISENT 2 может принять самое различное оборудование для выполнения более широкого спектра боевых задач. Кроме ремонтного крана и экскаваторной руки на БРЭМ WISENT 2 можно установить минные плуги, оборудование для автоматического маркирования проходов и бульдозерный отвал со специально созданным адаптером, увеличивающим его высоту подъема. Вдобавок, со стандартным гидравлическим интерфейсом могут также использоваться такие устройства как миниатюрные тралы, фрезерные головки, резаки по бетону, шнековые буры и т.д. Для удовлетворения особых требований заказчика и с целью улучшения боевых возможностей для WISENT 2 могут быть сконструированы дополнительные инструменты и рабочие органы.

Значение ОБТ ABRAMS для противоповстанческих операций в городских условиях

Основная боевая фаза вторжения в Ирак в 2003 году показала работу американских и британских ОБТ; ожидалось, что они будут участвовать исключительно в традиционной, быстро перемещающейся танковой войне, но сюрприз случился во второй битве за город Фалуджа в ноябре 2004 года, когда ОБТ ABRAMS американской армии и корпуса морской пехоты сыграли существенную роль в победе США.

В докладе корпорации РЭНД (Научно-исследовательский центр в Калифорнии) 2012 года, комментируя недавние тенденции в бронетанковых силах, был процитирован источник в морской пехоте, который считает танки существенным фактором для успеха в противоповстанческих действиях, который содействует минимизации косвенных потерь от своего огня и выдерживанию ударов оружия повстанцев, которое могло бы уничтожить любую другую боевую машину. Например, танки ABRAMS, таранимые автомобилями с взрывчаткой, подвергаются воздействию огромных взрывных сил так что «уничтожается все внешнее оборудование танка, но конструкции причиняется минимальный ущерб; ремонт, как правило, может быть выполнен в течение одного дня».

В то время как американская армия не развертывала танки ABRAMS в Афганистане, морские пехотинцы развернули свои машины в начале 2011 года. Морская пехота, у которой стоит на вооружении вариант ABRAMS M1A1, установила большую часть компонентов армейского комплекта повышения живучести танка в городских условиях TUSK (Tank Urban Survival Kit) и усиливает свои танковые батальоны за счет добавления в каждый из них пятой танковой роты.

Как и американская морская пехота, британская армия также рассматривает свои ОБТ CHALLENGER 2 в качестве жизненно важной и необходимой для успеха силы в основной боевой фазе и затянувшемся протвоповстанческом этапе операции «Телец»; такую же позицию она имеет и по своей БМП WARRIOR. Британские источники, давшие интервью для доклада РЭНД, сообщили, что танки CHALLENGER 2 имеют тенденцию запугивать повстанцев, которые становятся менее активными в окружении танков.

Единственный CHALLENGER, потерянный в основной боевой фазе, был подбит дружественным огнем из другого CHALLENGER, несколько танков получили повреждения в противоповстанческой операции, при этом ни один не был потерян вследствие того, что нужны очень крупные СВУ, чтобы серьезно повредить танк CHALLENGER 2.

Несмотря на подтвержденную полезность танков CHALLENGER в Ираке Великобритания не стала разворачивать их в своей зоне ответственности в афганской провинции Гельманд, сославшись на логистические трудности и «превосходную» поддержку канадских ОБТ LEOPARD 2, базирующихся в соседней провинции Кандагар.

В британском обзоре по стратегической обороне и безопасности 2010 года коалиционное правительство объявило о планах по сокращению парка CHALLENGER 2 примерно на 40%, хотя работы по модернизации, известные как программа по продлению возможностей танка CHALLENGER 2 (C2CSP), подразумевают поддержание релевантности ОБТ до его предполагаемого вывода из эксплуатации примерно в 2035 году. В состав C2CSP входит более ранняя программ повышения летальности CHALLENGER (CLIP), в соответствии с которой нынешнее основное 120-мм орудие будет заменено на гладкоствольное 120-мм Rheinmetall L55.

Программа C2CSP началась в 2007 году и для участия в ней была приглашена компания BAE Systems, но уже в следующем году недостаточное финансирование стало причиной задержек. Отвечая на вопросы в Палате Общин в мае 2011 года, заместитель министра по оборонному имуществу, обеспечению и технологиям Питер Лафф сказал, что C2CSP находится на очень ранних этапах создания концепции и, что в связи с этим не было понесено никаких расходов.

Компания Nexter показала свой комплект для городского боя AZUR для танка LECLERC в 2006 году, снабдив ОБТ бортовыми юбками из композитной брони, решетчатыми экранами для кормы корпуса и башни для защиты от РПГ и установив дополнительное экранирование двигателя от бутылок с зажигательной смесью.

В докладе РЭНД также говорится, что канадский опыт в Афганистане также моментально показал значение ОБТ, когда дивизион танков LEOPARD 1 был брошен на ТВД после того, как первоначально развернутые LAV 3 подтвердили свое недостаточное огневое могущество, защиту и подвижность, чтобы справляться с такими целями, как, например, здания из армированного бетона, а также с угрозами, включая минометы, РПГ и безоткатные орудия, на сложной пересеченной местности.

Танки LEOPARD 1 зарекомендовали себя настолько успешно, что Канада быстро приобрела излишки голландских и немецких танков LEOPARD 2 и развернула их в Афганистане в начале 2008 года, где они, модернизированные бортовыми экранами для защиты от РПГ и более мощной установкой кондиционирования, стали более успешными по сравнению с предыдущей моделью.

Дальнейшие пути развития основного боевого танкаТанк LEOPARD 2 A7+ от KMW на выставке Eurosatory 2010

В июле 2009 года канадское правительство подписало контракт с компанией Kraus Maffei Wegmann (KMW) на дополнительную модернизацию 20 танков до конфигурации LEOPARD 2 A4M CAN, специально адаптированных для действий в Афганистане. В октябре 2010 года они прибыли в эту страну. Эта модернизация базируется на работах, выполнявшихся по варианту A6M и технологии, которую KMW недавно согласовала с немецким управлением по оборонным закупкам и технологиям. В основном она предусматривает усиление всеракурсной защиты от противотанковых снарядов, мин и СВУ. В рамках модернизации также добавлен «новаторский интерфейс оборудования» для таких устройств как минные катки, минные плуги и бульдозерные отвалы.

Датские танковые подразделения LEOPARD 2, развернутые в Афганистане, представили в РЭНД очень схожие данные, подчеркнув точность и реактивность 120-мм пушки танка, что минимизирует косвенные потери и нагоняет страх на повстанцев.

После второй Ливанской войны 2006 года израильская армия вновь акцентировала свое внимание на бронетанковой войне и роли ОБТ, после нескольких лет оттачивания навыков ведения конфликтов малой интенсивности. Аналитики ссылаются на этот конфликт как на пример «гибридной войны», в которой сочетаются летальность конфликта на уровне государств с продолжительным ведением нерегулярных боевых действий. Заменив устаревшие танки и БМП на ОБТ MERKAVA Mk 4 и БМП NAMER, которая базируется на шасси MERKAVA, израильтяне повысили свои навыки ведения общевойскового боя, сообщает корпорация РЭНД, и успешно применили их на практике в операции «Свинцовый щит» в секторе Газа в 2008 году. Эти машины отличаются комплектами защиты, которые включают V-образное бронированное днище для отклонения взрывов мин и СВУ.

В заключение доклада РЭНД говорится, что бронетанковые войска, базирующиеся на танках и БМП, являются ключевым компонентом любой армии, которая должна сражаться с «разнородными врагами», имеющими определенную подготовку, дисциплину, организацию, оперативное управление и современное вооружение. «Легкие и средние силы дополняют тяжелые (бронетанковые) войска в смешанной войне, особенно в городской и другой сложной местности, но они не обеспечивают живучести, летальности или мобильности, которые присущи бронетанковым силам. Все очень просто, тяжелые силы снижают оперативные риски и минимизируют дружественные потери».

Дальнейшие пути развития основного боевого танкаМорские пехотинцы из 1 взвода 1-го танкового батальона, прикрепленные к 26-му экспедиционному соединению, несут охрану на танке M1A1 Abrams перед мостовой переправой в Зеленой зоне в афганской провинции Гельманд.

Несмотря на то, что танки ABRAMS блистали в городских боях в Ираке, полученный опыт все же выявил определенные недостатки в ситуационной осведомленности, защите и огневом могуществе. На их устранение направила свои силы компания GDLS совместно с проектным офисом по бронетанковой бригадной группе, создав комплект повышения живучести танка в городских условиях TUSK (Tank Urban Survivability Kit).

Нынешние варианты танка ABRAMS американской армии — это M1A1 Situational Awareness (M1A1SA) и M1A2 SEP. Первый представляет собой модернизацию M1A1, которая предусматривает установку стальных броневых листов с сердцевиной из обедненного урана для повышения защиты по передней дуге и с боков башни, улучшение подвески, современный компьютер со встроенной диагностикой, тепловизор второго поколения и лазерный дальномер. В SEP V2 добавлены улучшенные цветные дисплеи, тепловизионные прицелы, дистанционно управляемый боевой модуль командира (CROWS II), система управления тепловыделением и телефон для связи с пехотой снаружи.

Затраты американского минобороны на обслуживание, доработку и модернизацию своего парка ABRAMS резко сократились в 2010 и 2011 годах, согласно данным Forecast International, но в начале января 2012 года компания GDLS получила 60 миллионов долларов по существующему контракту от командования жизненным циклом изделия бронетанкового управления на продолжение модернизации варианта M1A1 до стандарта M1A2 SEP (Systems Enhancement Package – комплект модернизации систем) V2.

В феврале 2008 года GDLS получила основной многолетний контракт на модернизацию 435 танков M1A1, которые стояли на складах свыше двух десятилетий, и продолжает переделывать танки, находящиеся в активной эксплуатации в армии до конфигурации M1A2 SEP V2. Эти работы были завершены к июню 2013 года.

Дальнейшие пути развития основного боевого танка
Дальнейшие пути развития основного боевого танкаКомандирский прицел ОБТ LECLERC

Несмотря на революции в Египте совместное производство ABRAMS продолжается, и в середине ноября 2012 года командование жизненным циклом изделия выдало компании GDLS контракт стоимостью 395 миллионов долларов на производство 125 танковых комплектов M1A1 для египетской танковой программы.

Не ясно, как эти комплекты могут повлиять на производственные мощности ABRAMS в США, которые армия хочет закрыть в 2014 году и снова открыть в 2017 году с целью продолжения процесса модернизации танков. Считается, что это дешевле чем содержать линию, работающую с минимальным объемом в течение этих трех лет.

Эволюция LEOPARD

Семейство танков LEOPARD было выбрано 16 странами; это самый успешный западный ОБТ на экспортных рынках. Даже для могущественного LEOPARD перспективы нового производства незначительны, но в компании KMW полны оптимизма. Как пояснил глава по стратегии и корпоративным коммуникациям компании Кристоф Мюллер:

«Стало понятно определенно, что в будущем сохранится потребность в ОБТ. И всегда будет большой вопрос по общему количеству танков, которое Вам необходимо. Но когда защита, мобильность и огневое могущество сочетается с возможностями обзора, нет других наземных систем, которые могли бы стать заменой танку».

Новейший вариант LEOPARD 2 A7+ был показан в июне 2010 года. К нововведениям относится комплект для городских операций, обеспечивающий круговую защиту от РПГ. «Двойной комплект» обеспечивает дополнительную защиту от бронебойных снарядов и кумулятивных зарядов, особенно по лобовой дуге, которая наиболее уязвима в танковых дуэлях.

Дальнейшие пути развития основного боевого танкаИракский танк T-72 стреляет по целям во время совместных стрельбовых учений с американскими солдатами на полигоне Бесмайя. Эти учения позволили иракским силам безопасности обучиться технике быстрого заряжания и повышения точности стрельбы

Компания KMW может интегрировать комплексы активной защиты, которые способны уничтожать атакующие боеприпасы, но Мюллер при этом высказывает некоторые опасения: «Мы очень пристально наблюдаем за разработками комплексов активной защиты. Для борьбы с опасными угрозами типа атак сверху они не имеют альтернативы, но мы также видим, как обеспокоены пользователи вследствие их вторичного воздействия. Где бы не сдетонировал защитный боеприпас, рядом с машиной или в 10 метрах, не имеет значения, поскольку танки тесно работают с пехотой, поэтому всегда будет риск для людей рядом с системой».

Впрочем, пассивная броня с применением инновационных сочетаний металлов, керамики, и армированных полимеров в системах защиты, иногда включающая также реактивные компоненты, прошла долгий путь за последние годы. Некоторые ее виды предлагают защиту не только от простых СВУ и РПГ, но также более совершенных угроз, например устройств с зарядоформирующим зарядом, а некоторые системы бронирования предлагают защиту от множественных попаданий РПГ. «В пассивной защите имеется огромный потенциал, – сказал Мюллер. – Имеет смысл изучить эти возможности».

Улучшения огневого могущества базируются на способности вести огонь новым 120-мм программируемым фугасным снарядом, предназначенным для уничтожения целей за укрытиями или внутри зданий, а также на ДУБМ FLW 200 RWS разработки KMW. Им можно управлять при задраенных люках и в него можно устанавливать различное вооружение, включая 40-мм автоматический гранатомет и пулеметы до калибра 12,7 мм.

Наряду с гибким добавлением огневого могущества ДУБМ также улучшает ситуационную осведомленность. Комплект сенсоров состоит из цветной телекамеры, неохлаждаемого тепловизора и опционального лазерного дальномера. К ним можно добавить новые тепловизоры ATTICA для стрелка и командира, дневные/ночные камеры наблюдения с широким полем зрения и новые теле/тепловизионные камеры для водителя.

Улучшения в сфере подвижности включают новые бортовые редукторы, подвеску, тормоза, улучшенные гусеницы и опциональный бульдозерный отвал. Вспомогательная силовая установка (ВСУ) позволяет работать экипажу с различными системами, не запуская при этом основной двигатель.

Установка ВСУ обычное дело при модернизации ОБТ, но полностью гибридные силовые блоки все еще очень далеки от реального воплощения. «Мы инвестировали большие средства в разработку гибридной энергии в этой области, но ни одна существующая технология не позволяет нам получить требуемую мобильность на поле боя, особенно это касается запаса хода. Возникает очень большой вопрос касательно перспектив гибридной системы, которая бы позволила машине массой 60 – 70 тонн преодолевать 500 км по пересеченной местности. Это нее только вопрос источника энергии, наибольший вопрос – надежность. Когда речь идет о бортовом энергопотреблении, тогда гибридные технологии становятся интересным дополнением».

С того времени, когда KMW показала модернизацию LEOPARD 2A7+, которая основывается на потребностях немецкой армии и клуба стран-пользователей танков LEOPARD, немногое было сказано о продажах. Компания держит язык за зубами, но господин Мюллер всё проговорился: «К нашей системе проявляют большой интерес многие страны».

Мало пространства для нового

Хотя процветающий рынок модернизаций хорош для промышленности, отсутствие спроса на новые ОБТ оставляет немного пространства для новых конструктивных решений. Например, необитаемые башни начинают появляться на новых машинах, как, например, на немецкой PUMA, но не представляется возможным модернизировать существующие ОБТ необитаемыми башнями с вооружением, поскольку в корпусе нет пространства для командира и стрелка вдобавок к водителю. ОБТ с необитаемой башней, скорее всего, будет иметь совершенно новую конструкцию.

По словам начальника технологического отдела дивизиона наземных систем в компании Elbit Нахмана Левингера, у которого за плечами многие годы работы над проектами бронированных машин, в том числе и над серией MERKAVA «ситуация печалит, так как многое можно получить от такой конфигурации». Он является адвокатом необитаемых башен и дистанционно управляемого вооружения: «Как только вы поместили людей в корпус и башню, Вы должны защитить большой объем, который не может быть защищен также хорошо, как если бы их посадили в небольшой объем».

Кроме того, он предполагает, что изменения в размещении экипажа могут изменить конфигурацию любого будущего ОБТ: «Может быть, люди не будут сидеть как обычно в передней части машины. Это философский вопрос и вам нужно будет его решать».

Несмотря на ограничения нынешних гибридных технологий, Левингер верит в перспективность и значение систем, которые вырабатывают большое количество электрической энергии для потребителей, например электромагнитной брони и оружия направленной энергии. Он полагает, что против закопанных СВУ и хитроумно заложенных снарядоформирующих зарядов, которые не могут быть определены, будут необходимы большие объемы энергии для обеспечения «будущих решений, способных нейтрализовать активность или действовать очень короткий промежуток времени».

Он также заметил, что решения по нейтрализации угроз в городских условиях требуют гораздо большего, чем просто изменения в философии конструкции танка, заострив внимание на автоматических сенсорах по обнаружению бомб и определению активности по их установке. «Я говорю всем странам в коалиции, чтобы они вели большую работу по поиску решений, которые смогут обнаруживать и выводить из строя эти типы СВУ или минимизируют количество людей в машинах и защитят их в максимальной степени».

/Alex Alexeev, topwar.ru/

4 КОММЕНТАРИЕВ

  1. 1) Как не крут Леопард, а перед РПГ пасует (Посмотрите его обвес на первом фото).
    2) Ну с точностью стрельбы понятно, непонятна техника быстрого заряжания на Т-72, у него же автомат.
    ВЫВОД: автор статьи ПУСТЫШКА.

  2. Да нет, почему пустышка. Просто он не углубляясь в тонкости, обрисовал ситуацию. Всё вроде понятно, но итога нет. В чём мораль то? О чём нам спорить?

    • Если не о чем спорить, то статья — пустышка, и создана для ребятишек возраста 16-

  3. Какие тонкости?Тонкость в знании,что на Т-72 автомат заряжания.И как к этому автомату применить технику быстрого задержания? Автор-Пустышка.

Ответить