Недавно высокопоставленный источник bmpd в авиационной промышленности рассказал некоторые, быть может, не сильно сенсационные, но небезынтересные подробности текущей ситуации. Спешим поделиться оными с нашими читателями.

Программа ПАК ФА

В 2013 году завершены заводские испытания, в этом году начаты Государственные совместные испытания, которые планируется завершить в 2015 году. С 2016 года начнется мелкосерийное производство. В этом году основные усилия на испытаниях будут направлены на отработку БРЭО, особенно тех его режимов, которые обеспечивают малозаметность. В ближайшее время начнется также отработка применения авиационных средств поражения (АСП). В 2014 году к испытаниям присоединится еще одна, шестая по счету машина, в следующем — еще две, потом серия.

О своеобразии текущего момента в российском авиастроенииПятый опытный образец истребителя ПАК ФА — самолет Т-50-5.

Для подготовки к производству в Комсомольске расширена механо- и термообработка, создано новое гальваническое производство. Расширяется и модернизируется испытательная и полигонная база, поскольку старая не может обеспечить испытания комплекса пятого поколения. При создании ПАК ФА, как и Су-35С, отказались от использования опытного производства, машины для испытаний производятся на серийном заводе, что облегчает подготовку к серии.

Вопрос о создании легкого истребителя пятого поколения

Наши боевые авиационные комплексы всегда были и будут тяжелее западных, причем не только из-за иной технологической среды, но и по условиям эксплуатации, поэтому склонность военных к более тяжелым машинам понятна. Сейчас главное – это развивать технологическую среду, чтобы, когда встанет такая задача, быть в состоянии создать адекватные технические решения. Может быть, это будет не легкий истребитель пятого поколения, а беспилотники и продвинутые машины четвертого поколения.

Для решения задачи создания легкого истребителя нужно добиться значительного прогресса в миговской кооперации – и по двигателям, и по БРЭО, и по радару. То есть сначала – технологии, а уже потом технические решения. На сегодня основная задача — это развитие МиГ-29 в направлении МиГ-35. А вообще, будущая группировка ВВС скорее всего будет представлять собой смесь ПАК ФА, Су-35 и беспилотников.

ЛВТС и перспективный штурмовик

Минобороны РФ все еще не определилось окончательно с этой темой, рассматриваются различные проекты. Главный вызов для фаворита — Ил-112В — это контроль стоимости. При этом в ОАК уже думают о создании семейства сверхтяжелых ВТС, но понятно, что все надо делать не одновременно, а последовательно — сначала ЛВТС и МТА, потом тяжелые машины. Равным образом военные еще не определились и по перспективному штурмовику.

Рассматриваются варианты глубокой модернизации Су-25, создания легкого штурмовика на базе Як-130 и разработки принципиально новой машины.

Вопрос о восстановлении производства МиГ-31

Если уж возобновлять производство МиГ-31, то только глубочайшим образом модернизированного. Но в принципе сейчас, с увеличением дальности пуска ракет нужны не скоростные, а способные к длительному барражированию машины.

ПАК ДА

Имеется контракт на разработку эскизного проекта. По результатам создания эскизного проекта военные выдадут ТЗ. В работе по ПАК ДА будет использован потенциал не только Туполева, но и всего ОАК, в частности, технический и ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ потенциал «Сухого», созданный в ходе реализации проекта ПАК ФА.

Видимо, именно в проекте ПАК ДА, а не на легкого истребителя будут использованы инженерные и конструкторские ресурсы, которые освободятся после окончания основного объема работ по ПАК ФА.

Проблема разнотипности парка

Вообще это вопрос к военным. В принципе задача сокращения типажа стоит, и на каком-то этапе количество типов будет снижено. Но сейчас Су-30М2 выполняет функцию учебно-боевого самолета для Су-27СМ, с которым имеет унифицированное информационно-управляющее поле. Су-30СМ дополняет Су-35С, который станет базовым самолетом четвертого поколения для ВВС РФ.

Закупки Су-30М2 – это следствие острого дефицита УБС в ВВС РФ. Отчасти избыточная разнотипность — это следствие отсутствия закупок в 90-е и начале нулевых годов. Когда у военных появились деньги, они начали закупать все, что может предложить промышленность, в том числе из заделов.

Главная задача по ГОЗ

Приоритет на сегодня – обеспечение исправности парка. До передачи ремзаводов в состав ОАК показатели исправности были на уровне 40%, сейчас вышли на 50%, задача на этот год – выйти на 60% исправности. Контракты на ремонты только начали массово подписываться, цикл ремонтов – 5-6 месяцев, так что радикально ситуация улучшится только в следующем году.

Доля новых самолетов в ВВС РФ – всего 10%, так что ремонты необходимы (для сравнения – доля новых вертолетов – 40%). Только по двигателям на этот год законтрактован ремонт 600 моторов, контракты подписаны на 95%. Всего предполагается отремонтировать 200 самолетов. Абсолютный приоритет – ремонт (с одновременным обновлением БРЭО) машин Дальней авиации.

Развитие программы Су-35С

Главное в прошлом году – началась интеграция АСП, всего интегрировано 14 типов АСП. Теперь задача – расширение области применения АСП. Но и интеграция новых типов АСП продолжается. В этом году будет поставлено 12 Су-35С (не считая официально переданных в феврале), а главное – ожидается заключение нового контракта еще на 48 единиц. Срок гарантии для машин в Дземгах – три года, это беспрецедентно.

Сейчас параллельно продолжаются ОКР, идет серийное производство и развертываются мероприятия по поддержанию парка. Восстановление после выявления неисправности – не более 5 часов. Отчасти благодаря близости завода, но там также сидит гарантийная бригада, группа техподдержки и развернута техаптечка. По организации программа отличается высоким уровнем интеграции — главный конструктор Игорь Демин стал руководителем всей программы Су-35С, и теперь отвечает не только за ОКР, но также серийное производство и поддержку эксплуатации.

Ситуация в ОАК

Источник категорически опроверг слухи о переезде ОАО «Туполев» в Казань. На московской площадке сейчас работает 1,5 тыс. человек, и никто никуда их отправлять не собирается. Еще тысяча человек занято на филиале Туполева на КАПО, и 500 – в Ульяновске, эти два подразделения будут расти, но не за счет перевода людей из Москвы.

Объединение ОАО «Туполев» и КАПО в один экономический субъект нужно для более оперативного решения вопросов выполнения ГОЗ, прежде всего в части Дальней авиации. Это объективно назревшая реструктуризация, подобно созданию вертикально-интегрированной компании «Сухой» или РСК «МиГ». Объединение облегчит жизнь военным. Сейчас МО РФ заключает контракты с двумя экономическими субъектами, которые при возникновении проблем кивают друг на друга. После объединения будет единственный ответственный за выполнение ГОЗ.

По ОАК в целом. Ежегодно на работу принимается 1,5 тыс. человек. За семь лет существования ОАК инвестиции в перевооружение выросли с 1 до 10 млрд. рублей, всего за семь лет инвестировано 45 млрд. рублей, то есть грубо около 1,5 млрд. долларов. Проводится политика опережающего роста зарплаты у рабочих основных специальностей по сравнению с управленцами. Стратегическая цель — довести объем производства ОАК до 350 млрд. рублей, только тогда компания станет эффективной.

При создании ОАК два завода — Комсомольск и Иркутск, имея 40% персонала ОАК, давали 85% продукции, остальные 60% занятых — всего 10% продукции. Сейчас положение выравнивается, начали дышать Воронеж (10 млрд. рублей продаж в этом году) и Ульяновск, растет производство в Новосибирске.

/По материалам bmpd.livejournal.com/

14 КОММЕНТАРИЕВ

    • А что вас так радует и обнадеживает? С приходом в руководство ОАК семейства Пагосянов российскому авиастроению приходит полный писцец. Кроме своих СУшек ему не надо ничего. Где новые изделия КБ Яковлева,Туполева,Ильюшина? Гражданская авиация вообще в жо… А России, как никогда, действительно нужна замена МиГ-31. Ее огромная протяженность границ, их слабая защищенность,особенно с северного направления,сами за себя говорят — НАС НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ. По моему мнению создать такой самолет можно на базе МиГ-31.Планер самолета, лично мне, нравится.Применить в нем только современные материалы и технологии. Кабину,начиная от остекления,переделать полностью. Она должна быть комфортной и с современной авионникой. Двигателю доработать форсажную камеру по принцепу камеры движка J58(JT-11D-20B) RS-71,где на скорости М3, работая в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя,достигается прирост тяги более 80 процентов от максимальной.Разработать для нового перехватчика и новое оружие-РАКЕТЫ ПРО-ПВО. Cтартуя с перехватчика, летящего на скорости М4 и огромной высоте, они должны обладать возможностью сбивать летящие ракеты и боеголовки в открытом космосе. Вот такие самолеты,как одна из составляющих системы ПРО-ПВО,должны размещаться по всему периметру российских границ.

        • Решил ответить. Тем более в тексте сделал опечатку.Данный двигатель устанавливался на USA разведчик SR-71.Его особенность была в том, что из обычного ТРД он мог превращаться почти в прямоточный. Если вы зайдете в интернет и найдете фотографии J58, то увидите на корпусе движка трубы перепуска воздуха на большой сверхзвуковой скорости, от четвертой ступени компрессора прямо в форсажную камеру,что и делало его почти прямоточным. В этом движку помогала интересная конструкция мотогондолы со сложным воздухозаборником, идеально проработанными каналами для воздуха, множеством перепускных окон и конечно шикарным эжекторным соплом мотогондолы, тк обрез регулируемого сопла форсажной камеры движка распологался внутри мотогондолы, у эжекторных окон. Коротко и теперь думаю, что будет понятно всем.

      • Иван Иваныч, вам говорят что-нибудь такие названия как Як-130 и Як-242 (он же МС-21)?

        • Виталий! Мне конечно говорят, что-то,названия самолета Як-130 и название будущего самолета Як-242(МС-21).Я так думаю,что вы указываете их, как достижения России в авиастроении? Не богато! А если учесть,что вопрос об новом учебном самолете и начале его разработки, принимался еще в СССР,а уже в России, этот процесс растянули на многие, многие годы. Про МС-21 писать не буду — это еще не самолет,а только желание получить хороший пассажирский самолет. Если данный кандидат будет лучше Ту-204СМ (старого и не заслуженно затертого Пагосяном),я буду только рад.

        • Почему Як выпускается на авиационном заводе в Иркутске? У КБ что, нет своего завода?

        • В начале 2000х тысячных фирма Яковлева была поглощена Иркутским авиазаводом.В настоящее время называется ОАО «НПК ИРКУТ». От Яковлевцев остался только БРЕНД, да небольшая кучка специалистов, которые неизвестно еще — могут ли что-то «родить».

  1. Еще в начале 70х, от безнадежности, писал в ЦК КПСС о хреновом положении дел в советском авиастроении. Особенно это относилось к гражданскому двигателестроению. Уже тогда предлагал объединить все имеющиеся авиационные КБ,заводы в три мощных авиастроительных фирмы. Тоже самое предлагалось сделать и в двигателестроении. Все разработки любой авиационной техники начинать с конкурса. Два победителя защищают свой проект и победивший приступает к работе.Без каких либо валюнтаристских принятия решений. Двигатель разрабатывать заново, к новому проекту,а не приспосабливать планер к уже имеющемуся движку, варьируя их количество. Ничего этого, в тот период, сделано не было и сейчас мы пожинаем то, что пожинаем, и как пишет ИИ -вся российская авиация находится глубоко в жо…, за исключением бизнеса Пагосянов. PS. ЦК неудосужилось мне ответить.

  2. Приходится повторятся в своих высказываниях. Я уже как то писал,что АВ затевает вот такие обсуждения острых вопросов, а они, ваши мысли, ваши измышления так и остаются на страницах АВ. Я на 100% в этом уверен. Вопрос. Для кого вы пишите?

    • Уважаемый Володя! Я человек довольно пожилой, но у меня есть еще что-то в голове. Я завидую вашему времени, завидую, что у вас есть ИНТЕРНЕТ, что вы можете общаться между собой и не обязательно для кого то. Сколько я себя помню — постоянно интересовался техникой, в том числе авиацией. В наше время по этой теме даже книг не хватало.Моими первыми книгами, по авиационной тематике были:Крылья Родины Л.Гумилевского 1955г,Реактивные самолеты мира В.Грима,Р.Кросса 1957г,первые книги писучего авиаконструктора А.Яковлева и т.д. В настоящее время у меня большая техническая библиотека, так что внукам и правнукам есть что оставить. Но я что то отвлекся. По молодости, мы с братом были большими фантазерами, а брат еще и красиво рисовал технику. Так вот когда я увидел впервые Су-27-был просто поражен. В середине 60х, используя различные доступные материалы, брат сотнями рисовал фантастические самолеты. Взяв с реактивного Мессершмитта треугольный фюзеляж, наплывы на фюзеляже и поворотные стабилизаторы, только с обратным V, от SR-71, разместили все это, как на т-4, на МиГ-25 и мы получили два варианта реактивного самолета в профиль очень похожий на Су-27.Первый был с объединенными двигателями, как у Т-4,а второй с разнесенными, как у Ту-144. Многое из своих фантазий мы отсылали то в ЦК, то в МО CCCР. Хотели чтобы наше государство было могучим. В следующий раз напишу как мы с братом рисовали будущий прообраз донных ракетных комплексов. Если конечно кому то будет интересно,

      • Вы меня заинтриговали. Если у вас есть книга Реактивные самолеты мира, Грима и Кросса, то с вами стоит дружить.Шучу. А библиотека действительно большая? Сколько вам лет,если названные книги 55,57 года выпуска? Давайте с вами общаться!

        • Уважаемый Володя! Я согласен, но только то, что я обещал, опишу попозже. Маленько приболел.

  3. Опять какой-то «наркоман» написал о том, что нам в принципе не нужен легкий истребитель 5 поколения
    Мол мы с тяжелым Пак Фа очень хорошо закроем небо от любых там F 35. Для справки: F 35 выпустят тиражем более 2400 штук, собственно говоря их сейчас уже более 200 штук, сколько там у нас Пак Фа в войсках? Да закупят всего то 12 штук……в армию поступит 4 штуки. Огроменная боевая мощь прям пиз…ц.
    И протяженность воздушных границ РФ 60 000км неужели эти тяжелые ПАК ФА все границы ГАРАНТИРОВАННО ЗАЩИТЯТ ОТ МАССИРОВАННОГО РАКЕТНОГО УДАРА? ОТВЕТ: НЕТ. ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ УДАРНЫЕ БПЛА У РОССИЙСКОЙ АРМИИ? ИХ ТОЖЕ НЕТ. Не надо гнать пургу. Пока только Су 35 может реально противостоять F 35 не в последнюю очередь потому что AIM 120 редко куда попадает.
    И потом у легкого мига дальность может достигать 2400 км ( например миг 29 смт) у тяжелого БПЛА » ОХОТНИК» не более 800 км ну и что выгоднее?
    Рогозин ведь не просто «брякнул» о лфи 5 покодения? Работа шла очень медленно, однако если » куратор» ВПК сделал заявление об изготовлении легкого 5 поколения, то так тому и быть. Это же осмысленное заявление?

Ответить