Дальнейшее развитие программы ПАК ФА

Последние месяцы 2013 года были отмечены существенным прогрессом в продвижении программы российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). 27 октября 2013 года в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет пятый летный опытный образец ПАК ФА – самолет Т-50-5. 20 ноября эта машина прибыла для прохождения испытаний на аэродром ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» в подмосковный Жуковский.

В начале 2014 года предполагается предъявление ПАК ФА на Государственные испытания, первый этап которых планируется завершить в 2015 году. К моменту первого полета Т-50-5 состоялось более 450 полетов четырех первых летных опытных образцов истребителя Т-50 – напомним, что летные испытания первого летного опытного образца Т-50-1 были начаты 29 января 2010 года.

На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО «Компания «Сухой») ведется изготовление еще четырех опытных образцов ПАК ФА – самолетов Т-50-6-1, Т-50-6-2, Т-50-7 и Т-50-8, которые должны быть сданы до конца 2014 года. Одновременно переходит в производственную стадию создание основных систем для ПАК ФА.

Дальнейшее развитие программы ПАК ФАПятый летный опытный образец истребителя пятого поколения ПАК ФА – самолет Т-50-5 («бортовой номер 055»). Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2013 г.

В рамках программы ПАК ФА создаются два перспективных турбореактивных двухконтурных двигателя для данного самолета, оба проекта осуществляются созданной под эгидой ОАО «ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группой – ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК). В настоящее время на ПАК ФА устанавливаются двигатели первого этапа («изделие 117», АЛ-41Ф1) разработки ОАО «НПО «Сатурн», производство которых осуществляется ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО).

Двигатель «изделие 117» максимальной тягой до14500 кгпредставляет собой дальнейшее развитие известного семейства двигателей АЛ-31Ф с сохранением их «горячей части» и использованием модифицированного компрессора двигателя АЛ-41Ф («изделие 20»), ранее разрабатывавшегося в рамках еще советской программы истребителя пятого поколения МФИ. К настоящему моменту выпущено 18 двигателей первого этапа («изделие 117»), четыре из которых проходят стендовые испытания, и 14 – летные испытания в составе объектов Т-50. На нынешнем этапе разработки по основным элементам двигателя «изделие 117» достигнут ресурс 750 часов до капитального ремонта. Ведется подготовка к серийному производству двигателя на УМПО.

Для дальнейшего развития ПАК ФА и полного достижения всех его заданных характеристик разрабатывается новый двигатель второго этапа («изделие 30») максимальной тягой до 16000 кг и более, который должен быть доведен до серийного производства ориентировочно к 2020 году. Разработка двигателя второго этапа ведется в кооперации между предприятиями дивизиона «Двигатели для боевой авиации» ОДК, при этом КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО – «ОКБ им. А.Люльки». В кооперации также задействованы ФГУП «НТЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) и ОАО «НПП «Мотор» (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК – «Двигатели для гражданской авиации». Головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО.

Работы по двигателю второго этапа («изделие 30») ПАК ФА включают научно-исследовательскую работу по разработке нового газогенератора, включающего пятиступенчатый компрессор высокого давления, камеру сгорания и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления, а также НИР по разработке трехступенчатого компрессора низкого давления.

До конца 2013 года должно быть завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В 2014 году запланировано изготовление на УМПО и начало стендовых испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора «изделие 30».

Радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш-121 самолета ПАК ФА с бортовой РЛС Н036 с пятиантенной системой с активными фазированными антенными решетками (АФАР) создан при головной роли ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова» (НИИП, Жуковский). В состав БРЛС Н036 входят пять АФАР – активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1, размещенная в передней части фюзеляжа, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенные для обнаружения и государственного опознавания целей. Также в состав РЛК входит универсальная вычислительная система Н036УВС.

Летно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК Ш-121 ведутся с июля 2012 года на прототипах Т-50-3 и Т-50-4, а теперь в наиболее полной конфигурации они будут осуществляться и на Т-50-5. Серийное производство РЛК Ш-121 налаживается на ОАО «Государственный Рязанский приборный завод» (ГРПЗ).

Дальнейшее развитие программы ПАК ФАШтатное расположение антенн РЛК Ш-121 на самолете ПАК ФА

Наибольший прогресс в развитии РЛК Ш-121 связан с доведением до состояния массового производства основного элемента РЛС с АФАР – приемо-передающих модулей. Производство таких модулей – широкополосных усилителей СВЧ для ППР, представляющих собой монолитную интегральную схему типа GaN – налажено на ФГУП «Научно-промышленное предприятие «Исток» (Фрязино, Московская область), входящем в состава холдинга «Росэлектроника».

Разработка СВЧ-модулей для РЛС Н036 осуществлялась на НПП «Исток» с 2003 года. На основе мощных транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона предприятием были разработаны СВЧ-модули для активной фазированной решетки, объединяющие в себе все приемо-передающие каналы антенны, цепи питания, системы охлаждения и цифрового управления.

В настоящее время на НПП «Исток» запущена первая в России линия для промышленного производства транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. Для нашей страны это стало настоящим прорывом, поскольку еще четыре года назад монолитные интегральные схемы СВЧ выпускались лишь единичными экземплярами. Запуск этой линии позволил наладить серийное производство СВЧ-субмодулей для РЛС с АФАР.

Созданная в НПП «Исток» пилотная линия по сборке, настройке, испытаниям и серийному выпуску СВЧ-субмодулей АФАР имеет производительность 100 тысяч модулей в год, что обеспечивается освоением с 2010 года серийного производства многослойной низкотемпературной керамики (LTСС). Исходная керамическая лента для этого изготавливается на предприятии. Введен в эксплуатацию специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ-субмодулей АФАР с производительностью до 200 тысяч комплектов деталей в год.

Дальнейшее развитие программы ПАК ФАНосовая активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1 (1522 приёмо-передающих модуля) РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2009

Дальнейшее развитие программы ПАК ФАМногоканальный приемо-передающий модуль Х-диапазона РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2011

Дальнейшее развитие программы ПАК ФААктивная фазированная антенная решётка L-диапазона Н036Л РЛС Н036 РЛК Ш-121 для размещения в носках крыла самолета ПАК ФА. Экспозиция авиасалона МАКС-2011

Разработка управляемого вооружения для ПАК ФА осуществляется ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Комплексы ракетного оружия класса «воздух-воздух» создаются входящим в состав КТРВ московским ОАО «Гос МКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова». Для ПАК ФА «Вымпел» ведет разработку перспективных изделий класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности внутреннего размещения и с поэтапным наращиванием их боевых характеристик.

В сфере вооружения малой дальности ведутся работы по модернизации семейства ракет Р-73. Основным направлением ее модернизации стало создание «изделия 760» (РВВ-МД) так называемого «второго этапа модернизации». Характеристики ракеты наращены за счет оснащения её комбинированной системой управления в составе тепловой головки самонаведения, инерциальной системы управления (ИСУ) и приёмника линии радиокоррекции.

Захват цели ракетой может осуществляться уже после пуска по целеуказанию от ИСУ. Поперечный размер ракеты 320 х320 мм. Она способна захватить цель на траектории и при запуске совершить разворот на 160 градусов. Заявлялось, что «изделие 760» прошло государственные испытания и готово к серийному производству.

Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД («изделие 300»). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный с временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидались в 2014-2015 годах.

В сфере вооружения средней дальности идут работы по модернизации ракеты Р-77. Первой усовершенствованной версией ракеты стало «изделие 170-1». Следующим этапом модернизации стало «изделие 180» (РВВ-СД). Решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули. Ракета оснащена новой многорежимной активно-пассивной радиолокационной ГСН. По известным данным, серийное производство РВВ-СД должно быть начато в 2013 году.

Отдельным направлением развития ракет семейства Р-77 является создание «изделия 180-ПД» повышенной дальности, и ракеты с индексом «изделие 181С». Кроме того, «Вымпел» ведет создание ракеты средней дальности новой конструкции.

В сфере вооружения большой дальности для ПАК ФА «Вымпел» выполняет работы по модернизации ракеты Р-37. На базе «изделия 610М» разрабатывается новое «изделие 810». Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках ПАК ФА. Испытания намечены на 2014–2015 годы.

В качестве вооружения класса «воздух-поверхность» на ПАК ФА «первых этапов» предполагается использовать ряд новых образцов вооружения предприятий КТРВ – разработанную ОАО «ГНПП «Регион» корректируемую авиационную бомбу КАБ-250 калибра250 кг(предположительно имеет комбинированную спутниковую и лазерную полуактивную систему наведения), противорадиолокационную ракету Х-58УШК (разработчик ОАО «ГосМКБ Радуга» им. А. Я. Березняка») и модульные управляемые ракеты малой дальности семейства Х-38 (разработчик головное предприятие КТРВ).

/По материалам bmpd.livejournal.com/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Тут много чего написано именно для программы ПАК ФА Су, но индусы тестировали эту ПАК ФУ и сказали: ФУУУУУ. Одна фраза с индийской стороны заставляет задуматься о многом: АФАР ведёт себя неадекватно. Читай между строк Тихий ужас. А горячий ужас это двигатели. Я прекрасно понимаю, что в одном изделие 117С насчитывается 36 000 деталей, сложновато мягко говоря, но там же кандидаты и доктора технических наук сидят, и что они там делают? Штаны протирают? К тому же перегрев двигателя 117С означает, что система охлаждения работает неудовлетворительно. Если совсем коротко, Индия может выйти из проекта, тем более что есть смысл сэкономить на РАФАЛЯХ, (знающие люди говорят, что Индия уже не выходит на контакт, относительно проекта истребителя 5 поколения), а Сухой можно и «бортануть», и это будет последний гвоздь в крышку гроба Сухой Т-50.

  2. Люди перепроверяйте что здесь написано. Мне уже дали «наганяй» за не точные сведения которые содержались на этом сайте. Не мешало бы создателям сайта перепроверять информацию, чтобы другие люди по зубам не получали.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя