Истребитель Су-37: загубленный проект

В конце 1990-х годов истребительная авиация России ожидала принятия на вооружение нового супер-истребителя Су-37, которому не было бы равных в мире.

Дальнейшая модернизация авиакрыльев НАТО настоятельно требовала от российского руководства ответных шагов. Несмотря на жестокий экономический кризис, ОКБ им. Сухого предложило новый истребитель Су-37, который опережал бы западные аналоги на 15-20 лет. Кроме того, стало ясно, что в конструкцию Су-27 заложены колоссальные возможности для модернизации, которые необходимо было использовать.

Новый многоцелевой истребитель Су-37 впервые поднялся в воздух 2 апреля 1996 года и показал УНИКАЛЬНЫЕ возможности боевого применения. Однако развал армии и хроническое недофинансирование привело к гибели проекта.

По сравнению с западными истребителями, а также с МиГ-29 и Су-27, истребитель Су-37 имел НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: быстро изменять ориентацию фюзеляжа на углы до 180° и удерживать его в этом положении в течение необходимого для пуска ракеты времени.

Истребитель Су-37: загубленный проект

Отсутствие ограничений по углам атаки и появление существенного прироста подъемной силы при нестационарном обтекании, вызванном большими угловыми скоростями тангажа, также способствовали появлению новых видов манёвра для истребителя:

— разворота в плоскости симметрии на 360° («чакра Фролова»);
— форсированного (за время, меньшее 10 секунд) боевого разворота;
— поворота на вертикали;
— «кобры» с углами атаки 150-180°;
— переворота на «колоколе»;
— переворота с потерей высоты до 300-400 м.

При выполнении «кобры» истребитель Су-37 выходит на угол атаки более 150° и находится в этом положении 3-4 секунды, после чего занимает заданное лётчиком положение, максимально выгодное в ходе воздушного боя. Сверхманевренность Су-37 обеспечивает ему превосходство в ближнем воздушном бою над противником, не обладающим такими возможностями.

По сравнению со своими предшественниками Су-37 обладал:

— лучшими лётно-тактическими характеристиками;
— возможностью нанесения упреждающего удара по любому воздушному противнику, в том числе «малозаметному»;
— многоканальностью и алгоритмической защищённостью всех информационных и прицельных систем;
— возможностью атаки наземных целей без входа в зону ПВО противника;
— возможностью выполнения маловысотного полёта;
— возможностью выполнения автоматизированных действий в группе по воздушным и наземным целям;
— наличием средств для противодействия радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
— возможностью автоматизации всех этапов и режимов полёта и боевого применения.

Меньшая (по сравнению с Су-27) дальность полёта без дозаправки в воздухе (3880 км) связана с применением на Су-37 нового многофункционального бортового комплекса управления вооружением, интегральной системы управления полётом с автоматически отклоняемым вектором тяги силовой установки и нового бортового комплекса постановки радиоэлектронных и оптических помех.

Истребитель Су-37: загубленный проектЭкспериментальный многоцелевой истребитель Су-37 на авиашоу Фарнборо-1996

Бортовая электроника самолета включала системы, использующие элементы искусственного интеллекта и обеспечивала упреждающее поражение воздушных целей (в том числе и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного удара противника.

Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и оптоэлектронным средствам РЭБ. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным целям.

Су-37 оснащён комплексом, включающим импульсно-доплеровскую РЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и РЛС заднего обзора. Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно 20 воздушных целей на большой дальности и одновременную атаку восьми из них. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом лётчика в единый комплекс.

На самолете установлена аппаратура автоматической защищённой системы обмена данными о целях, позволяющая лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой. Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех.

Вооружение истребителя Су-37 подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов.

Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач «воздух-воздух» состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» входят:
— 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения;
— 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения;
— 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения;
— 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения;
— 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения;
— 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения.

Для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса «воздух-поверхность» составляет8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

Истребитель Су-37: загубленный проект

Истребитель Су-37 имел новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными (в отличие от Су-35, где индикаторы монохромные) многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы. Связное оборудование включает радиостанции УКВ- и КВ-диапазона, аппаратуру телекодовой защищённой связи, а также систему спутниковой связи.

Нельзя не согласиться с содержанием статьи «F-22 против Су-37» («Военное Обозрение», 4 июня 2010 г.), где натовские генералы дали высокую оценку Су-37: «Пока F-15, как, впрочем, и их «сородичи» F-16 и F-18, разворачиваются на цель, «зацепив» своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади «Игла», то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести «смертельный удар» очень просто… «Воевать» с российскими пилотами не позволяет застарелая американская психология – вдруг опять проиграют, попробуй тогда докажи пилоту, что он может и обязательно должен побеждать «бывшего вероятного противника». С индийцами такой проблемы нет. Ну, проиграли и проиграли, значит, плохо тренировались….».

Создав «37-й», российские конструкторы своим инженерным гением сумели свести на нет превосходство Запада в «тонкой» электронике. Даже самые «умные» ракеты американцев проскочат мимо самолёта, внезапно зависшего в небе, или перекувыркнувшегося через хвост (см. книгу М.Калашникова «Сломанный меч Империи», М., 2002, стр. 107).

Массовое перевооружение авиаполков и дивизий ВВС «Русскими Терминаторами» сразу охладило бы агрессивную наглость НАТО, и НИКТО НА ЗАПАДЕ НЕ ПОСМЕЛ БЫ УГРОЖАТЬ РОССИИ!

Если представить, что на вооружении ВВС России было бы несколько сотен истребителей Су-37 – Запад БУКВАЛЬНО ДРОЖАЛ БЫ ОТ СТРАХА, а в случае конфликта – гореть «Еврофайтерам», «Рафалям» и «Рапторам» на земле! Но… истребитель Су-37 постигла печальная судьба – всё решила грязная политика…

/По материалам segodnia.ru и airwar.ru/

10 КОММЕНТАРИИ

  1. Вот! в чём я уверен, то в том что все врут и впаривают «эрзац-вариант».
    Если Су-35 хуже чем Су-37 то, какого хрена его ставят на контракт?
    Если Су-37 лучше чем Су-35 почему его не пускают в серию?
    Сами военные для «экономии средств» заказывают «тряпочное вооружение», то которое хорошее только в полной комплектации и которое надо постоянно «дотачивать» и «доваривать» и «допиливать».
    Слишком многие любят деньги и намерены отмывать бабло для себя любимого и своей ОПГ.

    • Сомневаюсь. Если-бы был в комиссии по вооружению то можно было конструкторов потрясти и летчиков напрячь, в мелочах по копаться.
      Это тот случай как с Т-72(БВ) или как Т-72 очередной модернизации получил индекс Т-90, не имея на то никаких оснований(всё равно что АК-47 назвать АК/РФ-21век).
      Тут много чего есть: из чего сделан и как; какая начинка; какая «выносливость» с зубастостью; какая скорость и резвость.
      Вроде похожи а один новая разработка на базе а другой глубокая модернизация. Один сделан из спец.материала а другой из фанеры. У одного «полный фарш» а у другого компас с вёслами.
      Надо знать «где собака порылась».

  2. Судя по отклоняемым соплам и вообще по маневренности (на видео)разговор идет о новых летных качествах модели Су-37. О начинке ни слова. Вот это все и введено в Су-35 (правда движок новый).

  3. Достаточно много вариантов концепций боевых самолетов рассматривалось. Некоторые доводили и до производства. Но… что не удалось, что-то не потянули смежники, а и просто руководство страны по просьбе «друзей» могло прикрыть… Гадать сейчас при нынешнем положении вещей нет смысла. Думаю, пройдет какое то время, и мы узнаем правду…

  4. По моему, у автора поцреотизм головного мозга: обязательное дрожание Запада и капс делают свое дело!

    • Бесит когда офисный планктон начинает рассуждать о вещах в которых не разбирается.

  5. Су-35 более совершенная машина нежели Су-37. Су-37 это одна единственная машина с бортовым номером 711 и первоначально не было такого названия. От Су-35 первого с таким названием он отличался наличием УВТ и другой ЭДСУ совмещённой с системой управления двигателями,установкой цветных жидкокристаллических экранов вместо монохромных на ЭЛТ, установкой кресла под углом в 30 градусов. ПНК, связь, обещсамолётные системы, планер остались те же. У современного Су-35 все системы другие, более совершенные, так что это более совершенная машина.

  6. В дополнение к словам Виталия. «Су-35» и «Су-37» — изначально, это один и тот же самолет, разработанный в 80-х, выпущенный установочной серией и предлагавшийся для поставки на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-27М (Т-10М). Ввиду всеобщего развала и отсутствия финансирования самолет в войска не пошел и все построенные машины использовались в качестве летающих лабораторий (ЛЛ) для испытаний различного оборудования и систем. Так один из них был использован для испытаний новой системой управления и двигателей с УВТ — это был чисто экспериментальный самолет с бортовым номером 711, служивший для отработки систем. На нем даже двигатели стояли с недоработанными соплами. Первый самолет, получивший уже отработанные системы был Су-30МК, на нем уже сопла поставили с керамическим покрытием для увеличения ресурса. Так что название статьи «Загубленный проект» — не имеет под собой никакого основания. Т-10М-11 (Су-37) свои задачи выполнил, с него сняли двигатели с УВТ и «Су-37» перестал существовать. Через пару лет борт 711 разбился (в 2002 г.) в одном из испытательных полетов и перестал существовать сам борт. Все, что было испытано и отработано на Т-10М-11 (Су-37) внедрялось и совершенствовалось на последующих самолетах. Сейчас вот на вооружении ВВС РФ стоят Су-30СМ и Су-35С. Так что говорить, особенно сейчас, о загубленном проекте «Су-37» — глупо! Зато, скоро свет увидит новый Су-37, ведь обозначение осталось свободным… ))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя