Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Благодаря простоте конструкции и боевым качествам минометы давно и прочно заняли свое место в структуре артиллерии современных сухопутных войск. Вскоре после своего появления этот тип оружия начали устанавливать на различных самоходных шасси, что позволило значительно улучшить их мобильность и живучесть. Идея самоходного миномета дожила до наших дней и вряд ли от нее откажутся в ближайшее время. Бронированное колесное или гусеничное шасси дает боевой машине возможность быстро выходить на позицию и покидать ее, а новые более совершенные минометы способны эффективно поражать цели за минимальное время и с минимальным расходом боеприпасов.

Общие тенденции

В области самоходных минометов в последние годы наметились несколько тенденций, направленных на повышение боевых качеств. Прежде всего, необходимо отметить постепенный переход от систем калибра 81 или 82 миллиметра к более серьезным вооружениям. В течение последних десятилетий почти все ведущие страны стали активно развивать направление 120-мм самоходных минометов. Фактически подобное оружие представляет собой компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью. При приемлемых размерах именно минометы калибра 120 мм позволяют посылать к цели сравнительно крупные боеприпасы на достаточно большое расстояние.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Одной из самых современных в мире гаубиц считается немецкая Panzerhaubitze 2000 (в сокращенном варианте — PzH 2000, где цифровой индекс указывает новое тысячелетие). Эксперты единогласно относят ее к совершенному образцу полевой артиллерии в мире, имеющей серийный выпуск.

Еще одна интересная тенденция, наблюдаемая в этой области, касается архитектуры боевых машин. Регулярно появляются новые самоходные минометы, вооружение которых располагается не внутри бронекорпуса, но во вращающейся башне. Такой «гибрид» классической САУ и миномета обладает преимуществами обоих классов техники и благодаря этому способен решать широкий круг задач. Самоходные минометы последнего времени почти всегда оснащаются продвинутой автоматизированной системой управления огнем и рядом другой электронной аппаратуры.

Кроме того, минометы осваивают и те приемы ведения огня, которые ранее были свойственны лишь гаубицам – например, MRSI или «шквал огня», когда орудие делает несколько выстрелов с максимальным темпом и разным возвышением ствола, из-за чего несколько мин подлетают к цели почти одновременно.

В области боеприпасов для самоходных минометов наблюдаются ровно те же тенденции, что и в прочих сферах вооружения. Наряду с осколочно-фугасными минами создаются новые типы корректируемых. Кроме того, предпринимаются попытки создания кассетных боеприпасов. Оружейники стремятся увеличить точность и могущество новых мин, а также пытаются увеличить дальность их полета. Последнее достигается в основном при помощи создания активно-реактивных мин, имеющих собственный реактивный двигатель. В настоящее время в США идет программа PERM (Precision Extended Range Munition – «Высокоточный боеприпас увеличенной дальности»), целью которой является создание корректируемой мины с дальностью полета до 16-17 км, что примерно вдвое больше аналогичного показателя обычных боеприпасов.

Рассмотрим некоторые зарубежные самоходные минометы, которые созданы в течение последних лет.

Германия

В конце девяностых годов немецкая компания Rheinmetall в инициативном порядке провела модернизацию гусеничного шасси Wiesel 1. Получившаяся машина Wiesel 2 с улучшенными характеристиками привлекла внимание военных и вследствие этого стала основой для нескольких разработок, в том числе и самоходного миномета. В 2004 году начались испытания двух 120-мм минометов на базе Wiesel-2. В состав нового комплекса Advanced Mortar System вошли три машины: собственно миномет, командный пункт с системами связи и управления, а также разведывательная машина.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм
Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Ввиду малых габаритов базовой машины Wiesel-2 120-мм миномет в боевом положении размещается за пределами ее бронированного корпуса. При переведении в походное он укладывается на специальные удерживающие устройства поворотом вперед и фиксируется. Миномет крепится на противооткатных устройствах, которые, в свою очередь, устанавливаются на поворотном лафете. Горизонтальное наведение осуществляется в пределах 30° от оси машины вправо и влево, вертикальное – в секторе от +35° до +85°. Боевая машина оснащена автоматизированной цифровой системой управления огнем. Для наведения используются ручные механизмы или приводы, управляемые СУО.

Максимальная дальность стрельбы при использовании новых боеприпасов, созданных «Рейнметаллом», превышает8 км. В укладках боекомплекта бронированной машины помещается до 30 мин. Экипаж боевой машины состоит всего из трех человек, один из которых – механик водитель. После модернизации бронешасси Wiesel-2 имеет боевую массу около 4,2 тонны, что делает его пригодным для перевозки по воздуху и десантирования.

В 2009 году Минобороны Германии и Rheinmetall подписали контракт, согласно которому в ближайшие годы армия получит 38 самоходных минометов Wiesel-2, а также по 17 разведывательных и командирских машин. Первые партии уже поставлены. Имеются сведения о продолжении поставок таких самоходных минометов после выполнения имеющегося контракта.

Израиль

В начале двухтысячных годов компания Soltam Systems создала систему CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar – «Автономный компьютеризированный скорострельный миномет с увеличенной дальностью огня и противооткатными устройствами»), предназначенную для установки на различные шасси. Система CARDOM представляет собой набор технических средств, которые позволяют монтировать на имеющееся шасси нужный миномет соответствующего калибра.

На базовом автомобиле или бронетранспортере устанавливается поворотная платформа с системой наведения по горизонтали и вертикали. Для расширения списка пригодных к использованию шасси инженеры Soltam Systems предусмотрели противооткатные устройства, несвойственные минометам.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Помимо орудийной платформы в состав CARDOM входят системы навигации, баллистический вычислитель и другое оборудование. Основным типом оружия, пригодным для использования в системе CARDOM является 120-мм миномет Soltam K6 с полуавтоматической системой заряжания. При его использовании устройства наведения позволяют вести огонь в любом направлении на дальности до7,2 км(при использовании обычных мин). Опытный расчет может обеспечить скорострельность до 15-16 выстрелов в минуту.

Системы CARDOM уже состоят на вооружении израильской армии. Версия для Израиля монтируется на доработанное шасси бронетранспортера M113 и носит имя Keshet («Лук»). В середине прошлого 2012 года Soltam Systems в соответствии с договором поставила Испании первую партию систем CARDOM с 81-мм минометами, смонтированными на шасси четырехколесных автомобилей. Ожидается подписание контракта на поставку систем CARDON в США, где они будут монтироваться на шасси Stryker.

Китай

Ориентировочно в середине двухтысячных годов на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступил новый самоходный миномет PLL-05, созданный компанией NORINCO и объединяющий в себе все плюсы миномета и пушки. На шестиколесном шасси WZ551 смонтирован новый боевой модуль с универсальным орудием, пригодным для ведения огня в широком диапазоне углов наведения. Стоит отметить, первые упоминания о PLL-05 появились еще в начале прошлого десятилетия, но тогда эта боевая машина предлагалась только на экспорт. Очевидно, несколько лет спустя, из-за отсутствия спроса, самоходный миномет переработали в соответствии с требованиями китайской армии и начали его серийное производство.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

По своей концепции PLL-05 сильно напоминает советский/российский проект 2С9 «Нона-С»: на базовом шасси установлена башня с универсальным орудием, сочетающим в себе лучшие качества миномета и пушки. Боевой модуль PLL-05 вращается в горизонтальной плоскости на 360°, а система установки миномета позволяет вести огонь с возвышением от -4° до +80°. 120-мм миномет способен использовать широкий спектр боеприпасов. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин максимальная дальность стрельбы не превышает8,5 км. При стрельбе активно-реактивными минами этот показатель увеличивается до 13-13,5 км.

Также имеются сведения о существовании кассетной мины, несущей 30 бронебойных субэлементов. Заявленная пробиваемость – до90 мм. Также для миномета PLL-05 создан кумулятивный боеприпас, позволяющий поражать бронированные цели на дальностях до 1100-1200 метров. Максимальный темп стрельбы вне зависимости от типа боеприпаса – 7-8 выстрелов в минуту.

Боевой модуль PLL-05 с универсальным минометом калибра120 ммтакже может устанавливаться на других шасси. В частности, на выставках вооружений и военной техники демонстрировался вариант на базе восьмиколесного бронетранспортера Type 07P. Тем не менее, техника для армии делается на основе шестиколесной бронемашины. Вероятно, на этом сказались весовые показатели обоих вариантов: имеющиеся в НОАК PLL-05 примерно на пять тонн легче самоходного миномета на базе Type 07P. Таким образом, боевые машины с весом около 16,5 тонн могут перевозиться транспортными самолетами Shaanxi Y-8.

Объединенные Арабские Эмираты

Оригинальный подход к конструированию самоходных минометов применила компания IGG (International Golden Group) при создании боевой машины Agrab («Скорпион»). Этот самоходный миномет, в отличие от аналогичных машин зарубежного производства, был сделан на базе армейского автомобиля-внедорожника.

В качестве шасси для перспективной боевой машины инженеры IGG выбрали броневик RG31 Mk 6 MPV южноафриканского производства. Такой выбор был обоснован особенностями ландшафта Эмиратов и близлежащих регионов. Авторы проекта Agrab посчитали, что проходимость четырехколесного бронеавтомобиля будет достаточной для выполнения поставленных задач, а комплекс защиты, выполненный в соответствии с концепцией MRAP, обеспечит безопасность экипажа и оружия.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм
Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм
Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

В задней части броневика разместили боевой модуль с высокими бронированными бортами. Перед стрельбой задний борт откидывается и при помощи специальной фермы приводит в боевое положение 120-мм миномет сингапурского производства SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System – «Сверхскоростная перспективная минометная система»). Точные углы наведения оружия неизвестны, но исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о горизонтальном секторе шириной около 50-60 градусов и возвышении до 75-80. Внутри боевого модуля размещены укладки на 58 мин.

За ведение огня в боевом модуле SRAMS отвечает система управления огнем Arachnida. Электроника позволяет вычислять данные для стрельбы и передавать их на механизмы наведения. При необходимости расчет миномета может воспользоваться ручными механизмами. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин боевая машина Agrab способна обстреливать цели на расстояниях до 8-8,5 км. Максимальная дальность стрельбы осветительными минами не превышает 7-7,5 км. О существовании других боеприпасов пока ничего не говорилось, но калибр и характеристики миномета, вероятно, позволяют расширить номенклатуру применяемых мин.

Самоходный миномет Agrab создавался компанией IGG в инициативном порядке. В 2007 году начались испытания первого прототипа. Дальнейшие тесты и доводка перспективной боевой машины продолжались до 2010 года, после чего вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов выказали желание приобрести партию новой техники. В 2011 году Минобороны ОАЭ заказало у IGG 72 самоходных миномета общей стоимостью около 215 млн. американских долларов.

Польша

В 2008 году свой проект самоходного миномета представила Польша. Тогда компания Huta Stalowa Wola (HSW) начала строительство первого прототипа нового боевого модуля RAK. Как и некоторые зарубежные разработки, новая польская башня с вооружением должна была сочетать в себе возможности миномета и пушки.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Первый прототип боевой машины RAK был собран на базе советской самоходки 2С1 «Гвоздика», что позволило сэкономить время на доработку шасси под новый боевой модуль. Внутри бронированного объема башни RAK помещен 120-мм казнозарядный миномет и все необходимые агрегаты. Заявленная скорострельность системы – до 10-12 выстрелов в минуту, что достигается при помощи автоматизированной системы заряжания. Вертикальные углы наведения миномета – от -3° до +85°; горизонтальные – без ограничений.

Для управления огнем используется система производства компании WB Electronics. Максимальная дальность поражения цели стандартной миной, как и у других самоходных минометов калибра120 мм, не превышает 8-8,5 километров. При использовании мин с дополнительным реактивным двигателем этот показатель увеличивается до12 км.

Первые прототипы самоходного миномета PAK делались на основе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика», но в дальнейшем компания HSW выбрала другое базовое шасси. Им стала бронемашина Rosomak, представляющая собой лицензионную версию финского бронетранспортера Patria AMV. По имеющимся данным, в настоящее время идет мелкосерийное производство самоходных минометов RAK, но информация о количестве собранных машин отсутствует.

Сингапур

Упоминавшийся выше миномет SRAMS, используемый в комплекса Agrab, был создан сингапурской фирмой STK (Singapore Technologies Kinetics) в конце девяностых годов и вскоре его приняли на вооружение. Боевой модуль SRAMS проектировался с учетом требований сингапурских военных, что значительно повлияло на его облик.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Так, боевая машина, поступившая на вооружение сингапурской армии, сделана на базе сочлененного гусеничного транспортера STK Bronco. Все агрегаты миномета располагаются на заднем звене машины, что позволило грамотно разнести оружие и аппаратуру. Миномет оснащен оригинальной системой заряжания: расположенные рядом со стволом агрегаты поднимают мину на уровень дульного среза и опускают ее в ствол. Подача мин на механизм заряжания осуществляется вручную. Таким оригинальным и в то же время сложным образом была решена проблема скоростного заряжания дульнозарядного миномета: он может делать до десяти выстрелов в минуту.

Сам миномет SRAMS устанавливается на противооткатных устройствах, а также оснащается оригинальным дульным тормозом. В результате этих мер значительно снижается отдача, что позволяет устанавливать боевой модуль на сравнительно легкие шасси наподобие автомобилей, как это сделано в комплексе Agrab. Горизонтальное наведение миномета SRAMS возможно лишь в пределах сектора шириной 90°. Вертикальное – от +40 до +80 градусов. Стрельба при этом ведется «через крышу» переднего модуля транспортера. Автоматизированная система управления огнем AFCS располагается в кабине гусеничной машины и позволяет поражать цели стандартной миной на дальностях до 6,5-6,7 км.

Самоходный миномет SRAMS на базе гусеничного шасси STK Bronco был принят на вооружение в первой половине двухтысячных годов и до сих пор остается основным подобным оружием в сингапурской армии. Для возможных поставок на экспорт компания STK проводила некоторые доработки конструкции боевого модуля. В частности, существует прототип на основе американского автомобиля HMMWV, оборудованный минометом SRAMS и опускаемой опорной плитой.

Финляндия и Швеция

В конце девяностых финская компания Patria в сотрудничестве со шведской BAE Systems Hagglunds создала оригинальный боевой модуль для самоходных минометов под названием AMOS (Advanced Mortar System – «Перспективная минометная система»). Он имел характерное отличие от зарубежных разработок подобного назначения, а именно два орудия. После нескольких лет проектирования, испытаний и доводки новая система поступила на вооружение армий Финляндии и Швеции.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

Башни серийных финских и шведских самоходных минометов AMOS установлены на гусеничное шасси CV90. В самой башне размещены два 120-мм орудия, автоматика заряжания и вспомогательная аппаратура. В рекламе комплекса AMOS особо отмечалось, что он способен сделать десять выстрелов в течение четырех секунд. Однако практическая скорострельность двух минометов ограничена 26 выстрелами в минуту. Вращающаяся башня не оставляет мертвые зоны, а наклон блока стволов от -5 до +85 градусов позволяет стрелять стандартными минами на расстояние до10 км.

Стоит отметить, на определенной стадии испытаний удавалось забрасывать боеприпас на13 км, но более мощная отдача плохо сказывалась на агрегатах всей боевой машины. В связи с этим максимальную дальность стрельбы также ограничили. Система управления огнем позволяет рассчитывать углы наведения орудий с учетом внешних условий. При необходимости она обеспечивает стрельбу в движении со скоростью не более 25-30 км/ч, но в таком случае дальность эффективного огня сокращается в два раза.

Если нужно поразить цель в движении на расстоянии, близком к максимально возможному, существует еще один алгоритм работы вычислителей. При его применении все расчеты производятся на ходу, после чего следует короткая остановка и залп. Далее самоходный миномет может покинуть позицию и продолжить расчеты для атаки из другого места.

Финские и шведские вооруженные силы заказали несколько десятков самоходных минометов AMOS и активно применяют их на учениях. Для поставок на экспорт пришлось создать специальную модификацию боевого модуля с одним минометом. Такая башня получила название NEMO (NEw MOrtar – «Новый миномет»). От базовой конструкции NEMO отличается лишь несколькими деталями, прямо связанными с количеством вооружения.

Стоит отметить, одноствольный вариант финско-шведского миномета, в отличие от оригинальной системы, заинтересовал зарубежных покупателей. Уже выполняются заказы Саудовской Аравии, ОАЭ и Словении. Также желание приобрести боевые модули NEMO выказывала Польша, но контракт пока не подписан.

Швейцария

В конце девяностых годов швейцарская компания RUAG Land Systems представила свою новую разработку под названием Bighorn. Этот боевой модуль представляет собой поворотную платформу с минометом и набором электронного оборудования, предназначенную для установки на бронированные машины различных типов. Миномет Bighorn в первую очередь предлагался для установки на бронетранспортеры MOWAG Piranha, чем обусловлены его габариты, масса и сила отдачи.

Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм

120-мм миномет монтируется на поворотной платформе с подъемным механизмом и противооткатными устройствами. Последние, по официальным данным, позволяют сократить отдачу на 50-70% по сравнению с минометами, не использующими подобные механизмы. Модуль Bighorn предназначен для монтажа в десантном отделении любой подходящей бронемашины. Стрельба в таком случае ведется через открытый люк в крыше. Из-за этого горизонтальное наведение миномета возможно только в пределах сектора шириной 90°. Углы возвышения – от +40 до +85 градусов.

Заряжание производится полуавтоматической системой: расчет подает мины на специальный лоток и дальнейшая загрузка боеприпаса в ствол производится механическим устройством. Заявленная максимальная скорострельность – до четырех выстрелов за 20 секунд. Максимальная дальность при использовании самого мощного порохового заряда не превышает10 километров. Интересно расположение приборов управления огнем. Вся электроника скомпонована в небольшой консоли, располагающейся рядом с минометом. Управление наведением производится либо джойстиком, либо вручную, при помощи соответствующих механизмов.

Боевой модуль Bighorn мог стать основой для нескольких типов самоходных минометов на базе разных шасси. Испытывались варианты на основе MOWAG Piranha (Швейцария), FNSS Pars (Турция) и т.д. Во всех случаях были определены преимущества и недостатки миномета и сопутствующих систем, однако дальше доводки дело не пошло. За 15 лет, прошедшие после разработки системы Bighorn, ни одна страна не заинтересовалась им и даже не инициировала переговоры по контракту. Компания-разработчик продолжает совершенствование минометного комплекса, однако его перспективы остаются туманными.

***
Нетрудно заметить, что на протяжении последних лет развитие самоходных минометов идет в соответствии с двумя основными идеями. Первая из них подразумевает монтаж платформ с оружием и электроникой внутрь корпуса имеющихся машин (прежде всего, бронетранспортеров). В результате получается простой и удобный в использовании минометный комплекс, пригодный для выполнения всех возлагаемых на него задач.

Вторая концепция заметно сложнее, хотя и подразумевает ощутимое увеличение боевых качеств. Возможности такого самоходного миномета растут благодаря использованию полноценной орудийной башни с большими углами вертикального наведения. Несмотря на очевидные преимущества, самоходные минометы второго типа вряд ли смогут полностью вытеснить боевые машины, сделанные в соответствии с первой идеей.

Имея большие огневые возможности, «башенные» минометы серьезно проигрывают в стоимости и сложности конструкции. Поэтому в течение следующих лет даже в самых мощных и развитых армиях будут встречаться самоходные минометы обоих типов.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя