Экспериментальное шасси с гибридной энергоустановкой

На днях стало известно, что российская «Военно-промышленная компания» создала и испытала новую бронемашину. Экспериментальное колесное шасси, созданное в рамках научно-исследовательской работы «Крымск», значительно отличается от всех используемых сейчас бронемашин на колесном ходу. Дело в том, что экспериментальная машина оснащена гибридной энергетической установкой и электрической трансмиссией, что, как ожидается, может дать заметные преимущества при использовании на практике.

Экспериментальное шасси с гибридной энергоустановкой

Информационное агентство «Росинформбюро» привело слова руководителя проекта «Крымск» В.Рудина. Согласно оглашенным данным, экспериментальное шасси построено на базе корпуса и ходовой части бронетранспортера БТР-90 «Росток», но при этом оснащено оригинальной силовой установкой и трансмиссией. Эти агрегаты выполнены по схеме «последовательный гибрид».

Основа энергоустановка экспериментальной машины – дизельный двигатель ЯМЗ-650.10, произведенный на ярославском моторном заводе «Автодизель». Мощность двигателя по техническим причинам ограничена до360 л.с. Крутящий момент дизеля передается на тяговый вентильный индукторный генератор. Последний имеет ряд интересных особенностей. В частности, он оснащен т.н. обмоткой возбуждения, что позволяет оптимизировать согласование работы дизельного двигателя и генератора.

Экспериментальное шасси с гибридной энергоустановкой

Кроме того, генератор можно использовать в качестве электродвигателя для запуска дизеля. Наконец, в состав энергоустановки входит блок накопителей электроэнергии, имеющий в своем составе электрохимические конденсаторы, изготовленные ОАО «Элтон».

Электротрансмиссия экспериментальной машины выполнена по схеме «мотор-полуось». В ее составе имеется распределенная система управления, изготовленная с широким применением микропроцессоров, силовые преобразователи электроэнергии, а также восемь тяговых электромоторов. В разработке и производстве агрегатов электрической трансмиссии участвовали ООО НПФ «Вектор», ООО НПП «Цикл+» и ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)».

Микропроцессорная система управления электрической трансмиссии осуществляет прямое управление крутящим моментом и благодаря этому способна на программном уровне реализовывать ряд функций активной безопасности, как то АБС, ПБС, «круиз-контроль», перераспределение момента по колесам в зависимости от состояния дороги и т.п.

На шасси «Крымск» использованы тяговые вентильные индукторные электродвигатели с обмоткой возбуждения. В двигатели встроены планетарные редукторы. Как утверждается, такие электромоторы в сочетании с системой управления способны показывать характеристики на уровне коллекторных двигателей последовательного возбуждения, считающихся наиболее удобными для использования в качестве тяговых.

Экспериментальное шасси с гибридной энергоустановкой
(Иллюстрация с сайта http://btvt.narod.ru)

Энергоустановка и движитель экспериментального шасси работают следующим образом. Дизельный двигатель вращает ротор генератора, вырабатывающего переменный ток. Далее переменный ток преобразовывается в постоянный, после чего направляется в накопитель и на силовые преобразователи. Последние нужным образом меняют характеристики тока и подают его на тяговые электродвигатели.

Накопитель используется для оптимизации работы электротрансмиссии на переходных режимах. Так, при разгоне он должен «помогать» основной дизель-генераторной системе и подавать на преобразователи дополнительную электроэнергию. При торможении, в свою очередь, энергия торможения преобразовывается в электрическую и накапливается в батареях. Накопители, как утверждается, могут аккумулировать и мгновенно отдавать большие объемы электроэнергии. В перспективе это позволит устанавливать на подобные шасси новые сложные электронные системы или перспективное оружие, требующее больших затрат энергии.

Примененная система «последовательный гибрид» с движителем типа «мотор-полуось» позволили экспериментальному шасси показать достаточно высокие характеристики. Общие результаты ходовых испытаний описываются следующим образом: имея примерно в полтора раза мене мощный двигатель в сравнении с БТР-90, шасси «Крымск» показало более высокие ходовые характеристики. Так, при испытаниях на аэродроме в Кубинке машина весом около 22 тонн разогналась до скорости97 км/ч, причем на разгон до80 км/чушло всего 33 секунды.

Также шасси с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией смогло преодолеть ров шириной2 метра, полуметровую стенку и подъем в 30°. Кроме того, в ходе испытаний экспериментальная машина буксировала бронетранспортер БТР-80 со скоростью порядка48 км/ч, а также смогла затащить такой груз на подъем с уклоном в 15°.

Топливные баки шасси «Крымск» ничем не отличаются от баков БТР-90, но при этом оно способно преодолеть на одной заправке до940 км, двигаясь с обычной для колонн скоростью40 км/ч. Радиус разворота на сухом бетоне, благодаря использованию системы управления электротрансмиссией, удалось довести до3,8 метра.

На данный момент шасси «Крымск» представляет собой сугубо экспериментальную машину, построенную с целью проверки ряда новых технологических решений. По этой причине не стоит надеяться, что в самое ближайшее время подобная техника появится на вооружении нашей армии. Однако в отдаленной перспективе бронемашины с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией все же могут дойти до серийного производства и практического применения.

Имеющиеся высокие ходовые качества и характеристики, достигнутые в ходе испытаний, способны заинтересовать потенциального заказчика в лице военного ведомства. Однако полномасштабное освоение всех необходимых технологий потребует вложить массу времени и денег. В связи с этим, вероятно, проект «Крымск» или новые исследования в этом направлении в ближайшем будущем будут иметь лишь экспериментальный характер.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя