После осмысления деталей неудачной операции по спасению заложников из посольства США в Тегеране в 1980 году, когда 3 из 8 участвовавших в операции вертолетов не смогли выполнить возложенную на них задачу и поставили под угрозу всю миссию, военные эксперты и аналитики пришли к мысли о том, что американскому флоту отчаянно необходимы новые машины. Военным требовались воздушные суда, которые совмещали бы в себе вертикальный взлет вертолета со скоростью и дальностью полета реактивного самолета.

В результате, на свет появился знаменитый конвертоплан V-22 «Osprey» с изменяемым наклоном роторов. V-22 в состоянии взять на борт до 24 пассажиров и перевезти их на расстояние до 1000 морских миль со скоростью порядка400 км/ч. На сегодняшний день это единственный в мире серийно выпускающийся и состоящий на вооружении американской армии конвертоплан.

Стоит отметить, что сегодня это один из наиболее гибких воздушных судов вертикального взлета и посадки (VTOL) в составе ВМС США, которые помимо V-22 включают в свой состав также обычные вертолеты и так называемые «прыгающие самолеты». Помимо этого V-22 «Osprey» является также и самым молодым из них. Именно конвертоплан V-22 представляет собой самое последнее крупное добавление к арсеналу VTOL за последние два десятка лет.

Гибридные вертолеты выходят на авансценуV-22 «Osprey»

А так как современная тактика ведения боевых действий все больше склоняется в сторону проведения молниеносных скрытных операций, то VTOL вновь стали приоритетным направлением для стратегов американских вооруженных сил. В 2013 году в США были запущены 2-е новые программы, которые призваны улучшить скорость полета, дальность, и эффективность VTOL-машин. В марте этого года армия США запустила проект, который официально начинает прием дизайнерских разработок технологии, которая смогла бы стать основой нового поколения роторных машин.

Известные компании Sikorsky и Boeing подали совместную заявку, которая основана на пропеллерной и роторной системе Sikorsky Х2, которая уже неоднократно поднимался в воздух; компания Bell Helicopter (бывшая одним из создателей V-22) предложила военным усовершенствование системы изменяемого ротора; а европейский аэрокосмический гигант EADS продвигает собственное дизайн-решение, которое базируется на экспериментальном супер-вертолете под названием «Eurocopter X3».

Sikorsky Х2 (Сикорский X2) – это экспериментальный вертолет, спроектированный и построенный компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Представляет собой летающий прототип вертолета соосной схемы с толкающим винтом, машины была построена на базе экспериментального образца S-69.

Данный летательный аппарат базируется на концепции опережающей лопасти (ABC), он оснащен двумя четырехлопастными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, а также хвостовым шестилопостным толкающим воздушным винтом. Все винты машины приводит в движение один турбовальный двигатель – LHTEC T800. Управление Sikorsky Х2 полностью электронное, механическая связь между исполняющими устройствами и органами управления отсутствует. Вес машины, по словам компании производителя, составляет 3,6 тонны, максимальная скорость полета должна составить474 км/ч, а максимальная дальность –1300 км. На базе экспериментального вертолета Sikorsky Х2 реализуется проект S-97 Raider.

EurocopterX3 (или X-Cube) – это экспериментальная гибридная модель вертолета или винтокрыла, которая спроектирована и построена известной компанией Eurocopter. Данная модель создавалась, для того чтобы обеспечить вертолету возможность совершения полета на скорости в410 км/ч. Главный несущий винт EurocopterX3 состоит из 5 лопастей, а на концах его коротких неподвижных крыльев были установлены дополнительные тянущие пропеллеры, которые также имеют по 5 лопастей. Хвостовой винт на данном летательном аппарате отсутствует.

Гибридные вертолеты выходят на авансценуSikorsky Х2

Именно по наличию коротких крыльев EurocopterX3 можно отличить от базовой модели европейского концерна – Eurocopter EC155 – на основе которой он был разработан и воплощен в металле. Следует отметить, что базовая модель Eurocopter EC155 существенно отстает в скорости полета от своего гибридного собрата. Максимальная скорость обычного вертолета составляет 175 узлов (324 км/ч).

Компенсация возникающего реактивного момента, который появляется при вращении несущего винта, происходит за счет работы боковых пропеллеров. Силовая установка данного летательного аппарата состоит из 2-х турбовальных двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322.

Свой первый полет EurocopterX3 совершил 6 сентября 2010 года во Франции. 12 мая 2011 года машина смогла достичь скорости в430 км/ч. 7 июня 2013 года гибридный вертолет Eurocopter X3 установил абсолютный мировой рекорд и обеспечил настоящий прорыв в истории авиации, сумев разогнаться до скорости в 255 узлов (472 км/ч). Таким образом, был побит мировой рекорд горизонтальной скорости полета вертолетов.

За время своей эксплуатации гибридный вертолет Eurocopter X3 успел налетать более 140 часов. Первый раз машина поднялась в воздух еще в 2010 году. После этого последовал перерыв в полетах длиной в целый год, по всей видимости, это время было потрачено европейскими инженерами на модернизацию и коренную переделку некоторых узлов вертолета. В ближайшем будущем Eurocopter X3 сможет стать прототипом для создания нового высокоскоростного вертолета, который уже получил обозначение LifeCraft.

Работы над этой машиной ведутся по заказу Европейской комиссии. Пока еще трудно сказать, как долго гибридному вертолету Eurocopter X3 удастся удерживать пальму первенства по скорости горизонтального полета. Так как на подходе новый скоростной вертолет S-97 Raider, спроектированный на базе Sikrosky X2. В скором времени данная машина должна совершить свой первый полет.

Гибридные вертолеты выходят на авансценуEurocopter X3

Помимо перечисленных выше разработок агентство передовых оборонных проектов DARPA в феврале 2013 года объявило о запуске новой программы общей стоимостью в 130 млн. долларов. Данная программа предлагает инженерам аэрокосмической отрасли создать абсолютно новый подход к концепции воздушных судов вертикального взлета и посадки – крыло с ротором, фиксированное крыло или может быть некий гибрид между этими предложениями.

Обладая максимальной скоростью полета более400 км/ч, новые VTOL смогут существенно повысить оперативные возможности американских военных. Рост скорости полета винтокрылых машин позволит существенно сократить время доставки персонала и грузов, а также боевых подразделения туда, куда это необходимо в независимости от ландшафта местности в заданном районе.

Несмотря на то, что точные дизайн-проекты в течение некоторого периода времени будут держаться в секрете, и в DARPA, и в армии США рассчитывают на то, что первые демонстрационные образцы смогут подняться в воздух к 2017 году. Скорее всего, все они будут черпать идеи и готовые решения из уже реализованных проектов, о которых было написано выше. После без малого 24 лет, которые прошли без каких-либо значительных инноваций, концепция VTOL снова оказывается в центре внимания американских военных.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить