На днях «Известия» приоткрыли завесу тайны над одним из новых проектов, предназначенных для обновления военно-воздушных сил. Изданию стало известно об окончании летно-конструкторских испытаний самолета Ил-22ПП с установленным на нем новым комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

К началу мая этого года сотрудники Летно-исследовательского института им. М.М. Громова провели все необходимые работы и передали самолет с системой РЭБ на государственные испытания. В течение следующих нескольких месяцев новая система для постановки помех поступит на вооружение.

«Порубщик» каналов связи: новый самолет РЭБОпытный образец самолета-постановщика помех и попутной воздушной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик») после переоборудования на ОАО «20-й авиационный ремонтный завод» в Пушкине. Самолет имеет регистрацию RA-75903 (заводской номер 0393610235, построен как Ил-22 в 1979 году).

Новый комплекс носит название «Порубщик» и имеет более высокие в сравнении с предыдущими подобными системами характеристики. Кроме того, при создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, которые значительно повысили ее боевые возможности. Главной особенностью «Порубщика» стала способность воздействовать лишь на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих, что имело соответствующие тактические последствия. Новый «Порубщик», по словам источника издания, имеющего отношение к испытаниям, способен работать избирательно.

Так, перед включением системы активных помех комплекс сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника. В это время сам самолет ничего не излучает – аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования включают «глушилку» и ставят помехи в нужном диапазоне частот.

Кроме того, новый комплекс «Порубщик» может излучать помехи только в нужном направлении, что будет полезным при определенных обстоятельствах.

«Порубщик» каналов связи: новый самолет РЭБИл-22М11 RA-75925 после модернизации на ЭМЗ им. Мясищева

Аппаратура комплекса «Порубщик», как утверждается, сможет эффективно бороться со всеми возможными целями, как то самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системы противовоздушной обороны, а также пилотируемая и беспилотная авиация. Фактически несколько самолетов, оснащенные комплексом радиоэлектронной борьбы, смогут нарушить или даже парализовать действия вероятного противника в заданном районе.

Во время испытаний в качестве носителя нового комплекса радиоэлектронной борьбы использовался самолет Ил-22 (воздушный командный пункт на базе Ил-18). Построенную в конце семидесятых годов машину перед установкой специальной электронной аппаратуры отремонтировали, а также внесли некоторые изменения в ее конструкцию. Работы производились на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой машины стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Интересны причины, по которым «Порубщик» установили именно на самолет, возраст которого приближается к 35 годам. По данным «Известий», командование военно-воздушных сил желало получить комплекс РЭБ на базе более новой техники, но ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета.

Использование старого самолета повлекло за собой соответствующие последствия. «Известия» приводят слова неназванного представителя ВВС, согласно которым, даже после ремонта обновленный Ил-22ПП сможет прослужить не более десяти лет. Таким образом, со временем для комплекса «Порубщик» понадобится новый носитель. Учитывая причины, по которым в качестве основы был выбран именно Ил-22, можно сделать соответствующие безрадостные выводы о будущем подборе нового базового самолета.

Тем не менее, именно в нынешнем виде новый авиационный комплекс радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП поступил на государственные испытания. Ориентировочно к концу года самолет-постановщик помех завершит все необходимые проверки и будет принят на вооружение. По информации «Известий», в состав военно-воздушных сил планируется ввести пять таких машин, включая опытный образец.

Новости о завершении основных работ над новым комплексом радиоэлектронной борьбы для военно-воздушных сил, несомненно, приятны и позитивны. Отечественные ВВС давно не получали новые специальные самолеты с подобной аппаратурой и поэтому комплекс Ил-22ПП с системой «Порубщик» имеет большое значение для обновления военной авиации. Новые самолеты после начала службы закроют важную тактическую нишу, приоритет которой в течение последних лет постоянно повышался.

«Порубщик» каналов связи: новый самолет РЭБПредусмотрены работы по модернизации самолетов Ил-22 из состава в вариант Ил-22ПП. К 2012-2013г запланировано серийная модернизация первого борта, ведутся работы по двум следующим — на 2013-2014 г.

Вооруженные силы ведущих зарубежных стран постоянно обновляют свои системы управления и связи, а также вводят в строй новую технику различного назначения. К примеру, современная война с участием НАТО немыслима без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотных летательных аппаратов различных классов. Таким образом, самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» способны стать одним из основных средств, призванных затруднять действия противника, парализуя его каналы связи, системы обнаружения и т.д.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИЕВ

  1. В некоторых случаях, может быть, можно и дирижабли использовать? Смотрите, надувные танки есть, самолеты, ракеты:)) А серьезно, радар наверняка баллон хуже видит(если в конструкции не использовать металлический корд) а может есть смысл антену для глушения наоборот внутрь баллона установить, кабину для аппаратуры глушения тоже можно замутить из полимеров, летает медленно-недостаток который компенсируется колличеством. Легко сбить? Самолет сбить не сложнее. Зато взлетает внезапно, и хоть из леса. И наделать их можно хоть целую тучу и наделить обменом информацией по той-же Wimax для лучшей корректировки что именно глушить, а может каждый из них будет оперативно глушить свое. Идея, которая может быть, найдет воплощение.

  2. Очень жаль, что нет новых самолётов способных заменить ИЛ-18. В 70-х я летал на них, по надёжности и по прочности им, пожалуй, мало что найдется. Думается, что за 10 лет изменения к улучшению всё же будут.

Ответить