Французкие АПЛ типа «Триумфатор» с баллистическими ракетами

Подводные лодки типа Le Triomphant («Триумфатор») — серия из четырёх однокорпусных одновальных атомных стратегических подводных лодок французского производства, построенных в 1989—2009 гг. Являются новым поколением французских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и заменой первых 6 французских стратегических ракетоносцев «Редутабль».

Класс Le Triomphant – это аналог американского Ohio и английского Vanguard, однако ввиду своей относительной молодости у данных лодок имеется ряд технических преимуществ. Корабли относятся к программе SNLE-NG («подводная лодка атомная с баллистическими ракетами нового поколения»). Позже было принято решение ограничить серию четырьмя кораблями.

Французкие АПЛ типа «Триумфатор» с баллистическими ракетами

Командование военно-морских сил Франции уже в конце 1970-х гг. сделало вывод, что изменения происходившие в оперативно-тактической обстановке в то время, обусловленные усилением «холодной войны», приведут в начале XXI века к тому, что ПЛАРБ типа Le Redoutable будут не способны эффективно решать стратегические задачи, а исчерпание модернизационных запасов данных кораблей не позволит значительно влиять на боевые возможности подлодок.

Кроме того, физическое старение мат. части данных лодок делает неоправданно дорогим продолжение их эксплуатации. Вместе с тем достигнутый французской промышленностью технологический уровень позволяет создать корабль-ракетоносец, который будет в полной мере отвечать поставленным задачам.

Проектирование стратегических субмарин нового поколения было начато в 1982 г., спустя два года была утверждена программа развития морских стратегических ядерных сил 1987-2010 годов, «Триумфатор» входил в данную программу. Всего до 2010 года планировалось построить шесть подлодок данной серии, но после развала СССР мировая военно-политическая обстановка существенно изменилась, и было принято решение ограничить серию четырьмя кораблями.

Исследовательские работы, которые предшествовали началу проектирования новой субмарины, вели семь групп. Работу групп координировала специально межотраслевая организация COELACANTHE, созданная в 1962 г. для создания первого поколения ПЛАРБ французского производства. Средства наблюдения лодки разрабатывала группа GERDSM, акустическая скрытность корабля – группа CERDAN, системы вооружения и проведение испытательных пусков ракет – группа GETDL, средства связи – группа CERTEL, автоматическая система боевого управления и информационное обеспечение – группа САРСА, проблемами противовоздушной обороны и проектированием общекорабельных систем (включая систему регенерации воздуха и средства освоения океана) – группа CESDA. Следует отметить, что подобная организация работ была необходима из-за сложности задачи, поставленной перед проектировщиками.

Все новые подлодки должны были вооружаться разрабатываемыми ракетами М5. Первую подводную лодку должны были ввести в строй в 1991 г.. Сначала ее должны были вооружить ракетами М4. Это было сделано для того, чтобы постройку субмарин не увязывать с разработкой системы М5. Замену ракетного вооружения, по установившейся во Франции практике, планировалось провести во время первого капитального ремонта.

В связи с задержками в разработке системы М5 решили построенные лодки оснастить ракетами М45. М45 – глубокая модернизация ракеты М4. Результатом данной модернизации стало увеличение дальности стрельбы до 5,3 тыс. км. Кроме того, на ракету установили головную часть TN-75, имеющую 6 боевых блоков индивидуального наведения.

Французкие АПЛ типа «Триумфатор» с баллистическими ракетами

Ракета М5 по массогабаритным характеристикам практически идентична Трайдент II (D5). Этим объясняется небольшие различия в конструкции и габаритах корпуса между подлодками типа «Триумфатор» и американскими типа «Огайо» (например, диаметр корпуса «Триумфатор» всего на 31 мм меньше диаметра корпуса «Огайо»).

При разработке субмарины типа «Triomphant» ставилось две первоочередные задачи:
— первая, обеспечение высокого уровня скрытности;
— вторая, способность раннего обнаружения средств ПЛО (противолодочной обороны) противника, что давало бы возможность раньше начать маневр уклонения.

Для решения первой задачи провели многочисленные исследования определения вероятности обнаружения лодки с помощью различных средств обнаружения, например оптический и гидроакустический поиск, инфракрасное видение, радиолокация, лазерные приборы для обнаружения кильватерного следа и магнитометр. В качестве вероятных носителей данных средств рассматривали надводные корабли, самолеты, подлодки, вертолеты, а также искусственные спутники Земли. В результате выяснилось, что основной демаскирующий фактор – акустическое поле подводной лодки а, следовательно, первоочередная задача, стоящая перед проектировщиками – снижение уровня шумности ПЛАРБ.

Учитывая общее влияние на шумность, основное внимание уделили главной энергетической установке субмарины. Также как и на других французских атомных подводных лодках, ракетоносцы «Триумфатор» оснащались водо-водяным реактором К-15. Особенность данного реактора – естественная циркуляция в первом контуре теплоносителя. Достоинства данного подхода заключаются в снижении шумность паропроизводящей установки и в повышении надежности работы реактора. Следует отметить, что похожую схему реализовали и на лодках типа «Огайо».

При проектировании Le Triomphant были предприняты меры для снижения шумности до уровня естественного фона моря (при волнении 0 баллов). Решение этой задачи зависело от некоторых технологических аспектов, таких как: оптимальные обводы корпуса (с точки зрения гидродинамики), нейтрализация влияния наружных устройств (главным образом выдвижных), обесшумливания работы насосов, электромоторов, редукторов и тому подобное. В механизмах использованы подшипники скольжения, заменившие более шумные подшипники качения (роликовые и шариковые), которые широко применялись на Le Redoutable.

Для крепления к корпусу лодки всех шумовыделяющих механизмов использовались амортизационные прокладки. Каждый насос и двигатель, все силовые кабели и трубы помещены в оболочку из виброгасящего упругого материала. В свою очередь вышеназванные элементы к прочному корпусу крепятся через вибро- и шумопоглощающие пластины, изготовленные из резино-каучука и/или упругого полимера. Была использована так называемая двухкаскадная виброизоляция. Все эти действия привели к снижению в два раза уровня шума в сравнении с «Le Redoutable» и ниже американских лодок «Огайо».

Конструктивные особенности новой подводной лодки потребовали модернизации верфи военно-морских сил в Шербуре, где и построили все стратегические ракетоносцы. Программе модернизации, заключавшейся, по сути, в переходе верфи от метода постройки атомных подводных лодок на наклонном стапеле и динамического продольного спуска к методу горизонтального строительства и вертикального спуска, дали название CAIMAN.

Необходимо отметить, что к этому времени на горизонтальную постройку с вертикальным спуском перешли СССР, затем Соединенные Штаты и Великобритания. Программу CAIMAN условно разделили на три этапа. Первый этап – постройка нового корпусного цеха, второй – постройка стапельного цеха, третий – устройство вертикального спуска.

Французкие АПЛ типа «Триумфатор» с баллистическими ракетами

ПЛАРБ всегда отличались крупными габаритами. Так и подводные лодки класса «Le Triomphant» являются самыми большими лодками во французском флоте. Водоизмещение в погруженном состоянии при длине 138 м составляет 14335 т. Согласно программе SNLE-NA длина 5-ой и 6-ой субмарин должна была составлять 170 м., однако, как уже отмечалось, от их заказа отказались. Диаметр прочного корпуса в связи с увеличившимися по сравнению с М4 габаритами ракет M5 возрос до 12,5 метров. Шахты ракет из прочного корпуса выступают, однако находятся в пределах легкого корпуса.

Корпус собрали из отдельных секций. Корпус разделен на отсеки (зоны) водонепроницаемыми сферическими переборками. В носовом отсеке размещено торпедное вооружение, жилые помещения экипажа, а также центральный пост и аппаратура радиоэлектронного вооружения. В средней части корпуса находится ракетный отсек, в котором вдоль диаметральной плоскости корабля в два ряда вертикально смонтированы 16 ракетных шахт.

Реакторный отсек находится за ракетным отсеком. В нем находится паропроизводящая установка и все оборудование и трубопроводы первого контура. За реакторным отсеком находится турбинный отсек с главной турбиной (паротурбинным агрегатом), турбогенератором гребного электродвигателя, а также генератором, служащим для питания бортовых систем подводной лодки. В кормовой части данного отсека установлен гребной электродвигатель и привод на движитель типа pump jet.

Над центральным постом в передней части корпуса смонтировано ограждение шахт выдвижных устройств. В нем кроме шахт выдвижных устройств оборудована прочная рубка. Рубочные горизонтальные рули находятся на ограждении.

Команда одной субмарины состоит из двух экипажей по 60 человек. Длительность одного похода составляет более 60 суток.

Много работы сделали для улучшения гидродинамических характеристик, поскольку во время движения подлодка может создавать шумный поток. Так, например, для ограждения рубки использовались композитные материалы, чтобы предотвратить эффект «поверхности барабана». Для испытаний корпуса и надстройки использовался специальный бассейн.

Энергетическая установка атомных подлодок типа Le Triomphant состоит из главной и вспомогательной энергетических установок. Главная энергетическая установка включает ядерный реактор, парогенератор, компенсатор объема, биологическую защиту, пару паротурбинных установок, главный конденсатор, пару электрогенераторов питания гребного электродвигателя и пару для питания бортовых систем, циркуляционные насосы, гребной электродвигатель, одновальную движительную установку, гребной винт, аппаратуру контроля и управления.

Французкие АПЛ типа «Триумфатор» с баллистическими ракетами

Основной элемент главной энергоустановки – ядерный реактор водо-водяного типа К-15, мощность которого составляет 150 МВт. Аналогичный реактор установлен на авианосце Charles de Gaulle. Французские ученые-атомщики с конца 1960-х гг., в отличие от английских и американских специалистов, в качестве топлива начали использовать в реакторах низкообогащенный уран. В реакторе Le Triomphant используется уран, степень обогащения которого составляет 7-20%, при этом в английских и американских лодочных реакторах достигает 95%.

Использование в качестве топлива для ядерного реактора низкообогащенного урана имеет как преимущества, так и недостатки. Объем 20% обогащенного топлива больше в 2-2,5 раза, чем высокообогащенного. Это привело к увеличению размеров ядерного реактора. Жизненный цикл активной зоны данных реакторов при равных условиях эксплуатации в 2 раза меньше установленного на ПЛАРБ Ohio, а следовательно требует удвоенной частоты перезарядки. Но, по заявлению французских специалистов, короткие периоды между заменами вполне приемлемы, поскольку совпадают с периодами модернизации оборудования и оружия (каждые 5 лет), и относительная стоимость замены топлива незначительна.

Второе отличие реактора К-15 – это объединение ядерного реактора и парогенератора в один блок. Объединение парогенератора и реактора в один блок позволили сделать реактор довольно компактным. Его диаметр и высота составляют соответственно 4 и 10 метров. Следует отметить, что данные габариты реакторного блока, включая биологическую защиту, наружная поверхность которой — зеркальное покрытие. Биологическая защита при нормальной работе реактора, на полную мощность, обеспечивала около реактора уровень радиации эквивалентный естественному фону.

Электрогенераторы вырабатывают энергию для работы электрических систем лодок. Первым, более мощным, обеспечивается работа гребных электродвигателей, вторым – все другие корабельные системы. Переменный ток, вырабатываемый первым генератором, преобразуется в постоянный ток и подается на гребной электродвигатель, мощностью 30,5 МВт. Через вал усилия гребного электродвигателя передаются на гребной винт.

Движительная установка Le Triomphant выполняется по схеме pump jet, одновальная, с расположением на оси подлодки вала. Винт семилопастный, со специальной формой лопастей.

Вспомогательная энергоустановка состоит из дизель-генератора, аккумуляторных батарей, гребного электродвигателя, гребного винта, устройства работы дизеля под водой, системы контроля и управления. Она обеспечивает движение подлодки в случае отказа главной энергетической установки или остановки ядерного реактора, в случае экстренного выхода ракетной подлодки в море из базы.

Французкие АПЛ типа «Триумфатор» с баллистическими ракетами

Дизельная установка Le Triomphant включает пару восьмицилиндровых дизелей 8 РА4 V200 SM (мощность 950 л.с. или 700 кВт). Для улучшения маневренных качеств подлодок типа Le Redoutable на малом ходу имеется носовое подруливающее устройство. Вероятно, аналогичное устройство установлено на ракетоносцах типа Le Triomphant.

Система контроля и управления вспомогательной энергоустановкой выполнена с использованием электронной, пневматической и компьютерной технологий. Дизель-энергетическая установка – с учетом требований вибро- и ударостойкости, различных навигационных особенностей плавания ПЛАРБ и климатических условий.

В качестве главного вооружения атомных подводных лодок Le Triomphant первоначально планировалось устанавливать баллистические ракеты М4, которые в дальнейшем должны были заменить ракетным комплексом М5, находившимся в то время на стадии разработки. Но вскоре планы изменили, и на лодках установили так называемые «промежуточные» М45, которые являются улучшенным вариантом М4. Данные ракеты имеют разделяющуюся ГЧ MIRV с 6 ядерными боеголовками TN75, мощностью по 150 кт. Баллистические ракеты М5 (также используется обозначение М51) имеют 12 ядерных боеголовок с индивидуальным наведением. Дальность их стрельбы составляет 10 тыс. км (по другой информации – 8 тыс. км).

Торпедно-ракетное вооружение – четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата, из которых можно выстреливать торпеды ECAN L5 mod 3 или противокорабельные ракеты SM-39 Exocet. Данные ракеты и торпеды отлично себя зарекомендовали на многоцелевых подводных лодках класса Rubis.

Радиоэлектронное вооружение атомных подводных лодок Le Triomphant объединено в новый комплекс боевого управления и отображения тактических данных. В его основу входит 8 пультов управления; информация, необходимая для принятия решения, поступает от радиогидроакустического комплекса, радиоэлектронных и оптических средств.

На подводных лодках установлен ГАК DMUX 80, который испытывался в 1996 году. В комплекс входят гидроакустические станции DUUX 5 и DSUV 62, а также станция гидроакустической разведки DRUA 33.

Тактико-технические характеристики:
Ширина – 12,5 м;
Длина – 138 м;
Осадка – 10,6 м;
Надводное водоизмещение – 12640 т;
Подводное водоизмещение – 14335 т;
Надводная скорость – 12 узлов;
Подводная скорость – 25 узлов;
Рабочая глубина погружения – 500 м;
Силовая установка:
— один реактор K15 (тепловая мощность 150 МВт);
— гребной электромотор мощностью 41500 л.с.;
— вспомогательные дизельные моторы мощностью по 1225 л.с.;
— один гребной вал;
Вооружение:
— торпедно-минное вооружение — 4 носовых 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед F17 и L5 mod.3;
— ракетное вооружение – 16 шахт типа M45, (будут заменены M51), 8 запускаемых из торпедных аппаратов крылатых ракет Exocet SM39;
Гидроакустическое вооружение:
— комплекс DMUX 80;
— комплекс DUXX 5;
— буксируемая ГАС DSUV 62;
Экипаж – 111 человек, из которых 15 офицеров.

/Пётр Улякин, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя