Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Ракетные крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (по кодификации НАТО – класс «Слава») – класс советских, позднее российских крейсеров, которые занимают промежуточное положение между кораблями проектов «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). После развала СССР ракетные крейсера типа «Атлант», вооруженные мощными ракетами класса «поверхность-поверхность», стали важной частью ВМФ России.

Всего было построено 4 корабля данного типа, в строй было введено – 3 единицы. Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота, «Варяг» флагманом Тихоокеанского флота, «Маршал Устинов» числится в составе Северного флота, в настоящее время он проходит ремонт и модернизацию.

Ракетные крейсера пр. 1164 предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Всего советский флот собирался заказать 10 боевых кораблей данного типа (по 4 на Тихоокеанский и Северный флот и по 1 для Черноморского и Балтийского флота). Начиная с пятого корабля серии (Октябрьская революция), крейсера должны были строиться по обновленному проекту 11641. Данные суда должны были иметь удлиненный на 6 метров корпус, а также вооружаться крылатыми ракетами «Вулкан» (вместо «Базальта»), 5 боевыми модулями ЗРАК «Кортик» (вместо 6 установок АК-630М), а также новым радиотехническим оборудованием и 2 вертолетами.

Помимо этого на крейсерах проекта 11641 планировалось заменить тяжелый и громоздкий подъемный кран на более легкий, обладающий меньшими размерами. Однако из-за финансовых ограничений Минобороны СССР в 1990 году отказалось от дальнейшего строительства кораблей данного проекта. Разработкой ракетных крейсеров пр. 1164 «Атлант» занималось Северное ПКБ, руководителем проекта был А.К.Перьков, а впоследствии В.И.Мутихин.

Основные технические характеристики кораблей данного проекта следующие:
— водоизмещение стандартное – 9.380 тонн;
— водоизмещение полное – 11.490 тонн;
— водоизмещение наибольшее – 11.720 тонн;
— длина корпуса — 186,4 метра;
— ширина корпуса – 20,8 метра;
— осадка по миделю — 6,28 метра, по носовому бульбу — 8,4 метра;
— максимальная мощность ГЭУ крейсера – 113.000 л.с.;
— полная скорость хода – 34 узла;
— дальность плавания экономным ходом – до 8000 миль;
— экипаж ракетного крейсера – 480 человек.

Время экстренного приготовления крейсера к бою и походу составляет всего 12 минут, автономность плавания достигает 30 суток, мореходность ничем не ограничена. Использование главных комплексов вооружения корабля возможно при наличии бокового крена до 15 градусов и килевой качке до 5 градусов, а также ветре до 20 м/сек.

Диаметр циркуляции корабля составляет 655 метров. На корабле используется специальная система успокоения качки – УК 134-6, которая имеет 4 автоматизированных крыла общей площадью по 6 квадратных метров, с повышенной скоростью перекладки.

Описание конструкции крейсера

По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса обладают сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны).

Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения.
Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые.
Третий отсек корабля почти полностью занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные.
Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме.
В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб.
В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом.
В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера.

В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе.
В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы.
В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами.
В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы.
В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта).
В 13 и 14 отсеках расположены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера.

В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна).

В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт.

Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами, для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера обладают системами воздухозабора и расположены поперек крейсера. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн.

На главной палубе в кормовой ее части в виде отдельного острова находится вертолетный ангар, который венчает большая 30-тонная антенна ЗРК «Форт», далее в корме находится вертолетная площадка с системами обеспечения посадки и взлета. Помимо набора спасательных средств на корабле находятся рабочий катер пр. 1402 и разъездной командирский катер пр. 1404.

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, каждый из которых включает в свой состав 2 форсажных (или основных) газотурбинных реверсивных двигателя, которые работают на спаривающий односторонний редуктор, а также 1 маршевый газотурбинный реверсивный двигатель, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные двигатели находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые двигатели находятся в носовом машинном отделении и обладают двухкаскадной амортизацией.

Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура – ТУК и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД главных механизмов на 12 процентов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.

Вооружение крейсера

Основным вооружением ракетного крейсера является комплекс ударного ракетного оружия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон-1164», антенный пост которой находится на носовой стороне фок-мачты. Данный комплекс предназначен для поражения важных групповых и одиночных надводных целей и в состоянии вести залповую и одиночную стрельбу. На крейсере имеется 8 сдвоенных ненаводящихся ПУ СМ-248, которые расположены побортно с углом наклона в 30 градусов.

Боезапас крейсера составляют 16 противокорабельных ракет. Выдача целеуказания для стрельбы осуществляется с помощью приема спутниковой информации «Корвет-5», а также приема информации от собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания или самолетов Ту-95РЦ. Максимальная дальность ведения огня составляет 550 км. Боевая часть ракет может быть фугасно-кумулятивной или ядерной (до 350 кт).

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

На третьем ракетном крейсере пр. 1164 «Червона Украина», в настоящее время – «Варяг» вместо «Базальта» изначально был установлен комплекс П-1000 «Вулкан», обладающий максимальной дальностью ведения огня в 700 км. Перезарядка ракет «Базальт» и «Вулкан» возможна лишь на базе с помощью использования специальных ракетно-разгрузочных устройств. Данные крейсера являются одними из наиболее мощных в своем классе, именно благодаря своим противокорабельным ракетам, обладающим большой дальностью стрельбы и большой мощностью БЧ. Данные ракеты могут поразить и уничтожить даже такую хорошо защищенную и крупную цель, как авианосец. По этой причине данные корабли иногда называют «убийцами авианосцев».

Основное зенитное вооружение корабля – это комплекс ЗРК «Форт» (С-300Ф). Данный комплекс предназначен для уничтожения маневренных, высокоскоростных и малоразмерных целей во всем диапазоне высот, а также морских целей средних размеров. Боезапас крейсера – 64 ракеты. В состав данного комплекса входит подпалубная ПУ барабанного типа с 8-ю барабанными устройствами на 8 транспортно-пусковых контейнеров. Дальность стрельбы до 90 км, по высоте — 25 км.

ЗРК ближнего радиуса действия представлены 2-мя одноканальными комплексами «Оса-МА», которые предназначены для самообороны крейсера от низколетящих вертолетов, самолетов, ракет, а также поражения надводных целей на удалении от 1 до 15 км и по высоте до 5 км. Комплекс установлен побортно, общий боезапас – 48 ракет.

Артиллерийское вооружение представлено двуствольной автоматической артиллерийской установкой калибра 130-мм АК-130, максимальная скорострельность 85 выстрелов в минуту, дальность ведения огня – 24,1 км, боезапас 360 снарядов на ствол, живучесть каждого ствола 1500 выстрелов. Для борьбы с низколетящими воздушными целями на рубеже дострела, а также уничтожения плавающих мин, поражения легкобронированных объектов применяются скорострельные 30-мм шестиствольные автоматы АК-630М – три батареи в составе 2-х установок и одной СУ. Темп стрельбы до 5000 выстрелов в минуту, максимальная дальность 8 км, дальность поражения по высоте – 5 км, общий боезапас 48 000 выстрелов.

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Противолодочное вооружение корабля включает в себя ГАК «Платина». Дальность обнаружения подлодок с помощью данного комплекса при благоприятных условиях составляет до 15 км. При включении специальной буксируемой антенны переменной глубины реализуется возможность «прослушивать» горизонты ниже слоя температурного скачка. Основным противолодочным вооружением корабля являются 2 пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134 калибра 533 мм, общий боекомплект 10 торпед. Также для борьбы с подводными лодками может использоваться вертолет Ка-27 корабельного базирования.

Также в состав вооружения крейсера входят 2 реактивных бомбовых установки РБУ-6000 (общий боекомплект 96 реактивных глубинных бомб). Реактивные глубинные бомбы в основном предназначены для защиты корабля от торпед, подлодок, подводных диверсантов путем осуществления залповой стрельбы. Дальность стрельбы до 6 км, глубина погружения бомб 500 метров. Помимо этого установка может использоваться для ведения огня по береговым целям.

На ракетном крейсере установлено 2х2 ПУ помех ПК-2 и 12х10 ПУ помех системы ПК-10, а также имеется полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо», который предназначен для обнаружения локационных и радиостанций, головок самонаведения ракет и их пеленгованию, подавлению трактов наведения ракет и другого противодействия, то есть корабль обладает наступательными возможностями средств РЭБ, которые также позволяют ему «прятаться».

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Крейсера проекта 1164 «Атлант» на практике реализуют принцип ударного корабля, способного действовать без надежного прикрытия с воздуха. Они сочетают в себе высокую маневренность, мореходность, скорость и могут действовать в удаленных районах мирового океана без собственного гарантийного прикрытия с воздуха. Используя свою мощную систему ПВО, корабль в состоянии подойти к авианесущей группе противника на расстояние действия своих ПКР и разгромить ее.

Неофициальная оценка кораблей данного проекта достаточно высока, применяя свое оружие и средства РЭБ, крейсер в состоянии выдержать получасовой бой с любым соединением противника, сбив за это время до 40-45 ракет, атакующих корабль. При этом для нанесения неприемлемого ущерба для кораблей данного типа, по оценкам западных специалистов, требуется попадание 6-и противокорабельных ракет «Гарпун» (боеголовка 227 кг) или 3-х «Томагавков» (обычная боеголовка 454 кг ВВ).

Уместно привести слова американского эксперта Тома Бернхарда, который занимается изучением советской техники. По его словам «…компьютер кораблей данного типа содержит больше шестеренок, чем часы моего деда и построен с расчетом на то, чтобы выдержать электромагнитный импульс после ядерного взрыва, который способен вывести из строя более современные ЭВМ. Для каждой автоматической системы на крейсере существует дублирующая механическая система… Русские исходят из самого плохого сценария, при развитии которого пушки корабля продолжили бы стрелять даже тогда, когда флаг уже ушел под воду».

/Сергей Юферев, topwar.ru/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень низкая телеметрия в управлении.Большие расходы и в общем проблемы в содержании всего.Причины случайностей-неизведаны,но понятны.Теория информации об этом доступно объясняет.Буду краток-когда не знаешь что делать-будь внимателен(анализ-разведка и осторожен)Система предельной оптимизации недоступна по проектам по причине времени и дополнительным условиям.УМеня нет в этом ограничений,но людям это давать не хочу-твари.

  2. По проектам кораблей, как математик и техник судостроитель — знаю 4 пункта технических условий не зафиксированных в стандартах СССР и России. Вся реклама не имеет смысла когда проект визуально на 75% (по основным характеристикам) может быть определен как рентабельный или нет. В условиях войны тактика ВМФ Японии строилась на универсальности судов небольшого водоизмещения и морской авиации. США в Перл-Харборе получили результат своей тактики и стратегии. История учит тому, что мало кто учится на своих ошибках и многоцелевые системы тянут ресурсы там, где они необходимы по плану специализации отдельных операций.

    • э-э-э-э… «уважаемый» алекс… оставив за скобками вопрос «рентабельности» боевого(!) корабля — ибо вне боевых действий он НЕрентабелен по определению — вы, собственно, о чем вообще, «как техник и судостроитель», говорите? какая нафиг тактика «…Японии строилась на универсальности судов небольшого водоизмещения…», если на 1941 год (да-да, тот самый год, Перл-Харбор именно в нем случился, не поверите!) силы Императорского флота включали, согласно (https://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_флот_Японии_во_Второй_мировой_войне) 11 только линкоров!!! блин, какие такие «небольшое водоизмещение»??? 17 тяжелых(!) крейсеров!!! а вот авианосцев только семь! эсминцы и прочие «типа малотоннажные» считайте сами, если такой «знаток»… более того, и после успешного дебюта авианосцев японцы, будучи не «математиками и техниками судостроителями», а нормальными военными, продолжали нормальное же, сбалансированное строительство флота, вводя в строй как авианосцы, так и тяжелые артиллерийские корабли!
      а касательно США — они получили именно то, что хотели. отличный повод для вступления в войну, иначе говоря вытеснения япов из Азии, при этом сохранив видимость невинной жертвы и не потеряв толком ничего важного. нет, погибла некоторая часть моряков (фактически 2403 чел, команда ОДНОГО линкора, всего лишь!), потери в кораблях опять же реально незначительны. два древних, как мамонтово гуано, линкора утоплено (один потом поднят и введен в строй), еще три повреждено, но после также введено в строй (кстати, не таким уж долгим был ремонт). это из двадцати двух!!! зато какой эффект, какие вопли насчет «подлых японцев»!
      не зря командование флота сделало все, чтобы нападение выглядело ну очень внезапным! и да, именно это и было требованием стратегии. одно полностью уничтоженное старое корыто, которое и так уже на списание просилось, плюс еще одно временно потопшее. зато все в мире согласны, что надо япов… того… и мгновенно забыто то, что их к подобному просто вынудили торговыми эмбарго!
      ну, а ваш первый комментарий… уже ни в какие ворота не лезет. буду краток — набор заумных банальностей, типа «…когда не знаешь что делать-будь внимателен(анализ-разведка и осторожен)…» и невнятных намеков неведомо на что. а, да, еще выс…ер на тему «люди-твари». какое все это имеет отношение к теме статьи — крейсерам типа «Атлант» проекта 1164, я так и не понял. подозреваю, они вам почему-то не нравятся, нерентабельные какие-то, но почему они такие нехорошие — вы так и не определили внятно, так что будьте так любезны, расшифруйте ваши ребусы, ладно?

  3. залп из 5 гарпунов и этот исполин парализован а то и вовсе на дне. С такой системой пво только в камикадзе

    • ну, не знаю, по-моему, как раз зенитной артиллерией (я имею в виду все зенитные системы, можете назвать зенитно-ракетными системами, если хотите) корабль просто нафарширован. и как раз «гарпуны» вовсе не выглядят против него этакой «вундервафлей» — низкоскоростная дозвуковая ракета, разработанная аж на десять (а то и более) лет раньше противостоящих ей систем, да еще и система наведения тепловизионная с телеуправлением (и это на последних версиях!), то бишь вполне поддающаяся радиоподавлению и даже задымлению… вы ничего не перепутали? ладно бы бриттскую «си игл» вспомнили, тоже не бог весть что, но хоть посвежее будет, ненамного… я уж молчу о том, что дальность у этих фиговин реально этак вдвое и более меньшая, чем у собственного вооружения крейсера. так что только авиационный вариант, еще более убогий, иначе любое корыто будет потоплено раньше, чем подойдет на дальность запуска — и еще не факт, что попадет, не стоит забывать! нет, 1164 не всенагибающий централ, но ваш коммент как-то не очень…

      • поправка — любое корыто, вооруженное «гарпунами», неточно написал, извиняюсь. это совсем не относится к «корытам», вооруженным томагавками-В или чем-то аналогичным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя