Як-130 – это новейший российский учебно-боевой самолёт, который является новой полноценной разработкой, а не модернизацией существующих моделей, построенной в России после развала СССР. По классификации НАТО: Mitten – «Рукавица». Самолет был создан для замены в составе ВВС России учебно-тренировочных самолетов Л-39.

Главным конструктором самолета является Николай Должников. Созданием машины занималось ОКБ им. Яковлева совместно с итальянской компании Aermacchi, однако из-за возникших в ходе создания самолета разногласий каждая из компании продолжила реализовывать свою концепцию самостоятельно.

В настоящее время самолет серийной производится на авиационном заводе корпорации «Иркут». Потребность ВВС России в самолетах подобного класса оценивается в 250 единиц, а объем мирового рынка в 2500 единиц. Самолет принят на вооружение ВВС России. В настоящее время реализуется контракт на поставку 65 самолетов данного типа до 2017 года, сумма контракта 30 млрд. рублей. Данные машины должны обеспечить первоочередную потребность в подготовке военных летчиков. По состоянию на конец 2012 года в составе ВВС России числится 26 самолетов Як-130.

Учебно-боевой самолёт Як-130

В перспективе данные самолеты должны полностью заменить в войсках устаревшие чехословацкие самолёты L-39 и стать основой учебно-боевой единицей российских ВВС. Произойти это должно в течение 10-13 лет. Многие из применяемых в настоящее время для тренировки курсантов L-39 «Альбатрос» с советским двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ уже давно отлетали свой ресурс. По этой причине еще в конце 1980-х годов в СССР был объявлен тендер на создания нового учебно-боевого самолета.

К созданию нового самолета руководство ВВС подталкивала также прожорливость L-39 в сочетании с повышением цен на авиационное топливо на фоне стремительно ухудшающегося экономического положения страны. К тому же выпускать летчиков на самолетах, относящихся к предыдущим поколениям, было явно бессмысленно, а молодые пилоты, даже достаточно хорошо освоившие L-39, не могли сразу же пересесть на МиГ-29 или Су-27. Слишком большим стал разрыв между летными качествами новых самолетов и «летающей партой».

Проектирование нового самолета было начато еще в 1991 году, работы по проекту были завершены в сентябре 1993 года, в том же году к работам подключилась итальянская компания Aermacchi. Уже на завершающем этапе разработки итальянцы из-за возникших разногласий вышли из проекта. При этом компания Aermacchi сумела получить всю конструкторскую документацию на планер учебно-боевого самолета и в итоге выпустила свою версию самолета – Aermacchi М-346.

Работы по выпуску конструкторской документации на новый самолет были закончены в 2000-2001 годах, а 10 апреля 2002 года Як-130 стал победителем конкурса, который был объявлен ВВС России, на поставку нового учебно-боевого самолета.

Учебно-боевой самолёт Як-130

Свой первый полет новый самолет выполнил еще 25 апреля 1996 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Андрей Синицын. Производство первых прототипов Як-130 было начато в 2003 году. Первый прототип, собранный на нижегородском авиазаводе «Сокол», поднялся в воздух 30 апреля 2004 года. Выпуск предсерийной партии из 4-х самолетов Як-130 был завершен в 2008 году. С этого же года началось серийное производство УБС Як-130 на Иркутском авиазаводе НПК «Иркут». Первые серийные самолеты поднялись в небо в 2009 году, а с февраля 2010 самолет начал поступать на вооружение ВВС России.

Особенности самолёта Як-130

Як-130 – это первый в мире учебно-боевой самолет, летно-технические характеристики и аэродинамическая компоновка которого (на дозвуковых скоростях полета) аналогичны современным реактивным истребителям. Репрограммируемая система управления машины позволяет пилотам во время полета в короткие сроки осваивать и совершенствовать свои навыки управления и пилотирования боевых самолетов 4-го и 5-го поколения как российского, так и зарубежного изготовления.

Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным крылом трапециевидной формы и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы корпуса, расположенные перед крылом позволяют обеспечить устойчивую управляемость машины при углах атаки до 35 градусов. Як-130 оснащен трехопорным шасси, которое за счет использования пневматиками низкого давления, позволяет эксплуатировать самолет и с грунтовых аэродромов.

Учебно-боевой самолет Як-130 был создан для проведения основного и повышенного этапов подготовки пилотов с учетом современных тенденций развития мирового рынка самолетов данного класса и способен эффективно выполнять не только учебные, но и боевые задачи в локальных конфликтах или конфликтах малой интенсивности, например, в ходе проведения контртеррористических операций. Кабина УБС Як-130 была выполнена с учетом имеющихся тенденций развития приборного оборудования перспективных боевых самолетов пятого поколения.

Самолет оснащен высоконадежной комплексной системой управления, которая имеет возможность репрограммирования, что позволяет готовить военных летчиков практически для всех современных истребителей: МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Typhoon и Rafale, F-22, F-35.

Хорошая тяговооруженность и совершенная аэродинамика машины позволяют самолету совершать полеты во всех режимах, которые свойственны современным и перспективным боевым самолетам, а также эффективно решать различные боевые задачи. Используемая на Як-130 система встроенного контроля позволяет обеспечить автономность эксплуатации машины, а катапультируемые «через фонарь» кабины катапультируемые кресла позволяют экипажу безопасно покинуть самолет в различных аварийных ситуациях, даже при нулевой скорости и высоте полета.

Учебно-боевой самолёт Як-130

Учебно-боевой самолет Як-130 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АИ-222-25, каждый из которых обладает взлётной тягой в 2500 кгс. Высокая тяговооруженность обеспечивает самолету высокую скороподъемность и взлетных характеристики. Воздухозаборники двигателей прикрываются специальными защитными створками, которые закрываются при движении машины по земле и предотвращают попадание в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки. Также это обеспечивает безопасную эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов.

Самолет Як-130 может дополнительно оснащаться системой дозаправки топливом в полете, что значительно увеличивает боевые и учебные возможности машины. Установленная на самолет вспомогательная силовая установка ТА-14, оснащенная электрогенератором переменного тока позволяет эксплуатировать Як-130 автономно, в том числе на удаленных и полевых аэродромах. В случае возникновения на борту аварийной ситуации данная установка может быть применена уже в полете. Также самолет оснащается собственной бортовой кислорододобывающей установкой.

Комплекс БРЭО Як-130 обладает открытой архитектурой с трехканальной системой обмена информацией, выполненной согласно стандартам MIL-STD-1553B и радиальными связями, которые выполнены по стандарту ARING-429. Электронная индикация учебно-боевого самолета построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплеях размерами 6х8 дюймов (у каждого из пилотов) и не содержит электромеханических приборов. Также она включает в свой состав нашлемную систему целеуказания, расположенную в первой кабине, и коллиматорный авиационный индикатор.

Учебно-боевой самолёт Як-130

УБС Як-130 в состоянии успешно решать и боевые задачи. Реализованная на нем современная система управления оружием, основанная на модульно-блочном принципе, позволяет варьировать состав используемого вооружения в зависимости от применяемых прицельных систем с минимальным количеством доработок. Самолет оснащен 9 точками подвески (6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная), на которых может нести до 3000 кг полезной боевой нагрузки. Благодаря этому на базе УБС Як-130 достаточно легко можно создать семейство легких ударных машин, обладающих высокой степенью преемственности главных технических и конструктивных решений. Степень унификации ударной версии самолета и учебно-боевой составляет 90%.

Реализованная на самолете бортовая система имитации режимов боевого использования позволяет:

— проводить имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием и захватом цели, а также ее сопровождением, пуском ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с использованием средств бортового комплекса обороны;

— проводить имитацию атак наземных целей с осуществлением пуска ракет класса «воздух-поверхность», оснащенных тепловыми, лазерными, телевизионными или радиолокационными головками самонаведения, а также неуправляемых ракет, различных типов бомб, стрельбой из пушек, постановкой помех противником и пуском зенитных ракет, использованием средств бортового комплекса обороны;

— осуществлять взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, другими самолетами в группе.

Простота конструкции Як-130, высокая надежность силовой установки и планера, самолетных систем, автономность базирования и большой ресурс использования вместе с высокими эксплуатационными характеристиками, низкой стоимостью жизненного цикла и высокими ЛТХ делают возможным осуществление высококачественной подготовки летного состава ВВС в короткие сроки, а также эффективное решение реальных боевых задач.

Учебно-боевой самолёт Як-130

Лётно-технические характеристики Як-130:
Размеры:
— длина – 11,49 м;
— размах крыла 9,72 м;
— высота – 4,76 м;
Площадь крыла – 23,52 м2;
Масса самолета:
— нормальная взлетная – 7230 кг;
— максимальная взлетная – 10290 кг;
Запас топлива – 1700 л;
Тип двигателя – два ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс;
Максимальная скорость – 1060 км/ч;
Крейсерская скорость – 650 км/ч;
Практическая дальность полета – 1600 км, с ПТБ – 2300 км;
Практический потолок – 12.500 м;
Экипаж – 2 человека;
Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, пушечные контейнеры, 9 точек подвески, боевая нагрузка – 3000 кг.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

6 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Высоконадежная система управления — это иллюзия.
    Из-за отказов КСУ упало уже 4 самолета. И это при том, что изготовители знали про это.

  2. Упало уже 4 самолёта??? По «ящику» вещали о том, если курсант, не туды ручку дёрнет, ничё мол страшного, эта самая тупая в мире машина всё исправит, какая чушь, Позор изготовителям, Позор развалившемуся ОКБ Яковлева

  3. Како же он штурмовик, он же без брони,(даже бронеплит прикрывающих пилота нет), плюнуть и то не хочется.

Ответить