Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

В этом году Войско Польское получит первую партию тяжелых колесных плавающих бронетранспортеров 8×8 (CPKTO 8×8) «Гиппопотам». Это транспортное средство, созданное в рамках проекта, финансируемого из ресурсов Министерства науки и высшего образования. Созданный с нуля, не прибегая к существующему шасси, что имелось в более ранних разработках AMZ, то есть «Вепрей», «Туров» или «Зубров».

Транспортное средство с собственной массой около 21 тонны, допустимой снаряженной массе около 32 тонн и грузовместимости до 5 тонн (и плавучести при массе до 26 т).

Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

Вообще мы мало знаем о польской военной промышленности. Я, допустим, до начала общения с польскими военными думал, что весь их ВПК умер, и они тоже «доедают» остатки советского наследия. Оказалось – это не так, вернее не на все 100%. Во-первых, Польша практически не получала советского оружия, а все выпускала самостоятельно или импортировала из Чехословакии, так что разрыв экономических связей не повлиял на её оборонку. Другое дело – рыночная экономика и потом вступление в НАТО. То, что Польша всегда тяготела к Западу, и слепому было видно.

НАТО «не поскупилось». Помимо танков, полякам было передано аж 25 бронетранспортёров М113 разных модификаций и 150 «Хамеров»! Вот тут и начались проблемы…

Польша сама не выпускала БТРы, а экспортировала комплектующие ОТ-64 «SKOT» из Чехословакии и собирала у себя в Познани под именем «Рысь». Сей бронетранспортер давно устарел и требовал замены. Но после революции (или может контрреволюции) Чехословакия перестала их выпускать, а потом вслед за разделом страны им вообще было не до новых проектов. Хотя надо отдать должное – чешская техника немного превосходила советских прародителей.

Польский плавающий БТР «Гиппопотам»
Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

Поэтому Польша, которая тогда потеряла практически всю военную промышленность, купила лицензию на производство БТР Patria (не знаю как это по-фински, но по-испански это будет «Родина») и стала их успешно клепать под именем «Росомаха». К 2013 году их в строю уже более четырех с половиной сотен.

Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

Так зачем же нужен «Гиппопотам»? Дело в том, что «Росомаха» не подходила для инженерной разведки. По данным логистики, на полный комплект технической разведки требовалось 2 «Рыси» или 1,5 «Росомахи» (как полтора землекопа). Дальнейшее его проектирование привело к тому, что на этот бронетранспортер можно установить и крупногабаритные системы ПВО и минно-заградительного оборудования, да мало ли чего еще!

Благодаря применению разработанного нового бронирования (подкорпусного дефлектора), современных технологий композитов, а также систем индивидуальной защиты, БТР «Гиппопотам» должен обеспечить экипажу максимально возможную степень баллистической и противоминной защиты.

Польский плавающий БТР «Гиппопотам»
Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

Конструкция «Гиппопотама» характеризуется универсальностью и возможностью быстрой адаптации внутренностей в зависимости от вида задач, которые выполняются. Он не должен быть альтернативой для «Росомахи», а его дополнением в сферах, которые требуют специализированных заданий, нередко тяжелого и требующего большого пространства для оборудования.

БТР «Гиппопотам» имеет полную длину 9,5 м, высоту 2,82 м, а ширину 2,88 м. Для сравнения, «Росомаха» имеет длину 7,77 м, высоту около 2,36 м и ширину 2,83 м. Базовое шасси «Гиппопотама» будет оборудовано шасси 8×8 высокой мобильности с двумя управляемыми мостами.

Дизельный двигатель Deutz TCS 2015 V08 мощностью 600 л/с обеспечивает крутящий момент в пределах 2700 Нм. Коробка Allison 7-ступенчатая автоматическая. Скорость бронетранспортёра по шоссе равняется 110 км/ч. Транспортное средство оснащено ABS, центральной системой подкачки колес, противовзрывными вкладками (для колес с размером 16.00 R20) а также лебедкой.

Основной корпус транспортного средства выполнен из броневой стали с дополнительной композитной разнесенной броней. Уровень баллистической защиты на уровне класса IV STANAG 4569 — то есть защищает 90% проекции от обстрела бронебойными пулями 14,5×114 мм B32 из расстояния 200 м при скорости пули 910 м/с.

Для самозащиты БТР «Гиппопотам» оснащен управляемым модулем вооружения OBRSM ZSMU — 1276C1 Kobuz, а также КОЭП SSP — 1 Obra (аналог «Шторы») и пусковыми 81-мм установками дымовых гранат. Транспортное средство должно быть также оборудовано оптическими дневными и тепловизионными камерами.

Польский плавающий БТР «Гиппопотам»
Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

Однако дело в том, что первый опытный экземпляр не хотел плавать ВООБЩЕ! По началу удалось достичь плавучести при минимальном весе 22 тонны и то со скоростью 4 км/ч. При требуемом весе 26 тонн БТР «Гиппопотам» провокационно стремился стать «подводной лодкой». О заявленных тогда нормативных 10 км/ч по воде – можно было только мечтать.

Но у поляков остались неплохие корабелы. Исследования, связанные с оптимизацией конструкции корпуса относительно плавучести, реализовывались в сотрудничестве с КБ корабельной промышленности — тесты модели на волне и на спокойной воде были проведены в испытательном бассейне отдела океанотехники и судостроения Гданьского политехнического университета.

Польский плавающий БТР «Гиппопотам»
Польский плавающий БТР «Гиппопотам»
Польский плавающий БТР «Гиппопотам»
Польский плавающий БТР «Гиппопотам»

Плавучесть «Гиппопотама» удалось обеспечить установкой модулей с газом, которые автоматически заполняли кассеты-ячейки с полостями, находящиеся на внешней стороне корпуса. Как бы то ни было, но «Гиппопотам» стал «грести» со скоростью 10 км/ч не только по спокойной пресной воде, но и держать 3-бальную морскую волну.

/Akim, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя