Военно-воздушные силы США в конце 1970-х годов, не вполне удовлетворенные тяжелым штурмовиком А-10А имеющимся у них (главным образом не удовлетворял критерий «эффективность-стоимость»), вновь начали рассматривать концепцию легкого противотанкового штурмовика. К такому самолету в мае 1978 года выработали требования, акцент в которых был сделан на высокую маневренность, небольшие размеры, взлетно-посадочные характеристики и простоту конструкции.

Американский экспериментальный штурмовик ARES

Фирма Scaled Composites, возглавляемая Рутаном, в 1985 году приступила к проектированию Модель 151 ARES (Agile Responsive Effective Support – маневренный самолет непосредственной поддержки, имеющий малое время реакции). Работы велись в инициативном порядке в надежде получить заказ после создания опытного экземпляра. Самолет предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами, дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами, для патрулирования границ, а также борьбы с наркобизнесом. Планировалось в дальнейшем создать двухместный вариант для использования как передовой авианаводчик и учебно-тренировочный самолет.

В ARES был использована аэродинамическая схема «утка», его планер практически полностью был выполнен из композиционных материалов. В очередной раз Рутан подтвердил репутацию конструктора с нестандартным мышлением использовав асимметричную компоновку. С левой стороны фюзеляжа размещался воздухозаборник реактивного двигателя, с правой – 25-миллиметровая встроенная пушка. Данное решение позволяло исключить опасность помпажа двигателя вызванного попаданием пороховых газов в воздухозаборник.

Максимальный взлетный вес самолета составлял 2767 кг, максимальная скорость составляла 763 км/ч. Для поражения наземных целей легкий штурмовик мог брать неуправляемые ракеты и бомбы малого калибра. Также в состав вооружения ARES могли входить две самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Сайдуиндер» с инфракрасной головкой самонаведения или четыре малогабаритных ракеты «Стингер».

Американский экспериментальный штурмовик ARES

19 февраля 1990 года состоялся первый полет самолета. Во время второго полета, который был проведен в тот же день, из строя вышла основная гидравлическая система. Выпуск шасси был произведен при помощи аварийной системы, и самолет благополучно приземлился. В первых двух испытательных полетах самолет развил скорость в 400 км/ч, достигнут угол атаки 15 градусов, перегрузка 2,5 g. Во время третьего полета, организованного специально для представителей прессы 26 февраля, самолет летал с выпущенными шасси.

ВВС США, несмотря на все старания конструктора, к легкому штурмовику довольно быстро «охладели». Их не устраивало то, что упрощенное бортовое радиоэлектронное оборудование не позволяло применять высокоточное оружие. Также, малая масса боевой нагрузки не позволяла наносить массированных ударов. Американским военным, как и советским, по душе была «дубина». Экспериментальный штурмовик ARES Рутана остался в одном экземпляре, и все работы по нему были свернуты.

Стоимость данного самолета составила около одного миллиона долларов. Его использовали при съемках художественного фильма «Железный Орел -3», где он исполнил роль немецкого секретного истребителя Me-263.

Конструкция

Штурмовик ARES выполнялся по схеме «утка» и имел крыло двойной стреловидности. ПГО имеет обратную стреловидность. Самолет имеет вертикальное двухкилевое оперение. Фюзеляж смещен на 760 миллиметров вправо относительно диаметральной плоскости планера.

Грузовой отсек (длина 2300 мм, ширина 750 мм, высота 750 мм) расположен в центральной части фюзеляжа, и предназначен для целевой нагрузки (включая размещение аппаратуры для фоторазведки). Доступ в грузовой отсек осуществляется через люк, выполненный в правом борту фюзеляжа. Пространство отсека также может использоваться для оборудования кабины 2-го члена экипажа.

Планер самолета не менее чем на 50% по массе изготовлен из углепластика. Элементы конструкции около пушки и поверхности управления выполнены из кевлара. Система управления — полностью механическая обратимая. Между элеронами и балками в задней корневой части крыла установлены большие тормозные щитки, имеющие гидропривод.

Шасси – трехопорное, с носовым колесом. Стойки шасси одноколесные, на их уборку требуется шесть секунд.

Самолет оснащен одним турбореактивным двухконтурным двигателем Пратт-Уитни JT15D-5 (2х1340 кгс) оснащенным электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель относительно оси фюзеляжа установлен под углом, для выравнивая линия тяги его выходное устройство искривлено.

Воздухозаборник расположен по левому борту фюзеляжа в верхней части, на значительном удалении от дульного среза пушки. Данное расположение препятствует засасыванию пороховых газов в двигатель.

Штурмовик оснащен встроенной 25-мм пушкой GAU-12U с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа (данная схема была призвана устранить реакцию самолета по рысканию и опасность при стрельбе помпажа двигателя). Также, в вооружение могут быть включены 2 управляемые ракеты AIM-9L «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» или 4 малогабаритных управляемых ракеты AIM-92 «Стингер». Возможна подвеска неуправляемых ракет и бомб малого калибра.

Американский экспериментальный штурмовик ARES

Лётно-технические характеристики:
Размах крыла – 9,50 м;
Длина – 11,40 м;
Высота – 3,80 м;
Площадь крыла – 17,20 м2;
Масса пустого самолета – 4200 кг;
Максимальная взлетная масса – 7120 кг;
Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный двигатель Pratt Whitney JT15D-5;
Тяга – 13,12 кН;
Максимальная скорость – 750 км/ч;
Крейсерская скорость – 678 км/ч;
Практическая дальность – 920 км;
Практический потолок – 12000 м;
Экипаж – 1 человек;
Боевая нагрузка – 1812 кг;
Вооружение – встроенная пушка GAU-12/U калибра 25 мм.

/По материалам topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить