Последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (который фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»Подлодка К-18 «Карелия», 1 января 1994 года

Основным оружием субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки.

Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8300 км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

Конструкция новой подлодки являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого–третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»

Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л.с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя экономичного хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами, имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25  и углекислого газа не более 0,8%.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»

Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов. Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9300 км.

Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США.

Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на 4 или 10 боевых блоков суммарной мощностью — 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками.

Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 мм с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

В 1988 году ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника.

Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог — по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта, 6 из них находятся в составе ВМФ России, и одна — на переоборудовании.

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная.

Для размещения отдельных подлодок имеются специальные базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8% «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км.

Но в условиях, которые характерны для остальных 92% времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км.

Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели специальные испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»ПЛАРК пр.949-А и ПЛАРБ «Новомосковск» пр.677-БДРМ в базе

Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения).

Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2020 года. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновить производство модернизированных ракет Р-29РМУ2 «Синева».

Основные характеристики АПЛ проекта 667-БДРМ «Дельфин»:
Надводное водоизмещение – 11740 т;
Подводное водоизмещение – 18200 т;
Основные размеры:
— наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
— наибольшая ширина – 11,7 м;
— осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
— 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
— 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
— 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
— 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
— 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
— 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
— 2 вала;
— 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320…400 м;
Предельная глубина погружения – 550…650 м;
Автономность – 80…90 суток;
Экипаж – 135…140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
— пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
— пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4…8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
— торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
— торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
— может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения — МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
— гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
— «Залив-П» РТР;
— «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
— «Шлюз»;
— КНС ГЛОНАСС;
— радиосекстант (Code Eye);
— ИНС;
Комплекс радиосвязи:
— «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
— буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
— СВЧ и ВЧ-антенны;
— станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».

Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»
Подводный крейсер проекта 667-БДРМ «Дельфин»

/По материалам topwar.ru и ru.wikipedia.org/

2 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Уважаемый автор! Подборка отличная, но на некоторых фото изображен 667 БДР «Кальмар» — старший брат БДРМ.

Ответить